Правописание Не с именами существительным
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме
Конспект урока русского языка в 6 классе по программе Тростенцовой,Баранова ,Ладыженской.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока | 43.04 КБ |
Презентация к уроку | 1.32 МБ |
Предварительный просмотр:
ФИО: Пасечник Наталья Васильевна
Место проживания: Саратовская область, Федоровский район, пос. Солнечный
Название учебного заведения: МОУ СОШ п. Солнечный
Дисциплина: русский язык
Учебник, по которому ведется обучение: М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.
Учебник для общеобразовательных учреждений, Москва «Просвещение», 2009г.
Тема: «Правописание Не с существительными», раздел «Морфология и орфография»
Класс: 6
Продолжительность урока: 45 минут
Использование информационных технологий: мультимедийный проектор, презентация Microsoft Power Point 2003
Цели урока: познакомить учащихся с условиями выбора слитного и раздельного написания НЕ с существительными; учить различать НЕ как часть корня, приставку, частицу.
Задачи урока:
Образовательные: познакомить учащихся с условиями выбора слитного и раздельного написания НЕ с существительными; учить различать НЕ как часть корня, приставку, частицу
Воспитательные: формировать ключевые компетенции учащихся. Поддерживать на уроке атмосферу взаимопомощи между учителем и учениками.
Развивающие: развитие речи, совершенствование умственной деятельности (анализ, способность сопоставлять, делать выводы), применять полученные знания на письме
Здоровьесберегающие: профилактика сколиозов, близорукости.
Оборудование: мультимедийная система, слайды, таблицы, карточки.
ХОД УРОКА:
1.Организационный момент.
Слово учителя: ( слайд №2)
Прозвенел опять звонок,
Чтоб позвать нас на урок,
В мир открытий, знаний, света.
Вместе со звонком и я приглашаю вас в новое путешествие в богатый мир русского языка. А вот насколько удачным и интересным будет наш урок, зависит от вашего психологического настроя.
На смайликах , которые лежат на ваших столах, нарисуйте выражение, которое соответствует вашему настроению. ( Слайд №3)
2.Проверка домашнего задания.
3.Подготовка к изучению новой темы.
1.Составление кластера.
- С какой частью речи мы с вами работаем на последних уроках русского языка? (Имя существительное)
- Что обозначает имя существительное? ( предмет)
- Какие признаки имеет имя существительное? ( постоянные: род, склонение и непостоянные: число, падеж)
- Что нового об имени существительном вы узнали в этом учебном году? (разноскл., несклон.,)
2. Игра «Кто зоркий»( Слайд№4)
Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом: звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна…
(К.Г.Паустовский)
- Прочитайте предложение.
- Найдите орфограммы, которые «спрятались» в этом предложении.
- Запишите предложение по памяти, затем проверьте себя.
- Есть ли в этом предложении слова с НЕ?
- Какое из них является именем существительным? (неясность) Докажите это.
3.Новый материал.
-Как будет называться тема нашего урока, если мы начали говорить о Не с существительными? (Правописание Не с именами существительными)
( Слайд 5)
-Что же мы должны решить в ней? (Когда Не пишется слитно, когда раздельно)
-Тема нашего урока правописание НЕ с именами существительными. ( Запись в тетради)
(Сообщение целей урока Слайд №6)
- Сегодня мы должны с вами повторить и закрепить правописание НЕ с существительными и научиться распознавать, когда НЕ приставка, когда частица, когда часть корня.
- Ребята, а какое слово из предложения относится к нашей теме?(неясность) (подчеркивание слова неясность)Чем является НЕ в этой слове?
4. Работа по новой теме.
1.Задание на внимание. Игра «ЛОТО». Слайд №7-8
Работа в парах (Каждая пара получает карточку со словами и фишками) По лексическому значению угадать слово, закрыть фишкой. Над существительным – фишкой с буквой «С».
- Относящийся невнимательно к своей работе (НЕБРЕЖНЫЙ).
- Почувствовать неприязнь, нерасположение к кому-нибудь, чему-нибудь (НЕВЗЛЮБИТЬ).
- Не очень много, в некоторой степени, слегка (НЕМНОЖКО).
- В народном творчестве: шуточный рассказ о том, чего не может быть, не бывает (НЕБЫЛИЦА).
- Неизвестный человек (НЕЗНАКОМЕЦ).
- Оставшийся неповреждённым (НЕВРЕДИМЫЙ).
- Неаккуратный человек (НЕРЯХА).
- Подвижный, шумливый, который никак не может успокоиться (НЕУГОМОННЫЙ).
- Грубый, невоспитанный человек (НЕВЕЖА).
- Малообразованный человек, а также несведущий в какой-нибудь области (НЕВЕЖДА).
- Растение с мелкими голубыми цветками (НЕЗАБУДКА)
- Горе, несчастье (НЕВЗГОДА).
- Неожиданный, случайный; гость, например (НЕЖДАННО-НЕГАДАННО).
- Непривлекательный с виду, некрасивый (НЕВЗРАЧНЫЙ).
- Находиться в недоумении (НЕДОУМЕВАТЬ).
- Обидчивый, не терпящий вольного обращения человек (НЕДОТРОГА).
НЕБРЕЖНЫЙ | НЕВЗЛЮБИТЬ | НЕВЕЖА | НЕМНОЖКО |
НЕЖДАННО- -НЕГАДАННО | НЕБЫЛИЦА | НЕУГОМОННЫЙ | НЕЗНАКОМЕЦ |
НЕВЕЖДА | НЕВЗРАЧНЫЙ | НЕВЗГОДА | НЕРЯХА |
НЕДОТРОГА | НЕЗАБУДКА | НЕДОУМЕВАТЬ | НЕВРЕДИМЫЙ |
Что объединяет слова в ваших карточках?( НЕ) Как написано Не с этими словами? Найдите все существительные . Подумайте почему Не в этих сущ. написано слитно? Запишите их в тетрадь
Физминутка ( слайд 9)
2.Лексическая работа (Выполняется письменно в тетради) Слайд 10-11
-К данным существительным записать новые слова с приставкой НЕ, а к ним подобрать синонимы.
О б р а з е ц : друг – недруг (враг)
- Счастье – несчастье (горе.)
- Внимательность – невнимательность (рассеянность).
- Воля – неволя (рабство).
- Погода – непогода (слякоть).
- Противник – неприятель (враг).
- Правда – неправда (ложь).
- Уверенность – неуверенность (сомнение).
- Сделайте вывод, когда ещё НЕ пишется слитно?
3. Работа в парах Игра «Собери пословицы». Слайд 12)
(Каждой группе раздаются карточки с половинками пословиц. Задача – правильно их собрать и записать в тетрадь).
1). (Не) работа сушит, а забота.
2). (Не) печь кормит, а руки.
3). Глупость (не) порок, а беда.
4). Дружба крепка (не) лестью, а правдой и честью.
5). (Не) друг поддакивает, а друг спорит.
ВЫВОД :- Как нужно писать НЕ с существительными в этих пословицах?-
- Когда НЕ- пишется раздельно?
- Объясните смысл пословиц.
Схема Правила Не с существительными (Слайд №13)
6. Физкультминутка.
Поиграем в игру. Если я называю слово, которое пишется с заглавной буквы, вы приседаете; если я называю имя существительное, которое пишется с маленькой буквы, вы хлопаете в ладоши над головой.
- На физкультминутке мы с вами вспомнили еще одно правило: какие существительные пишутся с большой буквы?
5.Закрепление .Работа по учебнику
1.Чтение правила с. 100, орф. №32
Упр 237
Несчастье - радость, неразбериха - порядок, нездоровье - здоровье, неправда - искренность, невежливость - учтивость, недоверие - доверие, недруг - товарищ, неодобрение - похвала.
(учтивость - УЧТ'ИВОСТЬ , учтивости, ·жен. 1. только ед. ·отвлеч. сущ. к учтивый , почтительная вежливость. Учтивость в обращении. Отличаться учтивостью. Сказать или сделать что-нибудь с учтивостью. 2. Учтивое выражение, обращение. "Полно ты рядские-то учтивости разводить, слыхали мы это." А.Островский.)
2. Давайте поиграем! Игра “Третий лишний”. Слайд №14
На экран выведены слова: (Не)поседа, (не)взгоды, (не)внимательность, (не)правда, а ложь; (не)друг, а враг; полное (не)вежество
- Какие слова лишние, почему?
3. Синтаксическая пятиминутка. «Составь предложение».( Работа в группах у доски) ( слайд 15)
1) из предложения Вдоль дорожки мы собирали незабудки выписать существительное-дополнение, поставив его в форме им. пад. мн. ч.;
2) из предложения В саду цветут астры выписать сказуемое, выраженное глаголом, поставив его в форме прошедшего времени мн ч.;
3) из предложения Ещё в полях белеет снег (Ф.Тютчев) выписать обстоятельство места, поставив существительное в форме предл. пад. ед.ч. с предлогом в;
4) из предложения Лось вышел на опушку и заревел выписать обстоятельство места, поставив существительное в форме ед.ч., предл.пад. с предлогом на;
5) из предложения Роняет лес багряный свой убор (А.С.Пушкин) выписать подлежащее, выраженное существительным, поставив его в форме род.пад.ед.ч..
(Должно получиться: Незабудки цвели в поле и на опушке леса).
- Объяснить правописание существительного незабудки
5. Домашнее задание: (слайд № 16.)
1. Выучить орфограмму № 32
- Упражнение № 238.
6. Итоги урока. (Слайд № 17)
- Что новое узнали на уроке?
- Как пишется НЕ с существительными?
- От чего зависит слитное и раздельное написание НЕ с существительными?
- Какую часть орфограммы мы сегодня изучали?
- Оценка работы учащихся.
6.Выведен слайд.№19
Небылица, негодование, неожиданность, немощь, невод, недоверие, несчастье.
Замените слова с не синонимами без не, подобрав их из слов для справок.
Слова для справок: рыболовная сеть, горе, сюрприз, болезнь, возмущение, подозрительность, вымысел.
9. Весёлые Загадки .
нужно отгадать загадки
1. Грязные руки,
Помята рубаха,
Волосы всклочены,
Кто Я? (Неряха)
2. Синяя шляпа, короткие штанишки,
Не люблю читать я никакие книжки,
Ничего не знаю, не хочу учиться,
Нравится гулять мне, нравится лениться. (Незнайка)
3. Дождь шумит, стучит в окно, и на улице темно,
Воет ветер , тучи гонит, на деревьях ветки клонит.
Осень, слякоти пора, гонит лето со двора,
И в такое время года наступает… (Непогода)
4. В зелёном поле я расту,
Голубым цветком цвету,
Небо синее как будто,
Называюсь … (Незабудка)
По ходу работы дети записывают отгадки и объясняют правописание слов.
Использованные ресурсы:
Информационные источники:
- Богданова Г.А. Уроки русского языка в 6 классе. Книга для учителя. М.: Просвещение 2007 год
- Горашова Н.Г.Поурочное планирование по русскому языку к учебнику М.Т.Баранова и др. «Русский язык: 6 класс». М.: Экзамен 2006
- Капинос В.И. Сборник заданий для тематического контроля. Русский язык. 6 класс. М.: Интеллект-Центр, 2009
- Волина А.И. Учимся играя. М.: Просвещение, 2007
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
10 класс. Урок систематизации и обобщения знаний, умений и навыков. Тема урока: «Правописание падежных окончаний имен существительных».
Методическая цель урока: показ приемов работы по совершенствованию навыков правописания падежных окончаний имен существительных с использованием информационно-коммуникационных технологий. Работ...
Урок по теме: "Упражнения в правописании падежных окончаний имен существительных первого склонения"
Урок был основан на экскурсии в городской парк. На данном уроке учащиеся закрепляли правописание падежных окончаний существительных первого склонения. Сравнивали падежные окончания родительного, дател...
Правописание НЕ с именами существительными, качественными полными и краткими именами прилагательными, наречиями на -О и -Е, причастиями
Таблица " Правописание НЕ с именами существительными, качественными полными и краткими прилагательными, наречиями на -О и -Е, причастиями" предназначена для учащихся 5-7 классов. Этот материал может п...
Правописание не с именами существительными. 6 класс.
Предлагаемый конспект урока успешно апробирован. Учащиеся работали заинтересованно, чётко определяли цели, находили пути к их реализации. Задания развивают и закрепляют общеучебные навыки ( например, ...
Правописание не с именами существительными
Презентация к уроку...
Разработка материала к уроку русского языка на тему "Правописание НЕ с именами существительными"
Разработка урока русского языка в 6 классе на тему "Правописание НЕ с именами существительными. К уроку прилагается авторская презентация....
презентация "Правописание НЕ с именами существительными"
ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ РУССКОГО ЯЗЫКА В 6 КЛАССЕ....