Современные инновационные технологии на уроках русского языка
статья по русскому языку по теме

Торгашова Светлана Васильевна

Использование современных инновационных технологий на уроках русского языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современные инновационные технологии на уроках русского языка и литературы.

                                                       Торгашова Светлана  Васильевна,                                                                      учитель русского языка и литературы

                                                     МБОУ «ООШ п.Студеный                                                                                                                                                                                        

Петровского района Саратовской области»

Воспитывает ребенка каждая минута жизни и 
каждый уголок земли, каждый человек, с которым 
формирующаяся личность соприкасается. 
В.А.Сухомлинский 

Использование современных инновационных образовательных технологий, методов, приемов – это объективная необходимость и условие достижения высокого качества современного образования.

      Современный учитель, идя на урок, прежде всего, обеспокоен не тем, как подать готовые знания, а как организовать познавательную деятельность учащихся. В  этом, как говорится, суть вопроса повышения качества образования, качества знаний.                          

     Урок – творчество учителя. Даже проведенный по одной и той же теме, с использованием одних и тех же технологий, урок получается разный. Любой урок должен иметь конкретную цель. Поэтому в современной дидактике существует следующая классификация типов уроков.

Классификация типов уроков

- изучение нового материала;

- формирование и совершенствование умений и навыков;

- закрепление и использование знаний, умений, навыков;

- обучение и систематизация знаний;

- контроль и коррекция знаний, умений, навыков;

- комбинированный урок.

Сначала определяю, что планирую сделать на уроке, а потом – как и каким способами. Структура урока определяет цель  и содержание изучаемого материала и не может строиться стихийно.

Дать каждому глубокие и прочные знания – задача, требующая совершенствования знаний учителя и серьезного продумывания всех элементов учебного процесса. Все усилия учителя, однако, могут оказаться бесплодными, если первым помощником в решении этого вопроса не будет  сам ученик. Основной стимул учения – интерес к знаниям, он должен систематически развиваться у каждого ученика.  Одним из важнейших факторов в методике обучения русского языка следует выдвинуть всемерное развитие у учащихся познавательного интереса, как к изучаемому материалу в частности, так и к изучению русского языка в целом. Причем, методика обучения ставить своей целью активизацию мыслительной деятельности каждого ученика. Главная задача – разбудить мышление ученика, его познавательную активность, умение добывать знания самому. Каким же образом строить обучение русскому языку, чтобы обеспечить большую активизацию мыслительной деятельности ученика?

Логика развития современной цивилизации ставит перед образованием задачи, для выполнения которых необходимо формулировать новые концептуальные идеи обучения, которые органично объединяют элементы традиционные и инновационные.

В педагогике различают несколько моделей обучения:

1) пассивная – ученик выступает в роли «объекта» обучения (слушает и смотрит);

2) активная – ученик выступает «субъектом» обучения (самостоятельная работа, творческие задания).

3) интерактивная – inter (взаимный), act (действовать).

Процесс обучения осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия всех учащихся. Ученик и учитель являются равноправными субъектами обучения.

Использование интерактивной модели обучения предусматривают моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем. Исключается доминирование какого-либо участника учебного процесса или какой-либо идеи. Это учит гуманному, демократическому подходу к модели.

Интерактивные технологии обучения – это такая организация процесса обучения, в котором невозможно неучастие ученика в коллективном, взаимодополняющем, основанным на взаимодействии всех его участников процесса обучающего познания. Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают.

На сегодня это небольшая проблема. Дети перестали говорить, так как большинство учащихся высмеивают ответы. Приветствуется среди них, в лучшем случае, односложный ответ.

 Для реализации данных задач на своих уроках литературы и русского языка я применяю следующие эффективные методы и приемы: 
1.Нетрадиционное начало традиционного урока (эпиграф, ребус, загадка, музыкальная заставка, видеофрагмент и др.).
2. Постановка и решение проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций. 
Типы проблемных ситуаций, используемых на уроках, могут быть такими: 
- ситуация несоответствия; 
- ситуация конфликта; 
- ситуация неожиданности; 
- ситуация выбора; 
- ситуация предположения. 
Для наиболее активных участников диалога попытка разрешения проблемной ситуации, смоделируемой практикумом, станет импульсом обращения к иным книжным и электронным источникам информации по проблеме, выходу в открытое информационное пространство в поисках аргументов и доказательств, к расширению и углублению проблемы, к исследовательской деятельности в области литературоведения, филологии, философии. 

3. Использование видео и компьютерной наглядности (создание слайдов для презентации и иллюстрирования информационного и учебного материала), доклады, рефераты. 
4. Использование индуктивных и дедуктивных логических схем, таблиц, опорных конспектов, которые являются хорошими помощниками при изучении нового материала, содержащего немало информации. 
5. Реализация индивидуально-дифференцированного подхода к учащимся, организация групповой деятельности (работа в парах, в группах постоянного или сменного состава). 
      Так на уроках при изучении рассказов В.М. Шукшина «Микроскоп», «Срезал» ставим следующие цели: выявление идейно-тематического своеобразия произведения, особенности просторечия в языке не очень образованного жителя провинции. При изучении пьесы А.М. Горького «На дне» выясняем взаимосвязь речевой характеристики и жизненной позиции героев через оценочные реплики и афоризмы. 

       6. Использование форм так называемого интерактивного обучения или их элементов: «Брейн-ринг», «Мозговой штурм», «Интервью с различными персонажами», методы проектов. 

При работе над информационным проектом учащиеся собирают информацию о каком-то объекте, явлении с целью анализа, обобщения и представления аудитории для обсуждения. Например, «Русские имена: история и современность», «SMS как новый речевой жанр», «Из истории русской письменности». 

Творческие проекты «Литературные места Санкт-Петербурга», «Усадьбы и музеи писателей России» могут быть представлены в виде альбома или красочной папки-раскладушки. 

Исследовательский проект по русскому языку по структуре – научное исследование и может включать социологический опрос, лабораторный эксперимент, выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. Например, «Неологизмы в журнальных рубриках», «Языковые курьезы на телевидении», «Современная жаргонная речь на страницах газет». 

Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта. Мною и самими учащимися составляются предложения или целый текст, содержащий фактологические ошибки, или используется подборка материала собственных сочинений или письменных работ по темам «Лексические ошибки», «Типология речевых ошибок». 

Эффективным диагностическим материалом является упражнение на составление синквейна по изучаемому вопросу, т.к. позволяет увидеть в целом уровень усвоения учащимися материала, а также присутствие оценочных ассоциаций, передающих личное восприятие. 

7. Выполнение заданий творческого характера (написание эссе, лингвистической сказки, создание сюжета видеофильма, кроссворда, небольшой фотовыставки, ребуса, урок-конкурс). 
8. Игры, инсценирование, игровые фрагменты ( ролевые игры на уроках русского языка удачны при составлении и разборе предложений, когда учащиеся выступают в роли частей речи или знаков препинания, синтаксических конструкций). 

Актерские роли представлены в художественных текстах, учащиеся становятся героями, персонажами. На традиционных уроках учащиеся рассказывают о них, а на ролевых – в них перевоплощаются. Выбор героя, способ репродукции или импровизации – условие и результат самовыражения в учебном процессе. Дидактические игры «Верю – не верю», «Морской бой» и др. активизируют мыслительную деятельность и дают большой эффект при усвоении материала, создают условия для развития творческих способностей учащихся, формируют демократический стиль общения преподавателя и учащихся. 

9. Контроль знаний и умений учащихся в форме зачета (терминологического, хронологического, графического) или учебной встречи с элементами соревнования, тестовые задания, олимпиада, викторины. 

      Инновационные образовательные технологии прочно входят в нашу жизнь. Внедрение таких новаций на уроках литературы и русского языка требуют осторожности и продуманности, поскольку эти предметы имеют свою специфику. В данном случае мы не всегда имеем положительный результат от применения технических и технологических средств в процессе образования с точки зрения воспитательного эффекта. Главное в этом деле не потерять ответственность преподавателя за формирование мировоззренческих установок учащегося, за духовную и нравственную составляющую образовательного процесса, которая возможна только на уровне взаимодействия преподавателя и обучающегося. 

        В педагогическом процессе личность преподавателя была и остается тем уникальным фактором, без которого невозможно достижение успеха. Эффективность той или другой технологии во многом зависит от того, кто конкретно будет воплощать данные подходы в педагогической практике. Потому-то и должна быть разработана своеобразная палитра педагогических технологий, чтобы преподаватель мог реализовать ту, которая более всего соответствует его личности, его индивидуальности с учетом основной задачи образования и социального заказа общества. 
   Таким образом, использование современных инновационных образовательных технологий, методов, приемов – это объективная необходимость и условие достижения высокого качества современного образования. 


Библиографический список:

Быстрова Е.А. Программа курса «Русский язык»5-9 классы/ авт.-сост. Л.В. Кибирева. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2010

Давыдов В.В. Проблемы развивающегося обучения. Учебное пособие                         для студентов высших учеб.заведений.М.,2004 


Дубовицкая Т.Д. Контексты содержания образования и их дидактическая интер- 
претация.  Педагогика. 2003 № 10 

Ермолаев М.Г. Игра в образовательном процессе. Метод.пособие.Каро.2008


Федеральные государственные образовательные стандарты


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные инновационные технологии на уроках русского языка и литературы.

доклад на  общешкольной родительской конференции...

Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"

Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...

Применение инновационных технологий на уроках русского языка и литературы в условиях современной общеобразовательной школы

Объективной необходимостью в условиях современного образования становится освоение учителем и применение им на своих уроках инновационных технологий при обучении детей. Сегодня не должно быть такого у...

Использование современных инновационных технологий на уроках русского языка

Основная задача современного школьного обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной ...

Применение инновационных технологий на уроках русского языка и литературы в условиях современной общеобразовательной школы

Объективной необходимостью в условиях современного образования становится освоение учителем и применение им на своих уроках инновационных технологий при обучении детей. Сегодня не должно быть такого у...

Статья в помощь учителю русского языка и литературы "Инновационные технологии на уроках русского языка и литературы"

Статья поможет в применении на уроках русского языка и литературы различных инновационных технологий...