Учебный проект-презентация "Буква Ф"
проект по русскому языку (10 класс) на тему
Исследовательский проект на тему:
«Использование буквы "Ф" в творчестве А.С.Пушкина (Языковедческий анализ произведений А.С.Пушкина "Песнь о вещем Олеге" и "Полтава")»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt-prezentatsiya_bukva_f.pptx | 373.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель проекта: выяснить, часто ли встречается буква "Ф" в тексте этих художественных произведений А.С.Пушкина .
1. Посчитать, сколько раз встречается буква "Ф" в поэме «Полтава» и «Песне о вещем Олеге» и определить степень ее популярности. 2. Определить по словарям значение и происхождение слов, в состав которых входит буква «Ф» . 3. Соотнести частоту употребления слов с буквой «Ф» с происхождением этих слов. 4. Определить, с чем это связано. Задачи проекта:
1.Создание творческих групп для работы над проектом («читатели-исследователи», «теоретики»). 2.Детальное изучение текстов произведений «Песнь о вещем Олеге» и «Полтава» (читатели-исследователи). 3.Сбор и анализ теоретического материала (теоретики). 4.Выводы. План исследования:
Гипотеза: А.С.Пушкин в своих произведениях использует слова с буквой "Ф" так же часто, как и слова с другими буквами русского алфавита
План проведения исследования: 1.Сбор информации (чтение художественных текстов, подбор теоретического материала). 2.Обсуждение информации в группе, с учителем. 3.Проведение исследовательской работы. 4.Анализ полученных данных. 5.Вывод о решении проблемы.
«Читатели-исследователи» выяснили: в тексте произведения «Песнь о вещем Олеге» буква «Ф» не встречается ни разу.
в поэме А.С.Пушкина «Полтава» буква «Ф» используется только в двух словах: 1)«цифр» («слагают цифр универсалов»), 2)«анафема» («гремит анафема в соборах»). «Читатели-исследователи» выяснили:
слово «цифр» тогда означало то, что мы сейчас называем «шифром», и пришло оно к нам из арабского языка («слагают цифр универсалов»); «анафема»- греческое слово и означает «проклятие» («гремит анафема в соборах»). «Теоретики» выяснили:
Гипотеза о частом использовании А.С.Пушкиным буквы «Ф» , как и остальных букв русского алфавита, не подтвердилась. Вывод:
Почему буква «Ф» так редко использовалась в творчестве А.С.Пушкина? Проблемный вопрос:
«Теоретики» выяснили: Ф (старославянская «ферт») восходит к греческой букве «фи» Φ, φ . Буква «Ф» первоначально использовалась только для передачи звука [ ф ] в заимствованных словах, употребляясь более или менее равноправно с буквой «фита» (Ѳ, ѳ ).
при введении гражданского шрифта в первой его версии (1707–1708) буква «ферт» была упразднена, а использовалась только «фита»; но во второй версии (1710) «ферт» был восстановлен, вместе с этимологическим различием употребления этих букв. Орфографические реформы 1917—1918 гг. упразднили «фиту», оставив «ферт» единственным способом выражения фонемы [ ф ]. «Теоретики» выяснили:
«Теоретики» выяснили: оказывается, такая родная и близкая русскому сердцу буква «Ф» на самом деле является «чужой». И когда-то ее просто не было в русском алфавите (до кириллицы). А, может быть, стоит заглянуть в словарь русского языка и попробовать найти слова на букву «Ф», имеющие исконно славянское происхождение? Можете даже не тратить напрасно свое время, в словаре вы увидите только слова, заимствованные из других языков
Исходя из особенности буквы «Ф» , можно даже вывести простое правило – если слово начинается на эту букву, значит, оно имеет иностранное происхождение. И, что любопытно, это правило действует не только в отношении славянских языков. Известно, что в латинских словах буква «Ф» может стоять только в его начале ( ferrum – «железо»). А если буква встречается в словах на других позициях ( scrofa – «свинья»), это также указывает на то, что данное слово пришло из другого языка и не является «чисто» латинским. «Теоретики» выяснили в результате дальней шей работы:
самое интересное начинается, если в славянских словах, заимствованных из латинского лексикона, заменять «чуждую» букву «Ф» на «нашу» букву «П» , тогда иностранные слова удивительным образом обретают не только чисто славянское звучание, но и тот же смысл. «Теоретики» выяснили в результате дальней шей работы :
Стоит лишь нам в слове First { фест } («первый») поменять «F» на «П», как получится слово, похожее на перст («один, как перст»). Из слова Flame { флэйм } («пламя») – получится пламя. Известное слово Fresh { фреш } («свежий», «пресный») очень напоминает слово пресный. Слово Flat { флэт } («плоский») близко к слову плато. И от слова File {файл} («строй», «список», «пила») мы получим знакомое слово пила. «Теоретики» выяснили в результате дальней шей работы :
Буква «Ф» пришла из греческого алфавита. В памятниках древнерусской письменности она встречается в словах, заимствованных из греческого. В народно-разговорной речи согласного «Ф» не было. Редкое использование буквы «Ф» в творчестве А.С.Пушкина - свидетельство глубокой народности, высокой чистоты русского языка у наших великих писателей. Об этом свидетельствует и высказывание А.С.Пушкина: «Как материал словесности язык славяно-русский имеет неоспоримое превосходство перед всеми европейскими». Вывод:
Источники: А.С. Пушкин. Сочинение в трех томах. Том 2. Поэмы. «Евгений Онегин». Драматические произведения. -М. : Художественная литература, 1986. Этимологический словарь русского языка для школьников/ Сост. М. Э. Рут.- Екатеринбург: У- Фактория, 2005. Данная информация была использована с сайта: http://ru.wikipedia.org/ Данные иллюстрации были использованы с сайта: www.images.yandex.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая учебная программа интегрированного учебного курса «Основы математической логики» по учебному предмету информатика и ИКТ для обучающихся 8 класса
Программа элективного курса для 8 класса на 34 часа...
Учебно-методическое занятие № 3 Тема: « Подготовка спасателя в школе. Организация, проведение и контроль выполнения учебно-тренировочных заданий на учебных станциях».
Данное занятие является этапом реализации Программы дополнительного образования Гимназии 622 Санкт-Петербурга "Спасатель" . Программа содержит элементы Программы ВОСВОД Санкт_петербурга "Водная ...
Рабочая учебная программа по русскому языку базовый уровень 5 - 9 классы 2013 - 2014 учебный год. Учебно- тематическое планирование для 5, 6 класса.
Рабочая учебная программа по русскому языку базовый уровень 5 - 9 классы 2013 - 2014 учебный год. Составлена на основе примерной программы общеобразовательных учреждений «Русск...
Рабочая учебная программа по литературе базовый уровень 5 -9 классы 2013-2014 учебный год. Учебно- тематическое планирование для 5, 6 класса.
Рабочая учебная программа по литературе базовый уровень 5 -9 классы 2013-2014 учебный год.Составлена на основе примерной программы общеобразовательных учреждений «Литература» под ред...
Учебно-методический комплекс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Биология. 10-11 классы (базовый уровень)» на 2012-2013 учебный год
Рабочая программа составлена на основании авторской учебной программы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова. 10-11 классы. Базовый уровень.//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс...
Учебно-методический комплекс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Биология. 10-11 классы (базовый уровень)» на 2012-2013 учебный год
Рабочая программа составлена на основании авторской учебной программы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова. 10-11 классы. Базовый уровень.//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс...
РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ МОДУЛЯМ ПМ. 01 - максимальная учебная нагрузка -277 часов.; ПМ.03 - максимальная учебная нагрузка 184 часа,ПМ.04 - максимальная учебная нагрузка 141 час.Для профессии 270802.10 Мастер отделочных строительных работ"
Владения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями даёт возможность обучающимся приобрести необходимые знания и умения. Обуча...