публикации
статья (русский язык) по теме

Матвеева Оксана Васильевна

Методическая работа педагога

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dukhovno-nravstvennoe_vospitanie_na_urokakh_russkogo.docx15.33 КБ

Предварительный просмотр:

О.В. Матвеева, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №12» г. Братска, Иркутской области.

Духовно – нравственное воспитание на уроках русского языка

     В последнее время всё чаще стали говорить о важности не только обучения,  но и воспитания.

     Полное отрицание идеалов советского периода и отсутствие новой системы ценностей привели к упадку духовной культуры молодёжи.      

    Современный учитель-словесник работает в условиях сокрушительного

духовного и нравственного слома. Всё исконное, народное, традиционное теряет силу примера, в то числе «великий и могучий» русский язык.

    Русский язык - остается одним из самых развитых и богатых языков мира, а культура пользования родным языком исчезает.  Ответственность за сохранение чистоты и красоты речи снижается не только в СМИ и политической жизни общества, но и в жизни учебных заведений.

    В связи с этим, на наш взгляд, необходимо уделять особое место предметам гуманитарного цикла, в частности, русскому языку и литературе, которые являются одним из наиболее важных предметов с точки зрения воспитательных возможностей.  Именно учитель русского языка и литературы,  по мнению П.М. Неменского, «формирует душу, обогащает узкий личный опыт гигантским опытом человечества».

   Русский язык и литература –  это предметы,  позволяющие на каждом уроке уделять внимание вопросам духовно-нравственного воспитания учащихся.

    Под “духовно-нравственным воспитанием” понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него:

• нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма),

• нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости),

• нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний),

• нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

     Урок – пространство воспитания благодарного отношения к родному русскому языку, потому что память основана на благодарности, на даре блага, добра.

 Язык - величайший учитель, наставник, язык - начиная от колыбельной песни и потешек и до «Илиады», до Тургенева, Чехова, Бунина - всегда формировал и формирует мировосприятие, человечность, нравственность. Язык был педагогом и тогда, когда еще не было ни школ, ни книг. И теперь учит, в век информационных технологий. И чем богаче мир языка, в который мы вводим наших учеников, тем глубже будет развит их мир, - не только области внешнего общения, но их душа, которая, как сказал поэт « обязана трудиться и день и ночь».

     На уроках русского языка, работая над фонетическим, грамматическим разбором, над правописанием суффиксов и приставок, над усвоением орфограмм и пунктограмм, обращаю внимание учащихся на значение слов, на смысл пословиц и поговорок, на нравоучительную сторону того или иного текста.       При изучении темы «Синонимы», «Антонимы» предлагаю учащимся поработать с понятиями: сострадание, уважение, забота, чуткость, сопереживание, любовь, нежность, сердечность, сочувствие, миролюбие, совесть, благородство, стыд, память, жертвенность, чувство вины, порядочность, угрызение совести.

Для того, чтобы подростки могли понять сущность человеческих отношений, которые мы называем дружбой, необходимо рассмотреть ряд следующих понятий: «дружба»- «товарищество» - «приятельские отношения».

      Рассмотрим фрагмент урока с использованием пословицы.  Учащимся раздаются карточки со словами:  честность,  правдивость,  искренность,  лживость, нечестность, неискренность.

На доске записана пословица:   Кто один раз солжёт,  тому в другой раз не

повезёт.

                     Вопросы и задания:

1. Как вы понимаете смысл пословицы?

2. Чему учит пословица?  (честности, правдивость, искренности)

3. Что осуждает пословица? (нечестность, лживость, неискренность)

4. Запишите новые слова в два столбика и сравните их по смыслу:

Честность нечестность

Правдивость лживость

Искренность неискренность

5. Сравните слова первого столбика между собой.  Найдите в них сходство и

различие.

6. Сравните слова во втором столбике. Найдите в них сходство и различие.

7. Сравните слова первого и второго столбика.  Что можно сказать об их

значениях?

   Важно научить ребенка не только объяснять значение нового слова,  но и

пользоваться изученным словом в речи,  применяя знания на практике.  Этому помогают образцы употребления слов -  готовые словосочетания и предложения,  которые могут быть прочитаны, а затем записаны под диктовку.

    После усвоения новой лексики учащимся предлагаю выполнить творческую работу, написать сочинение-миниатюру. Темы могут быть разными. Вот одни из них: «О доброте», «Что я ценю больше всего в человеке», «О милосердии».

   Опыт небольших творческих работ нужен детям,  в них проявляется их

личностное отношение к окружающему миру, ценность и радость бытия.

    Эффективно применяется мною на уроках такой прием технологии встречных усилий как «Эпиграф». Я предлагаю учащимся осмыслить текст духовно-нравственного содержания, записанный на доске, и придумать, как он может быть связан с новой, ученикам пока неизвестной темой занятия.    На повторительно-обобщающих уроках использую прием «Лови ошибку»: даю возможность детям поработать с тестовыми заданиями, в которых намеренно допускаю ошибку. Во время ее поиска школьники могут рассуждать вслух, побуждая тем самым друг друга к поиску правильного решения.

   Таким образом, я считаю, что, если учителем будут использованы все воспитательные возможности русского языка, то эффект от таких занятий значительно повысится. И русский язык не только сыграет большую роль в поднятии грамотности и развития речи, но и окажет огромную помощь в формировании морально-нравственного облика личности учащегося.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мои публикации

Музыка в системе интегрированного общеобразовательного пространства...

Публикации

Данные статьи были размещены на сайте школы, публиковались в районной газете "Сельские зори"....

Публикация Зоткиной Н.И.

Публикация"Национальная идея выражается в языке"...

Понятие компьютерной публикации. Средства создания публикаций. Виды публикаций, их шаблоны. Структура публикаций

Познакомить учащихся: с понятием компьютерной публикации; с видами публикаций; с понятием шаблона публикации и ее структуры; со средствами создания публикации.Научить учащихся: использовать программу ...

X критерий. Распространение педагогического опыта. Наличие публикаций, включая интернет-публикации

Распространение педагогического опыта. Наличие публикаций, включая интернет-публикации годНазвание изданияТема статьиУровеньРезультат2017Материалы Всероссийской открытой научно-практической конфе...