Программа и планирование по русскому языку под редакцией С.И.Львовой
календарно-тематическое планирование (русский язык, 5 класс) по теме
Программа и планирование к учебнику 5 класса под редакцией С.И.Львовой. В календарно-тематическом планировании указаны цели и задачи урока, употребление языковых единиц в речи,применение полученных знаний и умений в учебной и практической деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_i_planirovanie_po_russkomu_yazyku_5_klass_lvovoy.doc | 372 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 440
ВОСТОЧНОГО ОКРУЖНОГО УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
«Согласовано» Руководитель МО Емельянова Е.А.. Протокол № ___ от «__» __________________200___г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР Лаврушко О.А. «__»________________200___г. | «Утверждаю» Директор ГБОУ СОШ №440 Егорченков М.А. Приказ № ___ от «__»__________200___г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку
5 класс
2013-2014 учебный год
Составитель : Емельянова Е.А.
учитель русского языка и литературы
1 квалификационной категории
Москва 2013
Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования , программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-9 классы. /Автор-составитель С.И. Львова. – М.: Мнемозина, 2009 и учебника: Львова С.И. Русский язык. 5 класс. В 4 частях (5 часть –справочный материал): учебник для общеобразовательных учреждений / С.И.Львова, В.В.Львов. – М.: Мнемозина, 2009 и обеспечивает реализацию обязательного минимума образования.. Программа рассчитана на 204часа(6 часов в неделю)
Структура документа
Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.
Содержание курса русского языка представлено в программе в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций.
Общая характеристика учебного предмета
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 5 классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Курс русского языка для 5 класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.
Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.
Цели обучения
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Главной особенностью программы является ее направленность на:
- достижение в преподавании единства процессов познания окружающего мира через родной язык
- осмысления его основных закономерностей
- усвоения основ лингвистики и разных видов языкового анализа
- развития абстрактного мышления, памяти, воображения, коммуникативных умений
- навыков самостоятельной учебной деятельности
- самообразования, речевого самосовершенствования
- успешное овладение видами речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи
- способностью осознанно воспринимать и понимать звучащую речь и печатное слово
- грамотно, точно, логически стройно, выразительно передавать в устной и письменной форме собственные мысли, учитывая условия общения
Курс отличается:
- ярко выраженной семантической направленностью в изучении грамматико – орфографического материала
- усиленным вниманием к особенностям употребления в речи языковых единиц, к эстетической функции изучаемых явлений языка, формированию навыков использования справочной литературы, работы с различными видами лингвистических словарей
- вниманием к вопросам истории русского языка, целенаправленным обращением к этимологии
Программа реализует:
- идею межпредметных связей при обучении русскому языку, что способствует развитию умения устанавливать логическую взаимосвязь между явлениями и закономерностями, которые изучаются в школе на уроках по разным предметам
- идею дифференцированного подхода к обучению, это выражается прежде всего в выделении дополнительного материала, расширяющего основное содержание программы
- культуроведческий аспект в обучении русскому языку, что проявляется в достаточно широком использовании сведений по истории языка и русистики, информации о русских ученых-лингвистах, материалов по этимологии
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию.
Основная особенность курса русского языка по данной программе – его ориентация на интенсивное речемыслительное развитие ребёнка. Это проявляется прежде всего в целенаправленном формировании всех видов речевой деятельности: умение осмысленно воспринимать устную и письменную речь (слушать и читать), умение правильно, точно, логично и выразительно передавать свои мысли и чувства в письменной и устной форме (говорить и слушать), а также в развитии врождённого языкового чутья и речемыслительных способностей школьников. Курс отличается ярко выраженной семантической направленностью в изучении грамматико-орфографического материала, усиленным вниманием к особенностям употребления в речи языковых единиц, к эстетической функции изучаемых явлений языка. При этом максимально учитываются закономерности и этапы речевого развития учащихся. Большое внимание уделяется формированию навыков использования справочной литературы, работы с различными видами лингвистических словарей.
Программа реализует идею межпредметных связей при обучении русскому языку, что способствует развитию умения устанавливать логическую взаимосвязь между явлениями и закономерностями, которые изучаются в школе на уроках по разным предметам. Большое внимание уделено формированию навыков работы с различными видами лингвистических словарей.
Курс русского языка для V класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Учебник
Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. 5класс. Часть 1-4: Учебник для общеобразовательных учреждений изд. Мнемозина
Учебник входит в состав УМК по русскому языку для 5-го класса общеобразовательной школы (под редакцией С. И. Львовой). Отличительные его особенности – ориентация на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся, связь родного языка с другими школьными предметами. Учебник построен так, что каждый урок русского языка становится уроком развития речи. Содержание учебника соответствует новому образовательному стандарту по русскому языку.
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка
в 5 классе по программе Львовой С.И.
на 2013 – 2014 учебный год
№ п/п | Название разделов, тем уроков | Кол-во часов | Цели и задачи | Употребление языковых единиц в речи, применение полученных знаний и умений в учебной и практической деятельности | Формы контроля | Дата |
I 1. | Лингвистика – наука о языке Лингвистика как наука о языке и речи. Основные разделы лингвистики. речевое общение, речь монологическая и диалогическая | 2 ч. 1 | Познакомить учащихся с разделами лингвистики, дать определение понятия. | Формирование положительной мотивации к изучению основных разделов лингвистики и | ||
2. | Основные единицы языка и речи. исследование несложных практических ситуаций | 1 | Систематизировать знания по теме | Формирование положительной мотивации к освоению различных видов речевой деятельности: слушания, говорения, письма и чтения | ||
II 3. | Введение в лингвистику (вводный курс) – 94 ч Фонетика Речь устная и письменная. Разделы лингвистики, изучающие устную речь. Фонетика как раздел лингвистики. использование для решения познавательных и коммуникативных задач различные источники информации | 4 ч. 1 | Обобщить имеющиеся знания по теме | Фонетический разбор слова. Звуковой анализ слова. | Словарный диктант | |
4 | Звук – основная единица фонетики. Звукопись как выразительное средство устной речи. Словесное и логическое ударение. исследование несложных практических ситуаций | 1 | Дать понятие фонемы. | Использование звукописи в художественной речи. Наблюдение за использованием словесного ударения. Осмысление роли логического ударения. | ||
5-6 | Фонетическая транскрипция как специальный способ записи звучащей речи. Обобщение сведений о звуках русского языка и их классификации. Смыслоразличительная роль звука в слове. речевое общение, речь монологическая и диалогическая. | 2 | Познакомить с фонетической транскрипцией как специальным способом записи звучащей речи. Обобщить имеющиеся сведения о звуках речи | Использование элементов транскрипции для обозначения анализируемого звука и объяснения написания слова | ||
7 | Орфоэпия Орфоэпия как раздел лингвистики. Особенности произношения безударных гласных, некоторых согласных звуков и их сочетаний. владение монологической и диалогической речью, участие в диалоге | 3ч.+2 1 | Дать определение орфоэпии как раздела лингвистики. Познакомить с произношением безударных гласных, некоторых согласных звуков и их сочетаний (чт, чн, сш, зш, сч,зщ, зж,тс, дс и др.) | Владение основными правилами произношения ударных и безударных гласных в современном русском литературном языке, правилами произношения некоторых согласных и сочетаний согласных | ||
8-9 | Р.Р.Сочинение по картине М.А. Врубеля «Царевна- Лебедь». владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками. | 2 | Учить писать сочинение по картине согласно имеющемуся плану | Написание сочинения по картине | Сочинение | |
10 | Повторение и обобщение по разделам "Орфоэпия" и "Фонетика". Изменения звуков в речевом потоке. Изменение качества гласного звука в безударной позиции приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов | 1 | Познакомить с понятием оглушения и озвончения | Сравнительный анализ звукового и буквенного состава слов, требующих орфоэпического комментария. | ||
11 | Произношение мягкого или твердого согласного перед буквой е в иноязычных словах. Правильное произношение некоторых групп согласных. Орфоэпический словарь. владение монологической и диалогической речью, участие в диалоге | 1 | Учить работать с орфоэпическим словарем. | Орфоэпический разбор слова. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения соблюдения орфоэпических норм. | ||
12 | Графика Разделы лингвистики, изучающие письменную речь: графика, орфография, пунктуация. владение монологической и диалогической речью, участие в диалоге, приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов | 7ч 1 | Показать роль графики как одного из разделов лингвистики, изучающих письменную речь | Осознание роли отчетливого и красивого письма для точного понимания написанного и быстрого схватывания информации | ||
13 | Графика как раздел лингвистики. Алфавит и его использование. владение монологической и диалогической речью, участие в диалоге, приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов | 1 | Учить работать с алфавитом | Правильное произношение букв русского алфавита. Использование алфавита в практической деятельности. | ||
14 | Звуки и буквы. приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов | 1 | Систематизировать имеющиеся знания по теме | Сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова при проведении фонетического, орфоэпического и орфографического разборов | ||
15 | Обозначение звуков с помощью букв е , е, ю, я. умение разделять процессы на этапы, звенья | 1 | Учить производить сопоставительный анализ звуков и букв | Сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова при проведении фонетического, орфоэпического и орфографического разборов | ||
16 | Роль букв ь и ъ в обозначении звукового состава словоформы. приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов; | 1 | Показать роль ь и ъ в обозначении звукового состава словоформы. | Сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова при проведении фонетического, орфоэпического и орфографического разборов | ||
17 | Контрольная работа №1 . Диктант с языковым анализом и его анализ. самостоятельная организация учебной деятельности. | 1 | Проверить сформированность умений и навыков обучающихся | Проверка, оценка и коррекция знаний и умений | ||
18 | Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками самостоятельная организация учебной деятельности. | 1 | Откорректировать сформированность умений и навыков обучающихся | Проверка, оценка и коррекция знаний и умений | ||
19 | Мофемика Морфемика как раздел лингвистики. Морфема - значимая часть слова. Отличия морфемы от звука (буквы) и слога. владение монологической и диалогической речью, участие в диалоге, приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов | 6 ч 1 | Показать отличие морфемы от звука (буквы) и слога. | Работа со статьей учебника | ||
20 | Словарь значения морфем. Корень, приставка, суффикс, окончание – морфемы, передающие информацию о слове. самостоятельное выполнение различных творческих работ, оценивание своих учебных достижений | 1 | Познакомить со словарем значения морфем | Сопоставительны анализ слов, имеющих корни-омонимы. Работа с учебным словарем значения морфем. Наблюдение за использованием слов с суффиксами оценки в художественной речи. | ||
21 | Морфемная модель как схема морфемного построения слов определенной части речи. использование для решения познавательных задач различные источники информации | 1 | Познакомить со схемой морфемного построения слов | Характеристика языковых признаков слов на основе анализа морфемной модели | ||
22-23 | Чередование гласных и согласных в морфемах; типы чередований. использование для решения познавательных задач различные источники информации | 2 | Познакомить с особенностями правописания морфем с чередующимися гласными и согласными. | Особенности правописания морфем с чередующимися гласными и согласными. | ||
24 | Понятие об этимологии. Этимологический словарь: его назначение, структура, содержание словарной статьи. самостоятельное выполнение различных творческих работ, оценивание своих учебных достижений, умение различать факт, мнение, доказательство | 1 | Дать понятие этимологии, познакомить с этимологическим словарем. | Работа с учебным этимологическом словарем с целью определения зависимости написания слова от его происхождения | ||
25 | Лексикология Лексикология как раздел лингвистики. Слово – единица языка и речи. использование для решения познавательных задач различные источники информации | 5ч+1 1 | Дать понятие лексикологии | Осознание одного из главных требований к речи – точность употребления слова в соответствии с его лексическим значением | ||
26 | Лексическое значение слова. приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов | 1 | Учить опреде5лять лексическое значение слова | Осознание одного из главных требований к речи – точность употребления слова в соответствии с его лексическим значением | ||
27 | Основные способы объяснения лексического значения. Толковый словарь: его назначение, структура, содержание словарной статьи. приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов; оценивание своих учебных достижений, умение различать факт, мнение, доказательство, использование для решения познавательных задач различные источники информации | 1 | Учить объяснять лексическое значение слова разными способами, работать с толковым словарем | Объяснение лексического значение слова разными способами: описание, краткое толкование, подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов. Работа с толковым словарем для определения и уточнения лексического значения слова | ||
28 | Словари синонимов и антонимов: их назначение, структура, содержание словарных статьей. Тематические группы слов. владение монологической и диалогической речью, участие в диалоге | 1 | Учить работать со словарями синонимов и антонимов, дать понятие тематических групп | Работа со словарями синонимов и антонимов для обогащения речи, выбора наиболее точного слова для выражения мысли. Распределение слов на тематические группы | ||
29 | Слова, обозначающие родовые и видовые понятия. самостоятельное выполнение различных творческих работ | 1 | Познакомить со словами, обозначающими родовые и видовые понятия. | Наблюдение за использованием родовых и видовых понятий в научных определениях, включенных в школьные учебники по разным предметам | ||
30 | РР. Подготовка к сочинению по картине А.А. Рылова « Полевая рябинка» самостоятельное выполнение различных творческих работ, оценивание своих учебных достижений | 1 | Учить писать сочинение по картине согласно имеющемуся плану | Написание сочинения по картине | Домашнее сочинение | |
31 | Орфография Орфография как раздел правописания. Орфография как система правил правописания. владение монологической и диалогической речью, участие в диалоге | 17 ч. 1 | Показать роль грамотного письма в процессе письменного общения | Роль грамотного письма в процессе письменного общения; возможности орфографии для точной передачи смысла речи. | ||
32 | Разделы русской орфографии. участие в диалоге, приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов | 1 | Познакомить с разделами русской орфографии, учить грамотному написанию морфем | Опора на основной принцип написания морфем: сохранение единообразного их облика независимо от звучания | ||
33-36 | Орфограмма. Виды орфограмм в корне слова. Правописание корней. приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов | 4 | Учить находить орфограммы в корнях и окончаниях слов; группировать их по видам орфограмм | Обнаружение орфограмм в корнях и окончаниях слов. группировка слов по видам орфограмм корня. Подбор однокоренного проверочного слова на основе словообразовательного толкования слов | ||
37-39 | Виды орфограмм в окончании. Правописание окончаний. приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов | 3 | Учить различать виды орфограмм, определять способ действия при выборе написания слов | Овладение правильным способом действия при выборе написания безударных окончаний существительных, личных окончаний глаголов. | ||
40-41 | Грамматический анализ слова как основа выбора правильного написания имен существительных и глаголов. участие в диалоге, приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов | 2 | Учить производить грамматический анализ слова для грамотного его написания | Овладение правильным способом действия при выборе написания безударных окончаний существительных, личных окончаний глаголов. | ||
42-43 | Употребление ь и ъ на письме. участие в диалоге, приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов | 2 | Показать использование ь для обозначения мягкости согласных; после шипящих; -тся и -ться в глаголах; разделительных ь и ъ. | Правописание ь и ъ в разных случаях. | ||
44-45 | Слитные, дефисные и раздельные написания слов. оценивание своих учебных достижений, умение различать факт, мнение, доказательство, использование для решения познавательных задач различные источники информации | 2 | Познакомить со правилами слитного, раздельного и дефисного написания слов | Раздельное написание предлога. Не с глаголами. Устное объяснение правописания анализируемых слов в виде рассуждения. Письменное объяснение написания с помощью графических символов. Использование орфографического словаря. | ||
46 | Контрольная работа №2 за I четверть самостоятельная организация учебной деятельности. | 1 | Проверить сформированность умений и навыков обучающихся | Проверка, оценка и коррекция знаний | ||
47 | Анализ контрольной работы и работа над ошибками самостоятельная организация учебной деятельности. | 1 | Коррекция сформированности умений и навыков обучающихся | Проверка, оценка и коррекция знаний | ||
48 | Морфология Морфология как раздел грамматики. Самостоятельные и служебные части речи. участие в диалоге, приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов | 4 ч. 1 | Дать понятие морфологии как раздела грамматики | Распознавание частей речи с учетом разных признаков слов. Распознавание частей речи, их морфологических признаков и форм слова по морфемным моделям | ||
49 | Типичные суффиксы и окончания разных частей речи. самостоятельное выполнение различных творческих работ, оценивание своих учебных достижений | 1 | Познакомить с типичными суффиксами и окончаниями разных частей речи | Единообразное написание наиболее употребительных суффиксов имен существительных | ||
50 | Слова изменяемые и неизменяемые. Образование форм слова с помощью окончания. использование для решения познавательных задач различные источники информации , согласование и координация деятельности с другими ее участниками. | 1 | Учить различать слова изменяемы и неизменяемые | Выделение основы слова и окончания. Определение формы слова по его окончанию (в ясных случаях) | ||
51 | Нулевое окончание и его значение в некоторых формах имен существительных и глаголов прошедшего времени. приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов | 1 | Познакомить со значением нулевого окончания | Выделение основы слова и окончания. Определение формы слова по его окончанию (в ясных случаях) | ||
52 | Культура речи Культура речи как раздел лингвистики. Связь культуры поведения человека и культуры речевого высказывания. владение монологической и диалогической речью | 4 ч. 1 | Дать понятие культуры речи как раздела лингвистики | Овладение орфографическими, пунктуационными, орфографическими, лексическими и грамматическими нормами при изучении соответствующих разделов и тем школьного курса | ||
53 | Норма как правильное употребление в речи языковых единиц владение монологической и диалогической речью | 1 | Учить правильно употреблять в речи языковые единицы | Использование речевых формул приветствия, прощания, просьбы, благодарности и т.п. с учетом речевой ситуации в условиях общения | ||
54-55 | Речевой этикет как правила речевого поведения. Понятие речевой ситуации. умение различать факт, мнение, доказательство | 2 | Дать понятие речевого этикета. Дать понятие речевой ситуации | Оценка собственной речи, речи окружающих с точки зрения соответствия ее нормам современного русского языка и правилам речевого этикета | ||
56 | Синтаксис и пунктуация Синтаксис как раздел лингвистики. Основные единицы синтаксиса и их признаки. владение монологической и диалогической речью | 32 ч.+2 1 | Дать определение синтаксиса как раздела лингвистики, познакомить с основными единицами синтаксиса | Знание основных единиц синтаксиса: словосочетания и предложения | ||
57 | Р.Р.Подготовка к сочинению по картине И.И. Фирсова «Юный живописец" самостоятельное выполнение различных творческих работ, оценивание своих учебных достижений | 1 | Учить писать сочинение по картине согласно имеющемуся плану | Написание сочинения по картине | Домашнее сочинение | |
58-59 | Словосочетание. Главное и зависимое слово в словосочетании. участие в диалоге, приведение примеров | 2 | Учить выделять словосочетания в предложении | Выделение словосочетаний в предложении | ||
60-61 | Виды словосочетаний: именные и глагольные. подбор аргументов, формулирование выводов; | 2 | Познакомить с видами словосочетаний | Распознавание и конструирование словосочетаний изученных видов. | ||
62 | Типичные модели словосочетаний. подбор аргументов, формулирование выводов; | 1 | Познакомить с типичными моделями словосочетаний | Распознавание и конструирование словосочетаний изученных видов. | ||
63 | Предложение как основная единица синтаксиса. Интонация предложения. оценивание своих учебных достижений, умение различать факт, мнение, доказательство | 1 | Учить производить интонационный анализ предложения | Элементарный интонационный анализ предложения | ||
64 | Грамматическая основа предложения. Основные типы грамматических основ. использование для решения познавательных задач различные источники информации , согласование и координация деятельности с другими ее участниками. | 1 | Учить выделять грамматическую основу предложений, конструировать предложения по заданным типам грамматических основ. Познакомить со случаями постановки тире в простом предложении | Выделение грамматической основы в простых и сложных предложениях. Конструирование предложений по заданным типам грамматических основ. Постановка тире между подлежащим и сказуемым | ||
65-66 | Второстепенные члены предложения. Определение. Словарь эпитетов: его назначение, структура, содержание словарной статьи. использование для решения познавательных задач различные источники информации | 2 | Расширить имеющиеся сведения по теме | Выделение в предложении определений | ||
67-68 | Второстепенные члены предложения. Дополнение. согласование и координация деятельности с другими ее участниками. | 2 | Расширить имеющиеся сведения по теме | Выделение в предложении дополнений | ||
69-71 | Второстепенные члены предложения. Обстоятельство. владение монологической и диалогической речью, участие в диалоге, приведение примеров, подбор аргументов | 3 | Расширить имеющиеся сведения по теме | Выделение в предложении обстоятельств | ||
72 | Р.Р. Сжатое изложение-миниатюра. самостоятельное выполнение различных творческих работ, оценивание своих учебных достижений | 1 | Учить писать сжатое изложение-миниатюру | Написание сжатого изложения | Изложение | |
73-74 | Виды предложений по цели высказывания (повествовательные, побудительные, вопросительные). участие в диалоге, приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов | 2 | Обобщить имеющиеся знания по теме. | Различение видов предложений на основе их смыслового и грамматико-интонационного анализа | ||
75 | Виды предложений по эмоциональной окраске (восклицательные и невосклицательные). участие в диалоге, приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов | 1 | Обобщить имеющиеся знания по теме, расширить имеющиеся сведения | Различение видов предложений на основе их смыслового и грамматико-интонационного анализа | ||
76 | Виды предложений по наличию или отсутствию второстепенных членов (распространенные и нераспространенные). оценивание своих учебных достижений, умение различать факт, мнение, доказательство | 1 | Обобщить имеющиеся знания по теме, расширить имеющиеся сведения | Различение видов предложений на основе их смыслового и грамматико-интонационного анализа | ||
77-78 | Виды предложений по количеству грамматических основ (простые и сложные). участие в диалоге, приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов | 2 | Выделение грамматических основ в простых и сложных предложениях | |||
79 | Простое осложненное предложение. использование для решения познавательных задач различные источники информации | 1 | Познакомить с простым осложненным предложением | |||
80-81 | Синтаксические конструкции, осложняющие предложение: однородные члены предложения, обращения, вводные слова, сравнительные обороты. согласование и координация деятельности с другими ее участниками | 2 | Познакомить с синтаксическими конструкциями, осложняющими простое предложение | Составление схем предложений, осложненных однородными членами, обращениями, вводными словами | ||
82 | Предложения с прямой речью. владение монологической и диалогической речью, участие в диалоге, приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов | 1 | Учить анализировать и конструировать предложения с прямой речью, правильно оформлять на письме прямую речь | Анализ и конструирование предложений с прямой речью. Синтаксический разбор предложения с прямой речью. | ||
83 | Пунктуация как раздел правописания. Связь пунктуации и синтаксиса. владение монологической и диалогической речью, участие в диалоге, приведение примеров | 1 | Познакомить с понятием пунктуация, показать взаимосвязь синтаксиса и пунктуации | Осмысление роли пунктуации в письменном общении. | ||
84 | Знаки препинания в конце предложения. использование для решения познавательных задач различные источники информации | 1 | Простые случаи постановки знаков препинания в конце предложения. | |||
85 | Знаки препинания внутри простого предложения. использование для решения познавательных задач различные источники информации | 1 | Простые случаи постановки знаков препинания внутри простого предложения. | |||
86 | Знаки препинания между частями сложного предложения. использование для решения познавательных задач различные источники информации | 1 | Простые случаи постановки знаков препинания между частями сложного предложения. Постановка запятой перед союзом и в простом и сложном предложении | |||
87 | Знаки препинания в предложениях с прямой речью. самостоятельное выполнение различных работ, оценивание своих учебных достижений | 1 | Простые случаи постановки знаков препинания между частями предложения с прямой речью. | |||
88 | Обобщающее слово при однородных членах предложения. самостоятельное выполнение различных работ, оценивание своих учебных достижений | 1 | Постановка знаков препинания при однородных членах предложения с обобщающим словом. Опора на смысловой и интонационный анализ предложения при проведении синтаксического и пунктуационного разбора | |||
89 | Контрольная работа №3 за I полугодие самостоятельная организация учебной деятельности | 1 | Проверить сформированность умений и навыков обучающихся | Проверка, оценка и коррекция знаний | Контрольная работа | |
90-91 | Текстоведение Текстоведение как раздел лингвистики. Текст и его признаки. Основная мысль текста. Строение текста. использование для решения познавательных задач различные источники информации | 12 ч.+1 2 | Дать определение текстоведения как раздела лингвистики | |||
92 | Р.Р. Подготовка к сочинению по картине В.Д. Поленова «Московский дворик» самостоятельное выполнение различных творческих работ, оценивание своих учебных достижений | 1 | Учить писать сочинение по картине согласно имеющемуся плану | Написание сочинения по картине | Сочинение | |
93 | Типы речи: описание, повествование, рассуждение. Текст и основная мысль текста использование для решения познавательных задач различные источники информации, самостоятельное выполнение различных творческих работ, оценивание своих учебных достижений | 1 | Познакомить с типами речи и его признаками | Определение основной мысли текста, подбор наиболее удачного заголовка. Употребление языковых средств в текстах разных типов | ||
94-95 | Строение текста-повествования. Способы развития основной мысли, передачи последовательности действий в тексте-повествовании. использование для решения познавательных задач различные источники информации, самостоятельное выполнение различных творческих работ, оценивание своих учебных достижений | 2 | Познакомить с отличительными особенностями текста-повествования | Наблюдение за использованием глагола и его форм в тексте-повествовании. Устный и письменный рассказ по заданному сюжету | Рассказ по заданному сюжету | |
96-98 | Строение текста-описания. Научное и художественное описание. Виды описаний. Особенности строения каждого вида описания. умение различать факт, мнение, доказательство | 3 | Познакомить с отличительными особенностями текста-описания, развивать умения пользоваться словарем эпитетов | Использование прилагательных, словосочетаний со значением качественного признака, сравнительных оборотов и других языковых средств в художественном описании. | ||
99-101 | Строение текста-рассуждения и способы развития основной мысли тезиса: цепь умозаключений, вытекающих одно из другого. самостоятельное выполнение различных творческих работ, оценивание своих учебных достижений | 3 | Познакомить с отличительными особенностями и структурой текста-рассуждения. | Использование специальных слов для связи частей текста-рассуждения. Создание устных и письменных текстов-рассуждений на лингвистические темы | Сочинение-рассуждение | |
102 | План текста (простой и сложный) самостоятельное выполнение различных творческих работ | 1 | Учить составлять план текста: простой и сложный. Дать понятие тезисного плана | Деление текста на абзацы. План текста: простой и сложный. Тезисный план. Редактирование текста. | ||
III 103 | Основные разделы лингвистики (систематический курс)-84 ч Словообразование Словообразование как раздел лингвистики. Взаимосвязь морфемики и словообразования. Словообразующие морфемы (приставка, суффикс). владение монологической и диалогической речью, участие в диалоге, приведение примеров | 11ч.+2 1 | Показать взаимосвязь морфемики и словообразования. | Работа со словарем значения морфем | ||
104-105 | Основные способы образования слов в русском языке ( приставочный, суффиксальный, сложение с соединительной гласной и без нее) приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов | 2 | Определение основных способов словообразования. Выделение исходной части слова и словообразующей морфемы в процессе словообразовательного анализа слова | |||
106 | Р.Р. Сочинение по картине И.И. Левитана «Золотая осень» самостоятельное выполнение различных творческих работ, оценивание своих учебных достижений | 1 | Учить писать сочинение по картине | Написание сочинения по картине | Сочинение | |
107 | Правописание неизменяемых приставок и приставок на з/с. сравнение, классификация объектов по одному или нескольким предложенным основаниям. | 1 | Обобщить сведения по теме | Правописание неизменяемых приставок и приставок на з/с | ||
108 | Правописание соединительных гласных О и Е в сложных словах. сравнение, классификация объектов по одному или нескольким предложенным основаниям. | 1 | Познакомить с правописанием соединительных гласных О и Е в сложных словах. | Правописание соединительных гласных О и Е в сложных словах. | ||
109-110 | Правописание букв а-о в корнях с чередованием. сравнение, классификация объектов по одному или нескольким предложенным основаниям. | 2 | Познакомить с правописание букв а-о в корнях с чередованием. | Правописание букв а-о в корнях с чередованием. | ||
11 | Буквы о-е после шипящих в корнях слов. сравнение, классификация объектов по одному или нескольким предложенным основаниям. | 1 | Познакомить с правописанием букв о-е после шипящих в корнях слов. | Буквы о-е после шипящих в корнях слов. | ||
112 | Р.Р. Изложение «Джек здоровается» самостоятельное выполнение различных творческих работ, оценивание своих учебных достижений | 1 | Проверить умение сохранять типологическую структуру исходного текста | Написание изложения с сохранением типологической структуры | Изложение | |
113 | Словообразовательный словарь: его назначение, структура, содержание словарной статьи. Словообразование имен существительных самостоятельная организация учебной деятельности | 1 | Дать понятие словообразовательная пара и словообразовательная цепочка. | Работа со словообразовательным словарем для определения морфемного состава, способов образования слова, построения словообразовательных пар и цепочек | ||
114 | Словообразование имен прилагательных. умение различать факт, мнение, доказательство | 1 | Познакомить со словообразованием как основным путем пополнения словарного состава родного языка | Наблюдения за использованием слов с суффиксами оценки в художественной речи | ||
115 | Словообразование глаголов. владение монологической и диалогической речью, участие в диалоге, приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов | 1 | Познакомить со словообразованием как основным путем пополнения словарного состава родного языка | Образование неологизмов на основе словообразовательных образцов | ||
116 | Лексикология и фразеология Лексика как словарный состав, совокупность слов данного языка. Лексическое богатство русского языка как источник выразительности речи. владение монологической и диалогической речью | 14ч.+1 1 | Дать определение лексики | Использование толковых словарей русского языка для определения, уточнения лексического значения слов | ||
117-118 | Деление лексики русского языка на группы. Слова однозначные и многозначные. приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов | 2 | Познакомить с однозначными и многозначными словами | Наблюдение за использованием многозначных слов | ||
119 | Р.Р. Подготовка к сочинению по картине А.И. Куинджи «Берёзовая роща» самостоятельное выполнение различных творческих работ, оценивание своих учебных достижений | 1 | Учить писать сочинение по картине | Написание сочинения по картине | Домашнее сочинение | |
120 | Слова, употребленные в прямом или переносном значении. Тропы (метафора, олицетворение, эпитет и др.). приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов | 1 | Наблюдение за использованием слов в переносном значении в художественном тексте | |||
121-122 | Деление лексики русского языка с точки зрения семантической группировки слов: слова-синонимы, слова-антонимы, слова-омонимы. приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов | 2 | Дать характеристику лексики с точки зрения семантической группировки | Подбор синонимов и антонимов к слову, выбор из синонимического ряда наиболее точного и уместного слова в данной речевой ситуации. | ||
123 | Деление лексики на группы в зависимости от происхождения слов: исконно русская лексика и заимствованные слова. самостоятельная организация учебной деятельности | 1 | Дать характеристику лексической системы русского языка с точки зрения происхождения слова. | Произношение заимствованных слов, включенных в орографический минимум (твердость и мягкость согласных перед Е). | ||
124 | Правописание букв ы-и после ц. владение монологической и диалогической речью, участие в диалоге | 1 | Представление о фонетических особенностях иноязычных слов: наличие звука Ф, начального звука А или Э, сочетаний ке, хе, ге, пю, рю, бю, кю и др. | |||
125 | Особенности происхождения и написания слов с полногласными и неполногласными сочетаниями (оро//ра, оло//ла, ере//ре, ело//ле) самостоятельная организация учебной деятельности, оценивание своих учебных достижений | 1 | Познакомить с особенностями написания слов с полногласными и неполногласными сочетаниями | Распознавание слов с полногласными и неполногласными сочетаниями, умение объяснить их написание. | ||
126 | Общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления (диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы). использование для решения познавательных и коммуникативных задач различные источники информации. | 1 | Дать понятие общеупотребительной лексики и лексики ограниченного употребления | Распознавание общеупотребительной лексики и лексики ограниченного употребления | ||
127 | Устаревшие слова (историзмы, архаизмы) и неологизмы. использование для решения познавательных и коммуникативных задач различные источники информации. | 1 | Дат определение понятий неологизмы, устаревшие слова | Уместность, понятность и умеренность использования в речи лексики ограниченного употребления | ||
128 | Фразеология как раздел лингвистики. Фразеологизмы, их языковые особенности. Фразеологическое богатство русского языка. умение различать факт, мнение, доказательство | 1 | Толкование значения фразеологизмов, уместное употребление их в речи. Лексический разбор слова. | |||
129 | Контрольная работа №4 по теме «Лексика и фразеология» самостоятельная организация учебной деятельности | 1 | Проверить сформированность умений и навыков обучающихся | Проверка, оценка и коррекция знаний | Контрольная работа | |
130 | Анализ контрольной работы и работа над ошибками самостоятельная организация учебной деятельности | 1 | Корректировать сформированность умений и навыков обучающихся | Проверка, оценка и коррекция знаний | ||
131 | Морфология Морфология как раздел лингвистики. Слово как часть речи Имя существительное Имя существительное как часть речи. владение монологической и диалогической речью, участие в диалоге, приведение примеров, подбор аргументов | 59ч. 18ч 1 | Познакомить с основными разделами грамматики: морфологией и синтаксисом. | Распознавание имен существительных на основе общего (грамматического) значения, морфологических признаков, синтаксической роли и типичных суффиксов и окончаний. | ||
132 | Словообразование имен существительных. Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов | 1 | Познакомить с основными способами образования имен существительных | Приставочный и суффиксальный способы образования имен существительных | ||
133-134 | Слитное и раздельное написание НЕ с именами существительными. Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов | 2 | Познакомить с правилами написания не с именами существительными | Образование имен существительных при помощи приставки не. Слитное и раздельное написание не с именами существительными. | ||
135 | Правописание суффиксов -чик-, -щик-. Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов | 1 | Познакомить с правилами правописания суффиксов -чик-, -щик-. | Правописание суффиксов -чик-, -щик-. | ||
136 | Правописание суффиксов -ек-, -ик-(чик-). Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов | 1 | Познакомить с правилами правописания суффиксов -ек-, -ик-(чик-). | Правописание суффиксов -ек-, -ик-(чик-). | ||
137 | Имена существительные одушевленные и неодушевленные. владение монологической и диалогической речью, участие в диалоге, приведение примеров, подбор аргументов | 1 | Обобщить изученное в начальной школе | Наблюдение за использованием приема олицетворения в художественных текстах | ||
138 | Имена существительные собственные и нарицательные. владение монологической и диалогической речью, участие в диалоге, приведение примеров, подбор аргументов | 1 | Обобщить изученное в начальной школе | Употребление прописной буквы при написании собственных имен существительных, правильная запись адреса на почтовых отправлениях | ||
139 | Склонение имен существительных. Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов | 1 | Расширить имеющиеся сведения по теме | |||
140 | Безударные окончания -е и -и в именах существительных владение монологической и диалогической речью, участие в диалоге, приведение примеров, подбор аргументов | 1 | Обобщить изученное по теме | Правописание безударных окончаний –е и –и существительных. | ||
141 | Существительные разносклоняемые и несклоняемые. Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов | 1 | Правильное произношение отчеств и несклоняемых существительных, употребление разносклоняемых существительных в русском литературном языке | |||
142 | Род имен существительных. самостоятельная организация учебной деятельности | 1 1 | Повторить изученное по теме. Дать понятие существительного общего рода. | Определение рода и типа склонения по суффиксу и окончанию существительного Определение рода несклоняемых существительных | ||
143 | Существительные общего рода. Несклоняемые имена существительные. Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов | 1 | ||||
144 | Число имен существительных. умение различать факт, мнение, доказательство | 1 | Обобщить изученное по теме | Морфологический разбор имени существительного | ||
145 | Синтаксическая роль имен существительных в словосочетании и предложении. умение различать факт, мнение, доказательство | 1 | Познакомить с синтаксической ролью существительных | Определение синтаксической роли имени существительного в словосочетании и предложении. | ||
146 | Культура речи. Правильное употребление имен существительных. самостоятельная организация учебной деятельности, оценивание своих учебных достижений | 1 | Учить правильно использовать существительные в речи | Употребление имен существительных в соответствии с орфоэпическими, лексическими и грамматическими нормами. | ||
147 | Контрольная работа № 5 по теме « Имя существительное» самостоятельная организация учебной деятельности | 1 | Проверить сформированность умений и навыков обучающихся | Проверка, оценка и коррекция знаний | ||
148 | Анализ контрольной работы и работа над ошибками | 1 | Корректировать сформированность умений и навыков обучающихся | Проверка, оценка и коррекция знаний | ||
149 | Имя прилагательное Имя прилагательное как часть речи. Общее значение имени прилагательного и его употребление в речи. Роль прилагательных в речевом высказывании. владение монологической и диалогической речью, участие в диалоге, приведение примеров, подбор аргументов | 14 ч.+1 1 | Систематизация имеющихся сведений по теме | Распознавание имен прилагательных на основе общего (грамматического) значения, морфологических признаков, синтаксической роли и типичных суффиксов и окончаний. Работа с учебным словарем эпитетов. Подбор прилагательных-синонимов. Распознавание имен прилагательных в прямом и переносном значении | ||
150 | Словообразование имен прилагательных. участие в диалоге, приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов; | 1 | Познакомить с приставочным и суффиксальным способом образования имен прилагательных | Определение способов образования имен существительных | ||
151 | Р.Р. Подготовка к сочинению по картине В.М. Васнецова «Аленушка» самостоятельное выполнение различных творческих работ, оценивание своих учебных достижений | 1 | Учить писать сочинение по картине | Написание сочинения по картине | Сочинение | |
152-153 | Разряды имен прилагательных, их смысловые и грамматические отличия. самостоятельная организация учебной деятельности, оценивание своих учебных достижений | 2 | Познакомить с разрядами имен прилагательных | Определение разряда имен прилагательных: качественные, относительные, притяжательные | ||
154 | Степени сравнения имен прилагательных. оценивание своих учебных достижений | 1 | Дать понятие степени сравнения имен прилагательных | Правильное образование, произношение, написание и употребление имен прилагательных в сравнительной и превосходной степенях | ||
155 | Образование сравнительной и превосходной степеней. использование для решения познавательных и коммуникативных задач различные источники информации | 1 | Правильное образование, произношение, написание и употребление имен прилагательных в сравнительной и превосходной степенях | |||
156 | Краткие и полные прилагательные; особенности их значения и изменения. самостоятельная организация учебной деятельности | 1 | Употребление в речи кратких и полных прилагательных. Правописание кратких прилагательных с основой на шипящую. | |||
157 | Склонение полных прилагательных (обобщение изученного). самостоятельная организация учебной деятельности | 1 | Обобщить изученное по теме | |||
158 | Особенности склонения притяжательных прилагательных. приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов | 1 | Познакомить с особенностью склонения притяжательных прилагательных | Правописание падежных окончаний притяжательных прилагательных | ||
159 | Правописание безударных окончаний имен прилагательных приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов | 1 | Систематизировать имеющиеся сведения по теме | Правописание безударных имен прилагательных. | ||
160 | Синтаксическая роль имен прилагательных (полных и кратких) в предложении. Культура речи. Правильное употребление прилагательных в речи владение монологической и диалогической речью | 1 | Познакомить с синтаксической ролью имен прилагательных (полных и кратких) в предложении | Морфологический разбор имени прилагательного | ||
161-162 | Повторение по теме «Имя прилагательное» владение монологической и диалогической речью | 2 | Систематизировать имеющиеся сведения по теме | |||
163 | Контрольная работа № 6. Зачет по теме « Имя прилагательное» самостоятельная организация учебной деятельности | 1 | Проверить сформированность умений и навыков обучающихся | Проверка, оценка и коррекция знаний | Зачет | |
164-165 | Глагол Глагол как часть речи. Словообразование глаголов. Инфинитив, его грамматические особенности владение монологической и диалогической речью | 27 ч+2 2 | Распознавание глагола на основе общего (грамматического) значения, морфологических признаков, синтаксической роли и типичных суффиксов и окончаний. | |||
166-167 | Вид глагола. Видовая пара. приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов | 2 | Дать понятие вида и видовой пары | Различение вида глагола в видовой паре | ||
168 | Роль приставки в образовании глаголов совершенного вида. приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов | 1 | Различение вида глагола в видовой паре | |||
169-170 | Р.Р. Изложение текста-повествования самостоятельное выполнение различных творческих работ | 2 | Проверить умение сохранять типологическую структуру исходного текста | Написание изложения с сохранением типологической структуры | Изложение | |
171-172 | Использование суффиксов –ива- (-ыва-) и –ова- (-ева-) для образования глаголов несовершенного вида. | 2 | Учить правописанию суффиксов –ива- (-ыва-) | Правописание суффиксов –ива- (-ыва-) | ||
173-174 | Переходные и непереходные глаголы. оценивание своих учебных достижений, умение различать факт, мнение, доказательство | 2 | Дать понятие переходных и непереходных глаголов | Различение переходных и непереходных глаголов | ||
175-176 | Возвратные и невозвратные глаголы. приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов | 2 | Дать понятие возвратных и невозвратных глаголов | Правописание –тся и -ться в глагольных формах | ||
177-178 | Спряжение глаголов. приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов | 2 | Повторить и систематизировать имеющиеся знания по теме | Правописание безударных личных окончаний глагола | ||
179-180 | Изменение глаголов по наклонениям. Условное наклонение. использование для решения познавательных и коммуникативных задач различные источники информации | 2 | Познакомить с понятием наклонение глагола. Познакомить со значением, образованием и изменением условного наклонения | Раздельное написание частицы бы | ||
181-182 | Повелительное наклонение. приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов | 2 | Познакомить со значением, образованием и изменением повелительного наклонения | Правописание Ь в глаголах повелительного наклонения. | ||
183-184 | Изъявительное наклонение. приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов | 2 1 | Познакомить со значением, образованием и изменением изъявительного наклонения | Изменение глаголов изъявительного наклонения по временам, в прошедшем времени - родам и числам, настоящего времени - по числам и лицам. | ||
185 | Безличные глаголы приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов | 1 | Дать понятие безличного глагола | Морфологический разбор глагола | ||
186-188 | Чередование гласных и согласных в корнях при образовании слов и их форм. Правописание корней с чередующимися гласными е-и владение монологической и диалогической речью, участие в диалоге | 3 2 | Познакомить с чередование гласных и//е в корнях | Корни с чередование и//е и их написание (-бир-//-бер-, -тир-//-тер-, -мир-//мер и др.). раздельное и слитное написание не с глаголами | ||
189-190 | Синтаксическая роль глагола в словосочетании и предложении. Культура речи. Правильное употребление глаголов в речи | 2 | Показать синтаксическую роль глагола в словосочетании и предложении | Определение синтаксической роли глагола в словосочетании и предложении | ||
191 | Повторение по теме «Глагол» владение монологической и диалогической речью, участие в диалоге | 1 | Обобщить и систематизировать имеющиеся сведения по теме «Глагол» | |||
192 | Контрольная работа №7 (диктант) по теме «Глагол» самостоятельная организация учебной деятельности | 1 | Проверить сформированность умений и навыков обучающихся | Проверка, оценка и коррекция знаний | Диктант | |
193 | Повторение изученного в 5 классе Предмет изучения лингвистики. Разделы лингвистики. владение монологической и диалогической речью, участие в диалоге | 12 ч. 1 | Повторить и закрепить имеющиеся сведения по теме урока | Знание разделов лингвистики | ||
194 | Орфограммы глагола. самостоятельная организация учебной деятельности | 1 | Повторить правописание корней с чередование гласных и согласных | Закрепление знаний по правописанию чередующихся гласных и согласных в корнях глаголов | Самостоятельная работа | |
195 | Правописание морфем. владение монологической и диалогической речью, участие в диалоге | 1 | Обобщить имеющиеся сведения по правописанию морфем | Правильное написание морфем | ||
196 | Простое осложненное предложение. приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов | 1 | Повторить и обобщить сведения по теме урока | Умение определять вводные слова, однородные члены, сравнительные оборы, осложняющие простое предложение | ||
197-198 | Сложные предложения. приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов | 2 1 | Повторить и обобщить сведения по теме урока | Умение находить грамматические основы сложного предложения | ||
199 | Прямая речь. самостоятельная организация учебной деятельности | 1 | Повторить и обобщить сведения по теме урока | Умение применять на практике приобретенные знания по теме | Самостоятельная работа | |
200 | Пунктуационный анализ текста приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов | 1 | Повторить и обобщить сведения по теме урока | Умение применять на практике приобретенные знания по теме | ||
201 | Языковой анализ текста приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов | 1 | Повторить и обобщить сведения по теме урока | |||
202 | Основные признаки текста владение монологической и диалогической речью, участие в диалоге | 1 | Повторить и обобщить сведения по теме урока | |||
203 | Итоговая контрольная работа самостоятельная организация учебной деятельности | 1 | Проверить сформированность умений и навыков обучающихся | Проверка, оценка и коррекция знаний | Контрольная работа | |
204 | Подведение итогов учебного года. владение монологической и диалогической речью, участие в диалоге | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Возможности УМК по русскому языку под редакцией С.И.Львовой для реализации культуроведческого аспекта преподавания филологических дисциплин
О культурологическом аспекте преподавания школьных филологических дисциплин говорят давно. Возникновение этой проблемы связано прежде всего с обучением русскому языку. У родного язык...
«Вопросы преемственности между начальной и основной школой при освоении нового учебно-методического комплекса по русскому языку под редакцией С.И.Львовой»
В нашей школе сложилась определенная система по подготовке детей 4 классов к переходу в 5, предусматривающая разработанные единые требования к учащимся и использование форм и методов работы, необходим...
Календарно- тематическое планирование по русскому языку 5 класс( под ред. Львова)
Календарно- тематическое планирование по русскому языку 5 класс( под ред. Львова)...
Рабочие программы и КТП по русскому языку по УМК С.И. Львовой
Данные материалы помогут учителям, работающим по УМК С.И. Львовой...
Рабочая программа, календарное планирование по русскому языку и литературе 9 класс
Рабочая программа, календарное планирование по русскому языку и литературе 9 класс...
ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс , составленная на основе коплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В.Львова
ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс, составленная на основе комплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В. Львова...