Факультативный курс «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку»
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Факультативный курс «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку»
Программа факультативного курса «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку» предназначена для учащихся 10 и 11-х классов любого профиля и рассчитана на 34 или 68 часов.
Факультативный курс «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку» имеет практическую направленность и служит дополнением к основному курсу русского языка в 10-11 классах.
Цели и задачи курса:
обобщить и систематизировать учебный материал по русскому языку, необходимый для сдачи экзамена в формате ЕГЭ;
подготовить учеников к тестовой части экзамена по русскому языку в формате ЕГЭ: тестам с выбором ответа (уровень А) и с открытым ответом (уровень В);
формировать умение создавать собственный текст о тексте (сочинение уровня С).
^ Ученики должны
иметь представление
о структуре экзаменационной работы, кодификаторе и спецификации ЕГЭ по русскому языку;
знать
сведения о языке, соответствующие государственным программам и Обязательному минимуму содержания среднего (полного) общего образования по предмету;
содержание заданий ЕГЭ;
уметь
применять знания о языке в практике правописания, при анализе языковых единиц и явлений, при создании собственного текста;
оценивать высказывания с точки зрения соблюдения языковых норм;
применять приёмы сжатия текста;
понимать и интерпретировать текст;
создавать связное высказывание, выражая в нём собственное мнение по поводу прочитанного текста;
аргументировать своё мнение, опираясь на жизненный или читательский опыт.
Программа
Введение
Цели и задачи изучаемого курса. Знакомство с последней демоверсией, кодификатором и спецификацией ЕГЭ. Обучение заполнению бланков ЕГЭ.
^ Подготовка к заданиям уровней А и В
Орфоэпия. Орфоэпические нормы. (Задание А1)
Лексика и фразеология. Значение слова. Лексические нормы. Точность словоупотребления. Паронимы, синонимы, антонимы. Стилистически окрашенная лексика. Лексика ограниченной сферы употребления. Индивидуально-авторские слова. Тропы. Фразеологические обороты. (Задания А2, А11, А30, В8)
Морфемика и словообразование. Значимые части слова. Основные способы образования слов. Морфемный и словообразовательный анализ слова. (Задание В1)
Морфология. Самостоятельные и служебные части речи. Морфологические нормы. Грамматические ошибки, связанные с их нарушением. (Задания А3, А10, В2)
Синтаксис. Словосочетание. Типы подчинительной связи слов в словосочетании. Предложение. Простое, осложнённое, сложное предложение. Синонимия синтаксических конструкций. Синтаксические нормы. Грамматические ошибки, связанные с их нарушением. Синтаксические выразительные средства. Стилистические фигуры. (Задания А4, А5, А8, А9, А26, В3, В4, В5, В6, В7, В8)
Орфография. Орфографические нормы. (Задания А12 – А18)
Пунктуация. Пунктуационные нормы. (Задания А19 – А25)
Текст. Понимание текста. Способы сжатия текста. Способы и средства связи предложений в тексте. Стили и типы речи. (Задания А6, А7, А27 – А30)
^ Подготовка к сочинению уровня С.
Тема, проблема, идея текста. Способы формулировки проблемы текста. Виды комментария к проблеме (текстуальный и концептуальный комментарий). Выявление и формулировка авторской позиции. Способы аргументации собственного мнения. Композиция сочинения. Речевое оформление композиционных частей сочинения.
^ Комплексная подготовка к ЕГЭ
Тренинг в формате ЕГЭ. Идивидуальная коррекция ошибок.
Тематическое планирование
|
|
| |
|
| ||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
| |
|
|
| |
|
|
| |
|
|
| |
|
|
| |
|
|
| |
|
|
| |
|
|
| |
|
|
| |
|
|
| |
|
|
| |
|
|
| |
|
|
| |
|
|
| |
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
| |
|
|
| |
|
|
| |
|
|
| |
|
|
|
|
Список рекомендуемой литературы
1. ЕГЭ-2009. Русский язык: сборник экзаменационных заданий. Федеральный банк экзаменационных материалов/ ФИПИ авторы составители: И.П. Цыбулько, В.И. Капинос, Л.И. Пучкова, А.Ю. Бисеров, Ю.Н. Гостева, В.В. Львов, И.Б. Маслова, Н.В. Соколова – М.: Эксмо, 2008.
2. Единый государственный экзамен. Русский язык. Универсальные материалы для подготовки учащихся/ ФИПИ авторы составители: В.И. Капинос, И.П. Цыбулько– М.: Интеллект-Центр, 2009.
3. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ. 2009. Русский язык/ ФИПИ авторы составители: А.Ю. Бисеров, Н.В. Соколова – М.: Астрель, 2009.
4. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык для старших классов. – М.: Вербум, 2003;
5. Пахнова Т.М. Готовимся к письменным и устным экзаменам по русскому языку: 9-11 кл.- М.: Вербум-М, 2003.
Основные сведения
План
1. Вступление (2-3 предложения, подводящих к теме рецензируемого текста).
2. Проблема, поднятая в тексте.
3. Комментарий.
4. Авторская позиция.
5. Позиция ученика по поднятой в тексте проблеме (согласие, несогласие, частичное несогласие, двойственная или противоречивая оценка).
6. Аргументы, подтверждающие или опровергающие авторскую позицию (ученик приводит не менее двух аргументов, опираясь на свой жизненный и (или) читательский опыт).
7. Заключение (1-2 предложения должны придать завершенность сочинению, связать его с исходным текстом).
Речевые образцы
Как начать сочинение
Можно начать:
1) с кратких сведений об авторе, о его творчестве, если это имеет отношение к тексту.
Например:
К. Г. Паустовский (М. М. Пришвин) — один из удивительных мастеров художественного слова, его произведения воспитывают в нас трепетное отношение к природе, умение видеть прекрасное в окружающем мире. Вот и прочитанный мною текст переносит меня в
или
Но в данном тексте автор выступает в неожиданной для меня роли философа и размышляет о «зеркальной» связи человека и природы.
2) с длинного ряда однородных членов предложения с обобщающим словом (в качестве однородных членов чаще всего используются отвлеченные существительные, обозначающие понятия, связанные с темой текста).
Например:
Вера, надежда, любовь (верность, преданность, дружба, взаимопомощь, милосердие и т.д.) — без этих нравственных категорий невозможно представить себе духовную жизнь человека. Известный современный публицист в своей статье делится с читателями размышлениями о том, что…
3) с двух — трех риторических вопросов, подводящих к теме или главной мысли текста (в вопросах уместно использовать слова-антонимы).
Например:
Как в наш век противоречий и социальных потрясений не разучиться отличать истинное от ложного? Как понять, что благотворно влияет на душу, а что развращает, губит ее? Как отличить культуру от «псевдокультуры»? Над этими сложными философскими проблемами размышляет в своей статье…
4) со своих размышлений по поднятой автором проблеме.
Например:
Я не раз задумывался о том, что самые важные жизненные понятия очень трудно бывает объяснить словами. Любовь, вера, счастье — без этих нравственных категорий невозможно прожить, а дать «определение» им не так уж просто. В данном тексте автор предлагает поразмышлять о роли…
Комментарии
- В тексте говорится (повествуется, описывается, автор размышляет, рассуждает и т.п.) о …
- В небольшой по объему статье автор затрагивает несколько важных проблем: …
- В рецензируемом тексте можно отметить высокую «плотность мысли»: автор говорит не только о …, но и о ….Такой смысловой емкости автор достигает при помощи ….
- Автор не формулирует основную мысль своей статьи, но всем ходом рассуждений подводит нас к выводу: ….
- Прочитав текст, я пришел к выводу (я понял, я пришел к заключению, я понял позицию автора).
- Содержание текста значительно шире его темы. Рассказывая о …, автор подразумевает …
Как прокомментировать позицию автора
Речевые образцы для комментирования авторской позиции
Авторскую позицию можно прокомментировать, умело используя частичное цитирование.
Например:
а) Автор приходит к интересному, неожиданному выводу: «шедевры существуют не только в искусстве, но и в природе». б) С.Соловейчик делится с читателями своими размышлениями о том, что вера — это «важнейшая функция души». Автор ненавязчиво, без чрезмерной назидательности доказывает, что без этого «передаточного механизма» между умом и сердцем «высохнет душа» человека.
Речевые образцы для выражения собственного мнения о прочитанном
Ключевые фразы к тексту на актуальную, злободневную тему:
• Я не раз задумывался о том и поэтому тема текста близка и понятна мне.
• Несмотря на то, что и раньше я много думал о …, интересной и неожиданной мне показалась мысль автора о …
• Тема текста близка и понятна мне, потому что я и сам не раз испытывал подобные чувства (оказывался в такой ситуации).
• Проблема …не может не волновать моих современников. Известный публицист … в своей статье говорит о …
Ключевые фразы к научно-популярному тексту:
• На уроках …я изучал в разделе …, поэтому проблема, о которой говорит автор текста, знакома мне (понятна).
• О сложных научных понятиях автор говорит доступно, используя общенаучные термины (примеры).
• Чтобы сделать свою точку зрения более доказательной, автор цитирует (ссылается на мнение) таких известных …, как …
• Хотя текст сначала и показался мне сложным, но, прочитав его во второй раз, я понял, что …
• Признаться, я никогда раньше не читал о …, так что текст …заинтересовал меня, я узнал много нового о…
Ключевые фразы к тексту на тему, далекую от интересов ученика:
• Прочитав текст (автора), я поймал себя на мысли, что никогда раньше не задумывался о …
• Интересной и неожиданной мне показалась мысль автора о …
• Мой небогатый жизненный опыт не позволяет мне выразить четкую позицию по данному вопросу. Но, прочитав текст, я задумался о том, что … (я узнал, что)
• Я никогда раньше не задумывался над этой проблемой, и, боюсь, моя позиция покажется расплывчатой.
• Поэтому я вынужден согласиться с автором, которому удалось доступно рассказать о …
Речевые образцы для окончания сочинения по данному тексту
Закончить сочинение надо фразой, которая подводит итог всему сказанному и логически связывает творческую работу ученика с прочитанным текстом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса по русскому языку «ГИА: курс подготовки к экзамену по русскому языку в новой форме. 9 класс»
Программа элективного курса по русскому языку позволяет эффективно подготовить учащихся 9 класса к экзамену по русскому языку в новой форме....
Программа межшкольного факультативного курса "Готовимся к ЕГЭ по русскому языку"
Программа факультативного курса «Готовимся к ЕГЭ по русскому языку» предназначена для учащихся 10 и 11-х классов любого профиля и рассчитана на 34 часа или 68 часов. Факультативный курс «Готовимся к ...
Программа факультативного курса «Лингвостилистический анализ текста» (по русскому языку)
Предлагаемое планирование предполагает изучение языка на текстовой основе при помощи использования элементов лингвостилистического анализа текста, основанного на функционально-семантическом подходе. С...