Управление инновационными процессами в развивающемся образовательном учреждении
статья по теме

В современных социокультурных условиях России развитие системы образования в значительной степени определяется тем, насколько эффективно осуществляется управление всеми ее звеньями. Идеи развития становятся одной из наиболее мощных движущих сил в системе образования. В таких условиях невозможно сохраниться, не развиваясь, не совершенствуясь и не изменяясь. Развитие становится единственным способом выживания.

Осуществление масштабных преобразований требует больших усилий и согласованных действий многих людей. От замысла до его осуществления множество препятствий. Поэтому не случайно вопрос эффективности управления одна из наиболее актуальных тем в теории и практики управления.

Без овладения специальными технологиями управления часто не удается реализовывать замыслы инновационных преобразований, качественно отличаются от учебно-воспитательных процессов и требуют других способов реализации управленческих функций. Решение задач, стоящих перед обновляющимся образованием зависит от понимания функционирующей системы управления и внедрения в практику новых научно-педагогических технологий и достижений в области управления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon upravlenie_innovacionnymi_processami_v_nachalnoy_shkole.doc126.5 КБ

Предварительный просмотр:

Младший школьный возраст – благоприятный и значимый период для выявления и развития творческого потенциала личности, так как в этом возрасте закладываются основы творческой и образовательной траектории, психологическая база продуктивной деятельности, формируется комплекс ценностей, качество способностей, потребностей личности, лежащих в основе ее творческого отношения к действительности. Поэтому – развивать заложенную в каждом ребенке творческую активность, воспитывать необходимые для этого качества – значит создавать педагогические условия, которые будут способствовать этому процессу.

        В начальном звене МОУ СОШ №3 им.А.И.Данилова наряду с традиционными предметами ведутся инновационные курсы: экология и валеология, краеведение и народоведение, экономика, этике и толерантность, риторика и другие.

Воспитательно-образовательный процесс обеспечен двумя учебно-методическими комплектами:

  1. «Начальная школа 21 века» научный руководитель Н.Ф.Виноградова.
  2. «Школа России» научный руководитель А.А. Плешаков.

а также индивидуальными программами по краеведению, экономике, толерантности, изотруду.

Приоритетной задачей курса «Экология и валеология» является воспитание экологической культуры, осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними; готовность (эмоциональная, интеллектуальная, коммуникативная) к активному взаимодействию с окружающим миром.

Разнообразны по форме и содержанию уроки и внеклассные мероприятия по краеведению и народоведению: это и музейные уроки, и встречи с интересными людьми в краеведческом клубе «Городоша» и в зале Патриотической Славы.

Если раньше экономические проблемы искусственно отодвигались от школьника и он порой до выпуска из школы оставался в стороне от них, то сегодня жизнь настоятельно требует, чтобы даже ученик начальной школы знал, что такое потребности и ограниченность возможностей понимал, из чего складывается бюджет семьи и школы, как создается богатство и каковы его источники, различал понятие личной, общественной и государственной собственности.

Школа психологического здоровья и занятия по этикету и толерантности создают предпосылки становления психологически здоровой личности: стрессовоустойчивость, социальную адаптацию, успешную самореализацию.

Риторика как коммуникабельная технология формирует информационную культуру младшего школьника, создает условия для обучения на высоком этическом и интеллектуальном фоне, что необходимо для развития креативного мышления и творчества, эрудиции.

Возникла необходимость в отлаженном механизме управления инновациями: совершенствовании учебного плана, пересмотре программ, методических пособий, диагностике воспитательно-образовательного процесса, адаптации новых учебных и здоровьесберегающих технологий и мониторинге результативности интеграции педагогики в начальной школе.

При внедрении инновационных предметов в воспитательно-образовательный процесс 2-4 классов возникают противоречия между:

а) потребностью заниматься достаточным количеством инноваций и строгими рамками Сан ПиНа;

б) начальным и основным звеньями школы из-за отсутствия сквозных нетрадиционных курсов;

в) необходимостью модернизации школы и отсутствием отработанного механизма внедрения инновационного поля в учебно-воспитательном процессе на практике.

г) финансовыми затратами на образование эксперимента и отсутствием источника его финансирования.

  1. Основные теоретические положения.

В настоящее время Министерством образования и науки РФ разработаны и представлены учителям начальных классов примерные программы по всем предметам федерального базисного плана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, выполняющие две основные функции: информационно-методическую и организационно-планирующую, которые предназначены для разработки авторских программ как рекомендательный документы – ориентир, показывающий один из возможных (но не единственный) способов раскрытия содержания государственного стандарта.

Поэтому возникла необходимость скорректировать рабочую программу развития, следуя основным дидактическим принципам: природоспособности, преемственности и перспективности, интеграции теоретическим сведений с практической деятельностью, коммуникативности, интеграции обучения, развития и воспитания, а также совершенствовать механизм управления инновационными процессами в начальной школе.

  1.         Цели исследования.

  1. создание наиболее оптимальных условий для эффективного развития начальной школы: методических, материальных, методических, организационно-управленческих;
  2. создание в коллективе школы климата психологической комфортности и креативности;
  3. совершенствование личностно-ориентированный подход к здоровью, воспитанию и обучению младших школьников.

  1. Объект исследования.

  1. процесс переходного периода от функционирования к развитию начального звена МОУ СОШ №3 им.А.И.Данилова.

  1. Предмет исследования.

  1. система совершенствования управления развитием начальной школы

  1. Гипотеза исследования.

Управление инновационными процессами будет эффективным и сможет обеспечивать повышение уровня качества обучения, воспитанности обучающихся 1-4 классов, положительно скажется на их здоровье, если:

  1. развитие начальной школы будет осуществляться с учетом особенностей основных этапов становления;
  2. здоровьесберегающие технологии и принципы здорового образа жизни будут сопровождать обучение и внеклассную деятельность детей в условиях полного дня;
  3. в основу деятельности педагогов будут положены профессионализм, креативность и интеграция педагогики;
  4. усовершенствуется преемственность начальной и основной школ посредством введения сквозных инновационных курсов и здоровьесберегающих технологий;
  5. теоретическая основа управления инновационными процессами будет совершенствоваться и пополняться новыми методическими разработками, авторскими программами педагогов и руководителей школ города по мере накопления опыта в данном эксперименте и повышения компетентности, роста профессионального становления.

  1. Задачи исследования.

  1. Апробация и совершенствование обновленного содержания образования с учетом школьного компонента.
  2. Использование и обновление эффективных методик и технологий, призванных сохранять психологическую комфортность и здоровье младших школьников, развивать креативность их мышления и развития; пополнение методической копилки.
  3. Оттачивание и совершенствование педагогического мастерства в личностно-ориентированном подходе к воспитательно-образовательному процессу.
  4. Ведение постоянного мониторинга составляющих ОЭР.
  5. Создание учебной среды, направленной на развитие познавательных и творческих способностей учащихся, на основе внедрения проектных технологий.

  1. Основные этапы исследования.

  1. Диагностико - адаптационный 2005-2006гг.
  2. Организационно – практический, апробация промежуточных результатов 2006-2008гг.
  3. Обобщающее – внедренческий 2008-2009гг.

Промежуточные результаты работы.

Первый этап.

  1. Выбор двух учебно-методических комплектов Н.Ф. Виноградовой «Начальная школа 21 века» и А.А. Плешакова «Школа России», нетрадиционных курсов, входящих в школьный компонент учебного плана, ранжирование их по параллелям.

  1. Создание образовательной среды и «Школы психологического здоровья».

  1. Оборудование воспитывающего пространства. Созданы:
  1. Зал Патриотической Славы.
  2. Краеведческий клуб «Городоша».
  3. Школа юного пешехода.
  4. Эколого-валеологический зал.
  5. Игровая комната.

  1. Оформлен методический кабинет.

  1. Положено начало диагностике и мониторингу  воспитательно-образовательному процессу.

  1. Отбор наиболее эффективных здоровьесберегающих технологий: дыхательная гимнастика А. Стрельниковой, точечный и пальчиковый самомассаж, зрительная и общеукрепляющая гимнастики.

  1. Успешное участие в конкурсе «Учитель года».

Второй этап.

  1. Городской практический семинар «Особенности работы по УМК Н.Ф.Виноградовой «Начальная школа 21 века» на базе МОУ СОШ №3 им.А.И.Данилова: подготовка, проведение.

  1. Семинар – практикум для учителей и заместителей директора начальной школы «Инновационные процессы и интеграция педагогики в начальном звене образования»: подготовка и проведение.

  1. Презентация инновационных процессов и здоровьесберегающих технологий на областном форуме «Модернизация образования».

  1. Создана авторская программа по краеведению для младших школьников. Автор И.В.Трегубова – учитель начальных классов, директор школьного музея, лауреат городского конкурса «Учитель года 2001».

  1. Диагностика промежуточной работы.

  1. Создана творческая группа учителей:
  1. Хавронина А.А.
  2. Кузьмина О.А.
  3. Солопова А.А.
  4. Антонова О.Б.
  5. Роганова Л.В.

  1. Обобщается опыт работы учителей-«виноградовцев»: Горбатовой Т.И., Лутовиновой Л.Н., Киреевой И.И., Рогановой Л.В., Солоповой А.А.

Третий этап.

В стадии разработки:

  1. Программа «Школы психологического здоровья», педагог-психолог Корсакова Ж.Н.

  1. Программа по этикету и толерантности, руководитель МО учителей начальных классов Хавронина А.А.

  1. Комплексная разработка логопедического эксперимента «Система коррекционной работы, учитель-логопед Ледовских О.В.

  1. Индивидуальная программа по экономике, учитель начальных классов Хавронина А.А.

  1. Программа по изотруду, учитель ИЗО Мартынова В.И.

  1. Эколого-валеологическое воспитание и обучение младших школьников, учителя начальных классов Роганова Л.В. и Солопова А.А.

  1. Экономическая игра «Путешествие с Гномом – Экономом», авторы учителя начальных классов Хавронина А.А. и Кузьмина О.А.

  1. Мониторинг здоровья учащихся 1 – 4 классов.

  1. Диагностика воспитательно-образовательного процесса в начальном звене МОУ СОШ №3 им.А.И.Данилова.

Инновационные технологии в учебно-воспитательном процессе современной начальной школы
План

ВСТУПЛЕНИЕ 2
Раздел І. Инновационные технологии в учебно-воспитательном процессе современной начальной школы 4
1.1. Сущность и признаки понятия «инновационная технология в педагогическом процессе» 4
1.2. История развития инновационных технологий в учебном процессе 8
1.3. Информационно-коммуникативные технологии в работе учителя и их вклад в совершенствование учебно-воспитательного процесса 13
1.4. Инновационные виды обучения 18
1.5. Инновационные методы обучения в начальной школе 20
Раздел ІІ. Формы уроков с использованием инновационных технологий 26
2.1. Интегрированные уроки 26
2.2. Урок-семинар 28
2.3. Урок-практикум 32
2.4. Урок - ролевая игра 33
2.5. Урок прес-конференция 34
2.6. Выводы к разделу 2………………………………….…………..………..38
ИТОГИ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 38



Вступление

Педагогика как наука насчитывает уже несколько столетий. Учитывая то, что учение и воспитание также проводилось еще со времен великих древне грецких ученых, то можно утверждать, что достояния этой науки безмерно велики в наше время. Таким образом, изучение традиционных методов педагогики сейчас выходят и инновационные методы, поскольку современное образование ориентируется на личностный характер обучения. Иными словами, можно сказать, что целью образования является создание условий для развития и самореализации каждой личности, формирование поколения, способного учиться на протяжении жизни.
Целью инновационных технологий есть формирование активной, творческой личности будущего специалиста, способного самостоятельно строить и корректировать свою учебно-познавательную деятельность. Современный процесс разработки и освоения инноваций предусматривает поэтапную деятельность педагогов-новаторов.
Актуальность проблемы заключается в том, что в современной требовательной и быстросменной социально-экономической среде уровень образования в значительной мере будет зависеть от результативности внедрения технологий обучения, что обосновывается на новых методологических принципах, современных дидактичных принципах и психолого-педагогических теориях, которые развивают деятельный подход к образованию.
Значительный взнос в разработку методологии и теории понятия педагогической инновационной технологии сделан современными педагогами: В. Безпалько, Б. Лихачевим, Г. Клариним, В. Монаховим, Г. Селевко и другими. Проблему педагогической инноватики рассматривали такие ученые как О. Арламов, Г. Бургин, В. Журавлев, В. Загвязинский, Н. Юсуфбекова, А. Николс и другие.
Цель исследования заключается в том, чтобы раскрыть понятие инновационных педагогических технологий, раскрыть основные методологические требования, которым должна отвечать любая инновационная технология обучения.
Модернизация системы образования связывается, в первую очередь, с введением в образовательную среду инновационных технологий, в основу которых положены целостные модели учебно-воспитательного процесса, основанные на диалектическом единстве методологии и средств их осуществления. [2; с.56]
Предмет курсовой работы это литературные источники, которые рассматривают проблему инновационных педагогических технологий, которые применяются в современном педагогическом процессе.
Объект исследования заключается в рассмотрении разнообразных инновационных технологий, которые имеют место в современном педагогическом процессе. При этом большое внимание приселяется практическому исследованию таких инновационных технологий на примере введения в разнообразные виды уроков.
Методы и методология исследования следующие: метод теоретического анализа с использованием предмета анализа – источников литературы, в которых рассматриваются вопросы инновационных технологий в современном педагогическом процессе; метод концептуального анализа и метод сравнительного анализа, который используется во втором разделе.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что были собраны и систематизированы данные по вопросу инновационных методов обучения в современном педагогическом процессе. Также был произведен анализ разработанности этой темы в разных литературных источниках.
Практическая значимость работы выражается в том, что данные проведенного в курсовой работе исследования можно использовать в практической деятельности педагогами школ.
Раздел І. Инновационные технологии в учебно-воспитательном процессе современной начальной школы

1.1. Сущность и признаки понятия «инновационная технология в педагогическом процессе»

В последнее время достаточно широко вошел в употребление термин «инновационные педагогические технологии».
Прежде чем рассмотреть сущностные признаки инновационных педагогических технологий, уточним ключевые понятия «инновация» и «педагогическая технология».
Слово инновация имеет латинское происхождение и в переводе означает обновление, изменение, введения нового. В педагогической интерпретации инновация означает нововведение, которое улучшает ход и результаты учебно-воспитательного процесса.
Исследователи проблем педагогической инноватики (О. Арламов, Г. Бургин, В. Журавлев, В. Загвязинский, Н. Юсуфбекова, А. Николс и др.) пытаются соотнести понятия нового в педагогике с такими характеристиками, как полезное, прогрессивное, позитивное, современное, передовое.
В. Загвязинський считает, что новое в педагогике – это не только идеи, подходы, методы, технологии, которые в таких сочетаниях еще не выдвигались или еще не использовались, но и тот комплекс элементов или отдельные элементы педагогического процесса, которые несут в себе прогрессивное начало, которое дает возможность в ходе изменения условий и ситуаций эффективно решать задание воспитания и образования.
Различают понятие новация, или новый способ и инновация, нововведение. Новация – это само средство (новый метод, методика, технология, программа и тому подобное), а инновация – процесс его освоения.
Одни научные работники (В Сластенин, Л. Подимова) считают инновации комплексным процессом создания, распространения и использования нового практического средства в отрасли техники, технологии, педагогики, научных исследований. Другие отрицают, что инновации не могут сводиться к созданию средств. І. Подласый считает, что инновации – это идеи, и процессы, и средства, и результаты, взятые в качестве качественного совершенствования педагогической системы.
Разногласия в толковании понятия вызваны неодинаковым виденьем их авторами сущностного ядра, а также радикальности нововведений. Одни из них убеждены, что инновациями можно считать лишь то новое, которое имеет своим результатом кардинальные изменения в определенной системе, другие засчитывают к этой категории любые, даже незначительные, нововведение.
Основу и содержание инновационных образовательных процессов составляет инновационная деятельность, сущность которой заключается в обновлении педагогического процесса, внесении новообразований в традиционную систему. Стремление постоянно оптимизировать учебно-воспитательный процесс обусловило появление новых и совершенствование используемых ранее педагогических технологий разных уровней и разной целевой направленности.
Сегодня в педагогический лексикон крепко вошло понятие педагогической технологии. Существуют разные взгляды на раскрытие этого понятия.
• технология – это совокупность приемов, которые применяются в каком-либо деле, мастерстве, искусстве;
• педагогическая технология – совокупность средств и методов воссоздания теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, которые позволяют успешно реализовывать задания образования (В. Безпалько);
• педагогическая технология – совокупность психолого-педагогических установкой, что определяют специальный набор форм, методов, средств, приемов обучения, средств воспитания; она является организационно-методическим инструментарием педагогического процесса (Б. Лихачев);
• педагогическая технология – системная совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, которые используются для достижения образовательной цели (Г. Кларин);
• педагогическая технология – это модель совместной педагогической деятельности, продуманная во всех деталях из проектирования, организации и проведения учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для ученика и преподавателя (В. Монахов).
• педагогическая технология - это системный метод создания, применения, определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с использованием компьютера и человеческих ресурсов, заданием которого является оптимизация форм образования.
Целый ряд авторов, в частности и В. Кукушкина, считают, что любая педагогическая технология должна отвечать некоторым основным методологическим требованиям (критериям технологичности).
Концептуальность. Каждой педагогической технологии должна быть присущая опора на определенную научную концепцию, которая содержит философское, психологическое, дидактичное и социально-педагогическое обоснование достижение образовательной цели.
Системность. Педагогической технологии должны быть присущи все признаки системы: логика процесса, взаимосвязь всех его частей, целостность.
Возможность управления. Предусматривает возможность диагностического возложения, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапную диагностику, варьирование средствами и методами с целью коррекции результатов.
Эффективность. Современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными за результатами и оптимальными за расходами, гарантировать достижение определенного стандарта образования.
Воспроизводимость. Возможность использования (повторение, воссоздание) педагогической технологии в других идентичных образовательных заведениях, другими субъектами.
Визуализация (характерная для отдельных технологий). Предусматривает использование аудиовизуальной и электронной техники, а также конструирование и применение разнообразных дидактичных материалов и оригинальных наглядных пособий.
Таким образом, одним из важнейших стратегических заданий на сегодняшнем этапе модернизации образования есть обеспечение качества подготовки специалистов на уровне международных стандартов. Решение этого задания возможно при условии изменения педагогических методик и внедрения инновационных технологий обучения. [3; с.2-6]

Список литературы

1. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М., 1995.
2. Ващенко В. Инновационность и инновационное образование // Alma mater . - 2000 г. - 6.
3. Дичковская И.М. Инновационные педагогические технологии. – К., 2004.
4. Еньшина Н.А. Инновационные процессы в образовании. г. Барнаул, 2002 г.
5. Занков Л. В. Обучение и развитие / Экспериментально-педагогические исследования): Избранные педагогические труды. – М., 1990.
6. Иванов Н. Педагогика коллективных творческих дел.-Киев, 1992.
7. Игнатенко М. Современные образовательные технологии // Математика в шк.,- 2003. – №4. – С.2-6.
8. Кларин М. В. Технология обучения: идеал и реальность. – Рига: Эксперимент, 1999. – 180 с.
9. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике. - Рига, 1995.
10. Кларин М.В. Педагогическая технология. - М., 1989.
11. Кудрявцев П.О. Проблемное обучение. Истоки и сущность. -М.: Знание, 1991.
12. Курганов С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге. - М., 1989.
13. Лазарев B.C., Поташник М.М. Как разработать программу развития школы. - М., 1993.
14. Лысенкова С.Н. Методом опережающего обучения. - М., 1988.
15. Маджуга А.Г., Калыбекова А.А., Шуберт Е.Ю. Использование инновационных технологий обучения в дидактических системах высшей школы / В сб.: материалы международной научно-практической конференции, посвященной 70-летию АГУ им. Абая. - Алматы, 1998 г. - С. 125-130.
16. Нетрадиционные педагогические технологии в обучении: Учебное пособие для средних специальных учебных заведений - 384 с.
17. Никишина И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе: Использование интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов Изд. 1-е/ 2-е, стереотип. – Волгоград, - В помощь администрации школы, - 2008, 91 с.
18. Николаева Л.П., Паюшина М.Н. Психолого-педагогические технологии профилактики зависимостей у молодежи: Рабочая тетрадь для практических работников - 32 с.
19. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров – М.: под ред. Полат Е.С., - 272 с.
20. Нурбекова М.А. Кетпен Ж.М., Ешанкулова К.Ж. Психолого-педагогические условия готовности учителей к реализации инновационных образовательных технологии в школе.
21. Основы творческо-конструкторской деятельности: Методы и организация: Учебник для студентов высших учебных заведений - 256 с.
22. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / С. А. Смирнов, И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов, Т. И. Бабаева и др.; Под ред. С. А. Смирнова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 544 с.
23. Педагогика: Педагогические теории, системы, технологии: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. под ред. Смирнова С.А.– М.: Изд. 3-е, испр., доп./ 4-е, испр., доп./ 5-е, стереотип. - 512 с.
24. Педагогические технологии / Под общей ред. В.С. Кукушкина. – Ростов н/Д., 2002.
25. Педагогические технологии в образовательном процессе: Организация и проведение методической недели В помощь администрации школы
26. Педагогические технологии: Учебное пособие для вузов. - под ред. Кукушина В.С. Изд. 2-е, испр., доп. - 336 с.
27. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Теоретические аспекты специального образования детей с отклонениями в развитии; Организация коррекционного обучения и воспитания; Педагогические технологии в коррекционной работе: Учебное пособие для студентов педвузов Высшая школа
28. Сальникова Т.П. Педагогические технологии Уч.пос. – М.: - 2003 г.
29. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
30. Управление образовательным учреждением: Организационно-педагогические и правовые аспекты: В вопросах и ответах - 208 с.

Выдержка из работы

Существует множество подходов к классификации видов обучения.
Традиционное обучение
Этот вид обучения является самым (на сегодняшний день) распространенным (особенно - в начальной школе) и представляет собой обучение знаниям, умениям и навыкам по схеме: изучение нового - закрепление - контроль - оценка. Этот вид обучения обладает целым рядом недостатков, которые будут рассмотрены ниже в сравнении с двумя другими видами обучения. В настоящее время традиционное обучение постепенно вытесняется другими видами обучения, т.к. определяются другие требования к личности и процессу ее развития в школе. Их суть в том, что прежняя образовательная парадигма, основанная на мнении, что можно определить достаточный для успешной жизнедеятельности запас знаний и передавать его ученику, себя исчерпала.
Во-первых, увеличение научных знаний не может обойти и школу,
проецируясь на содержание учебных дисциплин. Во-вторых, учителя,
сохраняя ориентацию на передачу, а не на самостоятельное освоение
необходимых ученику знаний, повышают требования к объему усвоенных
учеником знаний. В-третьих, попытки учителей, школы предусмотреть
различные варианты жизнеопределения учеников и обеспечить их необходимым запасом знаний также ведут к увеличению и усложнению учебного материала. Все это приводит к перегрузкам учеников. Отсюда можно сделать вывод, что в условиях сегодняшнего дня школе необходимо от информационной ориентации перейти к личностной и преодолеть большую инертность традиционного обучения в преподаваемых дисциплинах. Этому и служат развивающее и дистанционное (соответственно) обучение.
Развивающее обучение
Среди большого числа новаций, захлестывающих сегодня школу, развивающее обучение (РО) занимает достаточно стабильное положение и стоит на одном из первых мест по значимости и связываемых с ним ожиданий по повышению качества образования. Вместе с тем, теория и технология развивающего обучения далеки от завершения, особенно для среднего и старшего звена. Более того, понятие «развивающее обучение» существует на уровне довольно расплывчатого образа и трактуется далеко не однозначно даже специалистами.
Одно из первых определений этого понятия связано с работами пионеров в области развивающего обучения, прежде всего с работами В.В. Давыдова: «...развитие представляет собой воспроизведение индивидом исторически сложившихся типов деятельности и соответствующих им способностей, которое реализуется в процессе их присвоения. Тем самым присвоение (его можно представить как процесс воспитания и обучения в широком смысле) является всеобщей формой психического развития человека».
Смысл сказанного выше в последующем конкретизируется путем выделения двух типов мышления: рассудочно-эмпирического и теоретического. При этом, как следует из дальнейшего изложения, развивающее обучение сводится к формированию теоретического мышления. Последнее определяется следующим образом: «Следовательно, теоретическое мышление имеет свое особое содержание, отличное от содержания эмпирического мышления, - это область объективно взаимосвязанных явлений, составляющих целостную систему. Без нее и вне ее эти явления могут быть объектом лишь эмпирического рассмотрения». [4; с.138-140]





1.5. Инновационные методы обучения в начальной школе
В учебном заведении при устном изложении учебного материала в основном используются словесные методы обучения. Среди них важное место занимает урок-лекция. Урок-лекция выступает в качестве ведущего звена всего курса обучения и представляет собой способ изложения объемного теоретического материала, обеспечивающий целостность и законченность его восприятия учениками. Целью такого метода проведения урока выступает желание преподавателя предоставить ученикам систематизированных основ знаний по дисциплине, раскрыть состояние и перспективы развития соответствующей области науки, концентрировать внимание учеников на наиболее сложных, узловых вопросах, стимулировать их активную познавательную деятельность и способствовать формированию творческого мышления. Однако, традиционный урок-лекция имеет ряд недостатков, которые обусловлены следующим:
1. Получение материала в форме лекции приучает детей к пассивному восприятию чужих мнений, тормозит самостоятельное мышление учеников.
2. Урок-лекция отбивает стремление к получению знаний самостоятельно.
3. Урок-лекция очень эффективен в том случае, когда на уроке рассматривается материал, по которому очень мало информации.
4. Одни ученики успевают осмыслить, другие - только механически записать слова учителя, таким образом не соблюдается принцип индивидуальности обучения.
Однако опыт обучения в школе свидетельствует о том, что отказ от уроков-лекций снижает научный уровень подготовки учеников, нарушает системность и равномерность их работы в течение семестра. Поэтому урок-лекция по-прежнему остается как ведущим методом обучения, так и ведущей формой организации учебного процесса в школе. Указанные недостатки в значительной степени могут быть преодолены правильной методикой и рациональным построением изучаемого материала.
В определенной степени остроту названных противоречий снимает возможность применения в учебном процессе нетрадиционных видов чтения уроков-лекций. Современная методика насчитывает свыше 250 различных методов. Эти методы приводят к изменению роли преподавателя, новым инструментам оценки достижений обучающихся. Наиболее распространенные методы обучения представлены на рисунке 1.
Наиболее эффективным методом обучения является метод решения проблем (проблемное обучение). Вместо того чтобы «транслировать» ученикам факты и их взаимосвязь, можно предложить им проанализировать ситуацию (проблему) и осуществить поиск путей изменения данной ситуации к лучшему.

Рисунок 1 – Основные методы обучения
Если в традиционном уроке-лекции используются преимущественно разъяснение, иллюстрация, описание, приведение примеров, то в проблемной -всесторонний анализ явлений, научный поиск истины. Проблемный урок-лекция опирается, на логику последовательно моделируемых проблемных ситуаций путем постановки проблемных вопросов или предъявления проблемных задач. Проблемная ситуация - это сложная противоречивая обстановка, создаваемая за занятиях путем постановки проблемных вопросов (вводных), требующая активной познавательной деятельности обучающихся для ее правильной оценки и разрешения.

Дополнительная информация

Многие изменения, происходящие сегодня в российском обществе, привели к пересмотру не только форм, но и содержания современного школьного образования. Эти изменения обусловлены увеличением потока информации, с которой связана деятельность любого человека.
Психологическая  готовность ребенка к жизни в информационном обществе должна формироваться с первых лет обучения в школе, что предполагает овладение компьютерной грамотностью. Не менее важного формировать у учащегося навыки алгоритмического мышления и умения логически мыслить. Поэтому возникла необходимость в переносе изучения пропедевтического курса информатики из средних классов школы в начальные.
Согласно Письму Министерства образования Челябинской области от 22.09.2006. №07-4451 учебный предмет « Информатика и ИКТ» изучаются  в качестве модуля учебного предмета  «Технология» в 4 классе общеоброзовательной школы. (12 часов) Программа : «Информатика. Программа курса начальной школы». Авторы: Бененсон Е.П., Паутова А.Г.,Москва: Академкнига/ Учебник, 2003.
Согласно этой программе дети знакомятся с информационной картиной мира, с техникой безопасности, правилами работы на компьютере.    На занятиях учащиеся узнают , как    производить действия с информацией , как работать с программами, что такое графический редактор, какое значение в современном мире имеет Интернет и многое другое. Кроме теории с детьми проводятся практические работы. Так на практике ребята учатся: предоставлять информацию различными способами, работать с клавиатурой, создавать папки, работать с текстовыми документами,  создавать таблицы, работать с графическими изображениями и т.д.
  В свой работе я пользуюсь книгой: С. Симонович  « Компьютер в  вашей школе»-Москва.:АСТ-ПРЕСС книга: Инфорком.-Пресс, 2003. Эта книга- вклад отечественных книгоиздателей в поддержку проекта «Компьютеризация сельских школ-2001», над реализацией которого по поручению Президента Российской Федерации В.В.Путина работает Министерство образования Российской Федерации. Основное назначение книги- поддержать первый этап создания в 2001-2005 гг. единой образовательной информационной среды в России. Программа «Компьютеризация сельских школ-2001» рассчитана на удовлетворение потребностей всех участников  общеобразовательного процесса, но, прежде всего она адресована учащимся. Несмотря на то ,что приемы и методы работы с вычислительной техникой сегодня относятся к высоким технологиям, они вполне объяснимы на уровне, понятном старшеклассникам. Главная сложность для ученика 3-4 класса - огромное количество новых терминов и понятий, многие из которых на английском языке.
Особая сложность преподавания информатики в начальных классах связана с тем , в число технологических вопросов работы с компьютером осведомленность учащихся зачастую превышает осведомленность преподавателей. Не следует это рассматривать как негативный фактор. Это просто особенность предмета. Информатика и информационные технологии- единственная школьная дисциплина, в которой глубоко и подробно рассматриваются технические средства, используемые в повседневной жизни, т.е. школьники являются носителями практического опыта и обладателями несистематизированным понятийным аппаратом.
Информатизация начальной школы решает следующие задачи:
1.развитие личности  младшего школьника посредством формирования коммуникативной и социальной компетентности, творческого и алгоритмического мышления, самостоятельности и активности в учебной деятельности, формирования информационной культуры ученика начальной школы.
2.повышение эффективности учебно-воспитательного процесса в начальной школе;
-максимальное использование всех возможностей информационных технологий обучения для стимулирования мотиваций познания, инициативности познавательной деятельности младших школьников, для повышения уровня обученности и воспитанности в начальной школе при обязательном условии охраны и укрепления физического и психического здоровья детей.
3. Создание единого открытого информационного образовательного пространства начальной школы, все субъекты которого – ученики, учителя, родители, администрация – имеют возможность доступа к информационным ресурсам различного назначения.
Поставленные цели могут быть достигнуты в результате рационального и эффективного использования современных средств обучения в сочетании с традиционными методиками преподавания в начальной школе.
Применение компьютерной техники в начальной школе ведет к созданию новых технологий обучения. При этом совершенно необязательно разрушать все то, что годами нарабатывалось российской начальной школой. Как показали результаты экспериментальной работы, оптимальное сочетание классических методов обучения младших школьников с новыми информационными технологиями существенно дополняет и поддерживает традиционное обучение:
- стабильно высокой мотивацией учения за счет игровой, исследовательской формы учебных заданий, мгновенной реакции компьютера на правильность их выполнения;
- возможностью дифференциации процесса обучения за счет индивидуального темпа и последовательности выполнения заданий различного уровня сложности;
- расширением спектра способов предъявления учебной информации за счет использования различных мультимедийных средств;
- изменением форм организации учебной деятельности за счет применения электронных учебных материалов, предназначенных для использования на уроке и во внеурочное время;
- возможностью гибкого управления учебным процессом за счет объективно текущего и итогового контроля деятельности учащихся.
Кроме того, можно прогнозировать, что применение новых информационных технологий в образовательном процессе позволит обеспечить доступное качественное начальное образование всем учащимся начальной школы независимо от их способностей, географического расположения школы и с учетом психолого–педагогических особенностей школьников.
При решении задач информатизации начальной школы, конкретизируемых в программах и проектах создания открытой информационной образовательной среды начальной школы учреждениями образования, следует ориентироваться, на наш взгляд, на следующие направления применения информационных и коммуникационных технологий:
- применение информационных технологий в образовательном процессе;
- обучение информатике в начальной школе;
- обеспечение профессиональной педагогической деятельности;
- управление учебно-воспитательным процессом.
Первое направление следует считать приоритетным, поскольку именно оно соответствует эволюционной логике развития информатизации образования в нашей стране, мировым тенденциям этого процесса. Компьютер, современные цифровые технологии, созданные на его основе, являются уникальными по своим возможностям средствами обучения и должны использоваться при изучении предметных областей.
На наш взгляд, внедрение предмета информатики в начальной школе с пропедевтической целью может быть обусловлено не столько техническими возможностями школы, сколько особенностями социокультурной среды, частью которой является учреждение образования.
Оптимальным представляется вариант, когда учитель начальных классов формирует информационную грамотность учеников в процессе изучения традиционных предметов. В этом случае дидактически продуманное использование возможностей современных информационных технологий в учебно-воспитательном процессе начальной школы будет способствовать формированию предметной, коммуникативной и социальной компетентности младших школьников.
Особое значение имеет решение проблемы готовности к реализации одного из важнейших направлений развития российского  образования, суть которого заключается в необходимости мотивированного овладения методами и приемами органичного включения  новых информационных технологий в традиционный урок в начальной школе.     
При этом большое значение имеет не только регулярное получение информации об итогах коллективного тестирования или других видов контроля, но и результаты личного продвижения в обучении и развитии каждого ребенка, потребность в получении которых учитель мог бы удовлетворить средствами новых информационных технологий в любой момент урока.
Так, на уроках окружающего мира, музыки, литературного чтения, на классных часах и на внеклассных мероприятиях, я использую для работы тесты и слайды, составленные мной,
Видеосюжеты со звуковым сопровождением и демонстрации картин, портретов известных политиков России, поэтов и писателей, композиторов и художников .Весь этот богатый материал я беру из электронного учебного пособия« Человек, природа, общество».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект программы «Особенности работы социально-психологической службы в системном управлении инновационными процессами трех возрастных автономных школ как средство создания оптимальных условий для реализации личностного развития ребенка»

В целях создания необходимых условий для достижения качественного образования в  модели  «Российское образование 2020»намечены основные приоритетные направления и компле...

Современные подходы к управлению инновационным процессом

       Инновационный процесс в образовании - процесс совершенствования образовательной практики, развития образовательных систем на основе нововведений. Он отражает формиров...

Современные подходы к управлению инновационными процессами.

ФГОС - системная инновация, требующая особого процесса управления.0...

Проект "Управление инновационными процессами в школе"

Тема проекта:Управление инновационными процессами образовательного учрежденияНаправление проекта - инновационные процессы в образовательном учреждении.Цель проекта: создание модели управления ин...

Дипломная работа Управление инновационными процессами в образовании

Дипломная работа Управление инновационными процессами в образовании...