Конспект урока словесности в 5 классе
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Федюкова Людмила Николаевна

 Данный урок в комплексе решает задачу формирования необходимой для современного ученика читательской компетенции. Обучать пониманию художественного текста можно и нужно в рамках любой из существующих программ и при любом варианте стандартов обучения. Основной подход, используемый учителем на уроке – интеграция в преподавании русского языка и литературы. Задания, предложенные  в методической разработке, способствуют  формированию лингвистической, языковой, коммуникативной и культуроведческой компетенций.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Окружной конкурс   методических разработок

по экологической  проблематике

        Номинация «Урок/занятие»


Выразительность и красочность языка в рассказе К.Г. Паустовского «Заячьи лапы»

Автор:

Федюкова Людмила Николаевна,

ГБОУ ООШ пос. Ильичёвский,

учитель русского языка и литературы

2013

Вступление  к методической разработке

Уровень образования:

 основное общее образование

Целевая аудитория:

 учащиеся  

Предметы:

 Литература

 Русский язык

               Краткое описание:

  Данный урок в комплексе решает задачу формирования необходимой для современного ученика читательской компетенции. Обучать пониманию художественного текста можно и нужно в рамках любой из существующих программ и при любом варианте стандартов обучения. Основной подход, используемый учителем на уроке – интеграция в преподавании русского языка и литературы. Задания, предложенные  в методической разработке, способствуют формированию лингвистической, языковой, коммуникативной и культуроведческой компетенций.

Ожидаемые результаты:

  • способность к обучению, поиску новых знаний;
  • повышение интереса к русскому языку и литературе и развитие мотивов учебной деятельности;
  • прочное и неформальное усвоение знаний, повышение результативности обучения;
  • активизация творческой деятельности;
  • любовь к природе и животному миру.

Методическая разработка урока словесности в  5 классе

Тема:  Выразительность и красочность языка в рассказе К.Г. Паустовского «Заячьи лапы»

Технология: развивающее обучение

Образовательная область – филология

Предмет – русский язык и литература       Класс – 5

Тип урока: интегрированный; урок закрепления знаний, умений и навыков

Форма урока: урок словесности с применением ИКТ

Методы: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский, иллюстративный, творческий, алгоритмический

Формы организации учебной деятельности: фронтальная беседа, комплексный анализ текста, самостоятельная работа, речеведческая деятельность, микроисследование возможностей языковых средств, словарная работа.

Цель урока: закрепление  знаний, умений и навыков комплексного анализа художественного текста

Задачи:

  • Повторить  стилистические, лексические, синтаксические приёмы построения текста.
  • Развивать мыслительную деятельность, творческие способности.
  • Воспитывать чувство сострадания, грамотное отношение к природе, чувство ответственности за всё живое на Земле.
  • Воспитывать любовь к языку, внимание к слову.

Оборудование: книжная выставка, карточки с текстом для каждого ученика, тетради рабочие по русскому языку; ПК и м/м проектор, экран, флэш-карта.

На доске эпиграф к уроку:

                                   «Человек и природа – не соседи, это одна семья и существовать они должны не просто рядом друг с другом, а вместе, едино».

К.Г. Паустовский

Ход урока

I. Организационный момент

Дети готовятся к уроку.

II. Вступительное слово учителя

- Здравствуйте, ребята!

Сегодняшний урок словесности мы проводим по рассказу К.Г. Паустовского «Заячьи лапы». Тема урока звучит так: «Выразительность и красочность языка в рассказе «Заячьи лапы».

Записываем в тетрадях число  и тему урока.

Учитель: Сегодня нас ожидает серьезный разговор о  бережном отношении к природе, духовных качествах человека, необходимых для жизни в обществе…Речь пойдет о нравственных ценностях, без которых нам в современной жизни не обойтись.

Слайд № 1

                 - Что вы знаете о К.Г. Паустовском? Какие произведения вы читали?

( К.Г. Паустовский – русский писатель, современные читатели в большей степени знают такую грань его творчества, как повести и рассказы о природе для детей)

   (Сказка « Тёплый хлеб», «Растрёпанный воробей», «Кот-ворюга», «Барсучий нос» и др.

Серия книг о творчестве и о людях искусства:

«Орест Кипренский», «Исаак Левитан» (1937), «Тарас Шевченко» (1939), «Повесть о лесах» (1949), «Золотая роза» (1956) – повесть о литературе, о «прекрасной сущности писательского труда»).

Некоторые из названных произведений представлены на нашей  книжной выставке.

Учитель:   Множество рассказов и повестей Паустовского родились из его путешествий, из встреч с новыми людьми и проникнуты большой любовью к родной земле. Задушевные, поэтичные, они говорят о взаимоотношениях человека и природы. Таков и рассказ «Заячьи лапы».

              III. Комплексный анализ текста

- Определите тему рассказа К.Г. Паустовского «Заячьи лапы»?

(Тема этого произведения - спасение деда Лариона из лесного пожара маленьким зайцем). Слайд № 2

- Что является главной идеей?

(Главной идеей  является то, что человек должен ощущать ответственность за те поступки, которые совершает по отношению к природе, должен быть добрым и отзывчивым не только к людям, но и к животным).

Ученики записывают в тетради сформулированные ответы

Слайд № 3

Задание: прочитайте слова,  выясните их значение.

ветеринария – наука о болезнях животных, их лечении и предупреждении, а также о методах защиты людей от инфекционных болезней животных

ветеринар – специалист по ветеринарии

онучи – длинные широкие полосы ткани для обмотки ног (при обувании в лапти)

лапти- в старое время: крестьянская обувь, сплетённая из лыка, охватывающая только стопу

посох – длинная и толстая трость

аптекарь – специалист – работник аптеки

пенсне – очки без дужек, держащиеся при помощи пружинки, защемляющей переносицу

коновал- знахарь, лечащий лошадей. Не врач, а коновал (о плохом, невежественном враче; разг. пренебр. )

фетр – плотный валяный материал из высококачественных сортов шерсти

экология – наука об отношениях растительных и животных организмов друг к другу и к окружающей их среде [3]

Ученики записывают слова в тетради

 -Какие проблемы ставит К.Г. Паустовский в рассказе «Заячьи лапы»?

(Этим рассказом автор поднимает несколько проблем, а именно: тесная взаимосвязь человека и природы, доброта одних людей и равнодушие других) 

- Назовите героев рассказа. Как созданы образы героев рассказа?

 (Автор не очень подробно описывает внешние черты героев, можно сказать, что они достаточно скудны. Ларион Малявин – это дед с растрепанной бородой в онучах, ходит с посохом. Внук Ваня – добрый мальчик (Слайд № 4)Зайца нам автор описывает, как маленькое животное с красными от слез глазами, с прожженными лапами и животом,  рваным левым ухом Слайд № 5).

- Как мы можем охарактеризовать героев рассказа по их поступкам?

(Слушаем ответы детей, делаем записи в форме таблицы)

Слайд № 6

Положительные герои

Отрицательные герои

Ларион Малявин – добрый, отзывчивый человек, с высоким чувством долга и ответственности.

Ваня Малявин – добрый, отзывчивый и заботливый мальчик, который чувствует ответственность и благодарность перед зайцем.

Бабка Анисья даёт совет: отправится в город на поиски Карла Петровича.

Аптекарь, который помогает найти дом Карла Петровича.

Карл Петрович оказался отзывчивым человеком и помог вылечить раненого зайца

Ветеринар – «Ветеринару нашему такие дела неподсудны. Он у нас коновал».

Слайды №7-8

Запись на доске и в тетрадях учащихся:

           К. Г. Паустовский

автор

писатель

- А какие синонимы использует автор, называя героев? … Подберём к ним ещё синонимы.

Запись на доске и в тетрадях учащихся:

     

дед Ларион                                    заяц

старый лесной житель                 зайчонок

охотник                                         спаситель

старик                                            зверёк

                                                       косой

                                                       длинноухий

- Подберите синонимы к прилагательному неслыханный.

Запись: с неслыханной скоростью

с большой

с огромной

со страшной

- Какой из синонимов самый выразительный?

(авторский).

Слайд № 9

- Расставьте слова так, чтобы получилось предложение, объясните  знаки препинания, укажите грамматическую основу предложения:

              1. Посмотрел на листья, заяц, затих, уткнулся в них головой.

(Заяц   посмотрел на листья, уткнулся в них головой и затих. (простое предложение с однородными членами; заяц – подлежащее, посмотрел, уткнулся, затих – однородные члены, сказуемые)).

             2. Жара, стояла в то лето, неслыханная, над лесами.

( Неслыханная жара стояла в то лето над лесами. (простое предложение, жара – подлежащее, стояла - сказуемое)).

           3. Про Карла Петровича, спрашивали прохожих, долго, но, не ответил толком,     никто, ничего.

(Долго спрашивали прохожих про Карла Петровича, но никто толком ничего не ответил. Спрашивали – сказуемое, никто – подлежащее, не ответил – сказуемое; сложное предложение, запятая между частями сложного предложения)

     Учитель:  Паустовский — мастер показывать необычное в обычном. Отметим в тексте рассказа несколько предложений, в которых проявляется эта особенность писательской манеры Паустовского:

 «Недавний лесной пожар прошел стороной на север около самого озера. Пахло гарью и сухой гвоздикой. Она большими островами росла на полянах».  Поэт сравнивает заросли гвоздики с островами и это помогает нам представить яркие, выделяющиеся пятна этих цветов». [4]      

- Отметьте в тексте рассказа «Заячьи лапы» строки, в которых писатель помогает нам увидеть необычное в обычном. 

(Ученики могут отметить целые абзацы или отдельные предложения, например: «Созвездия, холодные, как крупинки льда, плавали в воде»; «Потом поставил самовар — от него окна в избе сразу запотели и звезды из огненных точек превратились в мутные шары»;  «Плотные белые облака», «Смола... превратилась в янтарный камень») [1]

               Слайд №10

- Какие стили речи вы знаете?

( Разговорный, научный, художественный) [2]

              - Когда мы пользуемся разговорным стилем речи?

                 (Когда делимся с кем-либо своими мыслями, выражаем свои чувства в непринуждённой обстановке)

             - В каком стиле мы сообщаем научные сведения, объясняем факты?

                 ( В научном стиле)

             -Назовите признаки художественного стиля речи.

(Художественный стиль используется в художественной литературе. Он воздействует на воображение и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора, использует всё богатство лексики, возможности разных стилей, характеризуется образностью, эмоциональностью речи.

Эмоциональность художественной речи выполняет эстетическую функцию. Художественный стиль предполагает предварительный отбор языковых средств; для создания образов используются все языковые средства).

Слайд № 11

- Прочитайте отрывок.

 (1)Дед с Ваней добрели до Почтовой улицы как раз вовремя – из-за Оки заходила высокая гроза. (2)Ленивый гром потягивался за горизонтом, как заспанный силач распрямлял плечи, и нехотя потряхивал землю. (3)Серая рябь пошла по реке. (4)Бесшумные молнии исподтишка, но стремительно и сильно били в луга; далеко за Полянами уже горел стог сена, зажжённый ими. (5)Крупные капли дождя падали на пыльную дорогу, и вскоре она стала похожа на лунную поверхность: каждая капля оставляла в пыли маленький кратер.[4]

                                                                       Слайд № 12

- Вспомним основные признаки текста.

1) авторство

2)смысловая цельность, зависящая от основной мысли.

3)тематическое и идейное единство.

4)грамматическая связь между предложениями.

5)абзацное членение – выделение микротем.

6)композиционная стройность, завершенность.

- Докажите, что перед нами текст.

( Текст – произведение речи (высказывание): несколько предложений, связанных друг с другом по смыслу и грамматически)

            - Что такое пейзаж?

                           

              (Пейзаж – описание природы в литературном произведении)

           - Какой темой связаны данные предложения?

(Все предложения связаны темой «Гроза». В каждом – целая картина!)

 Слайд  № 13

             Эпитет – образное, художественное определение.

Олицетворение – приём, при котором неодушевлённому предмету или явлению приписываются действия или свойства живого, осмысленного существа.

Сравнение – слово или выражение, содержащее уподобление одного предмета другому, одной ситуации – другой. [3]

-Какие средства выразительности языка использует писатель в данном отрывке?

(Олицетворение – заходила гроза; гром потягивался, распрямлял плечи, потряхивал землю; рябь пошла; молнии били.

Эпитеты – высокая гроза; ленивый гром; бесшумные молнии.

Сравнение – гром, как заспанный силач; дорога похожа на лунную поверхность).

Синтаксические средства.

а) предложения сложные (1,2,4,5)

б) простые предложения (3)

Роль средств: лексические и грамматические явления в данном тексте позволяют нам, читателям, представить прекрасную картину дождя и лучше прочувствовать атмосферу рассказа и окунуться в его события вместе с героями.

 

- Как вы думаете, с какой целью автор нарушил хронологический порядок рассказа?

(автор нарушил хронологический порядок рассказа, чтобы читатель смог представить себя на месте рассказчика, который сам до последнего момента не понимает причины такой необычной заботы деда о больном зайце).

IV. Итог урока

      - Перечитаем последние строки рассказа:

      «— Да, — сказал дед, поглядывая на самовар так сердито, будто самовар был всему виной, — да, а перед тем зайцем, выходит, я сильно провинился, милый человек.

      — Чем же ты провинился?

      — А ты выдь, погляди на зайца, на спасителя моего, тогда узнаешь. Бери фонарь!

      Я взял со стола фонарь и вышел в сенцы. Заяц спал. Я нагнулся над ним с фонарем и заметил, что левое ухо у зайца рваное. Тогда я понял все».[4]

      — Что понял рассказчик, заметив рваное ухо зайца?

           ( До пожара дед Ларион хотел застрелить именно этого зайца с рваным ухом, который потом вывел деда из огня).

       Учитель: Человек хотел нанести зло природе, но природа великодушно не помнит зла, она готова прийти на помощь человеку, если только ее не уничтожить. Рассказчик вслед за дедом ощутил ответственность за те поступки, которые человек совершает по отношению к природе, ответственность за все живое на Земле, понял, что спасение и жизнь человека зависит от того, как мы сейчас, в нашем сегодняшнем дне, будем относиться к природе. 

  Мы видим прекрасный пример того, что доброта, отзывчивость, сочувствие - это чувства, которые человек может испытывать не только к людям, но и к животным. Дед Ларион - это прекрасный пример человека старой закалки, для которого чувство долга и ответственности не пустой звук. Он не делает различий между человеком и животным, для него даже маленький заяц -  живое существо, которому нужно помочь. Он не жалеет ни сил, ни времени на то, чтобы отдать долг за спасенную жизнь лесному жителю. Это прекрасный пример того, что человек должен жить в сфере добра и эта сфера создастся им самим, она создаётся из его добрых дел и поступков.

Наш урок я хочу закончить словами К.Г. Паустовского:                                    «Человек и природа – не соседи, это одна семья и существовать они должны не просто рядом друг с другом, а вместе, едино».

V. Домашнее задание.

Нарисовать иллюстрацию к рассказу К.Г. Паустовского «Заячьи лапы»

Приложение

Карточка № 1

Расставьте слова так, чтобы получилось предложение, объясните  знаки препинания, укажите грамматическую основу предложения:

1. Посмотрел на листья, заяц, затих, уткнулся в них головой.

2. Жара, стояла в то лето, неслыханная, над лесами.

3. Про Карла Петровича, спрашивали прохожих, долго, но, не ответил толком, никто, ничего.

Карточка № 2

 Прочитайте отрывок.

 (1)Дед с Ваней добрели до Почтовой улицы как раз вовремя – из-за Оки заходила высокая гроза. (2)Ленивый гром потягивался за горизонтом, как заспанный силач распрямлял плечи, и нехотя потряхивал землю. (3)Серая рябь пошла по реке. (4)Бесшумные молнии исподтишка, но стремительно и сильно били в луга; далеко за Полянами уже горел стог сена, зажжённый ими. (5)Крупные капли дождя падали на пыльную дорогу, и вскоре она стала похожа на лунную поверхность: каждая капля оставляла в пыли маленький кратер.

1. Докажите, что перед нами текст.

2. Какой темой связаны данные предложения?

3. Какие средства выразительности языка использует писатель в данном отрывке?

4. Среди предложений 1-3 найдите простое предложение. Напишите номер этого предложения.

5.  Среди предложений 1-5 найдите сложные предложения. Напишите номера этих предложений.

Используемая литература:

1.Беломестных О. Б., Корнеева М. С., Золотарева И. В. Поурочные разработки по литературе: 5 класс / О. Б. Беломестных, М. С. Корнеева, И. В. Золотарева. — М.: ВАКО, 2002. — С. 321—322.

2. Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2ч. [Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.; науч.ред. Н.М. Шанский]. – М.: Просвещение, 2012

3. Ожегов С.И.и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка

4. Паустовский К.Г. Заячьи лапы: Рассказы и сказки/ Рис. Г. Епишина.- Переизд.- М.: Дет. лит., 1987

5.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

Программа элективного курса. «Уроки словесности» 9 класс.

Воспитать чуткость к красоте и выразительности родной ре­чи, привить любовь к русскому языку, интерес к его изучению можно разными путями. Данный курс берет за основу один из них: знакомство с изобраз...

Рабочая программа. Элективный курс "Уроки словесности" (9 класс)

9 класс. Элективный курс "Уроки словесности"...

Уроки словесности.Конспект урока в 9 классе "Экспрессивные возможности СПП в тексте"

Интегрированный урок - урок словесности для обучающихся 9 класса. Возможно использование в 10-11 классах, а также в контексте элективных курсов по русскому языку....

урок словесностив 9 классе

Предлагаю вашему вниманию разработку урока русского языка и литературы - урок словесности. На уроке  мы будем выявлять роль знаков препинания. Он может быть использован в самом начале изучения те...