Факультативный курс «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку»
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс) по теме

Шалаева Марина Авенировна

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку 



Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fakultativnyy_kurs.docx56.4 КБ

Предварительный просмотр:

Факультативный курс «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку» 


Программа факультативного курса «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку» предназначена для учащихся 10 и 11-х классов любого профиля и рассчитана на 34 или 68 часов. 

Факультативный курс «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку» имеет практическую направленность и служит дополнением к основному курсу русского языка в 10-11 классах.

Цели и задачи курса:


  • обобщить и систематизировать учебный материал по русскому языку, необходимый для сдачи экзамена в формате ЕГЭ;

  • подготовить учеников к тестовой части экзамена по русскому языку в формате ЕГЭ: тестам с выбором ответа (уровень А) и с открытым ответом (уровень В);

  • формировать умение создавать собственный текст о тексте (сочинение уровня С). 


^ Ученики должны 

иметь представление 

о структуре экзаменационной работы, кодификаторе и спецификации ЕГЭ по русскому языку;

знать


  • сведения о языке, соответствующие государственным программам и Обязательному минимуму содержания среднего (полного) общего образования по предмету;

  • содержание заданий ЕГЭ;


уметь 


  • применять знания о языке в практике правописания, при анализе языковых единиц и явлений, при создании собственного текста;

  • оценивать высказывания с точки зрения соблюдения языковых норм;

  • применять приёмы сжатия текста; 

  • понимать и интерпретировать текст;

  • создавать связное высказывание, выражая в нём собственное мнение по поводу прочитанного текста;

  • аргументировать своё мнение, опираясь на жизненный или читательский опыт.


Программа

Введение

Цели и задачи изучаемого курса. Знакомство с последней демоверсией, кодификатором и спецификацией ЕГЭ. Обучение заполнению бланков ЕГЭ.

^ Подготовка к заданиям уровней А и В

Орфоэпия. Орфоэпические нормы. (Задание А1)

Лексика и фразеология. Значение слова. Лексические нормы. Точность словоупотребления. Паронимы, синонимы, антонимы. Стилистически окрашенная лексика. Лексика ограниченной сферы употребления. Индивидуально-авторские слова. Тропы. Фразеологические обороты. (Задания А2, А11, А30, В8)

Морфемика и словообразование. Значимые части слова. Основные способы образования слов. Морфемный и словообразовательный анализ слова. (Задание В1)

Морфология. Самостоятельные и служебные части речи. Морфологические нормы. Грамматические ошибки, связанные с их нарушением. (Задания А3, А10, В2)

Синтаксис. Словосочетание. Типы подчинительной связи слов в словосочетании. Предложение. Простое, осложнённое, сложное предложение. Синонимия синтаксических конструкций. Синтаксические нормы. Грамматические ошибки, связанные с их нарушением. Синтаксические выразительные средства. Стилистические фигуры. (Задания А4, А5, А8, А9, А26, В3, В4, В5, В6, В7, В8)

Орфография. Орфографические нормы. (Задания А12 – А18)

Пунктуация. Пунктуационные нормы. (Задания А19 – А25)

Текст. Понимание текста. Способы сжатия текста. Способы и средства связи предложений в тексте. Стили и типы речи. (Задания А6, А7, А27 – А30)


^ Подготовка к сочинению уровня С.

Тема, проблема, идея текста. Способы формулировки проблемы текста. Виды комментария к проблеме (текстуальный и концептуальный комментарий). Выявление и формулировка авторской позиции. Способы аргументации собственного мнения. Композиция сочинения. Речевое оформление композиционных частей сочинения.


^ Комплексная подготовка к ЕГЭ

Тренинг в формате ЕГЭ. Идивидуальная коррекция ошибок.


Тематическое планирование


Раздел

программы


Тема


Количество часов


34 часа


68 часов


1. Введение


1. Цели и задачи изучаемого курса. Знакомство с последней демоверсией, кодификатором и спецификацией ЕГЭ. Обучение заполнению бланков ЕГЭ.


1


1


2. Подготовка к заданиям уровней А и В.


1. Орфоэпия. Орфоэпические нормы. (Задание А1)


1


1


2. Лексика. Значение слова. Лексические нормы. Точность словоупотребления. Слова-паронимы. (Задания А2, А11, А30)


1


2


3. Лексические выразительные средства. Синонимы, антонимы. Стилистически окрашенная лексика. Индивидуально-авторские слова. Лексика ограниченной сферы употребления (Задание А30, В8)


1


2


4. Лексические выразительные средства. Тропы. (Задание В8)


1


3


5. Фразеология. (Задания А30, В8)


1


1


6. Морфемика и словообразование. Значимые части слова. Основные способы образования слов. Морфемный и словообразовательный анализ слова. (Задание В1)


1


2


7. Морфология. Самостоятельные и служебные части речи. (Задания А10, В2)


1


3


8. Морфологические нормы. Грамматические ошибки, связанные с их нарушением. (Задание А3).


1


2


9. Синтаксис. Словосочетание. Типы подчинительной связи слов в словосочетании. (Задание В3)


1


2


10. Синтаксис. Предложение. Простое, осложнённое, сложное предложение. Синонимия синтаксических конструкций. (Задания А8, А9, А26, В4, В5, В6)


2


4


11. Синтаксические нормы. Грамматические ошибки, связанные с их нарушением. (Задания А4, А5).


1


2


12. Синтаксические выразительные средства. Стилистические фигуры. (Задание В8)


1


3


13. Орфография. Орфографические нормы. (Задания А12 – А18)


2


5


14. Пунктуация. Пунктуационные нормы. (Задания А19 – А25)


2


5


15. Текст. Понимание текста. Способы сжатия текста. (Задания А27 – А28)


1


2


16. Текст. Способы и средства связи предложений в тексте. (Задания А6, А7, А30)


1


2


17. Текст. Стили и типы речи. (Задание А29)


1


2


3. Подготовка к сочинению уровня С.


1.Тема, проблема, идея текста. Способы формулировки проблемы текста.


1


2


2. Виды комментария к проблеме (текстуальный и концептуальный комментарий).


1


2


3. Выявление и формулировка авторской позиции.


1


1


4. Способы аргументации собственного мнения.


1


2


5. Композиция сочинения. Речевое оформление композиционных частей сочинения.


1


2


6. Практикум по написанию сочинения.


3


5


4. Комплексная подготовка к ЕГЭ.


1. Тренинг в формате ЕГЭ. Индивидуальная коррекция ошибок.


5


10

Список рекомендуемой литературы

1. ЕГЭ-2009. Русский язык: сборник экзаменационных заданий. Федеральный банк экзаменационных материалов/ ФИПИ авторы составители: И.П. Цыбулько, В.И. Капинос, Л.И. Пучкова, А.Ю. Бисеров, Ю.Н. Гостева, В.В. Львов, И.Б. Маслова, Н.В. Соколова – М.: Эксмо, 2008.

2. Единый государственный экзамен. Русский язык. Универсальные материалы для подготовки учащихся/ ФИПИ авторы составители: В.И. Капинос, И.П. Цыбулько– М.: Интеллект-Центр, 2009.

3. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ. 2009. Русский язык/ ФИПИ авторы составители: А.Ю. Бисеров, Н.В. Соколова – М.: Астрель, 2009.

4. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык для старших классов. – М.: Вербум, 2003;

5. Пахнова Т.М. Готовимся к письменным и устным экзаменам по русскому языку: 9-11 кл.- М.: Вербум-М, 2003.

Основные сведения

План

1. Вступление (2-3 предложения, подводящих к теме рецензируемого текста). 
2. Проблема, поднятая в тексте. 
3. Комментарий. 
4. Авторская позиция. 
5. Позиция ученика по поднятой в тексте проблеме (согласие, несогласие, частичное несогласие, двойственная или противоречивая оценка). 
6. Аргументы, подтверждающие или опровергающие авторскую позицию (ученик приводит не менее двух аргументов, опираясь на свой жизненный и (или) читательский опыт). 
7. Заключение (1-2 предложения должны придать завершенность сочинению, связать его с исходным текстом).

Речевые образцы

Как начать сочинение

Можно начать: 

1) с кратких сведений об авторе, о его творчестве, если это имеет отношение к тексту.

Например: 
К. Г. Паустовский (М. М. Пришвин) — один из удивительных мастеров художественного слова, его произведения воспитывают в нас трепетное отношение к природе, умение видеть прекрасное в окружающем мире. Вот и прочитанный мною текст переносит меня в 
или 
Но в данном тексте автор выступает в неожиданной для меня роли философа и размышляет о «зеркальной» связи человека и природы.



2) с длинного ряда однородных членов предложения с обобщающим словом (в качестве однородных членов чаще всего используются отвлеченные существительные, обозначающие понятия, связанные с темой текста). 

Например: 
Вера, надежда, любовь (верность, преданность, дружба, взаимопомощь, милосердие и т.д.) — без этих нравственных категорий невозможно представить себе духовную жизнь человека. Известный современный публицист в своей статье делится с читателями размышлениями о том, что…



3) с двух — трех риторических вопросов, подводящих к теме или главной мысли текста (в вопросах уместно использовать слова-антонимы). 

Например: 
Как в наш век противоречий и социальных потрясений не разучиться отличать истинное от ложного? Как понять, что благотворно влияет на душу, а что развращает, губит ее? Как отличить культуру от «псевдокультуры»? Над этими сложными философскими проблемами размышляет в своей статье…



4) со своих размышлений по поднятой автором проблеме. 

Например: 
Я не раз задумывался о том, что самые важные жизненные понятия очень трудно бывает объяснить словами. Любовь, вера, счастье — без этих нравственных категорий невозможно прожить, а дать «определение» им не так уж просто. В данном тексте автор предлагает поразмышлять о роли…



Комментарии

- В тексте говорится (повествуется, описывается, автор размышляет, рассуждает и т.п.) о … 
- В небольшой по объему статье автор затрагивает несколько важных проблем: … 
- В рецензируемом тексте можно отметить высокую «плотность мысли»: автор говорит не только о …, но и о ….Такой смысловой емкости автор достигает при помощи …. 
- Автор не формулирует основную мысль своей статьи, но всем ходом рассуждений подводит нас к выводу: …. 
- Прочитав текст, я пришел к выводу (я понял, я пришел к заключению, я понял позицию автора). 
- Содержание текста значительно шире его темы. Рассказывая о …, автор подразумевает …

Как прокомментировать позицию автора 
Речевые образцы для комментирования авторской позиции



Авторскую позицию можно прокомментировать, умело используя частичное цитирование. 

Например: 
а) Автор приходит к интересному, неожиданному выводу: «шедевры существуют не только в искусстве, но и в природе». б) С.Соловейчик делится с читателями своими размышлениями о том, что вера — это «важнейшая функция души». Автор ненавязчиво, без чрезмерной назидательности доказывает, что без этого «передаточного механизма» между умом и сердцем «высохнет душа» человека.



Речевые образцы для выражения собственного мнения о прочитанном 
Ключевые фразы к тексту на актуальную, злободневную тему: 
• Я не раз задумывался о том и поэтому тема текста близка и понятна мне. 
• Несмотря на то, что и раньше я много думал о …, интересной и неожиданной мне показалась мысль автора о … 
• Тема текста близка и понятна мне, потому что я и сам не раз испытывал подобные чувства (оказывался в такой ситуации). 
• Проблема …не может не волновать моих современников. Известный публицист … в своей статье говорит о … 

Ключевые фразы к научно-популярному тексту: 

• На уроках …я изучал в разделе …, поэтому проблема, о которой говорит автор текста, знакома мне (понятна). 
• О сложных научных понятиях автор говорит доступно, используя общенаучные термины (примеры). 
• Чтобы сделать свою точку зрения более доказательной, автор цитирует (ссылается на мнение) таких известных …, как … 
• Хотя текст сначала и показался мне сложным, но, прочитав его во второй раз, я понял, что … 
• Признаться, я никогда раньше не читал о …, так что текст …заинтересовал меня, я узнал много нового о… 

Ключевые фразы к тексту на тему, далекую от интересов ученика: 

• Прочитав текст (автора), я поймал себя на мысли, что никогда раньше не задумывался о … 
• Интересной и неожиданной мне показалась мысль автора о … 
• Мой небогатый жизненный опыт не позволяет мне выразить четкую позицию по данному вопросу. Но, прочитав текст, я задумался о том, что … (я узнал, что) 
• Я никогда раньше не задумывался над этой проблемой, и, боюсь, моя позиция покажется расплывчатой. 
• Поэтому я вынужден согласиться с автором, которому удалось доступно рассказать о … 

Речевые образцы для окончания сочинения по данному тексту 

Закончить сочинение надо фразой, которая подводит итог всему сказанному и логически связывает творческую работу ученика с прочитанным текстом. 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по русскому языку «ГИА: курс подготовки к экзамену по русскому языку в новой форме. 9 класс»

Программа элективного курса по русскому языку позволяет эффективно подготовить учащихся 9 класса к экзамену по русскому языку в новой форме....

Программа межшкольного факультативного курса "Готовимся к ЕГЭ по русскому языку"

Программа факультативного курса «Готовимся к ЕГЭ по русскому языку» предназначена для учащихся 10 и 11-х классов любого профиля и рассчитана на 34 часа или 68 часов. Факультативный курс «Готовимся к ...

Программа факультативного курса «Лингвостилистический анализ текста» (по русскому языку)

Предлагаемое планирование предполагает изучение языка на текстовой основе при помощи использования элементов лингвостилистического анализа текста, основанного на функционально-семантическом подходе. С...