Управление инновационными процессами в развивающемся образовательном учреждении
статья по теме
В современных социокультурных условиях России развитие системы образования в значительной степени определяется тем, насколько эффективно осуществляется управление всеми ее звеньями. Идеи развития становятся одной из наиболее мощных движущих сил в системе образования. В таких условиях невозможно сохраниться, не развиваясь, не совершенствуясь и не изменяясь. Развитие становится единственным способом выживания.
Осуществление масштабных преобразований требует больших усилий и согласованных действий многих людей. От замысла до его осуществления множество препятствий. Поэтому не случайно вопрос эффективности управления одна из наиболее актуальных тем в теории и практики управления.
Без овладения специальными технологиями управления часто не удается реализовывать замыслы инновационных преобразований, качественно отличаются от учебно-воспитательных процессов и требуют других способов реализации управленческих функций. Решение задач, стоящих перед обновляющимся образованием зависит от понимания функционирующей системы управления и внедрения в практику новых научно-педагогических технологий и достижений в области управления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
upravlenie_innovacionnymi_processami_v_nachalnoy_shkole.doc | 126.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Младший школьный возраст – благоприятный и значимый период для выявления и развития творческого потенциала личности, так как в этом возрасте закладываются основы творческой и образовательной траектории, психологическая база продуктивной деятельности, формируется комплекс ценностей, качество способностей, потребностей личности, лежащих в основе ее творческого отношения к действительности. Поэтому – развивать заложенную в каждом ребенке творческую активность, воспитывать необходимые для этого качества – значит создавать педагогические условия, которые будут способствовать этому процессу.
В начальном звене МОУ СОШ №3 им.А.И.Данилова наряду с традиционными предметами ведутся инновационные курсы: экология и валеология, краеведение и народоведение, экономика, этике и толерантность, риторика и другие.
Воспитательно-образовательный процесс обеспечен двумя учебно-методическими комплектами:
- «Начальная школа 21 века» научный руководитель Н.Ф.Виноградова.
- «Школа России» научный руководитель А.А. Плешаков.
а также индивидуальными программами по краеведению, экономике, толерантности, изотруду.
Приоритетной задачей курса «Экология и валеология» является воспитание экологической культуры, осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними; готовность (эмоциональная, интеллектуальная, коммуникативная) к активному взаимодействию с окружающим миром.
Разнообразны по форме и содержанию уроки и внеклассные мероприятия по краеведению и народоведению: это и музейные уроки, и встречи с интересными людьми в краеведческом клубе «Городоша» и в зале Патриотической Славы.
Если раньше экономические проблемы искусственно отодвигались от школьника и он порой до выпуска из школы оставался в стороне от них, то сегодня жизнь настоятельно требует, чтобы даже ученик начальной школы знал, что такое потребности и ограниченность возможностей понимал, из чего складывается бюджет семьи и школы, как создается богатство и каковы его источники, различал понятие личной, общественной и государственной собственности.
Школа психологического здоровья и занятия по этикету и толерантности создают предпосылки становления психологически здоровой личности: стрессовоустойчивость, социальную адаптацию, успешную самореализацию.
Риторика как коммуникабельная технология формирует информационную культуру младшего школьника, создает условия для обучения на высоком этическом и интеллектуальном фоне, что необходимо для развития креативного мышления и творчества, эрудиции.
Возникла необходимость в отлаженном механизме управления инновациями: совершенствовании учебного плана, пересмотре программ, методических пособий, диагностике воспитательно-образовательного процесса, адаптации новых учебных и здоровьесберегающих технологий и мониторинге результативности интеграции педагогики в начальной школе.
При внедрении инновационных предметов в воспитательно-образовательный процесс 2-4 классов возникают противоречия между:
а) потребностью заниматься достаточным количеством инноваций и строгими рамками Сан ПиНа;
б) начальным и основным звеньями школы из-за отсутствия сквозных нетрадиционных курсов;
в) необходимостью модернизации школы и отсутствием отработанного механизма внедрения инновационного поля в учебно-воспитательном процессе на практике.
г) финансовыми затратами на образование эксперимента и отсутствием источника его финансирования.
- Основные теоретические положения.
В настоящее время Министерством образования и науки РФ разработаны и представлены учителям начальных классов примерные программы по всем предметам федерального базисного плана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, выполняющие две основные функции: информационно-методическую и организационно-планирующую, которые предназначены для разработки авторских программ как рекомендательный документы – ориентир, показывающий один из возможных (но не единственный) способов раскрытия содержания государственного стандарта.
Поэтому возникла необходимость скорректировать рабочую программу развития, следуя основным дидактическим принципам: природоспособности, преемственности и перспективности, интеграции теоретическим сведений с практической деятельностью, коммуникативности, интеграции обучения, развития и воспитания, а также совершенствовать механизм управления инновационными процессами в начальной школе.
- Цели исследования.
- создание наиболее оптимальных условий для эффективного развития начальной школы: методических, материальных, методических, организационно-управленческих;
- создание в коллективе школы климата психологической комфортности и креативности;
- совершенствование личностно-ориентированный подход к здоровью, воспитанию и обучению младших школьников.
- Объект исследования.
- процесс переходного периода от функционирования к развитию начального звена МОУ СОШ №3 им.А.И.Данилова.
- Предмет исследования.
- система совершенствования управления развитием начальной школы
- Гипотеза исследования.
Управление инновационными процессами будет эффективным и сможет обеспечивать повышение уровня качества обучения, воспитанности обучающихся 1-4 классов, положительно скажется на их здоровье, если:
- развитие начальной школы будет осуществляться с учетом особенностей основных этапов становления;
- здоровьесберегающие технологии и принципы здорового образа жизни будут сопровождать обучение и внеклассную деятельность детей в условиях полного дня;
- в основу деятельности педагогов будут положены профессионализм, креативность и интеграция педагогики;
- усовершенствуется преемственность начальной и основной школ посредством введения сквозных инновационных курсов и здоровьесберегающих технологий;
- теоретическая основа управления инновационными процессами будет совершенствоваться и пополняться новыми методическими разработками, авторскими программами педагогов и руководителей школ города по мере накопления опыта в данном эксперименте и повышения компетентности, роста профессионального становления.
- Задачи исследования.
- Апробация и совершенствование обновленного содержания образования с учетом школьного компонента.
- Использование и обновление эффективных методик и технологий, призванных сохранять психологическую комфортность и здоровье младших школьников, развивать креативность их мышления и развития; пополнение методической копилки.
- Оттачивание и совершенствование педагогического мастерства в личностно-ориентированном подходе к воспитательно-образовательному процессу.
- Ведение постоянного мониторинга составляющих ОЭР.
- Создание учебной среды, направленной на развитие познавательных и творческих способностей учащихся, на основе внедрения проектных технологий.
- Основные этапы исследования.
- Диагностико - адаптационный 2005-2006гг.
- Организационно – практический, апробация промежуточных результатов 2006-2008гг.
- Обобщающее – внедренческий 2008-2009гг.
Промежуточные результаты работы.
Первый этап.
- Выбор двух учебно-методических комплектов Н.Ф. Виноградовой «Начальная школа 21 века» и А.А. Плешакова «Школа России», нетрадиционных курсов, входящих в школьный компонент учебного плана, ранжирование их по параллелям.
- Создание образовательной среды и «Школы психологического здоровья».
- Оборудование воспитывающего пространства. Созданы:
- Зал Патриотической Славы.
- Краеведческий клуб «Городоша».
- Школа юного пешехода.
- Эколого-валеологический зал.
- Игровая комната.
- Оформлен методический кабинет.
- Положено начало диагностике и мониторингу воспитательно-образовательному процессу.
- Отбор наиболее эффективных здоровьесберегающих технологий: дыхательная гимнастика А. Стрельниковой, точечный и пальчиковый самомассаж, зрительная и общеукрепляющая гимнастики.
- Успешное участие в конкурсе «Учитель года».
Второй этап.
- Городской практический семинар «Особенности работы по УМК Н.Ф.Виноградовой «Начальная школа 21 века» на базе МОУ СОШ №3 им.А.И.Данилова: подготовка, проведение.
- Семинар – практикум для учителей и заместителей директора начальной школы «Инновационные процессы и интеграция педагогики в начальном звене образования»: подготовка и проведение.
- Презентация инновационных процессов и здоровьесберегающих технологий на областном форуме «Модернизация образования».
- Создана авторская программа по краеведению для младших школьников. Автор И.В.Трегубова – учитель начальных классов, директор школьного музея, лауреат городского конкурса «Учитель года 2001».
- Диагностика промежуточной работы.
- Создана творческая группа учителей:
- Хавронина А.А.
- Кузьмина О.А.
- Солопова А.А.
- Антонова О.Б.
- Роганова Л.В.
- Обобщается опыт работы учителей-«виноградовцев»: Горбатовой Т.И., Лутовиновой Л.Н., Киреевой И.И., Рогановой Л.В., Солоповой А.А.
Третий этап.
В стадии разработки:
- Программа «Школы психологического здоровья», педагог-психолог Корсакова Ж.Н.
- Программа по этикету и толерантности, руководитель МО учителей начальных классов Хавронина А.А.
- Комплексная разработка логопедического эксперимента «Система коррекционной работы, учитель-логопед Ледовских О.В.
- Индивидуальная программа по экономике, учитель начальных классов Хавронина А.А.
- Программа по изотруду, учитель ИЗО Мартынова В.И.
- Эколого-валеологическое воспитание и обучение младших школьников, учителя начальных классов Роганова Л.В. и Солопова А.А.
- Экономическая игра «Путешествие с Гномом – Экономом», авторы учителя начальных классов Хавронина А.А. и Кузьмина О.А.
- Мониторинг здоровья учащихся 1 – 4 классов.
- Диагностика воспитательно-образовательного процесса в начальном звене МОУ СОШ №3 им.А.И.Данилова.
Инновационные технологии в учебно-воспитательном процессе современной начальной школы | |
Список литературы | 1. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М., 1995. |
Выдержка из работы | Существует множество подходов к классификации видов обучения. |
Дополнительная информация |
Многие изменения, происходящие сегодня в российском обществе, привели к пересмотру не только форм, но и содержания современного школьного образования. Эти изменения обусловлены увеличением потока информации, с которой связана деятельность любого человека.
Психологическая готовность ребенка к жизни в информационном обществе должна формироваться с первых лет обучения в школе, что предполагает овладение компьютерной грамотностью. Не менее важного формировать у учащегося навыки алгоритмического мышления и умения логически мыслить. Поэтому возникла необходимость в переносе изучения пропедевтического курса информатики из средних классов школы в начальные.
Согласно Письму Министерства образования Челябинской области от 22.09.2006. №07-4451 учебный предмет « Информатика и ИКТ» изучаются в качестве модуля учебного предмета «Технология» в 4 классе общеоброзовательной школы. (12 часов) Программа : «Информатика. Программа курса начальной школы». Авторы: Бененсон Е.П., Паутова А.Г.,Москва: Академкнига/ Учебник, 2003.
Согласно этой программе дети знакомятся с информационной картиной мира, с техникой безопасности, правилами работы на компьютере. На занятиях учащиеся узнают , как производить действия с информацией , как работать с программами, что такое графический редактор, какое значение в современном мире имеет Интернет и многое другое. Кроме теории с детьми проводятся практические работы. Так на практике ребята учатся: предоставлять информацию различными способами, работать с клавиатурой, создавать папки, работать с текстовыми документами, создавать таблицы, работать с графическими изображениями и т.д.
В свой работе я пользуюсь книгой: С. Симонович « Компьютер в вашей школе»-Москва.:АСТ-ПРЕСС книга: Инфорком.-Пресс, 2003. Эта книга- вклад отечественных книгоиздателей в поддержку проекта «Компьютеризация сельских школ-2001», над реализацией которого по поручению Президента Российской Федерации В.В.Путина работает Министерство образования Российской Федерации. Основное назначение книги- поддержать первый этап создания в 2001-2005 гг. единой образовательной информационной среды в России. Программа «Компьютеризация сельских школ-2001» рассчитана на удовлетворение потребностей всех участников общеобразовательного процесса, но, прежде всего она адресована учащимся. Несмотря на то ,что приемы и методы работы с вычислительной техникой сегодня относятся к высоким технологиям, они вполне объяснимы на уровне, понятном старшеклассникам. Главная сложность для ученика 3-4 класса - огромное количество новых терминов и понятий, многие из которых на английском языке.
Особая сложность преподавания информатики в начальных классах связана с тем , в число технологических вопросов работы с компьютером осведомленность учащихся зачастую превышает осведомленность преподавателей. Не следует это рассматривать как негативный фактор. Это просто особенность предмета. Информатика и информационные технологии- единственная школьная дисциплина, в которой глубоко и подробно рассматриваются технические средства, используемые в повседневной жизни, т.е. школьники являются носителями практического опыта и обладателями несистематизированным понятийным аппаратом.
Информатизация начальной школы решает следующие задачи:
1.развитие личности младшего школьника посредством формирования коммуникативной и социальной компетентности, творческого и алгоритмического мышления, самостоятельности и активности в учебной деятельности, формирования информационной культуры ученика начальной школы.
2.повышение эффективности учебно-воспитательного процесса в начальной школе;
-максимальное использование всех возможностей информационных технологий обучения для стимулирования мотиваций познания, инициативности познавательной деятельности младших школьников, для повышения уровня обученности и воспитанности в начальной школе при обязательном условии охраны и укрепления физического и психического здоровья детей.
3. Создание единого открытого информационного образовательного пространства начальной школы, все субъекты которого – ученики, учителя, родители, администрация – имеют возможность доступа к информационным ресурсам различного назначения.
Поставленные цели могут быть достигнуты в результате рационального и эффективного использования современных средств обучения в сочетании с традиционными методиками преподавания в начальной школе.
Применение компьютерной техники в начальной школе ведет к созданию новых технологий обучения. При этом совершенно необязательно разрушать все то, что годами нарабатывалось российской начальной школой. Как показали результаты экспериментальной работы, оптимальное сочетание классических методов обучения младших школьников с новыми информационными технологиями существенно дополняет и поддерживает традиционное обучение:
- стабильно высокой мотивацией учения за счет игровой, исследовательской формы учебных заданий, мгновенной реакции компьютера на правильность их выполнения;
- возможностью дифференциации процесса обучения за счет индивидуального темпа и последовательности выполнения заданий различного уровня сложности;
- расширением спектра способов предъявления учебной информации за счет использования различных мультимедийных средств;
- изменением форм организации учебной деятельности за счет применения электронных учебных материалов, предназначенных для использования на уроке и во внеурочное время;
- возможностью гибкого управления учебным процессом за счет объективно текущего и итогового контроля деятельности учащихся.
Кроме того, можно прогнозировать, что применение новых информационных технологий в образовательном процессе позволит обеспечить доступное качественное начальное образование всем учащимся начальной школы независимо от их способностей, географического расположения школы и с учетом психолого–педагогических особенностей школьников.
При решении задач информатизации начальной школы, конкретизируемых в программах и проектах создания открытой информационной образовательной среды начальной школы учреждениями образования, следует ориентироваться, на наш взгляд, на следующие направления применения информационных и коммуникационных технологий:
- применение информационных технологий в образовательном процессе;
- обучение информатике в начальной школе;
- обеспечение профессиональной педагогической деятельности;
- управление учебно-воспитательным процессом.
Первое направление следует считать приоритетным, поскольку именно оно соответствует эволюционной логике развития информатизации образования в нашей стране, мировым тенденциям этого процесса. Компьютер, современные цифровые технологии, созданные на его основе, являются уникальными по своим возможностям средствами обучения и должны использоваться при изучении предметных областей.
На наш взгляд, внедрение предмета информатики в начальной школе с пропедевтической целью может быть обусловлено не столько техническими возможностями школы, сколько особенностями социокультурной среды, частью которой является учреждение образования.
Оптимальным представляется вариант, когда учитель начальных классов формирует информационную грамотность учеников в процессе изучения традиционных предметов. В этом случае дидактически продуманное использование возможностей современных информационных технологий в учебно-воспитательном процессе начальной школы будет способствовать формированию предметной, коммуникативной и социальной компетентности младших школьников.
Особое значение имеет решение проблемы готовности к реализации одного из важнейших направлений развития российского образования, суть которого заключается в необходимости мотивированного овладения методами и приемами органичного включения новых информационных технологий в традиционный урок в начальной школе.
При этом большое значение имеет не только регулярное получение информации об итогах коллективного тестирования или других видов контроля, но и результаты личного продвижения в обучении и развитии каждого ребенка, потребность в получении которых учитель мог бы удовлетворить средствами новых информационных технологий в любой момент урока.
Так, на уроках окружающего мира, музыки, литературного чтения, на классных часах и на внеклассных мероприятиях, я использую для работы тесты и слайды, составленные мной,
Видеосюжеты со звуковым сопровождением и демонстрации картин, портретов известных политиков России, поэтов и писателей, композиторов и художников .Весь этот богатый материал я беру из электронного учебного пособия« Человек, природа, общество».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект программы «Особенности работы социально-психологической службы в системном управлении инновационными процессами трех возрастных автономных школ как средство создания оптимальных условий для реализации личностного развития ребенка»
В целях создания необходимых условий для достижения качественного образования в модели «Российское образование 2020»намечены основные приоритетные направления и компле...
Статья «Инновационная деятельность специального (коррекционного) образовательного учреждения как средство индивидуализации образовательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья».
Статья размещена и на школьном сайте...
Современные подходы к управлению инновационным процессом
Инновационный процесс в образовании - процесс совершенствования образовательной практики, развития образовательных систем на основе нововведений. Он отражает формиров...
Современные подходы к управлению инновационными процессами.
ФГОС - системная инновация, требующая особого процесса управления.0...
Проект "Управление инновационными процессами в школе"
Тема проекта:Управление инновационными процессами образовательного учрежденияНаправление проекта - инновационные процессы в образовательном учреждении.Цель проекта: создание модели управления ин...
Дипломная работа Управление инновационными процессами в образовании
Дипломная работа Управление инновационными процессами в образовании...