Интеллектуально-познавательная игра "Эрудит"
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) по теме

Сотуленко Татьяна Ильинична

Игра посвящена русскому языку. Данная игра-урок позволит учащимся 9-11 классов ближе познакомиться  с особенностями русского языка и поможет в подготовке к ЕГЭ по этому предмету.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon intellektualno-poznavatelnaya_igra_22erudit22.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

Интеллектуально-познавательная игра

 «Эрудит»

Учитель русского языка и литературы

Сотуленко Татьяна Ильинична

  1. Вступительное слово учителя

Сегодня наша игра посвящена русскому  языку.

Да, последние 2 столетия были эпохой революционного развития лингвистики, причем многие из важнейших открытий были сделаны российскими учеными. Движение лингвистики вперед продолжается, появление компьютера поставило перед ней новые задачи. Возможно, лингвистика станет одной из важнейших наук будущего информационного общества. Но в любом языке, в том числе и русском, могучей пружиной сжат тысячелетний опыт предков: их мысли, достижения, чувство прекрасного. Поэтому о родном языке никогда нельзя знать достаточно - он неисчерпаем. Чем больше человек знает, тем больше он может.

  1. Интеллектуальная игра «Эрудит».

Условия игры: 3 команды

1й этап «Разминка» (по 1б за каждый ответ)

Задания:

  1. Какое слово принадлежит только тебе, а употребляется другими чаще чем тобой? (имя)
  2. В каком слове отрицание «нет» слышится сто раз? (Стонет)
  3. Что у цапли впереди, а у зайца позади? (Буква « ц»)
  4. В какой клетке не держат птиц и зверей? (Тетрадной)
  5. Каким патроном не зарядить ружье? (Патроном для лампочки)
  6. В каких лесах не водится дичь? (В строительных)
  7. Какой вид литературного произведения обозначается мужским именем? (Роман)
  8. Каким поясом нельзя подпоясаться? (Географическим)
  9. Из какого крана не берут воду? (Из подъемного)

      2й этап «Литературный» (по 1б за каждый ответ)

  1. Назовите произведение и его автора по имени героя:

Цыганок (любимый подмастерье деда Каширина в повести М.Горького» Детство»)

Мосий Шило («Тарас Бульба» Н..Гоголь)

Дмухановский (пьеса Гоголя «Ревизор» фамилия городничего – Сквозник-Дмухановский)

Очумелов (рассказ А.П.Чехова «Хамелеон» полицейский надзиратель)

Максим Максимыч ( « Герой нашего времени»)

  1. Выбери ответ:

Какой предмет стал символом обломовщины?

1)диван

2)кресло

3)кровать

4)раскладушка

Какого общественно-политического течения придерживался Базаров в романе Тургенева «Отцы и дети»

1)Социализм

2)Нигилизм

3)Анархизм

4)Монархизм

Литературное направление название которого восходит к латинскому слову «образцовый»?

1)Романтизм

2)Сентиментализм

3)Классицизм

4)Реализм

  1. Узнай персонажа по реплике (по 1б за каждый ответ)

«Не хочу учиться, хочу жениться» (Митрофан)

«Оставьте меня, зачем вы меня обижаете» (Башмачкин)

«С Пушкиным на дружеской ноге был» (Хлестаков)

«Я говорю: отчего люди не летают как птицы» (Катерина)

«Душа моя испорчена светом» (Печорин)

«Учение – вот чума, ученость- вот причина» (Фамусов)

  1. Вспомните фамилию автора, название произведения, в котором есть крылатые выражения:

«Что день грядущий мне готовит» (Пушкин. «Евгений Онегин» )

«Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой» (Пушкин «Руслан и Людмила»)

«Растекаться мыслию по древу» («Слово о полку Игореве»)

  1. «Шуточные»

Глубокий смысл басни Крылова «Ворона и Лисица» состоит в том, что лишь потеряв сыр, ворона обрела ….Что? (Свободу слова)

Какой сказочной героиней Ш. Пьеро может полакомиться не только волк, но и все детишки? (Красной шапочкой)

Как звали первую женщину летчицу? (Баба- яга)

 

 3й этап «В стране пословиц и поговорок»  (по 1б за каждый ответ)

Мы пользуемся поговорками и пословицами в нашей повседневной речи, прибегаем к ним, когда хотим высказать нашу мысль более красочно, ярко, сослаться на похожую ситуацию, которая сложилась в давние времена и была придумана людьми. И поэтому, уж если «полез» за словом в карман мудрых людей, делай это с умом.

Задание 1 (Исправь пословицу, используя 1-2 слова, верните современным пословицам их прежнее звучание)

Компьютер памятью не испортишь  (  Кашу маслом не испортишь)

Мал ноутбук, да дорог (Мал золотник, да дорог)

С больной дискетой на здоровый винчестер  (  С больной головы на здоровую)

Друзья познаются на контрольной  (Друзья познаются в беде )

Трудно в учении - легко на каникулах ( Трудно в учении - легко в бою)

Запретный сайт сладок (Запретный плод сладок)

Задание 2.Опознай пословицу (По фразе, изложенной почти научным языком, опознайте русскую пословицу)

Не смог сориентироваться в небольшом количестве вечнозеленых  деревьев (В трех соснах заблудился)

Глубокое сердечное чувство настолько жестоко, что заставит вас испытывать влечение к домашнему парнокопытному семейства полорогих (Любовь зла - полюбишь и козла)

Большое количество усвоенной информации приведет к быстрому одряхлению организма (много будешь знать- скоро состаришься)

Задание 3.

Попробуйте догадаться, какие русские пословицы были следующим образом переведены на иностранный язык?

  • Недостаток ума компенсируй ходьбой .( Дурная голова ногам покоя не дает)
  • Если есть вещи, новых не покупают(От добра добра не ищут)
  • В раю всегда много народу (Свято место пусто не бывает)

4й Этап « Лексика».

Задание 1.

  • Очередь у прилавка с книгами. Вы подходите и спрашиваете у женщины :

-Вы последняя?

Женщина отвечает:

-В нашей стране нет последних. Вы хотели сказать: «Кто крайний?»

-Нет, я спрашиваю: «Кто последний?». Женщина .» В таком случае последняя Вы.»

Объясните , как правильно спросить : «Кто последний?» или «Кто крайний?»

(Правильно сказать: «Кто последний»  , т. к. начинающего очередь называют первым. А понятию первый противопоставляют понятие последний).

  • В поездах, трамваях, автобусах , когда они приближаются к остановке, часто приходится слышать такой диалог:

-Вы сходите?

-Нет, не схожу.

-Тогда позвольте мне пойти вперед, я схожу на этой остановке.

-Пожалуйста, сходите.

Рассудите, правильно ли говорят оба пассажира?

(Нельзя употребить слово «сойти» в значении «выйти». Нельзя говорить «Схожу в Москве, схожу на остановке». Надо говорить: « Выхожу на остановке»)

  • Ученик приходит в школу и говорит учительнице: «Благодаря болезни я не выучил урока».

Правильно ли объясняет ученик?

(«Благодаря» употребляется преимущественно в тех случаях, когда речь идет о причинах , вызывающих положительный результат. ( Из-за болезни; благодаря успеху))

Задание 2.

Наши соотечественники часто употребляют в речи устойчивые сочетания ,но страшно подумать ,какую картину представляет иностранец ,когда слышит: «Он бежал сломя голову» .Но мы знаем ,что означают такие фразы. А вот насколько? Это нашему жюри и предстоит проверить.

  • Восстановите фразеологизм по синонимичному выражению.(1 балл)
  1. Далеко-далеко (За тридевять земель)
  2. Работать очень хорошо (Засучив рукава)
  3. Очень мало (С гулькин нос, кот наплакал)
  4. Расстроился ,огорчился (Повесил нос ,голову)
  5. Сильно поразился  услышанному (Не поверить собственным ушам)
  6. Очень устать (Валиться с ног)
  7. Слушать сосредоточенно ,напряжённо (Затаив дыхание)
  8. Мучительно хочется спать (Глаза слипаются)
  9. В полном беспорядке (Вверх дном)

Задание 3.Живые картинки.

Используя приёмы пантомимы (т.е. при помощи жестов ,мимики),изобразите следующие фразеологизмы:

  1. Куры денег не клюют.
  2. Делать из мухи слона.
  3. Пустить козла в огород.

                  Задание 4.Объясните значение приведённых слов ,составьте с каждым словосочетание или предложение.

  • Риелтор - агент ,посредник ,занимающийся продажей и покупкой недвижимости (риелторская фирма)
  • Лизинг – долгосрочная аренда машин ,оборудования , транспортных средств ,сооружений производственного назначения ,предусматривающего возможность их последующего выкупа арендаторам по остаточной стоимости.
  • Брокер – посредник при заключении сделок между покупателями и продавцами на бирже , действует по поручению и за счёт клиентов ,получая за посредничество плату в размере определённого процента от суммы сделки.
  • Бренд – фабричная марка  , торговый знак.
  • Тендер – конкурентные торги на право получения заказов ,связанных с поставкой оборудования ,строительства.
  • Ипотека – залог недвижимости для получения долгосрочной ссуды ; денежная ссуда ,выдаваемая банком под залог недвижимости.

5ый этап «Творческий».

Задание 1.Каждый из вас должен составить синквейн на тему «Юбилей.20 лет нашей школе». Напомню вам , что это такое. Синквейн состоит из пяти строк:

1 - это существительное заключающее в себе тему .

2 - это два прилагательных  , определяющих первое существительное

3 - состоит из трёх слов  ,одно из которых – опорный глагол.

4 - заключает в себе отношение автора к теме разговора

5- синоним к первому слову ,вывод.

Задание 2. Составьте текст поздравительной открытки ,адресованной учителям и ученикам 599 школы  в честь 20-летия  школы. (Домашнее задание)

Задание 3.Команды соревнуются в знании стихотворений. Оценивается количество и качество исполнения ,артистичность. За каждое стихотворение жюри присуждает по 5 баллов.

 

Задание 4. Учитель обращает внимание учащихся на доску ,где находятся портреты знакомых им писателей. Все портреты пронумерованы. Каждая команда получает подсказку с фамилиями ,именами ,отчествами , датами жизни этих писателей . Задача заключается в том ,чтобы правильно подписать портреты. На выполнения даётся 3 минуты, оценивается правильность и быстрота.

Подведение итогов игры.

Заключительное слово учителя.

Я люблю свой родной язык.

Он понятен для всех ,

Он певуч.

Он, как русский народ, многолик ,

Как держава наша ,могуч .

Хочешь - песни ,гимны пиши,

Хочешь – выскажешь боль  души.

Будто хлеб ржаной ,он пахуч,

Будто плоть земная,  живуч.

Изучайте родной язык!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуально-познавательная игра "Искусство во мне"

Внеклассное мероприятие по ИЗО в 6 классе...

«Колыбель Екатеринбурга» - интеллектуально-познавательная игра - путешествие для учащихся 4-5 классов.

Интеллектуально-познавательная игра - «Колыбель Екатеринбурга» разработана для  учащихся 4-5 классов.Цель игры - развитие интереса учащихся к прошлому и настоящему родного города Екатеринбу...

Интеллектуально-познавательная викторина "Любимый город"

Мероприятие проходит в форме интеллектуально-познавательной викторины, относится к историческому краеведению и направлено на воспитание интереса, уважения к истории родного города, развитие тв...

Интеллектуально-познавательная игра для учащихся 10–11-х классов, посвященная празднику Победы

Интеллектуально-познавательная игра для учащихся 10–11-х классов, посвященная празднику Победы...

Интеллектуально-познавательная игра "История - дорога во времени"

Игра для учащихся 7 - 8 классов по истории России для недели истории в школе...

Интеллектуально-познавательная игра «Твои соседи по планете» для 8-11 классов

Данное мероприятие позволяе вспомнить,  а  может  быть,  узнать  впервые,  кто  сильнее  в  царстве  зверей,  кто  самый  маленький,...

Интеллектуально-познавательная игра, посвящённая творчеству М.В.Ломоносова

В игровой форме учащиеся закрепляют знания по творчеству М.В. Ломоносова....