II. Актуализация изученного с элементами проверки домашнего задания. Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося
| 1. Блицопрос. 1) Словосочетания построены на основе связи …(подчинительной). 2) Между однородными членами связь… (сочинительная). 3) Предложения по цели высказывания бывают… 4) Члены предложения делятся на две группы: … (главные и второстепенные). 5) Двусоставные предложения состоят из … (двух главных чле нов – подлежащего и сказуемого). 6) Если предложение содержит только один главный член, оно называется … (односоставным). 2. Проверка домашнего задания. – Найдите в домашнем упр. 236 нераспространённое предложение. Преобразуйте его в односоставное. (Зима.) – Приведите пример предложения с однородными членами. Объясните постановку знаков препинания.
3. Диктант с грамматическим заданием. а) Вечерний лес ещё не спит. б) Чернеют прибрежные ивы. в) Вокруг прудов кусты в пушистых полушубках. г) Меж высоких и прямых стволов сто ворот зовут под хвойный кров. Задание: – найдите и графически обозначьте главные члены предложения; – поставьте вопросы к второстепенным членам третьего предложения. – К какому из второстепенных членов можно поставить вопрос каких? |
Познавательные УУД 1. Владеть разными видами аудирования (выборочным, детальным). 2. Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.
|
III. Введение в тему и формулирование проблемы урока.
| Материал для наблюдений можно представить с помощью презентации (см. prezent_rus_5kl_ur50) либо подвести к теме на основе схемы. – Составьте предложение по схеме:
[ ~~~~~~ ]. – Что вызвало у вас вопросы? (Какой это член предложения – первое слово?) – А есть ли какието предположения? Проверим их. Примечание. Если ученики знакомы с классификацией второстепенных членов из начальной школы, знают, что перед ними определение, то будет не урок открытия новых знаний, а урок развития умений. В этом случае следует зафиксировать внимание на этом второстепенном члене и определить цель урока: выявить признаки определения как второстепенного члена предложения. | Регулятивные УУД 1. Высказывать предположения на основе наблюдений. 2. Формулировать вопрос (проблему) урока и его цель. |
IV. Открытие нового знания. Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися, что такое определение алгоритм его определения
| 1. Упр. 237 – наблюдение проводится с помощью вопросов после текста упражнения. Учащиеся выписывают названные слова, задают вопросы, определяют значение зависимого слова и делают вывод об особенностях словназваний признаков. Самостоятельная формулировка вывода о новом члене предложения – определении. Запись темы: Второстепенные члены предложения. Определение. 2. Анализ текста в рамке после упр. 237. Чтение текста вслух одним из учеников; сравнение ученической формулировки с формулировкой учебника. – Есть ли в тексте новая для вас информация? – Можно ли дополнить свою формулировку определения той информацией, которая предложена в учебнике? – Обозначьте карандашом каждый признак в определении. - Сколько признаков можно назвать? (Три: второстепенный член, признак предмета, вопрос.) – Составьте вопросный план текста в рамке. 1) Что такое определение? 2) К чему относится? 3) Чем выражено? 4) Как подчёркивается при разборе?
3. Составление графической схемы определения. (Можно использовать материал предметного диска – графическая схема второстепенного члена предложения – определения к § 26.)
прил. (сущ.) сущ. какой? чей? ~~~~~~~~~~~~
| Регулятивные УУД 3. Искать пути решения проблемы. 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Познавательные УУД 3. Выделять главное, свёртывать информацию. 4. Анализировать, сравнивать, делать выводы. 5. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (план, схема).
|
V. Развитие учебноязыковых умений. Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию
| 1. Выполнение упражнений. Упр. 238 – развивается умение находить в предложении второстепенный член – определение и графически его обозначать. Совместно разрабатывается алгоритм нахождения определения в предложении (можно использовать материал предметного диска – алгоритм… к § 26):
а) Найду в предложении слова, которые обозначают предмет. б) Поставлю от них вопросы какой? какая? какие? чей? в) Определю, есть ли в предложении слова, которые отвечают на эти вопросы и обозначают признак предмета. г) Если есть, значит, это определение. Выборочное списывание с комментированием (2–3 ученика устно). Упр. 239 – развивается умение распространять предложения определениями, графически обозначать определение в предложении. Упр. 240 (сочинениеминиатюра) – развивается умение создавать текстыописания с опорой на ключевые слова – прилагательныеотгадки. 2. Диктант с грамматическим заданием. Задание: найдите и графически обозначьте определения. 1) Поздней осенью поля опять зеленеют. 2) Наверху слышен журавлиный крик. 3) Снежные горы похожи на волны. 4) Над долиной спустились тёмные тучи. 5) Над дорогой поднималась жёлтая пыль.
| Познавательные УУД 1. Владеть приёмами отбора и систематизации материала. 2. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в алгоритм).
Коммуникативные УУД 1. Строить связное монологическое высказывание. 2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. |
VI. Итог урока (рефлексия) Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса
|
– Назовите ключевые слова темы. Сравните со словами в конце темы.
– Чему учились на уроке? – Были ли трудности? Что было интересно на уроке? – Оцените свою работу на уроке. – По каким критериям будете оценивать себя?
| Регулятивные УУД 5. Соотносить цели и результаты своей деятельности. 6. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.
ТОУУ
|