Современные подходы к управлению инновационными процессами.
учебно-методический материал по русскому языку по теме
ФГОС - системная инновация, требующая особого процесса управления.0
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennye_podkhody_k_upravleniyu_innovatsionnymi_protsessami.docx | 17.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Современные подходы к управлению инновационными процессами
Предназначение процесса внедрения ФГОС - развитие школы как особой социальной организации, достижение качественно новых, более высоких результатов образования. Инновационный процесс – это процесс превращения идеи в продукт, технологию; процесс мотивированный, целенаправленный, сознательный, ставящий своей целью перевод системы образования в новое качественное состояние, в режим развития.
Направленность, темпы, эффективность инновационных процессов зависят от социально-экономической среды, в которой они функционируют и развиваются, а также от качества управления. Система управления в современной науке трактуется как совокупность человеческих, материальных, технических, информационных, нормативно-правовых и прочих компонентов, связанных между собой так, что благодаря этому реализуется весь комплекс функций управления.[1]
Под управлением инновационным процессом в общеобразовательном учреждении следует понимать определённым образом организованное взаимодействие управляющих и управляемых систем, направленное на оптимизацию образовательного процесса, на повышение результата образования, воспитания и развития учащихся путём введения нового в цели, содержание и организацию осуществляемой школой работы.[2]
Управленческий процесс эффективен, если он соответствует логике реального процесса развития, если решения субъекта управления оперативны и адекватны решаемой проблеме, если руководители ОУ, принимающие решения, обладают способностями оценить ситуацию, прогнозировать, управлять рисками.
Ученые считают (Т.И.Шамова, М.М.Поташник, Н.П.Капустин и др.), что управление инновационным процессом в контексте целостного развития школы должно осуществляться комплексно и включать следующие аспекты:
работу с педагогическими кадрами; работу с учащимися, предполагающую изучение и учёт интересов и образовательных потребностей учащихся; работу с родителями, направленную на формирование позитивного отношения семьи к вводимым в школе новшествам и привлечение родителей к участию в инновационном процессе; совершенствование работы совокупного субъекта внутришкольного управления с целью максимального использования имеющихся в школе ресурсов; осуществление связей с окружающей школу средой для наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей социума и привлечения в школу дополнительных ресурсов; осуществление контроля, анализа и регулирования инновационной деятельности; осуществление информационного обеспечения инновационной деятельности.
Развитие школы на основе инноваций представляет собой сложный процесс, конструирование которого неизбежно приобретает стратегический характер и требует разработки соответствующей стратегии управления.
Инновационная стратегия — целенаправленная деятельность по определению важнейших направлений, выбору приоритетов, перспектив развития организации и выработке требуемого для их достижения алгоритма.
Эффективное управление инновационным процессом реализуется через инновационный механизм - совокупность организационных, управленческих, финансово-экономических, правовых, информационных, технических и морально-психологических факторов, способствующих успешному осуществлению инновационной деятельности и повышению эффективности ее результатов.
Противоречивость и разнонаправленность инновационных процессов в реальных условиях внутришкольного управления обусловливают необходимость их упорядочения. Оптимальным способом упорядочения инновационной деятельности является разработка алгоритма внедрения инновации.
В процессе перевода образовательного учреждения в режим развития выделяют следующие этапы:
- Осознание важности, необходимости и неизбежности будущих преобразований.
- Формирование команды идейных сторонников из педагогического коллектива, методически и технологически подготовленных к осуществлению инновации.
- Мотивация членов педагогического коллектива и формирование готовности учителей к инновационной деятельности.
- Проблемный анализ школы, построение "проблемного поля" и определение главной (ключевой), на сегодняшний день, проблемы своего ОУ.
- Выбор объекта нововведений, который должен исходить из жизненной необходимости конкретной школы и однозначно быть понимаемым большинством участников образовательного процесса.
- Определение конкретных управленческих действий по реализации выработанной идеи, т.е. составление плана или программы ее реализации.
- Отслеживание первых шагов по реализации проектной идеи с целью коррекции последующих управленческих действий.
Вывод: В рамках управления процессом внедрения ФГОС ООО необходима следующая совокупность управленческих действий:
разработка нормативно-правовой базы управления инновационным процессом, включающей описание функциональных обязанностей и механизмов взаимодействия структурных подразделений управляющей системы; определение содержания инноваций, обеспечивающих целостное развитие школы на основе интеграции инновационных потенциалов школы, семьи и социальной среды; разработка научно-методического обеспечения инновационного процесса; подготовка подразделений структуры управления инновационным процессом к выполнению их функциональных обязанностей, педагогических кадров к инновационной деятельности, учащихся и их родителей к участию в инновационном процессе; обновление структуры внутришкольного управления; создание инновационных и экспертных групп, творческих объединений педагогов, учащихся, родителей; обновление и реконструкция материально-технического оснащения учебно-воспитательного процесса; осуществление системы управленческой поддержки образовательных инициатив и педагогического творчества; внедрение методики экспертизы инноваций; разработка и введение нормативов оценивания инновационно - педагогической деятельности;
Результат грамотного управления процессом внедрения ФГОС ООО – конкретные изменения в объекте преобразований, качестве образовательной, педагогической и управленческой деятельности.
[1] Управление развитием школы: Пособие для руководителей обр. учреждений / Под ред. М. М. Поташника, В. С. Лазарева -М.: Новая школа, 1995
[2] Котлярова И. О., Кутан Б. А., Сериков Г. Н. Модернизация образования на селе: инновационный проект:
Научно-методическое пособие / Под науч. ред. Г. Н. Серикова. - Курган - Челябинск: ГлавУО, 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект программы «Особенности работы социально-психологической службы в системном управлении инновационными процессами трех возрастных автономных школ как средство создания оптимальных условий для реализации личностного развития ребенка»
В целях создания необходимых условий для достижения качественного образования в модели «Российское образование 2020»намечены основные приоритетные направления и компле...
Управление инновационными процессами в развивающемся образовательном учреждении
В современных социокультурных условиях России развитие системы образования в значительной степени определяется тем, насколько эффективно осуществляется управление всеми ее звеньями. Идеи развития стан...
Современные подходы к управлению инновационным процессом
Инновационный процесс в образовании - процесс совершенствования образовательной практики, развития образовательных систем на основе нововведений. Он отражает формиров...
Проект "Управление инновационными процессами в школе"
Тема проекта:Управление инновационными процессами образовательного учрежденияНаправление проекта - инновационные процессы в образовательном учреждении.Цель проекта: создание модели управления ин...
Современные подходы к управлению инновационным процессом
В статье освещается структура инновационного процесса в образовании, раскрывается понятие инновационного механизма, анализируются различные типы стратегий инновационного развития образовательных учреж...
Управление инновационными процессами в современной школе
В условиях кардинальных изменений, происходящих в социально-экономической, политической и культурной сферах российского общества, современная школа ищет различные пути реализации своих функций, ...
Современные подходы к управлению инновационным процессом
Инновационный процесс в образовании - процесс совершенствования образовательной практики, развития образовательных систем на основе нововведений (В.И. Загвязинский) Он отражает формирование и развитие...