«Уточняющие члены предложения»
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) по теме
Конспект урока русского языка с презентацией по теме «Уточняющие члены предложения»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема урока «Уточняющие члены предложения»
Смолянинова Ольга Леонидовна,
учитель русского языка и литературы
Тип урока: комбинированный.
Цели урока:
- образовательная: организовать деятельность по восприятию, осмыслению и первичному запоминанию новых знаний по теме «Уточняющие члены предложения»;
способствовать формированию навыков: различение видов уточняющих членов предложения (обстоятельство, дополнение, определение), выделение уточняющих членов предложения знаками препинания в письменной речи и интонационно – в устной; графическое объяснение условий обособления; устанавливание смысловых отношений между уточняющими словами и предшествующими их словами в зависимости от интонации в устной речи;
2) развивающая: содействовать развитию умения сопоставлять, анализировать;
3) воспитательная: воспитывать интерес к родному языку на основе исследовательской работы.
Оборудование: учебник, обучающая программа – презентация «Уточняющие члены предложения», компьютер, проектор, экран.
План урока
№ | ЭТАП УРОКА | ВРЕМЯ | ПРИЁМЫ И МЕТОДЫ |
1. | Организационный момент | 1мин. | Беседа |
2. | Проверка домашнего задания | 6 мин. | Фронтальный опрос, индивидуальный опрос, аналитическая беседа |
3. | Орфографическая работа | 4 мин. | Коллективная работа |
4. | Изучение нового материала | 20 мин. | Эвристическая беседа, составление схем, наблюдение над интонацией, демонстрация слайдов |
5. | Физминутка | 1 мин. | |
6. | Закрепление материала | 10 мин. | «Комментированное» письмо |
7. | Задание на дом | 1 мин. | Инструктаж |
8. | Подведение итогов | 1 мин. | Беседа |
9. | Рефлексия | 1 мин. | Самоанализ учащимися результатов урока |
ХОД УРОКА
Структурные элементы урока | Дидактические цели элементов урока | Содержание урока | |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | ||
I.Организационный момент | Мотивационная беседа с последующей постановкой цели. | Руки? – НА МЕСТЕ Ноги? – НА МЕСТЕ Локти? – У КРАЯ Спина? – ПРЯМАЯ Объявляет тему и цели урока. (Слайд 1). | Слушают. |
II. Проверка домашнего задания | Проверка умения учащихся составлять предложения по данному заданию, выполнять морфемный, морфологический и фонетический разборы. | 1.Прочитайте предложения, составленные с предлогами, предложенными в упр.301. 2.В каком четверостишии использовано одиночное деепричастие, а в каком – деепричастный оборот? (упр.291)(Слайды 2,3). 3. Морфемный, морфологический, орфоэпический разборы. | Читают предложения, называют условия обособления обстоятельств. 3 человека у доски выполняют разборы. |
III. Орфографическая «дуэль» | Повторение орфограмм. | Запишите словосочетания в тетрадь. (Побеждает тот, кто не ошибётся ни разу.) Ввиду приближения шторма, ненастье в продолжение месяца, иметь в виду, несмотря на дождь, вышла из берегов вследствие дождей; шли, не смотря по сторонам; в следствии по делу, пребывание в походе в течение десяти дней. Слова, в которых ошибки, записать ещё раз, графически обозначить орфограмму, надписать часть речи. | Записывают слова, проверяют, слав , в которых ошиблись, записывают ещё раз, надписывают часть речи. |
IV. Изучение нового материала | Актуализация опорных знаний, формирование умения определять смысловые отношения между уточняющими словами и предшествующими их словами. | 1.(Слайд 4). Прочитайте предложения, расставьте знаки препинания, воспользовавшись материалом § 35. (Слайды 5-6). - Далеко, в лес, раздавались удары топора. - Поздно вечером, часов в одиннадцать, я вышел в сад. - Он наивно, по-детски, в вытер пальцами глаза. (Л.Толстой.) - Длинная, в несколько верст, тень ложилась от гор на степи. (Л.Толстой.) - Это был Александр Тимофеевич, или попросту Саша, гость, приехавший из Москвы. (А.Чехов.) - Озеро было широкое, более пятисот метров. -Чем отличаются уточняющие члены предложения от обособленных? (Уточняющими могут быть любые члены предложения, даже главные.) -Почему эти члены предложения называются уточняющими? (Они добавляют уточняющему слову какой-нибудь оттенок усиления, ограничения и т.д.) -Какие случаи обособления уточняющих членов не нашли отражения в таблице? -Назовите их, приведите примеры. (Уточняющие дополнения с предлогами кроме,..) (Слайд 7.) - Я ничего не слышал, кроме шума леса. - Наряду с изучением английского языка, он занимался ещё и французским. - Мы, помимо судовых работ, занимались ещё погрузкой угля. (М.Г.) - За исключением отдельных учеников, все в нашем классе учатся хорошо. Уточняющие дополнения могут стоять как после уточняемого слова, так и перед ним. В предложении уточняющие дополнения и уточняемые слова могут быть разными членами предложения. 2. Упр.308 Прочитайте предложения, соблюдая интонацию обособления. -Объясните, в чем состоит смысловая роль уточняющих членов в каждом примере? Сделайте вывод. 3. (Слайд 8-9.) Распространите предложения, вставив уточняющие члены. Распространенные предложения прочитайте дважды: 1) придавая второму обстоятельству значение уточнения; 2) не выделяя его интонацией как уточняющее. - Что меняется в постановке знаков препинания? - На опушке леса я нашла гриб. (На опушке леса, возле трухлявого пня, я нашла гриб. - На рассвете, около пяти часов, подул сильный ветер. - Внизу, в глубоком овраге, виднелись заросли кустарника и молодых деревьев. - Наверху, под крышей, раздался шум. 4. (Слайды 10,11.)Запишите предложения. -Являются ли выделенные слова уточняющими членами предложения? Почему? -Проверьте записанный текст. ( Отвечают на разные вопросы. Весьма распространенная ошибка, которую допускают школьники.) - Вчера на хуторе произошло нечто странное. - Вдруг за поворотом появился грузовик. - Около полудня на левом берегу реки мы заметили избушку и решили устроить здесь привал. - В начале лета в России Отмечают день рождения А.С.Пушкина. | Читают предложения, объясняют постановку знаков препинания, записывают предложения.
Отвечают на вопросы. Работают с таблицей, приводят примеры. Составляют предложения, записывают их, сравнивают с примерами в таблице. Читают предложения, указывают смысловую роль уточняющих членов в каждом примере. Читают предложения, распространяют уточняющими членами, записывают в тетрадь, читают с интонацией. Записывают предложения, комментируя. Проверяют текст, отвечают на вопросы. |
V. Физминутка | Предлагает упражнения для глаз. (Слайд 12.) | Выполняют упражнения для глаз. | |
VI. Закрепление материала | Отработка умения применять полученные знания, сопоставлять. | Запишите под диктовку текст, объясните графически постановку знаков препинания. Мы выехали на высокий, крутой берег реки. Внизу, под обрывом, через неё был перекинут дощатый мостишко. За рекой, за мостом, к которому, сползая с обрыва зигзагами, вела проселочная дорога, лежало большое селение. За ним, далеко по равнине, тянулись поля. А на обрыве, над рекой, стояло другое большое селение. Заречное село называлось Заречье. Село над обрывом называлось Заборовьем потому, что ехать к нему надо через вековой сосновый лес, через бор. (По В. Кочетову) -Проверьте записанный текст (Слайд13.) -Почему в предложениях 2,3,4,5,7 стоят запятые? | Записывают текст, подчеркивают уточняющие члены предложения. Проверяют текст, объясняют постановку знаков. |
VII. Задание на дом | Разъяснение содержания домашнего задания | Проводит инструктаж § 35, упр. 316. (Слайд 14.) | Записывают в дневник. |
VIII. Подведение итогов | Обобщение знаний | Вот и кончился урок, Задаёт вопросы: -Какие члены предложения называются уточняющими? -Какие дополнительные вопросы можно поставить к уточняющим членам? - Какими членами предложения могут быть уточняющие члены? (главными, второстепенн.) - С помощью каких союзов могут присоединяться уточняющие члены предл.? Выставляет оценки за работу на уроке | Отвечают на вопросы, делают выводы. |
IX. Рефлексия | Мобилизация учащихся на рефлексию поведения. | Беседа -Испытывали ли трудности? Почему? -Что необходимо изменить, чтобы было интереснее? | Отвечают на вопросы, анализируют свою деятельность |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обособленные уточняющие члены предложения
В МОЕЙ ПРЕЗЕНТАЦИИ ПОСТАВЛЕНЫ СЛЕДУЮЩИЕ ЦЕЛИ: 1.Закрепить полученные знания об уточняющих членах предложения. 2.Развивать умение постановки знаков препинания ...
Урок в 8 классе "Обособленные и уточняющие члены предложения"
Материал урока по теме "Обособленные и утрочняющие члены предложения" в 8 классе позволяет эффективно обобщить и закрепить ЗУН обучающихся...
Обособленные и уточняющие члены предложения
Тест можно использовать в качестве проверочной работы на уроке русского языка в 8 классе после изучения раздела "Обособленные и уточняющие члены предложения". Небольшой объем материала поз...
«Уточняющие члены предложения»
В качестве дидактического материала при изучении темы "Уточняющие члены предложения" в 8 классе можно предложить рассказ И. Бунина "Красавица."...
Методическая разработка урока русского языка по теме «Уточняющие члены предложения и их обособление» , 8 класс.
Урок "Уточняющие члены предложения и их обособление" является вторым в рамках данной темы, его дидактическая цель - закрепление умения опознавать уточняющие члены предлож...
Урок русского языка в 8 классе. Уточняющие члены предложения. Знаки препинания.
Урок русского языка в 8 классе. Знакомство с новой темой....
«Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при уточняющих членах предложения».
laquo;Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при уточняющих членах предложения»....