"Сизифов труд или вода камень точит?"
статья по русскому языку по теме

Павлова Ирина Владимировна

Сизифов труд, или Вода камень точит?

Статья на тему «Поддержка и развитие учащихся, имеющих трудности в обучении»

Класс — это не просто группа учеников по списку от «А» до «Я», это живой, постоянно движущийся, меняющийся и развивающийся организм, в котором важен каждый ребенок, обладающий не только необходимыми для урока знаниями, но и собственным внутренним миром. В классе есть и яркие маленькие звездочки, которые уже вовсю светят и радуют нас, учителей, своими успехами, а есть такие, которые нам еще только предстоит зажечь и, самое главное, не дать им погаснуть.

Не всем детям суждено быть одаренными или даже гениальными. Учитель-предметник знает, что работать с такими ребятами одно удовольствие, потому что они успешны сами по себе и не требуют от педагога дополнительного внимания и душевных сил. Таких детей единицы, а в целом же самая большая работа проводится учителями с ребятами, испытывающими те или иные трудности в обучении. И в этом случае педагогу важно не просто пригласить таких учащихся на консультации или дополнительные занятия, но и правильно определить причину неуспеха, заглянуть во внутренний мир каждого ребенка и помочь ему решить проблему, исходя из его индивидуальности.

В классе нет одинаковых детей, как нет и совершенно неспособных к освоению знаний, «глухих», до которых невозможно достучаться, на которых можно поставить крест, навесив ярлык «вечный троечник» или еще хуже ― «абсолютный двоечник», сбросить их со счетов, уделяя внимание лишь более достойным учащимся. И если все же педагог начинает замечать за собой желание не тратить время и силы на слабых детей, ограничиться помощью в рамках послеурочной консультации, нужно сразу отбросить такие мысли из головы и начать с самого начала. Ведь очень хорошая пословица «Вода камень точит» вполне может заменить и «Как об стенку горох», и «Сизифов труд», и «Выше головы не прыгнешь». Результат обязательно будет, только надо поверить самому в то, что ваш ученик МОЖЕТ и вы ДОЛЖНЫ его в этом убедить, помочь поверить в себя и в свои возможности.

Для начала нужно взглянуть на класс свежим взглядом и попробовать дать небольшую характеристику детям, которым трудно дается учеба.

Я — учитель русского языка и литературы с большим жизненным, но небольшим педагогическим опытом. Хочу рассказать о своих наблюдениях над двумя пятыми классами (44 человека), с которыми я работала в прошлом году, и о своей упорной,  продолжающейся по сей день борьбе за каждого ученика.

Конечно, очень нелегко сразу же выявить трудности и найти способы их устранения. Но когда мои ученики написали первый диктант в начале сентября, я увидела, что «пациент скорее жив, чем мертв», и предстоит серьезная работа. Пока хоть немного не узнала детей сама, я не обращалась ни к школьному психологу, ни к классным руководителям из начальной школы, и поговорила с ними лишь тогда, когда у меня сложилось свое мнение о каждом ребенке. Сейчас я уверена, что это было правильное решение. Ведь в пятом классе ученик входит в новый и, как ему кажется, взрослый мир, в котором он может раскрыться совсем не так, как в младших классах. И очень важно не следовать за характеристиками, уже данными этому ученику, а попытаться увидеть его другим, свободным от чьих-либо оценок.

Проблемы некоторых детей видны уже по почерку. Так, у четырех учащихся пятых классов была ярко выраженная дисграфия. К сожалению, часто родители, даже несмотря на просьбы психолога и учителя, не занимаются с логопедом, все больше и больше запуская болезнь, делая детей несчастными. Ведь ребёнок не способен сам помочь себе, как и учитель, не имеющий специального образования, не может решить эту проблему. Моей задачей стало УБЕДИТЬ родителей не просто обратиться к логопеду, а начать регулярно посещать этого специалиста. К сожалению, за год только двое из четырех вняли моим словам. Но работа с родителями еще не окончена. Что же касается детей, то они особенно нуждаются в поддержке, как и следующая группа учащихся, также испытывающая трудности в обучении.

Это дети по своей природе и характеру спокойные и неторопливые, флегматики по темпераменту. И таким детям, к сожалению, очень трудно учиться, так как они способны концентрировать внимание только на чём-то одном, им сложно переключиться сразу на новое задание. Многие из них стеснительны и застенчивы, что также является дополнительной преградой для их самореализации.

По моим наблюдениям, дети, страдающие дисграфией, так же как и дети-флегматики, очень медленно и неторопливо пишут, на уроке успевают мало,  часто не могут уследить за работой класса, который решает очередное задание, а они всё ещё выполняют первое задание. Тексты под диктовку — самое трудное занятие для таких ребят. Они часто пропускают слова или целые предложения, путают буквы, не могут сразу найти ошибку или быстро поставить запятую. Таким детям можно давать на уроке тексты для списывания. Это могут быть любые произведения из учебника литературы или распечатанные учителем тексты, которые учитель может составить сам, исходя из пройденного материала. На выполнение такой работы уходит меньше времени, так как текст лежит перед глазами, и органы слуха не задействованы. Дополнительным заданием может быть нахождение в тексте орфограмм или подчеркивание слов, составление схемы или выделение морфем в словах. Любые несложные задания, выполненные самостоятельно, помогут детям не чувствовать себя ущербными в классе, где большинство работает быстро и успешно справляются с заданиями. Конечно, учителю прибавляется работы, но зато ребята не боятся лишний раз не успеть, не дописать, не доделать…

Чтобы поддержать и подбодрить таких детей, необходимо уделять им чуть больше своего индивидуального времени, так как они не всегда сразу усваивают пройденный материал, и где-то им нужно еще раз объяснить, «разложить по полочкам» все то, что не сложилось на уроке. Обычно я прошу этих ребят остаться после занятий, и пока я проверяю тетради, они делают домашнее задание. Попутно я могу объяснить, что непонятно, а заодно сразу же проверить, как они поняли ту или иную тему. Медлительные и мало успевающие на уроке дети не любят писать на доске, опять же в силу своей неторопливости и стеснительности. Но после уроков они с удовольствием остаются и могут выполнить на доске не сделанные во время урока задания. Таким учащимся я обязательно рекомендую больше читать вслух дома, развивая речь, брать любой текст и стараться быстро его переписать, тем самым увеличивая скорость письма не в классе, а в спокойной домашней обстановке.

Дети, о которых я рассказала, обычно старательные и очень усидчивые. Они серьезны и ответственны, долго могут делать работу над ошибками, и не «тяп-ляп», а дотошно и основательно. Но среди моих пятиклассников были и дети, обладающие противоположными качествами. Они отличались от других тем, что отсидеть спокойно 45 минут урока представляло для них чрезвычайную сложность. Всего два ученика из двух классов требовали моего постоянного внимания, и так продолжается до сих пор. Эти дети ни на минуту не дают о себе забыть: вертятся на стуле или раскручивают у парт шурупы и болты, поворачиваются назад или толкают ручкой соседа, разговаривают на уроке и нередко сами с собой. А урок в это время идет, все остальные дети работают. Но мои два ученика (хорошо, что они в разных классах) всегда найдут какое-нибудь интересное занятие, в которое они обязательно хотят вовлечь как можно больше одноклассников.

Раньше таких детей считали холериками и ругали, ругали, ругали, как за учебу, так и за плохое поведение. Сейчас для них есть новое слово ГИПЕРАКТИВНЫЙ, которое определяется как диагноз, требующий вмешательства психолога, психиатра, пхихоневролога. Если сказать, что с такими детьми трудно работать, это ничего не сказать. МЕГАсложно, СУПЕРсложно, ЧРЕЗМЕРНО сложно!!! Я стараюсь таких детей посадить на первую парту в окружении девочек, которые не отвлекаются на уроке. Таким образом, гиперактивный ребенок не находит поддержки среди соседей и вынужден немного поработать. Но к нему нужен особый, человеческий подход. Нужно быть очень осторожным, чтобы ненароком не обидеть такого ребенка. Они вспыльчивы и эмоциональны, могут из-за двойки мгновенно порвать и выбросить тетрадь, закрасить плохую оценку в дневнике или просто вырвать непонравившуюся страницу. Помочь таким детям можно только в тесном контакте с родителями, давая им конкретные рекомендации. Я стараюсь чаще вызывать этих ребят к доске, так как они любят быть в центре внимания, несмотря на то, что их внимание постоянно рассеянно и сосредоточиться на чем-то одном — это целая проблема. Так, выйдя к доске, нужно еще раз проговорить с таким ребенком задание, повторить правило и только потом дать ему работать. Лучше, чтобы задание было небольшим, несложным и последовательным, например, вставить нужную букву в словах только на одно правило. Это даст возможность ученику сосредоточиться и добиться верного выполнения задания. Очень хорошо гиперактивные дети справляются с творческими упражнениями: нарисовать фразеологизм, подобрать синонимы, придумать предложения. Главное ― не забыть похвалить такого ребенка, сказав, какой он молодец и как старается, даже если он не со всем справился. Главное ― чтобы ученик не отвлекался и не мешал другим. Учителю лучше лишний раз подойти и проверить его тетрадь. Так можно вовремя заметить, что он ничего не написал и не сделал. Несколько хороших слов, таких как «ты обязательно справишься», «тебе это будет легко сделать» исподволь заставят ребенка работать «методом пряника». Но многое зависит от того, с каким настроением ученик пришел на урок. И если он уже получил двойку на предыдущем уроке, то вряд ли сможет проявить усидчивость и работоспособность.

В общем, часто после урока учитель может быть «выжат как лимон» только одним гиперактивным ребенком. И, наверное, очень важно, если в классе есть такие дети, осознать, насколько будет трудно и им с вами, и вам с ними. Но руки нельзя опускать, надо стараться по-человечески найти к этим детям подход, узнать их поближе ― чем они интересуются, что читают, как проводят свободное время. Это позволит учителю увидеть такого ребенка другими глазами, не раздражаться и не возмущаться его двойками и плохим поведением, что взаимосвязано.

Учитель должен всегда держать в руках свои эмоции и контролировать их. Но меня, как, наверное, и многих моих коллег, возмущает не то, что ребенок хочет учиться, но не всегда может, а то, что он может, но не хочет. Некоторые пятиклассники уже к середине года учатся хуже по многим предметам, перестают выполнять домашние задания, ленятся лишний раз открыть учебник. Такие дети не должны испытывать трудности в обучении, так как они достаточно способны и умны, но не пользуются своими способностями и умом по назначению. Так и выходит, что трудности появляются, а накопленные за начальную школу знания исчезают на глазах. Когда я для себя отметила каждого, кто учится не в полную силу, отвлекается по пустякам или отвлеченно смотрит по сторонам, то выявила одну закономерность. Эти дети тратят почти все свое время и энергию на телефонные игры и Интернет, это мешает им полноценно проявить себя на уроке. Если понаблюдать за такими детьми, то они не выпускают из рук планшет или телефон, играют в игры все перемены подряд, на уроках держат руки под партой, а чуть только учитель отвернется, они уже включают заветную кнопку «Пуск», несмотря на просьбы и запреты преподавателей. Это превращается в настоящую Интернет-эпидемию. Но учитель ― не доктор,  не может выписать рецепт или лекарство.

Помочь такому ребенку может только он сам. Педагог же должен загружать его «по полной программе», не давая передохнуть, просто задавить его желание достать телефон большим количеством заданий на уроке. Это могут быть и индивидуальные карточки, и дополнительные упражнения из учебника, и выполнение тестов. Стимулом может быть оценка за задания, сделанные сверхурочно. Или же в противном случае можно задать лишнее домашнее упражнение, только постараться не забыть его проверить. Конечно, проблема не будет устранена, но учащиеся будут все время вовлечены в учебный процесс. А усвоение школьной программы с последующими зачетами и экзаменами еще никто не отменял, и нужно донести до каждого ученика мысль о том, что он всегда, при любых обстоятельствах может рассчитывать на помощь учителя. А учитель должен быть готовым оказать эту помощь и до уроков, и после уроков, и на переменах, и даже на каникулах. Такая уж у нас работа.

И мы не можем «мести всех под одну гребенку», потому что работаем с ДЕТЬМИ. Для меня же это не просто дети, а команда, где один за всех, и все за одного. А учитель, работая с неуспевающими и слабыми учениками, словно помогает тонущим в море знаний членам этой команды не просто выплыть, но и самостоятельно подняться на палубу корабля под названием «Учебная программа». И ему приходится выступать сразу в нескольких ролях. С одной стороны он ― как капитан-педагог, который учит и дает знания, как научиться переплывать трудные и опасные места, с другой ― как спасатель-психолог, пытающийся понять ребенка и выявить причины его неудач, и наконец просто как человек, который никогда не будет навешивать ярлыки и бесконечно ругать слабого ученика или еще хуже ― смеяться над его ошибками, унижать в присутствии всего класса. Даже самый опытный и квалифицированный учитель, не обладающий добротой, терпением и умением почувствовать такого ребенка, не сможет заставить его учиться лучше.

На собственном опыте могу смело утверждать, что человеческий фактор ― один из самых важных для успешной работы с детьми. Нужно ни в коем случае не быть равнодушным, постараться найти доброе слово для каждого ребенка, где-то подбодрить, где-то пошутить, где-то поругать, но не раздражаться, не срывать свои эмоции или плохое настроение и не говорить постоянно на повышенных тонах. Ведь тогда теряется «контакт доброты» между учителем и учениками и отношения строятся неискренне и, как следствие, ― менее продуктивно. Да и усваивать учебный материал в доброжелательной и располагающей к спокойной работе обстановке намного приятнее и полезнее. И тогда корабль с учениками на борту будет плыть не в шторм или в бурю, а в тихую и ясную погоду, озаренную светом знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Каменный цветок" Драматическая сказка в двух действиях, по мотивам сказов П. П. Бажова «Каменный цветок», «Горный мастер».

Действующие лица Прокопыч– горный мастер.Данило– ученик Прокопыча.Катя– невеста Данила.Медной горы Хозяйка.Приказчик.Вихориха– бабка-знахарка.Автор....

Вода. методы определения состава воды.Вода в природе, способы ее очистки.

Разработка урока химии в 8 классе, для учащихся обучающихся по  программе Рудзитиса Г.Е., Фельдмана Ф.Г. материал урока включает элементы исследовательской деятельности учащихся. к уроку разработ...

Классный час «Труд человека в век технологий: труд души? Труд ума? Труд рук?»

Умственный труд объединяетработы, связанные с приёмом и передачей информации, требующие активизации процессов мышления, внимания, памяти.       Труд души– передает чувства, э...

"Карелия.Вода и камень..." Наглядное пособие для 8 класса

Создавать презентацию к уроку - это как будто совершить путешествие в края, где ты не был: тебя поджидают открытия и удивления. Поэтому очень люблю делать презентации окрасивейших уголках России. Узна...

Урок русского языка в условиях реализации ФГОС. Конспект урока «Под лежачий камень вода не течёт!» Повторение изученного материала по теме «Глагол» (5 класс)

Этот урок был проведён мной 28 апреля 2017 года на муниципальном научно-практическом семинаре для руководителей муниципальных и школьных методических объединений учителей по теме "Профессиональный рос...

«П.П.Бажов. Каменный цветок». Тема искусства и труда в сказе»

Урок-практикум по теме "Каменный цветок"...