Эффективность использования цифровых образовательных ресурсов на уроках русского языка и литературы
статья
В своей работе автор статьи изучает электронные и цифровые образовательные ресурсы, определяет их значение и роль для учителя и обучающихся в соответствии с задачами, которые ставит перед государством Президент страны. Учитель анализирует ЭОР и ЦОР, определяет наиболее эффективные в работе учителя русского языка и литературы, отмечает те, которые оправдали себя во время дистанционного обучения весной 2020 года, в том числе и при подготовке к государственной итоговой аттестации. Автор приводит результаты опроса обучающихся 6 и 11 классов 2019-2020 учебного года и ответы обучающихся 7 класса 2020-2021 учебного года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
effektivnost_ispolzovaniya_tsor_na_urokah_russkogo_yazyka_i_literatury.docx | 435.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Эффективность использования цифровых образовательных ресурсов на уроках русского языка и литературы
Кутузова Наталия Ивановна,
учитель русского языка и литературы МБОУ «Гимназия г. Алдан» высшей категории
На сегодняшний день, в условиях цифровой трансформации образования, мы смело можем констатировать тот факт, что образовательная деятельность не может осуществляться без использования электронных и цифровых образовательных ресурсов.
Проблема, с которой сталкиваются многие педагоги при подготовке урока – выбор эффективных цифровых образовательных ресурсов, легко применяемых и учителем, и учеником.
Цель – определить эффективность использования цифровых образовательных ресурсов, которые применяются учителем при подготовке и проведении уроков русского языка и литературы.
Для достижения цели необходимо было решить задачи:
- Изучить цифровые образовательные ресурсы, определить педагогическое значение использования ЦОР, выбрать доступные ресурсы для подготовки уроков русского языка и литературы.
- Произвести исследование: опросить учителей русского языка и литературы МБОУ «Гимназия г. Алдан» и учеников классов, в которых преподает автор.
- По итогам произведенного исследования составить каталог эффективных цифровых образовательных ресурсов, который может пополняться.
В этом состоит практическая значимость работы.
Объект исследования: цифровые образовательные ресурсы.
Предмет исследования: функции и инновационные качества цифровых и электронных образовательных ресурсов.
Методы исследования: проблемно-поисковые, опрос, анкетирование и обобщение.
Актуальность подтверждается современными требования, которые определены в федеральном проекте «Образование», подразумевающим переход к цифровой трансформации образовательного процесса. Требования времени и ситуация, с которыми столкнулись педагоги весной 2020 года во время дистанционного обучения, показали, насколько готовы учителя использовать цифровые и электронные образовательные ресурсы в своей работе.
Данное исследование делится на 3 части:
- Теоретическая. Классификация ЦОР и ЭОР.
- Исследовательско-аналитическая. Функции и основные инновационные качества ЦОР и ЭОР.
- Практическая.
В теоретической части определена нормативно-правовая база, которая определяет изменения в образовании, диктуемые временем и задачами, которые ставит Президент РФ:
- Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»
- Национальный проект «Образование»
- Указ Главы Республики Саха (Якутия) от 22 ноября 2018 г. №190 «О стратегических направлениях развития образования в Республике Саха (Якутия)»
- Региональный проект «Образование»
- Стратегия социально-экономического развития муниципального образования «Алданский район» Республики Саха (Якутия) на период до 2030 года №5-2 от 28.09.2019 года
- Постановление Главы МО «Алданский район» от 20.05.2019 г. №508п «Об утверждении плана мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития муниципального образования «Алданский район» на период до 2030 года.
- Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»
- Национальный проект «Образование»
- Указ Главы Республики Саха (Якутия) от 22 ноября 2018 г. №190 «О стратегических направлениях развития образования в Республике Саха (Якутия)»
- Региональный проект «Образование»
- Стратегия социально-экономического развития муниципального образования «Алданский район» Республики Саха (Якутия) на период до 2030 года №5-2 от 28.09.2019 года
- Постановление Главы МО «Алданский район» от 20.05.2019 г. №508п «Об утверждении плана мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития муниципального образования «Алданский район» на период до 2030 года.
Даны определения и классификация цифровых и электронных образовательных ресурсов.
Во второй части определены основные требования к современным ЦОРам, их функции и основные инновационные качества.
Изучив материал по использованию ЭОР и ЦОР, можно выделить следующие задачи использования ЦОР:
- Помощь учителю при подготовке к уроку:
- Моделирование урока из отдельных цифровых объектов,
- Дополнительная информация для углубления знаний о предмете,
- Эффективный поиск информации,
- Подготовка тестирования (в том числе и контрольного среза знаний) и автоматическая проверка,
- Подготовка творческих заданий,
- Подготовка поурочных планов, связанных с цифровыми объектами,
- Помощь учащемуся при подготовке домашнего задания:
- Повышение интереса у учащихся к предмету путем предоставления в новой форме материала,
- Автоматизированный самоконтроль в удобное для ученика время,
- Большая база объектов для подготовки докладов, презентаций, исследовательских работ,
- Возможность оперативного получения дополнительной информации,
- Развитие творческого потенциала в виртуальной среде по предмету
- Помощь ученику в организации изучения предмета в удобном для него темпе, в удобное для него время, с возможностью выстроить индивидуальную образовательную траекторию,
- Формирование у учеников компетенций, необходимых в современном мире – потребность в овладении информационными технологиями и постоянной работе с ними.
В практической части определены формы работы с электронными и цифровыми образовательными ресурсами учителя русского языка и литературы, в том числе и при подготовке к государственной итоговой аттестации. Определены электронные и цифровые образовательные ресурсы, которые эффективно применялись учителем во время дистанционного обучение, при подготовке выпускников к ЕГЭ по русскому языку и литературе. Данные образовательные ресурсы оправдали свое использование и на сегодняшний день применяются в традиционном и смешанном обучении, а также при переходе классов на дистанционное обучение:
- Сетевой город. Образование (https://sgo.e-yakutia.ru/)
- Учи.ру (https://uchi.ru/)
- Яндекс. Учебник (https://education.yandex.ru/)
- ЯКласс (https://www.yaklass.ru/)
- Статград (https://statgrad.org/)
- Инфоурок (https://infourok.ru/)
- Сдам ГИА. Решу ОГЭ и ЕГЭ (https://sdamgia.ru/)
- Учимся дома (https://interneturok.ru/)
- Российская электронная школа (https://resh.edu.ru/)
- GetAClass (https://www.getaclass.ru/)
- Образовариум (https://obr.nd.ru/)
- Мобильное электронное образование (https://mob-edu.ru/)
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (https://school-cjllection.edu.ru/)
В работе приведен анализ результатов опроса среди учителей русского языка и литературы и обучающихся 6 и 11 классов 2019-2020 учебного года. По результатам опроса определены основные цифровые образовательные ресурсы, которые эффективно использовались во время дистанционного обучения и применяются во время традиционного и смешанного обучения в этом учебном году, помимо тех, которые указаны выше:
- Zoom и АИС «Сетевой город «Образование»,
- осуществление связи через мессенджер WhatsApp, Discord и электронную почту,
- сервис LearningApps для создания интерактивных заданий,
- для проведения быстрого опроса с мгновенной проверкой сервисы Plickers и ZipGrade,
- сервис Stepik как эффективное средство при подготовке к ЕГЭ по русскому языку,
- для создания видеоуроков, буктрейлеров и онлайн концертов во время подготовки проектов по курсу внеурочной деятельности «Моя авансцена» учителем используется видеоредактор Movavi Video Editor,
- при создании уроков эффективно используется конструктор core.app,
- электронная тетрадь Skaysmart,
- при подготовке к итоговому сочинению сайт «Могу писать» (http://mogu-pisat.ru), http://literature-ege.ru.
- для подготовки к государственной аттестации по русскому языку сайт Алексея Alfring Тихонова (alfring.ru), сайт «Могу писать» (http://mogu-pisat.ru).
По результатам опроса среди обучающихся выявлено, что
- 98% опрошенных не имели затруднений во время дистанционного обучения,
- 75% респондентов указали на доступное изложение материала по предмету на образовательной платформе «РЭШ»,
- 78% опрошенных отметили доступность изложения материала сайта videouroki.net,
- 95% обучающихся отметили простоту в использовании опросников и тестов, созданных учителем при помощи ресурсов Гугл-форм;
- 96% обучающихся 6 класса отметили удобство при работе с электронной тетрадью Skysmart.
- 94% обучающихся 11 класса отметили эффективное использование платформы Stepik (Стэпик) при подготовке к ЕГЭ по русскому языку.
- 35% опрошенных отметили минусы при выполнении заданий на образовательной платформе «ЯКласс», которые заключались в том, что результат автоматически считается отрицательным, если ученик забыл поставить точку или написал предложение с маленькой буквы.
В этом году в начале второй четверти учащимся 7 класса (предыдущий 6 класс) были предложены вопросы, связанные цифровой трансформацией образования, которые также отражают отношение учащихся к обучению с применением цифровых ресурсов. В опросе приняло участие 30 человек из класса что составило 88%. Некоторые ответы опроса с помощью сервиса Гугл-формы:
Данные результаты свидетельствуют о том, что процесс обучения в формате дистанционного обучения в МБОУ «Гимназия г. Алдан» был организован продуманно, а педагоги использовали самые эффективные электронные и цифровые ресурсы при подготовке и проведению уроков. Последний опрос показывает, что ученики опасаются полного перехода на дистанционное обучение, поэтому 7 из 30 указали, что отдают предпочтение традиционному обучению, большая же часть класса положительно относится к применению электронных и цифровых образовательных ресурсов в обучении. Таким образом, эффективность использования ЦОР определяется интересом, который проявляют ученики во время обучения, а также творческим подход при создании учебного материала самим учителем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках русского языка при подготовке к ГИА
Данный материал способствует пони манию того, как выстроить подготовку к гиа по русскому языку...
Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках русского языка и литературы (мастер-класс)
Рекомендации о наиболее эффективном использовании цифровых образовательных ресурсов в учебной деятельности....
Эффективное использование цифровых образовательных ресурсов на уроке английского языка
Эффективное использование цифровых образовательных ресурсов на уроке английского языка...
Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках русского языка и литературы
Цифровые образовательные ресурсы...
Эффективное использование цифровых образовательных ресурсов на уроке английского языка.
В работе рассматривается роль ИКТ в обучении иностранному языку на современном этапе, виды ИКТ, преимущества использования цифровых образовательных ресурсов при обучении иностранному языку,этапы...
Эффективное использование цифровых образовательных ресурсов на уроках иностранного языка в условиях традиционной системы и при организации дистанционного обучения
Режим социальной изоляции, связанный с пандемией COVID-19, оказал существенное влияние на образование в целом и обучение иностранным языкам, в частности. Использование дистанционных форм работы явилос...
Цифровые образовательные ресурсы на уроках русского языка и литературы как средство повышения эффективности урока
Самообобщение опыта использования информационно-коммуникационных технологий в педагогической деятельности....