«Уточняющие члены предложения»
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) по теме

Смолянинова Ольга Леонидовна

Предварительный просмотр:

Тема урока «Уточняющие члены  предложения»

Смолянинова Ольга Леонидовна,
учитель русского языка и литературы 

Тип урока: комбинированный.

Цели урока:

  1. образовательная: организовать деятельность по восприятию, осмыслению и первичному запоминанию новых знаний по теме «Уточняющие члены предложения»;

способствовать формированию навыков: различение  видов уточняющих членов предложения (обстоятельство, дополнение, определение), выделение уточняющих членов предложения знаками препинания в письменной речи и интонационно – в устной; графическое объяснение условий обособления; устанавливание смысловых отношений между уточняющими словами и предшествующими их словами в зависимости от интонации в устной речи;

       2)  развивающая: содействовать развитию умения сопоставлять, анализировать;

       3)  воспитательная: воспитывать интерес к родному языку на основе   исследовательской работы.

Оборудование:  учебник, обучающая программа – презентация «Уточняющие члены предложения», компьютер, проектор, экран.

План урока

ЭТАП УРОКА

ВРЕМЯ

ПРИЁМЫ И МЕТОДЫ

1.

Организационный момент

1мин.

Беседа

2.

Проверка домашнего задания

6 мин.

Фронтальный опрос, индивидуальный опрос, аналитическая беседа

3.

Орфографическая  работа

4 мин.

Коллективная работа

4.

Изучение нового материала

20 мин.

Эвристическая беседа, составление схем, наблюдение над интонацией, демонстрация слайдов

5.

Физминутка

1 мин.

6.

Закрепление материала

10 мин.

«Комментированное» письмо

7.

Задание на дом

1 мин.

Инструктаж

8.

Подведение итогов

1 мин.

Беседа

9.

Рефлексия

1 мин.

Самоанализ учащимися результатов урока

ХОД УРОКА

Структурные

элементы

урока

Дидактические

цели элементов

урока

Содержание

урока

Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

I.Организационный

момент

Мотивационная беседа с последующей постановкой цели.

Руки? – НА МЕСТЕ

Ноги? – НА МЕСТЕ

Локти? – У  КРАЯ

Спина? – ПРЯМАЯ

Объявляет тему и цели урока. (Слайд 1).

Слушают.

II. Проверка домашнего задания

Проверка умения учащихся составлять предложения по данному заданию, выполнять морфемный, морфологический и фонетический разборы.

1.Прочитайте предложения, составленные с предлогами, предложенными в упр.301.

2.В каком четверостишии использовано одиночное деепричастие, а в каком – деепричастный оборот? (упр.291)(Слайды 2,3).

3. Морфемный, морфологический, орфоэпический разборы.

Читают предложения, называют условия обособления обстоятельств.

3 человека у доски выполняют разборы.

III. Орфографическая «дуэль»

Повторение орфограмм.

Запишите словосочетания в тетрадь. (Побеждает тот, кто не ошибётся ни разу.)

Ввиду приближения шторма, ненастье в продолжение месяца, иметь в виду, несмотря на дождь, вышла из берегов вследствие дождей; шли, не смотря по сторонам; в следствии по делу, пребывание в походе в течение десяти дней.

Слова, в которых ошибки, записать ещё раз, графически обозначить орфограмму, надписать часть речи.

Записывают слова, проверяют, слав , в которых ошиблись, записывают ещё раз, надписывают часть речи.

IV. Изучение нового материала

Актуализация опорных знаний, формирование

умения определять смысловые отношения между уточняющими словами и предшествующими их словами.

1.(Слайд 4). Прочитайте предложения, расставьте знаки препинания, воспользовавшись материалом § 35. (Слайды 5-6).

- Далеко, в лес, раздавались удары топора.

- Поздно вечером, часов в одиннадцать, я вышел в сад.

- Он наивно, по-детски, в вытер пальцами  глаза. (Л.Толстой.)

- Длинная, в несколько верст, тень ложилась от гор на степи. (Л.Толстой.)

- Это был Александр Тимофеевич, или попросту Саша, гость, приехавший из Москвы. (А.Чехов.)

- Озеро было широкое, более пятисот метров.

-Чем отличаются уточняющие члены предложения от обособленных? (Уточняющими могут быть любые члены предложения, даже главные.)

-Почему эти члены предложения называются уточняющими? (Они добавляют уточняющему слову какой-нибудь оттенок усиления, ограничения и т.д.)

-Какие случаи обособления уточняющих членов не нашли отражения в таблице?

-Назовите их, приведите примеры. (Уточняющие дополнения с предлогами кроме,..) (Слайд 7.)

- Я ничего не слышал, кроме шума леса.

- Наряду с изучением английского языка, он занимался ещё и французским.

- Мы, помимо судовых работ, занимались ещё погрузкой угля. (М.Г.)

- За исключением отдельных учеников, все в нашем классе учатся хорошо.

Уточняющие дополнения могут стоять как после уточняемого слова, так и перед ним. В предложении уточняющие дополнения и уточняемые слова могут быть разными членами предложения.

2. Упр.308  Прочитайте предложения, соблюдая интонацию обособления.

-Объясните, в чем состоит смысловая роль уточняющих членов в каждом примере? Сделайте вывод.

3. (Слайд 8-9.)

Распространите предложения, вставив уточняющие члены. Распространенные предложения прочитайте дважды: 1) придавая второму обстоятельству значение уточнения; 2) не выделяя его интонацией как уточняющее.

- Что меняется в постановке знаков препинания?

- На опушке леса я нашла гриб. (На опушке леса, возле трухлявого пня, я нашла гриб.

- На рассвете, около пяти часов, подул сильный ветер.

- Внизу, в глубоком овраге, виднелись заросли кустарника и молодых деревьев.

- Наверху, под крышей, раздался шум.

4. (Слайды 10,11.)Запишите предложения.

-Являются ли выделенные слова уточняющими членами предложения? Почему?

-Проверьте записанный текст.

 ( Отвечают на разные вопросы.   Весьма распространенная ошибка, которую допускают школьники.)

- Вчера  на хуторе произошло нечто странное.

- Вдруг за поворотом появился грузовик.

- Около полудня на левом берегу реки мы заметили избушку и решили устроить здесь привал.

- В начале лета в России

Отмечают день рождения А.С.Пушкина.

Читают предложения, объясняют постановку знаков препинания, записывают предложения.

                 

     

                                                 Отвечают на вопросы.

Работают с таблицей, приводят примеры.

Составляют предложения, записывают их, сравнивают с примерами в таблице.

Читают предложения, указывают смысловую роль уточняющих членов в каждом примере.

Читают предложения, распространяют уточняющими членами, записывают в тетрадь, читают с интонацией.

Записывают предложения, комментируя.

Проверяют текст, отвечают на вопросы.

V. Физминутка

Предлагает упражнения для глаз. (Слайд 12.)

Выполняют упражнения для глаз.

VI. Закрепление материала

Отработка умения применять полученные знания, сопоставлять.

Запишите под диктовку текст, объясните графически постановку знаков препинания.                  

Мы выехали на высокий, крутой берег реки. Внизу, под обрывом, через неё был перекинут дощатый мостишко. За рекой, за мостом, к которому, сползая с обрыва зигзагами, вела проселочная дорога, лежало большое селение. За ним, далеко по равнине, тянулись поля. А на обрыве, над рекой, стояло другое большое селение. Заречное село называлось Заречье. Село над обрывом называлось Заборовьем потому, что ехать к нему надо через вековой сосновый лес, через бор. (По В. Кочетову)

-Проверьте записанный текст (Слайд13.)

-Почему в предложениях 2,3,4,5,7 стоят запятые?

Записывают текст, подчеркивают уточняющие члены предложения.

Проверяют текст, объясняют постановку знаков.

VII. Задание на дом

Разъяснение содержания

домашнего задания

Проводит инструктаж § 35, упр. 316. (Слайд 14.)

Записывают в дневник.

VIII. Подведение итогов

Обобщение знаний

Вот и кончился урок,                                              
И подводим мы итог!

Задаёт вопросы:

-Какие члены предложения называются уточняющими?

-Какие дополнительные вопросы можно поставить к уточняющим членам?

- Какими членами предложения могут быть уточняющие члены? (главными, второстепенн.)

- С помощью каких союзов могут присоединяться уточняющие члены предл.?

Выставляет оценки за работу на уроке

Отвечают на вопросы,

делают выводы.

IX. Рефлексия

Мобилизация учащихся

на рефлексию поведения.

Беседа

-Испытывали ли трудности? Почему?

-Что необходимо изменить, чтобы было интереснее?

Отвечают на вопросы, анализируют свою деятельность


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обособленные уточняющие члены предложения

В МОЕЙ ПРЕЗЕНТАЦИИ ПОСТАВЛЕНЫ СЛЕДУЮЩИЕ ЦЕЛИ:     1.Закрепить полученные знания об уточняющих членах предложения.    2.Развивать умение постановки знаков препинания ...

Урок в 8 классе "Обособленные и уточняющие члены предложения"

Материал  урока  по теме  "Обособленные и утрочняющие члены предложения" в 8 классе  позволяет эффективно обобщить и закрепить ЗУН обучающихся...

Обособленные и уточняющие члены предложения

Тест можно использовать  в качестве проверочной работы на уроке русского языка в 8 классе после изучения раздела "Обособленные и уточняющие члены предложения".  Небольшой объем материала поз...

«Уточняющие члены предложения»

В качестве дидактического материала при изучении темы "Уточняющие члены предложения"  в 8 классе можно предложить рассказ И. Бунина "Красавица."...

Методическая разработка урока русского языка по теме «Уточняющие члены предложения и их обособление» , 8 класс.

Урок   "Уточняющие члены предложения и их обособление" является вторым в рамках данной темы, его дидактическая  цель - закрепление  умения опознавать  уточняющие члены предлож...

Урок русского языка в 8 классе. Уточняющие члены предложения. Знаки препинания.

Урок русского языка в 8 классе. Знакомство с новой темой....

«Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при уточняющих членах предложения».

laquo;Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при уточняющих членах предложения»....