Правила употребления на письме суффиксов –чик, -щик.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Освоить орфографическое правило правописания суффиксов имен существительных и алгоритм его использования. Обладать орфографической зоркостью, соблюдать основную орфографическую норму на письме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_chik_-shchik_v_suffiksakh_sushch.docx22.39 КБ

Предварительный просмотр:

Урок в 5 классе

Тема: Правила употребления на письме суффиксов –чик, -щик.

Цели :

 Предметные: освоить орфографическое правило правописания суффиксов имен существительных и алгоритм его использования. Обладать орфографической зоркостью, соблюдать основную орфографическую норму на письме.

Метапредметные:

Личностные: развивают  эстетические потребности, ценности и чувства.

Регулятивные: самостоятельно определяют цель учебной деятельности, ищут средства ее осуществления. 

Познавательные: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи.

Коммуникативные:  при необходимости отстаивают свою точку зрения.

Тип урока:  личностно-ориентированный ( изучение нового  материала)

Методы и приемы: словесный, практический, иллюстративный, учебное исследование, проблемный, самостоятельная работа, объяснение.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, коллективная, групповая, работа в парах.

Ход урока

I. Организационно-мотивационный этап

-настроить обучающихся на предстоящую работу.

II. Актуализация первичного опыта детей, осуществляемая на этапе введения новой учебной информации (5 мин)

Цель: формулировка  собственного отношения к содержанию урока.  

Методы и приемы: беседа, словесный, наглядный, демонстрационный, частично-поисковый.

Отводимое время:

- Кем быть? Ребята, вы уже задавались этим вопросом?

-Как вы думаете, какая профессия самая важная?

- Посмотрите на доску, здесь зашифровано слово, отгадайте, какое?

Сварщик, укладчик, фрезеровщик, фонарщик, исследователь, крановщик, стекольщик.

 (Зашифровано слово "суффикс").

- При помощи каких суффиксов образованы данные слова?(-чик-, -щик-, -тель-).

- Какое значение они имеют? (обозначают "профессию", "лицо, занимающееся каким-либо делом").

- А теперь найдите седьмое лишнее слово (исследователь). Почему? Докажите.

- Итак, давайте определим тему урока и поставим цели к нему.(Самостоятельно определяют тему урока и ставят цели урока)

-выявить, в каких случаях нужно писать  суффиксы -чик- и -щик- в существительных

-научиться правильно писать   слова с суффиксами -чик- и -щик-

-чем мы будем заниматься, чтобы достичь успеха ?

-объяснять...

-находить...

-обогащать...

  III. Актуализация обогащаемого опыта на этапе изучения нового материала

Цель: обеспечить развитие и саморазвитие каждого ученика, учить правильно писать слова с -чик- и -щик-

Методы и приемы: мотивирование (стимулирование) учебной активности учащихся в ходе освоения нового материала

Отводимое время: 10 мин.

-Первичный этап. Постановка конкретной учебной цели перед учащимися.

1. Чтобы определить условия написания суффиксов, обратимся к учебнику стр 251

2. Изучение материала самостоятельно, создание алгоритма, схемы для запоминания написания слов с –чик- и -щик- (работа в парах)

3. Выступление ребят по выбору

4. Коллективная работа у доски. Выполнение упр706 (1 части)  

Докладчик - докладывать, объездчик – объезжать,  заказчик – заказывать, проходчик- проходить, переписчик- переписывать, рассказчик- рассказывать, газопроводчик – газ проводить, смазчик – смазывать.

IV. Практикум

Цель: формирование конкретного образовательного результата/группы результатов.

Методы и приемы: коллективная,   работа в парах, объяснение, групповая.

Отводимое время: 15 мин.

5.Самостоятельная  работа по определению разницы в написании слов с сочетаниями  –льщик , –нщик, -чник

упр. 706 ( 2 часть) и задание по карточке № 1. ( на выбор).Усложнить задание сильным. При записи составить словосочетания.

1 вариант

2 вариант

Купальщик, болельщик, дробильщик, точильщик, носильщик, плавильщик, бурильщик

Каменщик, бетонщик, барабанщик, гарпунщик

-Взаимопроверка.

-Определите разницу в написании   слов.(объяснение учащихся)

6.  Групповая работа  и индивидуальное задание учащимся: 1)объяснить крылатое выражение от доски до доски.2) объяснить значение слова приказчик, 3) объяснить значение слова профессия.

-Распределить слова по профессиям и видам деятельности

Строительная профессия

Отрицательная оценка человеку

Другие профессии

Устаревшие профессии

арматурщик

сварщик

резчик

формовщик

прогульщик

зачинщик

перебежчик

забастовщик

разведчик

паяльщик

ракетчик

газетчик

фонарщик

переплетчик

переписчик

приказчик

 

V. Проверка полученных результатов. Коррекция

Цель: Формирование конкретного образовательного результата/группы результатов.

Методы и приемы:  работа в парах или индивидуально.

Отводимое время: 5-7 мин.

7. Творческая работа. Составить   по   схемам, предложенным детьми, предложения или текст  на тему "Рабочая профессия самая почетная"

Д/З.  Выполнить упр.707, 708 или  составить словарный диктант на тему "Удивительный дом".

VI. Оценочно-рефлексивный этап.

Цель: стимулировать активность детей, их стремление к достижению успехов, формировать умение самооценки своей деятельности, удовлетворенности на уроке.

Методы и приемы: методы педагогической поддержки, методы самоопределения личности

Отводимое время: 2 мин.

- Давайте вернемся к нашим поставленным задачам.

-Как вы думаете, справились мы с ними?

- Все ли удалось?

- Что показалось наиболее трудным?

-Что было самым интересным?

- Как вы себя оцените?

- Скажем друг другу спасибо .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 6 классе по теме: «РАЗЛИЧЕНИЕ НА ПИСЬМЕ СУФФИКСОВ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ - К -И - СК- »

Урок русского языка в 6 классе по теме: «РАЗЛИЧЕНИЕ НА ПИСЬМЕ СУФФИКСОВ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ   - К -И  - СК- » направлен на формирование учебной деятельности обучающихся....

конспект урока по русскому языку для 6 класса на тему"Различение на письме суффиксов к и ск"

На данном  уроке   разрабатывается   алгоритм определения разряда имён прилагательных...

Тема урока: Различение на письме суффиксов прилагательных –к- и –ск-. 6 класс

Данный урок проводится по программе «Школа – 2100» под редакцией Р.Н. Бунеева в 6 классе.Тема урока: Различение на письме суффиксов прилагательных –к- и –ск-.  ...

6 класс Различение на письме суффиксов -к- и -ск-

Презентация "Различение на письме суффиксов -к- и -ск-". 6 класс...

Урок русского языка в 6 классе по теме "Различение на письме суффиксов прилагательных -к- и -ск-

Это второй урок по теме. На уроке учащиеся повторят, как различить на письме суффиксы прилагательных -К- и -СК-. Задания, которые учащиеся выполняют на уроке, позволят им закрепить эту тему.Учащиеся в...

Различение на письме суффиксов прилагательных –к- и -ск-

Цели урока: Обучающая - создать условия для открытия способа действия по правописанию и различению суффиксов прилагательных -К- и -СК-Развивающие - формирование у учащихся умения:- устанавливать ...