Урок "Буквы ы - и после ц"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Данная разработка представляет собой урок по ФГОС по программе Т.А.Ладыженской, Л.А.Тростенцовой

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Буквы ы-и после ц78 КБ

Предварительный просмотр:

Телекоммуникационный обучающий проект-конкурс для учителей, аспирантов, магистрантов, студентов педагогических вузов

«Урок в условиях ФГОС»

Технологическая карта

 урока русского языка

по теме  «Буквы Ы-И после Ц»

                                                                 

                                                              Выполнила

                                                                 учитель русского языка и литературы

                                              МКОУ «Бородинская СОШ»

                                                    Желтухина Любовь Валерьевна

Омск 2013 г.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Предмет русский язык    класс 5

Тема урока

Место урока по теме

Буквы и-ы после ц

Один из уроков по теме «Морфемика», 1 урок по теме

Тип урока

Формы, приемы, методы

Открытие новых знаний

Формы: индивидуальная, групповая

Методы: проблемный вопрос, проблемная ситуация

Приёмы: фронтальный опрос, работа в группах, прём»Да-нет», дифференцированные задания

Цель урока

Задачи урока

Познакомить с новым опознавательным признаком – наличием звука Ц перед гласным, с правописанием  Ы –И после Ц

      Предметные:

  1. Способствовать развитию навыка правописания букв и-ы после ц.

  2. Развивать орфографическую зоркость, т.е. умение видеть орфограмму в предлагаемом языковом материале.

         Метапредметные.

  1. Познавательные УУД:

владеть приёмами отбора и систематизации материала;

анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать;

преобразовывать информацию (текст правила) в алгоритм, действовать по алгоритму.

 

  2. Регулятивные УУД:

искать пути решения учебной задачи;

самостоятельно решать предложенные учебные задачи;

соотносить цели и результаты своей деятельности;

определять степень успешности работы.

     

  3. КоммуникативныеУУД:  

строить связное монологическое высказывание;

представлять результат своей деятельности и деятельности группы.

       Личностные :  

    1.  Формировать адекватную самооценку

    2.  Учить применять орфографические знания в повседневной жизни

    3. Прививать интерес  к познавательной деятельности

Предполагаемый результат

Знать

Уметь

Орфограмму «Буквы И-Ы после Ц»

Исторические особенности слов с буквами И-Ы после Ц

Опознавать орфограмму в тексте

Составлять алгоритм и пользоваться им

Применять изученную орфограмму для решения практических задач

Компетенции/УУД

Педагогические технологии

Оборудование

Учебно-познавательные, регулятивные, коммуникативные

Проблемного обучения, обучения в сотрудничестве, дифференцированного обучения, деятельностный подход

Доска, компьютер, бланки ответов для задания КОЗ. учебник

ХОД УРОКА

Цель/задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Компетенции/

аспекты компетенции/УУД

Оценивание/формы контроля

Результат

I этап:Организационный

Мотивация к учебной деятельности

- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня мы продолжим работу в нашей маленькой лингвистической лаборатории, и к концу урока мы узнаем, кто из вас самый внимательный, находчивый, активный на уроке.

-Всё ли готово к уроку?

Настраиваются на урок

Личностная.  Мотивация к учебной деятельности на личностно-значимом уровне

Включение в учебный процесс

II этап: Актуализация знаний

Создание проблемной ситуации, в результате которой обучающиеся самостоятельно сформулируют тему урока

- Ребята, посмотрите, Вася Синицын написал СМС-письмо своим родным, но некоторые слова компьютер почему-то подчеркнул:

Дорогие сестрици!

   Спешу вас обрадовать, взял билеты до Цымлянска. Скоро буду. До встречи, ваш брат Василий Синицин. 

  -Как вы думаете, почему?

-Что объединяет слова?

-Сможете ли вы сформулировать тему урока?

 

Учащиеся обсуждают ситуацию, с которой и они не раз сталкивались, отправляя СМС

Примерные ответы:

- Красной волнистой чертой подчёркивается орфографическая ошибка в слове.

- Во всех словах есть буква Ц.

- Тема урока: «Буквы И-Ы после Ц»

Учебно-познавательная, коммуникативная

Фронтальная беседа

Умение сотрудничать, анализировать, сравнивать, доказывать, отстаивать своё мнение, самостоятельно формулировать тему урока

III этап: Постановка целей и задач

Выявление затруднения в деятельности учащихся, пути решения задачи при помощи постановки целей и задач, планирования  дальнейшей деятельности

- Что нужно сделать, чтобы помочь Василию Синицыну на- писать грамотное письмо? Используйте слова:

-Я узнаю…

- Я смогу…

-Я научусь..

-Я смогу применить…

-Как вы сможете достичь этих целей? Что поможет нам? С чего нужно начать?

Выдвигают формулировки целей, обсуждают, анализируют, планируют пути достижения целей

Примерные ответы:

-Я узнаю, когда после Ц пишется И, когда Ы.

-Я смогу помочь Василию Синицыну исправить ошибки в СМС

- Я научусь правильно писать слова с буквами И-Ы после Ц

- Я смогу применить знания в жизни, например, правильно решу упражнение и получу «5»

 - С изучения орфограммы, поможет учебник.

Учебно-познавательная (планирование деятельности), коммуникативная

Беседа

Умение формулировать цели, задачи урока, планировать собственную деятельность

IV этап: Решение учебной задачи (открытие нового знания)

Побуждение к самостоятельной исследовательской деятельности, формирование умение преобразовывать информацию

Организует групповую работу по открытию нового знания: класс делится на группы, предлагается одной группе систематизировать материал учебника в виде схемы, вторая группа делает алгоритм

Исследуют теоретический материал, работая в группе, обсуждают, находят пути решения задания

Возможные ответы:

1 группа:

Слова на –ция?

    да               нет    

    /                     \  

станция           2. В какой части слова буква?    

                           /                                   \

                        В окончании,               в корне 

                        В суффиксе                        \                

                                 /                             3. Слово-искл.?

                               Ы                                     /                        \

                         улицы                                 да                       нет

                          куцый                                 /                           \

                         Синицын                            Ы                         И

                                                             Цыган                       цирк

                                                             На цыпочках       цифра

                                                              Цыплёнок

                                                              Цыц

                                                               Цыкнуть    

2 группа:

Ци

Цы

В корня слов-искл: цыган, на цыпочки, цыплёнок, цыкнул, цыц

В корнях слов

В окончании

В словах на -ция

В суффиксе

Учебно-познавательная, коммуникативная

Исследование, работа в группах

Умение преобразовывать информацию в схему, алгоритм, т.е. анализировать, систематизировать.

V этап: Первичное закрепление

Организация усвоения детьми нового способа знания, практического его применения

Организует работу по первичному закреплению нового знания

- Вернёмся к СМС Синицына. Помогите ему правильно написать слова на данную орфограмму

Выполняют задание с проговариванием по алгоритму или схеме

Учебно-познавательная, коммуникативная

Индивидуальная работа

Умение действовать по алгоритму

VI этап: Самостоятельная работа с самопроверкой в классе

Организовать учащихся  на самостоятельное пошаговое выполнение заданий  нового типа, на самопроверку по эталону (образцу)

Организует выполнение задания по алгоритму (КОЗ классического типа – Приложение1.)

Самостоятельно выполняют задания нового типа, сравнивают с эталоном.

Используют приобретенные знания в практической деятельности, решают творческие задачи.

Учебно-познавательная

Выполнение КОЗ, самооценка

Умение работать самостоятельно по алгоритму, сопоставлять с эталоном, адекватно оценивать свою деятельность

VII этап: Применение нового знания и включение в систему знаний

Обеспечить включение нового знания в систему знаний;

организовать

повторение  и закрепление ранее изученного, самостоятельного выполнения каждым обучающимся заданий на новый способ действий;

создать ситуацию успеха для каждого;

-А теперь поменяемся ролями.

На доске слова, одно из них я загадала, вы задаёте мне такие вопросы, на которые я вам буду отвечать да или нет, пока не отгадаете слово

 

Циркуль, цинга, декламация, циклон, цикл, цыкнуть, страницы, ситуация, Царицыно, проказницы.

Участвуют в игре, продумывают вопросы, включаются в мыслительную деятельность

Примерные вопросы: заданное слово цыкнуть

- В слове после Ц пишется и?

-Нет

-В слове после Ц пишется ы?

-Да

- Это слово пишется по правилу: «ы после ц пишется в окончании и суффиксе»?

-Нет.

Ответ: цыкнуть

Учебно-познавательная

Приём «Да-нет»

Умение логически мыслить, продумать и сформулировать вопрос

VIII этап: Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению.

Организовать действия по обобщению изученного,

нацелить на

на работу творческого характера

Предлагает разноуровневые задания:

Составить текст на тему «Цирк», используя слова на данную орфограмму

Придумать кроссворд на тему «Буквы И-Ы после Ц»

Выполнить упражнение из учебника (для слабых учеников)

Ориентируются в информации.

Учитывая свои баллы по шкале критериев оценки КОЗ, выбирают задания соответствующего уровня, ориентируясь на рекомендации учителя.

Учебно-познавательная, информационная

Дифференциация заданий

Умение объективно оценивать свои результаты и соответственно им выбирать домашнее задание.

Формирование собственных представлений о предмете изучения.

IX этап:Рефлексия. Подведение итогов

Помочь учащимся осознать результаты деятельности

Учитель возвращает к началу урока, к постановке целей

Анализируют деятельность по достижению цели для себя (самооценка), товарищем (взаимооценка), всем классом.

Учебно-познавательная, коммуникативная

Ответы на вопрсы:

Я узнал…

- Я смог…

-Я научился..

-Я смог применить…

Анализ достижения цели. Рефлексия способности организовывать собственную деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебный фильм "Усадьба Колтуши до и после установления Советской власти"

Практически неизвестная даже специалистам-историкам дворянская усадьба Колтуши во Всеволожском районе. Первыми ее владельцами были великие государственные деятели - Павел Ягужинский (любим...

Урок русского языка в 5 классе по теме: "Правописание О - Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных"

В процессе работы на уроке ребята  узнают основное правило правописания О-Ё после шипящих и Ц, побудут в роли исследователей законов языка, сделаю открытия, поиграют в игры, выполнят тренировочны...

Вопросы для подготовки к зачету по теме "Санкт–Петербург после Петра Первого (1725–1762гг)"

В данном материале содержатся вопросы для подготовки к зачету по теме Санкт–Петербург после Петра Первого (1725 – 1762) Использованы материалы учебника Л.К Ермолаевой «Санкт-Петербург, истор...

"Гласные О-Ё после шипящих в корне слова"

Урок в технологии «Дидактический цикл»...

Гласные О-Е после шипящих в суффиксах существительных

Урок в технологии "Дидактический цикл"...

дидактический материал "Мягкий знак после шипящих у всех частей речи", "Буквы О-Ё после шипящих"

дидактический материал "Правописание Ь после шипящих"- обобщающий материал, объединяющий схожие орфоргаммы на все изученные части речи...

Тренажер по русскому языку в 5 классе по теме «Правописание о, е после шипящих, и, ы после ц»

Тренажер по русскому языку в 5 классе по теме «Правописание о, е после шипящих, и, ы после ц»...