публикации
статья по русскому языку по теме
методическая работа педагога
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_kak_sredstvo_mezhkulturnoy_kommunikatsii.docx | 17.55 КБ |
Предварительный просмотр:
О.В. Матвеева, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №12» г. Братска, Иркутской облости.
Русский язык как средство межкультурной коммуникации
Язык есть исповедь народа,
В нём слышится его природа,
Его душа и быт родной...
П.А. Вяземский
Вопросы речи, вопросы языка (его лексики, стилистики, окрашенности и направленности риторического бытования, его взаимосвязи с национальным менталитетом, с душой народа, с душой страны) - первоочередные, ключевые вопросы современной действительности.
Сегодня чрезвычайно актуально всё, что связано с понятием «культура» - понятием очень многозначным и ёмким.
Культура - это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеческим обществом и характеризующих определённый уровень развития общества.
Непременная составляющая национального самосознания человека - чувство гордости за родной язык, который воплощает в себе культурные и исторические традиции парода.
Обратимся к опыту тех мыслителей, которые уделяли вопросам языка первостепенное значение, к опыту тех, кто прозревал в организации языка его культурообразующую сущность, кто постиг и продолжает изучать влияние речи на формирование общества.
Для этого необходимо добиться чистоты русского языка, чистоты сознания, достичь языкового «единомыслия». Этот момент может обеспечить силу русского этноса в новых условиях социокультурной переходности.
Реалии современного общества, к сожалению, таковы, что в самом восприимчивом возрасте, когда закладываются основы будущего характера и формируется направленность личности, дети вынуждены слышать тот сленг, тот набор разрушающих психику слов, который невозможно назвать речью разумного человека.
Нам всем, педагогам, культурологам, наставникам молодёжи необходимо принимать меры: за промедление общество неизбежно заплатит высокую цену.
Снижение уровня речевой культуры разных слоев русского общества, в том числе и интеллигенции, настолько очевидно и масштабно, что назрела необходимость возрождения непрерывной языковой подготовки на всех ступенях образования (от начального до высшего).
Уже в настоящее время сложились условия, когда востребованность специалиста на рынке труда, его конкурентоспособность в значительной степени зависят от умения эффективно и грамотно общаться (устно и письменно), от знания приёмов речевого воздействия, убеждения.
Сегодня интерес к родному языку становится осознанной необходимостью для миллионов молодых людей, стремящихся достичь успеха в жизни с помощью профессиональных знаний и навыков.
Именно поэтому уровень преподавания языка в средней школе должен обеспечить более высокий уровень языковой подготовки учащихся. Задача учителя-словесника - обеспечить дальнейшее овладение учащимися на уроках- практикумах основными нормами современного русского языка, способствовать развитию мышления и коммуникативности культуры воспитанников.
Свободное и умелое использование средств языка в речи требует от человека не только хорошего знания лингвистических законов, владения основными речевыми умениями, но и соблюдения правил речевого поведения.
Специальное внимание в программе должно быть уделено и формированию различных речевых умений и навыков: подготовке устных выступлений, умению составлять тезисы, писать рефераты, готовить доклады, вести дискуссию, отстаивать своё мнение, используя различные способы аргументации и доказательства и т.д.
Успешной проводимая работа будет только при использовании активных методов обучения: лекций, семинаров, практикумов, зачетов и т.д., применение лингвистического эксперимента, самостоятельной работы учащихся по анализу текста; использование методов и приёмов, направляемых па формирование творческих способностей учащихся.
Что поможет остановить катастрофически гаснущий интерес к знаниям, книгам? Может быть, талант учителя, педагогическое мастерство, проявляющиеся и в умении выбрать время и место на уроке, чтобы ненавязчиво поделиться своими мыслями и чувствами, «высветить» сложную проблему через один интересный эпизод, подвести учеников к желанию самостоятельно поработать над поставленными вопросами, читать и перечитывать текст. Слова Достоевского и Пушкина, Чехова и Лермонтова, Блока и Окуджавы, глубокие мысли и чувства, высказанные на сказочно - прекрасном русском языке (трудно переводимом на другие языки), находят свой путь к разуму и сердцу детей.
Надо постараться всё сделать для того, чтобы «птичий» подростковый сленг («клёво!») переплавился в их сознании в прекрасную русскую речь.
Достижение этой цели возможно при наличии профессионально - коммуникативной компетенции учителя.
В настоящее время начинает осознаваться теснейшая зависимость между экономикой, воспитанием, отношением к труду и культурой человека. Когда общество идёт к упадку, к упадку идёт и язык.
Что может чувствовать русский человек, когда слышит, как телевидение, радио, многие газеты на каждом шагу величают избирателей электоратом, председателя Госдумы - спикером, подростков - тинэйджерами, выходные дни- уикендом? Хочется верить, что мода без всякого чувства меры использовать импортные «сорняки» рано или поздно сойдёт на нет.
Волей - неволей лирическая эстрадная песенка проникает в подсознание - исподволь действует на нас, влияет на наши поступки, характер душевных переживаний - и приводит,
В современном динамически изменяющемся мире русский язык — один из самых авторитетных языков международного общения. Он несёт прогрессивным людям планеты слово науки и техники, культуры и идеологии России. Вот почему повышение культуры русской речи, пропаганда лингвистических знаний имеет в паши дни поистине государственное значение.
Большое значение в языковом развитии ребёнка имеет приобщение к народному творчеству, в частности, к пословицам и поговоркам.
Возможности влияния языка на общество необыкновенно сильны и требуют дальнейшего изучения.
Несомненно одно: язык ждёт от нас всемирной поддержки, родную речь мы не должны предательски утратить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мои публикации
Музыка в системе интегрированного общеобразовательного пространства...
Публикации
Данные статьи были размещены на сайте школы, публиковались в районной газете "Сельские зори"....
Подтверждения публикации авторских методических материалов на сайтах
Более 20 работ размещены на сайтах Интернета...
Публикация Зоткиной Н.И.
Публикация"Национальная идея выражается в языке"...
Понятие компьютерной публикации. Средства создания публикаций. Виды публикаций, их шаблоны. Структура публикаций
Познакомить учащихся: с понятием компьютерной публикации; с видами публикаций; с понятием шаблона публикации и ее структуры; со средствами создания публикации.Научить учащихся: использовать программу ...
10. Наличие публикаций, включая интернет-публикации.
Профессиональный опыт....
X критерий. Распространение педагогического опыта. Наличие публикаций, включая интернет-публикации
Распространение педагогического опыта. Наличие публикаций, включая интернет-публикации годНазвание изданияТема статьиУровеньРезультат2017Материалы Всероссийской открытой научно-практической конфе...