Презентация к уроку русского языка "Повторение по теме "Глагол" , 5 класс.
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс)
Презентация к уроку русского языка "Повторение по теме "Глагол", 5 класс. Работу выполнила Александрова С.С., учитель русского языка и литературы МАОУСОШ №8 г. Старая Русса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
glagol_2.pptx | 596.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Глагол это самостоятельная часть речи обозначает действие предмета отвечает на вопросы Что делать? Что сделать? и др.
Неопределённая форма глагола Что делать? Что сделать? ОКОНЧАНИЯ ТЬ ТИ ЧЬ строи ть нес ти беречь
Вид глагола с овершенный несовершенный что с делать? что с делал? что с делаю? что делать? что делал? что делаю? что буду делать? построить строить буду строить
Время глагола прошедшее настоящее будущее что ( с )делал? что ( с )делала? что ( с )делало? что ( с )делали? что делаю? что делаешь? что делает? что делают? и др. что сделаю? что сделаешь? что сделает? что будут делать? и др. построил строил строю построю буду строить
Изменение глагола по родам, лицам и числам в прошедшем времени изменяется по числам и родам (в ед.ч.) Ед.ч Мн.ч. Ж.р. (с) дела Л [ а ] (с) дела Л [ и ] М.р. (с) дела Л [ ] Ср.р. (с) дела Л [ о ] ВНИМАНИЕ! У глагола прошедшего времени суффикс Л не входит в основу слова в настоящем и будущем времени изменяется по числам и лицам
Изменение глагола по числам и лицам
Спряжение это изменение глаголов по лицам и числам
Как определить спряжение глагола? I спряжение II спряжение Ударные личные окончания ед.ч. мн.ч 1л -у (- ю ) - Е м (- Ё м), 2л - Е шь (- Ё шь) - Е те (- Ё те ) 3л - Е т (- Ё т ) - У т (- Ю т) ед.ч. мн.ч 1л -у (- ю ) - И м 2л - И шь - И те 3л - И т - А т (- Я т ) Безударные личные окончания по неопределённой форме (что делать? что сделать?) - еть , - ать , - оть , - уть , - ють , - ть , - чь и др. + БРИТЬ , СТЕЛИТЬ - ить + 11 глаголов исключений
Глаголы-исключения I спряжение II спряжение Брить , стелить Гнать , держать, дышать, слышать, смотреть, видеть, ненавидеть, обидеть, терпеть, зависеть, вертеть Я стел ю Я по стел ю Мы стел ем Мы по стел ем Ты стел ешь Ты по стел ешь Вы стел ете Вы по стел ете Он стел ет Он по стел ет Они стел ют Они по стел ют Я смотр ю Я по смотр ю Мы смотр им Мы по смотр им Ты смотр ишь Ты по смотр ишь Вы смотр ите Вы по смотр ите Он смотр ит Он по смотр ит Они смотр ят Они по смотр ят ВНИМАНИЕ! При прибавлении приставок спряжение глаголов не изменяется
I . Ставлю ударение и определяю, какое окончание у глагола - ударное или безударное. II .Если ударное – пишу, как слышу. III . Если безударное (кроме глаголов-исключений). 1) ставлю глагол в неопределённую форму 2) проверяю, правильно ли поставил вопрос (Что делать? Что сделать?) 3) смотрю, какой глагольный суффикс перед – ть 4) если И - глагол II спряжения , пишу в окончаниях гласную И, и -АТ(ЯТ) 5) если не И – глагол I спряжения , пишу Е и –УТ (ЮТ) 6) проверяю написанное: обозначаю орфограмму. Алгоритм определения спряжения глаголов:
НЕ с глаголом пишется раздельно ВНИМАНИЕ! пишу слитно Не здоровится Не долюбливать Не навидеть Не доумевать Не взлюбить Не годовать Не сдобровать . Не истовствовать
-ТСЯ и -ТЬСЯ Что (с)делает? Что (с)делают? глагол стоит в 3 лице У вопроса нет мягкого знака у глагола не пишем Ь Брат (что делает?) учи ТСЯ Что (с)делать? глагол стоит в неопределённой форме У вопроса есть мягкий знака у глагола пишем Ь Способны (что делать?) учи ТЬСЯ
? перед суффиксом -Л- в прошедшем времени глагола та же гласная, что и в неопределённой форме посе Я л - посе Я ть обид Е лся - обид Е ться Запомнить! ве я ть, зате я ть, ка я ться, ла я ть, леле я ть, ма я ться, наде я ться, отча я ться, ре я ть, се я ть, та я ть, чу я ть, слыш а ть, вид е ть, ненавид е ть, обид е ть, завис е ть, кле и ть и др.
Ь после шипящих в глаголах Неопределённая форма что делать? что сделать? после Ч пишу Ь бере ЧЬ стри ЧЬ 2 лицо ед.ч. что делаешь? что сделаешь? после Ш пишу Ь беж ИШЬ шепч ЕШЬ
Буквы Е-И в корнях с чередованием пишется буква И, если после корня стоит суффикс А - бер - - - б и р а - - дер - - - д и р а - -тер- - -т и р а - -мер- - -м и р а - -пер- - -п и р а - -стел- - - ст и л а - - блест - - - бл и ст а - - жеч - - -ж и г а - изберу - изб и р а ть отдеру - отд и р а ть вытер - выт и р а ть замер - зам и р а ть запер - зап и р а ть застелить - заст и л а ть блестел- блеСНул - бл и ст а л выжечь- - выж и г а л
СПАСИБО ЗА РАБОТУ !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку русского языка в 7-м классе по теме "Дефис между частями слова в наречиях"
Цели и задачи урока:знакомство с условиями написания наречия с приставками через дефис;формирование умения писать при определенных условиях наречия через дефис;формирование умения от...
Презентация к уроку русского языка "Повторение изученного материала за курс 5 класса"
Данный материал предназначен для повторения пройденного материала в 5 классе...
Конспект и презентация к уроку русского языка "Повторение по теме"Двусоставное предложение"
Разработка представляет собой конспект интерактивного урока русского языка в 8 классе "Повторение по теме "Двусоставные предложения". Цель урока - повторить знания о двусоставном предложении. Задачи: ...
Презентация к уроку русского языка "Повторение по теме"Глагол"".
для урока в 6-7 классах....
Презентация к уроку русского языка "Повторение по теме "Обособленные члены предложения" 8 класс
Данная презентация содержит материал с разными заданиями для повторения и закрепления изученного по теме "Обособленные члены предложения", а также позволяет организовать проверку взаимпровер...
Презентация у уроку русского языка "Повторение по теме "Имя существительное"
Обобщение и систематизация знаний по теме "Имя существительное" с применением метода интеллект карт....
Презентация к уроку русского языка "Повторение раздела "Морфемика".
Презентация к уроку русского языка в 5 классе....