Сценарий урока
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Учителя русского языка и литературы МБОУ СОШ №6 Килипуцы Веры Анатольевны

 

Сценарий урока русского языка в условиях реализации ФГОС в 5 классе по теме: «Буквы О - А в корне ЛАГ-ЛОЖ».

Учебник. Ладыженская Т.А. Русский язык. 5 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc83 КБ

Предварительный просмотр:

Учителя русского языка и литературы МБОУ СОШ №6 Килипуцы Веры Анатольевны

Сценарий урока русского языка в условиях реализации ФГОС в 5 классе по теме: «Буквы О - А в корне ЛАГ-ЛОЖ».

Учебник. Ладыженская Т.А. Русский язык. 5 класс.

 

Общая часть

Предмет

Русский язык

5 класс

Тип урока

введение нового знания.

Технология:

Деятельностный метод обучения

Тема: «Буквы О - А в корне ЛАГ-ЛОЖ».

Планируемые образовательные результаты

        Предметные         Метапредметные         Личностные

1)сформировать представление о способе выбора написания О-А в корне ЛАГ- ЛОЖ,

научить умению определять написание О-А в корне с чередованием и комментировать условия написания;

2) закрепить знание этапов учебной деятельности и их содержание;    

3) тренировать умение самостоятельного осуществления учебной деятельности под руководством учителя.

Смысловое чтение.

Способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий,

оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме. Умение работать индивидуально и в группе.

Способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета.

Строить логическую цепочку рассуждения

Стремление к речевому совершенствованию.

Воспитание интереса к предмету через разнообразные виды работы.  

Ориентация в системе моральных норм и ценностей.

Решаемые учебные проблемы

1.Повторить виды орфограмм в корне, правописание корней –раст-, -ращ-, -рос-.

2.Дать устный ответ  на вопрос «От чего зависит правописание букв О-А в корнях –лаг- - -лож-?»  .

3. Развивать умение  логического мышления, устной речи учащихся, обогащение их словарного запаса.

4. Развивать умение употреблять в письменной и устной речи слова с корнем –лаг - -лож-.

Вид используемых  на уроке средств ИКТ

Презентация.

Методическое назначение  средств ИКТ

Усилить мотивацию, повысить интерес и расширить познавательные потребности  обучаемых.

Повысить уровень визуализации изучаемого материала и наглядности  в обучении.

Образовательные интернет-ресурсы

Организационная структура урока

Этап 1. Постановка учебной задачи. Вызов. 5 мин

Результат

УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Мотивация,

целеполагание

определение учебной задачи

личностные, коммуникативные

Приветствует детей, высказывая добрые пожелания.

 Ребята, мы с вами продолжаем наше путешествие по стране «Орфография».

(«Тонкие вопросы»)

С каким важным понятием мы познакомились на предыдущих уроках?

Что такое орфограмма?

А для чего мы должны изучать орфограммы?

Пригодится ли в жизни это качество – быть грамотным человеком?

Перечислите, какие вы знаете орфограммы в корне? (слайд 2)

С правописанием какого корня мы познакомились на предыдущем уроке?

(«Верю – не верю»)

Предлагаю вам выполнить следующее задание: разделите данные слова на 3 группы, обоснуйте свое решение, вставьте пропущенные буквы:

С...довник, р...стение, р…сточек, прил…жить, изл...гать, выр…щенный, в…дяной, выр...с.

(РАФТ)

Все ли справились с заданием? Всё ли вам было понятно в задании? (слайд 4)

Какие затруднения? Почему они возникли? Может, мы чего-то не знаем? 

Итак, какова наша с вами учебная задача? Какую цель преследуем на уроке? Что сегодня предстоит нам выяснить?

Предполагаемые ответы.

Орфограмма

ошибкоопасное место

чтобы быть грамотными людьми

да, конечно

перечисляют

раст-ращ-рос

  1. садовник, водяной;
  2. растение, росточек, выращенный, вырос;
  3. приложить, излагать.

(слайд 3)

не совсем, возникли затруднения.

Дети не знают, как правильно написать корни с чередованием  ЛАГ-ЛОЖ.  

Дети высказываются, формулируют тему урока.

(слайд 5)

Этап 2. «Открытие нового знания». 10 мин

формирование ориентировочной основы действий.

коммуникативные, познавательные, регулятивные (создание благоприятной атмосферы заинтересованности, развитие монологической речи, работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).

(Совместный поиск)

Ребята, а как мы можем с вами узнать правило написания корня с чередованием ЛАГ-ЛОЖ? 

Предлагаю следующее задание выполнить в парах.

(Микроисследование)

Перед вами правильно написанные слова. Прочитайте их, запишите, выделите корень, сравните их и выведите явно видимую закономерность в правописании.

 

Изложение, предлагать, прилагательное, приложить, разложить, полагать.

 

(РАФТ)

Все ли справились с заданием?

(«Толстые вопросы»)

Итак, выполнив это задание, сможете вы ответить, от чего зависит правописание букв О-А в корнях ЛАГ-ЛОЖ? Сформулируйте, пожалуйста, правило написания чередующихся гласных.

можем прочитать в учебнике, а можем понаблюдать за словами и самостоятельно выявить определенные закономерности.

Работа в парах.

Да

Формулируют правило

 Этап 3. Первичное закрепление. Лекция со стопами. 8 мин

комментирование каждой искомой ситуации, проговаривание нового знания, запись в виде алгоритма.

инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

(Кластер)

Ребята, давайте составим алгоритм, чтобы легче  запомнить правило. 

(денатантный граф)

Чтобы наглядно представить алгоритм действий, я прочитаю зарифмованное правило, а вы повторите его потом хором. (слайд 6)

(использование ИКТ)

Посмотрите на экран и выполните предлагаемые задания.

Буквы о-а в корнях –лаг- - -лож-.

http://85.142.23.53/packages/internet-school/E1E201EB-BC3B-623C-C118-050890428191/0.0.0.0/teleschool.russian.05.105-108.i.oms

(Аналитическое чтение)

А теперь  откроем учебник, параграф 84, прочитаем правило и сопоставим с нашим алгоритмом.

(взаимное обучение)

Выполним упражнение, применяя новое правило,  из учебника (№ 346).

Как проверить, усвоили вы новую тему или нет?

Дети проговаривают  шаги алгоритма ( выделить корень;  подчеркнуть согласную корня: перед «Г» пишем «А», а перед «Ж» - «О»; можно выделить суффикс: если есть суффикс «А», то и в корне пишем букву «А»).

Чтение стихотворения

Выполняют интерактивное задание.

Аналитическое чтение

дети высказываются

Ученики проговаривают в парах условия написания корней ЛАГ-ЛОЖ и осуществляют взаимопроверку.

(нужно поработать самостоятельно).

Физминутка.

Этап 4. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Организация обратной связи. 8 мин

самоконтроль и самооценка

умение самостоятельного осуществления учебной деятельности под руководством учителя

(дифференцированное задание)

(для класса) Предлагаю написать буквенный диктант. (о-а).

Учитель показывает (с помощью ПК) правильный ответ. (слайд 7)

      1.изложить, положить, изложение

2.выложить, излагать, заложить

3.приложить, прилагательное, наложить.

(индивидуальное)

http://85.142.23.53/packages/internet-school/7C6E7E63-C202-A7AC-7531-F2AF40D308BB/0.0.0.0/teleschool.russian.05.105-108.p1.oms

проговаривает алгоритм действия «про себя»,

каждый для себя делает вывод, что он уже умеет.

На интерактивной доске индивидуально выполняют задание 4 учащихся.

Этап 5. Формирование культуроведческой компетенции. 4 мин

Овладение речевыми нормами

Стремление к речевому совершенствованию

Сообщение дополнительного материала по культуре речи.

Ребята, (слайд 8) мне бы хотелось, чтобы вы знали, что глагол «ложить» без приставки не употребляется, кроме словосочетания «ложиться  спать».

Задание по рядам: кто  быстрее запишет как можно больше глаголов с прибавлением приставок к «неправильному» «ложить». Время пошло. Проверяем. Какой корень в написанных глаголах и почему?

Записывают в раздел словаря «Говори правильно».

Записывают примеры

Этап 6. Рефлексия. 4 мин

Итог урока

умение употреблять в письменной и устной речи слова с корнем –лаг - -лож

Урок заканчивается, значит, надо подвести итог.

Какую цель мы ставили на уроке?

Достигли ее? Докажите.

Оцените свою деятельность и своих одноклассников, используя слова с корнями ЛАГ-ЛОЖ (излагали, предполагали, проложили и т.д.).

Вот и подошел наш урок к концу.

  •  Какой момент урока вам больше всего запомнился?
  • Выскажите свое впечатление об уроке в нескольких словах.

Что удалось нам сегодня на уроке?

  • Чем запомнится эта встреча?
  • Кто узнал новое для себя?

Высказываются, используя слова с корнями ЛАГ-ЛОЖ (излагали, предполагали, проложили и т.д.).

Высказываются

Этап 7. Домашнее задание. 1 мин

1. Выполнить упражнение из учебника.

 2. Составить карточку для соседа на изученное правило. (10 слов с пропущенными буквами в корнях).

3.Написать небольшой рассказ «На экскурсии», употребляя слова и словосочетания с корнями ЛАГ-ЛОЖ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение игровых технологий на уроках французского языка в начальной школе.(Сценарий урока-конкурса по теме"осень"во 2 классе.)

Уроки-конкурсы в начальной школе можно использовать для проверки усвоения пройденного материала, для оптимизации процесса повторения, для осуществления принципа коммуникативной направленности изучения...

Сценарий урока "Построение чертежа основы фартука" с презентацией и технологической картой урока

Тема изучается на третьем занятии раздела «Конструирование и моделирование». Урок имеет важней шее значение в дальнейшем обучении учащихся, т. к. изучаются основы черчения и конструировани...

Методическая разработка (сценарий) урока. Программа: Школа России Тема урока: Повторение. Главные и второстепенные члены предложения. Класс: 4Б* (по программе VII вида)

Второй городской фестиваль учителей общеобразовательных учрежденийСанкт – Петербурга «Петербургский урок» в 2012 году    Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образ...

Сценарий урока "Первая мировая война". Создаем учебный фильм. Урок-проект. 9 класс.

Конспект урока в 9 классе по теме "Первая мировая война". Урок выстроен с учетом требований новых стандатртов. Включает 4 этапа:этап актуализации знаний, этап - построение учебной задачи, этап - решен...

Сценарий урока в 10 классе «Щелочность мыла. Валеологический подход к выбору туалетного мыла» Проблемный урок с элементами исследования. 10 класс

Рассмотреть роль химии в повседневной жизни человека; выявить причинно-следственную связь между составом, строением и свойствами син­тетических моющих средств (на примере туалетного мыла), действие мы...

Использование традиционных народных праздников как средства воспитания на уроках английского языка. Сценарий урока-праздника.

Урок-праздник как пример использования народных традиций для реализации воспитательной функции урока английского языка....