Правила употребления на письме суффиксов –чик, -щик.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
Освоить орфографическое правило правописания суффиксов имен существительных и алгоритм его использования. Обладать орфографической зоркостью, соблюдать основную орфографическую норму на письме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_chik_-shchik_v_suffiksakh_sushch.docx | 22.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок в 5 классе
Тема: Правила употребления на письме суффиксов –чик, -щик.
Цели :
Предметные: освоить орфографическое правило правописания суффиксов имен существительных и алгоритм его использования. Обладать орфографической зоркостью, соблюдать основную орфографическую норму на письме.
Метапредметные:
Личностные: развивают эстетические потребности, ценности и чувства.
Регулятивные: самостоятельно определяют цель учебной деятельности, ищут средства ее осуществления.
Познавательные: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи.
Коммуникативные: при необходимости отстаивают свою точку зрения.
Тип урока: личностно-ориентированный ( изучение нового материала)
Методы и приемы: словесный, практический, иллюстративный, учебное исследование, проблемный, самостоятельная работа, объяснение.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, коллективная, групповая, работа в парах.
Ход урока
I. Организационно-мотивационный этап
-настроить обучающихся на предстоящую работу.
II. Актуализация первичного опыта детей, осуществляемая на этапе введения новой учебной информации (5 мин)
Цель: формулировка собственного отношения к содержанию урока.
Методы и приемы: беседа, словесный, наглядный, демонстрационный, частично-поисковый.
Отводимое время:
- Кем быть? Ребята, вы уже задавались этим вопросом?
-Как вы думаете, какая профессия самая важная?
- Посмотрите на доску, здесь зашифровано слово, отгадайте, какое?
Сварщик, укладчик, фрезеровщик, фонарщик, исследователь, крановщик, стекольщик.
(Зашифровано слово "суффикс").
- При помощи каких суффиксов образованы данные слова?(-чик-, -щик-, -тель-).
- Какое значение они имеют? (обозначают "профессию", "лицо, занимающееся каким-либо делом").
- А теперь найдите седьмое лишнее слово (исследователь). Почему? Докажите.
- Итак, давайте определим тему урока и поставим цели к нему.(Самостоятельно определяют тему урока и ставят цели урока)
-выявить, в каких случаях нужно писать суффиксы -чик- и -щик- в существительных
-научиться правильно писать слова с суффиксами -чик- и -щик-
-чем мы будем заниматься, чтобы достичь успеха ?
-объяснять...
-находить...
-обогащать...
III. Актуализация обогащаемого опыта на этапе изучения нового материала
Цель: обеспечить развитие и саморазвитие каждого ученика, учить правильно писать слова с -чик- и -щик-
Методы и приемы: мотивирование (стимулирование) учебной активности учащихся в ходе освоения нового материала
Отводимое время: 10 мин.
-Первичный этап. Постановка конкретной учебной цели перед учащимися.
1. Чтобы определить условия написания суффиксов, обратимся к учебнику стр 251
2. Изучение материала самостоятельно, создание алгоритма, схемы для запоминания написания слов с –чик- и -щик- (работа в парах)
3. Выступление ребят по выбору
4. Коллективная работа у доски. Выполнение упр706 (1 части)
Докладчик - докладывать, объездчик – объезжать, заказчик – заказывать, проходчик- проходить, переписчик- переписывать, рассказчик- рассказывать, газопроводчик – газ проводить, смазчик – смазывать.
IV. Практикум
Цель: формирование конкретного образовательного результата/группы результатов.
Методы и приемы: коллективная, работа в парах, объяснение, групповая.
Отводимое время: 15 мин.
5.Самостоятельная работа по определению разницы в написании слов с сочетаниями –льщик , –нщик, -чник
упр. 706 ( 2 часть) и задание по карточке № 1. ( на выбор).Усложнить задание сильным. При записи составить словосочетания.
1 вариант | 2 вариант |
Купальщик, болельщик, дробильщик, точильщик, носильщик, плавильщик, бурильщик | Каменщик, бетонщик, барабанщик, гарпунщик |
-Взаимопроверка.
-Определите разницу в написании слов.(объяснение учащихся)
6. Групповая работа и индивидуальное задание учащимся: 1)объяснить крылатое выражение от доски до доски.2) объяснить значение слова приказчик, 3) объяснить значение слова профессия.
-Распределить слова по профессиям и видам деятельности
Строительная профессия | Отрицательная оценка человеку | Другие профессии | Устаревшие профессии |
арматурщик сварщик резчик формовщик | прогульщик зачинщик перебежчик забастовщик | разведчик паяльщик ракетчик газетчик | фонарщик переплетчик переписчик приказчик |
V. Проверка полученных результатов. Коррекция
Цель: Формирование конкретного образовательного результата/группы результатов.
Методы и приемы: работа в парах или индивидуально.
Отводимое время: 5-7 мин.
7. Творческая работа. Составить по схемам, предложенным детьми, предложения или текст на тему "Рабочая профессия самая почетная"
Д/З. Выполнить упр.707, 708 или составить словарный диктант на тему "Удивительный дом".
VI. Оценочно-рефлексивный этап.
Цель: стимулировать активность детей, их стремление к достижению успехов, формировать умение самооценки своей деятельности, удовлетворенности на уроке.
Методы и приемы: методы педагогической поддержки, методы самоопределения личности
Отводимое время: 2 мин.
- Давайте вернемся к нашим поставленным задачам.
-Как вы думаете, справились мы с ними?
- Все ли удалось?
- Что показалось наиболее трудным?
-Что было самым интересным?
- Как вы себя оцените?
- Скажем друг другу спасибо .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 6 классе по теме: «РАЗЛИЧЕНИЕ НА ПИСЬМЕ СУФФИКСОВ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ - К -И - СК- »
Урок русского языка в 6 классе по теме: «РАЗЛИЧЕНИЕ НА ПИСЬМЕ СУФФИКСОВ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ - К -И - СК- » направлен на формирование учебной деятельности обучающихся....
презентация по русскому языку для 6 класса по теме: "Различение на письме суффиксов прилагательных -к-, -ск-".
презентация для интерактивной доски...
конспект урока по русскому языку для 6 класса на тему"Различение на письме суффиксов к и ск"
На данном уроке разрабатывается алгоритм определения разряда имён прилагательных...
Тема урока: Различение на письме суффиксов прилагательных –к- и –ск-. 6 класс
Данный урок проводится по программе «Школа – 2100» под редакцией Р.Н. Бунеева в 6 классе.Тема урока: Различение на письме суффиксов прилагательных –к- и –ск-. ...
6 класс Различение на письме суффиксов -к- и -ск-
Презентация "Различение на письме суффиксов -к- и -ск-". 6 класс...
Урок русского языка в 6 классе по теме "Различение на письме суффиксов прилагательных -к- и -ск-
Это второй урок по теме. На уроке учащиеся повторят, как различить на письме суффиксы прилагательных -К- и -СК-. Задания, которые учащиеся выполняют на уроке, позволят им закрепить эту тему.Учащиеся в...
Различение на письме суффиксов прилагательных –к- и -ск-
Цели урока: Обучающая - создать условия для открытия способа действия по правописанию и различению суффиксов прилагательных -К- и -СК-Развивающие - формирование у учащихся умения:- устанавливать ...