Публикация Зоткиной Н.И.
статья по русскому языку на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Publikaciya_Zotkinoy_N.I..doc | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
Зоткина Н.И. Национальная идея выражается в языке
Статья из сборника докладов Международной научно-практической
конференции » Русский язык как средство межкультурной коммуникации»,
Оренбург, 2007 г.
Язык есть исповедь народа,
В нём слышится его природа,
Его душа и быт родной...
П.А. Вяземский
Вопросы речи, вопросы языка (его лексики, стилистики, окрашенности и направленности риторического бытования, его взаимосвязи с национальным менталитетом, с душой народа, с душой страны) - первоочередные, ключевые вопросы современной действительности.
Сегодня чрезвычайно актуально всё, что связано с понятием «культура» - понятием очень многозначным и ёмким.
Культура - это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеческим обществом и характеризующих определённый уровень развития общества.
Непременная составляющая национального самосознания человека - чувство гордости за родной язык, который воплощает в себе культурные и исторические традиции парода.
Обратимся к опыту тех мыслителей, которые уделяли вопросам языка первостепенное значение, к опыту тех, кто прозревал в организации языка его культурообразующую сущность, кто постиг и продолжает изучать влияние речи на формирование общества.
Писатель, философ К.С. Аксаков в статье «Ещё несколько слов о русском воззрении» на вопрос, в чём же выражается русское воззрение, русский национальный характер, говорил так: «Ответом на то могут служить сами дела или факты: то есть труды, подвиги, мысли и издания умственные и жизненные народа ...Во всех тех сферах и обнаружениях, где является сам русский народ,- это воззрение может, хотя отчасти, быть указано» (например, общественный быт народа, язык, обычаи, песни).[15]
В работе «Обозрение современной литературы» К.С. Аксаков призывает усилить внимание «ко всем самобытным проявлениям русской жизни, к древней истории, к обычаям народным, к устройству народной общественности, к языку, ко всему, в чём высказывается Русь».\15\
Философ Н.О. Лосский в исследовании «Русский национальный характер» подчёркивает: «Достоинства русского языка можно использовать как всякое доказательство одарённости русского народа». Помня о словах Н.В. Гоголя, можно добавить: как свидетельство Божьей любви. Мы верим тому, что говорил И.С. Тургенев в знаменитом стихотворении в прозе о языке: «Ты один мне поддержка и опора», ибо связь души человека с душой народа через язык несомненна и связь души человека с Творцом осуществляется, прежде всего, посредством речи, через молитвенное слово...» [1]
Василий Розанов, развивая славянофильскую традицию, относился к слову как к всеобщему творческому принципу, а к языку - как к стихии общения.
Слово, речь, общение определяют «перспективу» человека, его возможность сопрягаться с иными культурами, предшествующими и последующими поколениями. [1]
Основная функция языка связана, по В.В. Розанову, с тем, что он помогает человеку «вслушиваться» в самого себя: «я» оформлено речью, творится ею. Именно Розанов одним из первых осознал, что речь не только сообщает человеку о нем самом, но и творит его точно так же, как она творит социокультурную реальность, означивая мир определённым образом. Указывает Розанов и на пути «исправления» общества: языку необходимо вернуть «молитвенность», «интимность», «подлинность», только тогда возможна реанимация особого доверия к языку, с которой мыслителем связывалось возрождение отечественной культуры. [I]
Способом сохранения национальной самобытности, по мнению православного философа, писателя, искусствоведа Николая Трубецкого, является сильная языковая политика государства. Национальная идея, «идея - правительница», также выражается в языке, поддерживается посредством слова.
Для этого необходимо добиться чистоты русского языка, чистоты сознания, достичь языкового «единомыслия». Этот момент может обеспечить силу русского этноса в новых условиях социокультурной переходности.
Реалии современного общества, к сожалению, таковы, что в самом восприимчивом возрасте, когда закладываются основы будущего характера и формируется направленность личности, дети вынуждены слышать тот сленг, тот набор разрушающих психику слов, который невозможно назвать речью разумного человека.
Вдумаемся, может ли дать полноценное воспитание ребёнку в семье женщина, чья речь засорена жаргонными словами и ненормативной лексикой? А ведь это женщина - мать!.. На таком суррогате языка идёт общение в большинстве современных молодых семей.
Нам всем, педагогам, культурологам, наставникам молодёжи необходимо принимать меры: за промедление общество неизбежно заплатит высокую цену.
Снижение уровня речевой культуры разных слоев русского общества, в том числе и интеллигенции, настолько очевидно и масштабно, что назрела необходимость возрождения непрерывной языковой подготовки на всех ступенях образования (от начального до высшего).
Уже в настоящее время сложились условия, когда востребованность специалиста на рынке труда, его конкурентоспособность в значительной степени зависят от умения эффективно и грамотно общаться (устно и письменно), от знания приёмов речевого воздействия, убеждения.
Сегодня интерес к родному языку становится осознанной необходимостью для миллионов молодых людей, стремящихся достичь успеха в жизни с помощью профессиональных знаний и навыков.
Именно поэтому уровень преподавания языка в средней школе должен обеспечить более высокий уровень языковой подготовки учащихся. Задача учителя-словесника - обеспечить дальнейшее овладение учащимися на уроках- практикумах основными нормами современного русского языка, способствовать развитию мышления и коммуникативности культуры воспитанников.
Свободное и умелое использование средств языка в речи требует от человека не только хорошего знания лингвистических законов, владения основными речевыми умениями, но и соблюдения правил речевого поведения. Вот почему школьная программа должна уделять большое внимание развитию навыков уместного использования в речи важнейших элементов русского этикета. [6]
Специальное внимание в программе должно быть уделено и формированию различных речевых умений и навыков: подготовке устных выступлений, умению составлять тезисы, писать рефераты, готовить доклады, вести дискуссию, отстаивать своё мнение, используя различные способы аргументации и доказательства и 1.д.
Успешной проводимая работа будет только при использовании активных методов обучения: лекций, семинаров, практикумов, зачетов и т.д., применение лингвистического эксперимента, самостоятельной работы учащихся по анализу текста; использование методов и приёмов, направляемых па формирование творческих способностей учащихся.
Что поможет остановить катастрофически гаснущий интерес к знаниям, книгам? Может быть, талант учителя, педагогическое мастерство, проявляющиеся и в умении выбрать время и место на уроке, чтобы ненавязчиво поделиться своими мыслями и чувствами, «высветить» сложную проблему через один интересный эпизод, подвести учеников к желанию самостоятельно поработать над поставленными вопросами, читать и перечитывать текст. Слова Достоевского и Пушкина, Чехова и Лермонтова, Блока и Окуджавы, глубокие мысли и чувства, высказанные на сказочно - прекрасном русском языке (трудно переводимом на другие языки), находят свой путь к разуму и сердцу детей.
Надо постараться всё сделать для того, чтобы «птичий» подростковый сленг («клёво!») переплавился в их сознании в прекрасную русскую речь.
Достижение этой цели возможно при наличии профессионально - коммуникативной компетенции учителя.
В настоящее время начинает осознаваться теснейшая зависимость между экономикой, воспитанием, отношением к труду и культурой человека. Когда общество идёт к упадку, к упадку идёт и язык.
Что может чувствовать русский человек, когда слышит, как телевидение, радио, многие газеты на каждом шагу величают избирателей электоратом, председателя Госдумы - спикером, подростков - тинэйджерами, выходные дни- уикендом? Хочется верить, что мода без всякого чувства меры использовать импортные «сорняки» рано или поздно сойдёт на нет.
Волей - неволей лирическая эстрадная песенка проникает в подсознание - исподволь действует на нас, влияет на наши поступки, характер душевных переживаний - и приводит, естественно, к недоразумениям, подчас и не таким уж безобидным.
Современный русский поэт и публицист Е. Винокуров замечает: «Несчастные «продукты» совместной деятельности композиторов и поэтов — песенников искривляют психику неопытных, не осмотревшихся в жизни людей». [9]
Страшно, что всё время увеличивающиеся средства массовой информации выносят в эфир всё увеличивающийся поток тепловатой и слащавой белиберды, претендующей на роль наставления, жизненного кодекса.
Недавно группа дикторов радио и телевидения получила призы за чистоту русского языка. Факт весьма отрадный. Но давайте задумаемся, отмечают ли наградами людей за их профессиональную пригодность? Высокая культура устной и письменной речи, умение пользоваться всеми выразительными средствами родного языка, стремление к тому, чтобы беречь и преумножать их - долг и задача каждого работника СМИ.
В современном динамически изменяющемся мире русский язык — один из самых авторитетных языков международного общения. Он несёт прогрессивным людям планеты слово науки и техники, культуры и идеологии России. Вот почему повышение культуры русской речи, пропаганда лингвистических знаний имеет в паши дни поистине государственное значение.
Необходимо заметить, что до начала 90-х гг. русский язык в бывших республиках Советского Союза воспринимался как средство приобщения к ценностям культуры, получения образования, престижной профессии, то в последнее десятилетие эта мотивационная база в известной степени утратила свою действенность.
Негативное отношение к русскому языку появилось в странах Балтии. Однако жизнь вносит свои коррективы. В постперестроечный период становится очевидным, что русский язык необходим как для народов России, так и для Союза Независимых Государств.
Известный писатель абхазец Ф. Искандер совершенно верно заметил: «Русский язык исторически объединял всех нас, через него мы друг друга понимали. Сейчас же происходит переход республик, народов на средства своего, национального языка. Это ставит преграды в развитии культуры, искусства, экономики, в общении людей друг с другом. И, в конечном итоге, приводит к тем трагическим результатам, которые мы имеем сегодня».[16]
Наш язык продолжает вызывать интерес в современном мире. По свидетельству публикаций в российской прессе, число граждан США, Франции. Испании, Швеции, Финляндии, Австралии, Кореи, начавших изучать русский язык и литературу, в последнее время увеличилось в несколько раз.
«Русский язык, сохраняя свою уникальность и идентичность на протяжении громадного пространства и длительного времени, вобрал в себя богатства языков Запада и Востока, освоил греко-византийское, латинское, восточное и старославянское наследие. Он воспринял достижения новых языков романского и германского ареалов Европы. Однако главным источником его развития, обработки и шифровки являлось созидательное творчество русского парода, прежде всего поколений русских и всех российских деятелей науки, политики, техники, культуры и литературы».
Большое значение в языковом развитии ребёнка имеет приобщение к народному творчеству, в частности, к пословицам и поговоркам.
В статье «Не потерять бы человека!» известный русский писатель и публицист Ф. Абрамов очень точно выразил тревоги и чаяния учителей - словесников: «Пора нам всем понять: перегрузка школьника всевозможными предметами и недогрузка его родным словом могут обернуться самыми серьёзными последствиями, особенно в наш век всеобщей технизации и усыхания сердца. Ну, будут, будут у нас физики, будут математики, будут иные специалисты, а человек - то, будет ли человеком - то?!
Слово всегда выло путеводной звездой человечества. В слове сокрыта самая великая энергия, известная па земле, - энергия человеческого духа. Словом создавалась культура, словом ковались вера, ковались идеалы».
Возможности влияния языка на общество необыкновенно сильны и требуют дальнейшего изучения.
Несомненно одно: язык ждёт от нас всемирной поддержки, родную речь мы не должны предательски утратить.
- Русские философы XIX в. Библиографический словарь. М..1993
- 7.А. Ладыженская Живое слово: Устная речь как средство и предмет обучения. – М.,
1986 - Н.И Формановская. Речевой этикет и культура общения. М: Высшая школа., 1986
- Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Русский язык и культура речи: Учебное пособие. -
Ростов-на-Дону, 2004 - Н. Mapmишина . Глинские чтения. - М., 2005
- О.Я. Гойхман, Т.М. Надеина Основы речевой коммуникации: Учебник для вузов. - М..
1997 - Русский язык конца XX столетия (1985 - 1995) - М.. 1996
- Ф. Абрамов Не потерять бы человека! - Ч.. 2006
- К. Винокуров Как спасти душу от пошлости? - М.. 2005
- Короленко. Без языка. - М., 1979
1 I. В.Смирное. По следам времени... - Волгоград. 1996
- Е.Н.I Зарецкая Риторика. Теория и практика речевой коммуникации. - М.. 1998
- Русский язык. Энциклопедия. - М.. 1997
- Г.В.Дятлева. С.А. Xeopocmyхина. Энциклопедия тшкета. - Ростов-на-Дону, 2005
- К..С. Аксаков Публицистика. - М.. 2001
- Аргументы и факты от 11.03.93.Статья Ф.Искандера
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мои публикации
Музыка в системе интегрированного общеобразовательного пространства...
Статья об учителе Зоткиной в городской газете
Приятно,когда твой труд ценят.....
Статья Зоткиной в сборнике научных трудов"Инновация.Инициатива.Опыт"
Статья по материалам международной научно-практической конференции"Литература и язык в евразийском культурном пространстве"...
Понятие компьютерной публикации. Средства создания публикаций. Виды публикаций, их шаблоны. Структура публикаций
Познакомить учащихся: с понятием компьютерной публикации; с видами публикаций; с понятием шаблона публикации и ее структуры; со средствами создания публикации.Научить учащихся: использовать программу ...
10. Наличие публикаций, включая интернет-публикации.
Профессиональный опыт....
X критерий. Распространение педагогического опыта. Наличие публикаций, включая интернет-публикации
Распространение педагогического опыта. Наличие публикаций, включая интернет-публикации годНазвание изданияТема статьиУровеньРезультат2017Материалы Всероссийской открытой научно-практической конфе...
Публикации во Всероссийском сборнике статей и публикаций института развития образования.
Публикации во Всероссийском сборнике статей и публикаций института развития образования....