Элективный курс
рабочая программа по русскому языку (6 класс) на тему
Рабочая программа элективного курса «Русская словесность» для обучающихся 5-9 классов создана на основе авторской Программы «Русская словесность. От слова к словесности». 5 – 9 классы (автор программы Р.И. Альбеткова), опубликованной в сборнике «Программы для общеобразовательных учреждений. Класс 5-9, 10-11. – М.: Дрофа, 2011
Программа элективного курса «Русская словесность» рассчитана на 174 аудиторных часов и является дополнением к программе по русскому языку в 5-9 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkaya_slovesnost_6klass.doc | 173 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №16»
«Согласовано» Руководитель МО __________/ Черных Н.В. / Протокол № ___ от «__» _______________2013г. | «Согласовано» Заместитель директора по НМР МАОУ «СОШ №16» _______________/Горшкова Е.А./ «__»________________2013г. | «Утверждаю» Директор МАОУ«СОШ №16» ____________ /Гаврилова Р.П./ Приказ № ___ от «__»_________________2013г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Мокроусовой Надежды Алексеевны
высшая квалификационная категория
учебного курса «Русская словесность»
для учащихся 6 «Б» класса
2013-2014 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса «Русская словесность» для обучающихся 5-9 классов создана на основе
- авторской Программы «Русская словесность. От слова к словесности». 5 – 9 классы (автор программы Р.И. Альбеткова), опубликованной в сборнике «Программы для общеобразовательных учреждений. Класс 5-9, 10-11. – М.: Дрофа, 2011
Программа элективного курса «Русская словесность» рассчитана на 174 аудиторных часов и является дополнением к программе по русскому языку в 5-9 классе.
Словесность, в широком смысле слова, — это словесное творчество, способность описывать с помощью языка людей, предметы, картины, повествовать о человеческих поступках и событиях, выражать мысли и чувства в разговоре и письменно. В узком смысле слова, собственно словесностью, называется искусство слова, совокупность произведений устной народной словесности и произведений, созданных писателями. Словесностью мы называем также все науки о языке и литературе.
Словесность — важнейшее проявление духовной жизни человека. Главным образом в словесности выражаются самосознание нации, народа, нравственные, политические, социальные основы жизни общества. Благодаря словесности личность сознает свою включенность в общество, нацию, историю, познает мир и самое себя, осваивает культуру и развивает способность мыслить, чувствовать, творить, общаться с людьми. Художественная словесность создаст новую реальность, осваивая которую, люди обретают способность самосовершенствования.
Говоря русская словесность, мы имеем в виду все произведения устного народного творчества и письменные произведения, созданные на русском языке, при этом мы рассматриваем язык как материал словесности, а все произведения — как явления словесного искусства. Рассмотрение языка как материала словесности и произведения как явления искусства слова — и есть специфический предмет изучения на уроках словесности. Иными словами, предмет словесности — рассмотрение богатейших фонетических, лексических, фразеологических, словообразовательных, грамматических ресурсов языка, различных форм словесного выражения содержания, специальных изобразительных средств языка — всего того, что позволяет языку служить материалом словесности, и рассмотрение произведения словесности как органического единства идейно-художественного содержания и словесной формы выражения содержания, как явления искусства слова.
Основная цель данного курса состоит в том, чтобы заложить у учащихся основы знаний о русской словесности через раскрытие своеобразия языка художественной литературы, выразительных средств языка, создание собственных текстов, а также знакомство с основными видами и жанрами словесности.
К задачам элективного курса относятся:
- Учить ребят читать и понимать любой текст (в том числе художественный).
- Учить анализировать текст с учётом поставленной учебной задачи.
- Учить ребят создавать собственный текст.
- Учить правильно определять роль ритма и интонации в стихах и прозе.
- Познакомить детей с родами, видами и жанрами словесности.
- Раскрыть перед детьми своеобразие языка художественной литературы, выразительных средств.
Словесность составляет единое целое с традиционными школьными предметами – русским языком и литературой. И вместе с тем имеет собственные задачи. Если программа по русскому языку определяет изучение строя языка, то программа по словесности – изучение употребления языка. Если программа по литературе рассматривает произведения как создания определённых писателей, то программа по словесности – прежде всего как явление искусства слова.
Работа в соответствии с поставленными целями и задачами даст представление ученикам о богатстве, красоте и выразительности русского языка, поэтому итогом изучения курса словесности должны стать следующие приобретённые детьми умения и навыки:
Ученики должны знать:
- Теоретические сведения об основах словесности
- Роды, виды и жанры словесности
- Роль выразительных средств языка в художественной речи
- Особенности устной и письменной речи
Ученики должны уметь:
- Понимать художественное произведение
- Создавать собственные тексты в соответствии с нормами литературной речи
Программа «Русская словесность» предлагает последовательное освоение материала от класса к классу в соответствии с возрастными возможностями школьников, с уровнем их языкового и литературного развития. При этом выделяются два концентра: первый — начальный этап, первоначальные сведения о словесности — 5—6 классы, второй — более глубокий, основы словесности, важнейшие, базовые категории искусства слова — 7-9 классы..
В 6 классе осваивают такое важнейшее понятие, как стилистическая окраска слов и выражений, учатся видеть стилистические возможности лексики и грамматики в произведении, а также применять это свойство языка в собственных высказываниях;
- развивается и углубляется представление о том, что в каждом из родов словесности есть свои законы употребления языка, рассматриваются особенности языкового выражения содержания в эпическом, лирическом и драматическом произведениях.
Предлагаемая программа представляет основы русской словесности, т. е. главные, исходные сведения о словесности, основные приёмы словесного выражения содержания. Теоретические сведения рассматриваются в определённой системе; сущность этой системы составляет единство языка, выражающего определённое содержание, и произведения, содержание которого выражено посредством языка. Естественно, что в программу по словесности вошел ряд понятия, которые изучаются в школе в соответствии с действующими программами по литературе и русскому языку. Но это не повторение и не механическое соединение сведений, изученных на уроках русского языка и литературы, на уроках словесности осуществляется особый подход к явлениям языка и литературы, рассмотрение их в новой системе.
Так, в программе по русскому языку обозначены понятие диалог и правила постановки знаков препинания при прямой речи. В программе по словесности диалог рассматривается как одна из форм словесного выражения содержания, говорится об употреблении диалога в разговорном и книжном языке, в эпическом и драматическом произведениях. В программах по литературе изучаются басни Крылова. В программе по словесности басня рассматривается как вид эпического произведения, в котором содержание выражается определёнными языковыми средствами.
Кроме известных учащимся понятий, в программу по словесности включён ряд новых понятий, например, понятие о словесности, о различных видах авторского повествования, о стилизации и другие. При этом особо следует заметить, что теоретические сведения служат инструментом постижения смысла произведений и опыт изучения употребления различных средств языка в произведениях должен использоваться учащимися в их собственных высказываниях.
Каждый раздел программы по словесности включает в себя не только теоретические сведения, но и перечень умений, которыми должны овладеть учащиеся при изучении раздела, и некоторые виды работы над языком произведений. Практическая направленность изучения словесности служит выработке у учащихся умений самостоятельно постигать смысл, выраженный в тексте средствами языка, а также правильно и творчески употреблять язык в собственных высказываниях.
В программе предлагается и создание учащимися собственного произведения — сказки, рассказа, сценки и др. Цель такого практического освоения словесности двоякая. Во-первых, совершенствуются читательские умения: пробуя свои силы в творчестве, стараясь найти самые выразительные языковые средства выражения мысли, школьники учатся ценить художественные качества произведений, созданных писателями. Замечательный словесник-методист М. А. Рыбникова так называла этот путь: «от маленького писателя к большому читателю». Во-вторых, школьники учатся наиболее точно и ярко выражать средствами языка собственные мысли и чувства.
Таким образом, изучение начальных сведений о словесности в 5—6 классах, а также важнейших базовых понятий, основ русской словесности — в 7—9 классах должно помочь формированию умений учащихся самостоятельно понимать выраженный в словесной форме идейно-художественный смысл произведений и применять в собственных высказываниях изученные приёмы словесного выражения содержания. Творческое овладение богатствами родного языка и освоение духовного опыта человечества помогут развитию личности школьник
Для наиболее полного усвоения курса при планировании учебных занятий следует опираться на возможности следующих средств обучения:
- Электронные словари
- Возможности Интернет
- Телевизор сDVD, диски с художественными и мультипликационными фильмами.
Требования к уровню подготовки обучающихся
6 класс:
К концу второго года обучения учащиеся должны:
- различать слова по их стилистической окраске;
- уметь находить в тексте средства художественной изобразительности и понимать их значение;
- уметь работать со словарями синонимов, антонимов, омонимов;
- понимать значение повествования, описания, рассуждения, диалога и монолога в эпическом произведении для изображения характера героя и передачи авторского отношения к герою;
- уметь сочинять рассказ по собственным впечатлениям, используя в нём элементы различных типов речи, диалога и монолога;
- уметь отличать произведения различных жанров друг от друга.
Для повышения уровня знаний, для приобретения практических навыков анализа, переработки изучаемого научного материала, а также для развития связной речи учащихся программой предусматривается:
- составление тестов по изучаемым темам;
- написание сочинений-миниатюр с использованием изучаемых изобразительно-выразительных средств;
- творческие работы по составлению оригинальных тропов;
- проведение практикумов;
- творческие отчёты учащихся по итогам прохождения курсов.
Ожидаемый результат:
При реализации данного учебного курса результативность будет определяться количеством и качеством выполненных обучающимися практических работ, уровнем развития связной речи школьников.
Оценивание знаний обучающихся предполагается осуществлять по балльной системе: «5», «4», «3» по учебным четвертям.
Учебно–тематический план элективного курса
- 6 класс – 35 часов
Класс | Раздел | Кол-во часов | Основные темы раздела |
6 | Употребление языковых средств | 8 | Стилистическая окраска слов и предложений. Общеупотребительные слова. Диалектные слова. Специальные слова (профессионализмы). Заимствованные слова. Неологизмы. Употребление имени существительного. Употребление имени прилагательного. Употребление глагола. |
Средства художественной изобразительности | 6 | Сравнение, аллегория, эпитет. Метафора, олицетворение. Метонимия, синекдоха, гипербола. Порядок слов в предложении. Инверсия, речевой повтор. Риторический вопрос и риторическое восклицание. Антитеза. | |
Юмор в произведении словесности | 2 | Что такое юмор. Комическая неожиданность. Соединение несоединимого. Остроумная речь. | |
Произведения устной народной словесности | 2 | Былины. Особенности языка былин. Легенда, предание. | |
Эпическое произведение, его особенности | 5 | Отличие эпического произведения от лирического и драматического. Литературный герой, характер литературного героя. Как раскрывается характер литературного героя в сюжете. Герой произведения и его автор. Особенности языка эпического произведения. | |
Лирическое произведение, его особенности | 6 | Лирическое произведение. Особенности языка лирического произведения. Двусложные размеры стиха. Трехсложные размеры стиха. Аллитерация. Ассонанс. Рифма. Главные свойства стихов. | |
Драматическое произведение, его особенности | 6 | Особенности языка драматического произведения. Как изображается характер героя в пьесе. Сюжет драматического произведения. Язык как материал словесности. Произведение словесности. |
Календарно-тематический план
«Русская словесность» 6 класс
№ п/п | Наименование раздела и тем | Часы учебного времени | Плановые сроки прохождения | Материал учебника | Материал рабочей тетради |
Употребление языковых средств - 8 часов | |||||
1 | Стилистическая окраска слов и предложений. Употребление языковых средств в зависимости от условий и цели высказывания. | 1 | 04.09 | Стр.3-4, §1 | §1, упр. 1-6 |
2 | Стилистические возможности лексики. Общеупотребительная лексика. | 1 | 11.09 | §2, стр.14-19 | §2, упр. 7-17 |
3 | Диалектизмы. Профессионализмы. | 1 | 18.09 | §§3 4, стр. 19-25 | §§3, 4, упр.18-24 |
4 | Заимствованные слова. | 1 | 25.09 | §§5-6, стр. 26-35 | §§5,6; упр.25-36 |
5 | Стилистические возможности имени существительного. | 1 | 02.10 | §7, стр.35-43 | §7, упр.37-41 |
6 | Стилистические возможности имени прилагательного. | 1 | 09.10 | §8, стр.44-50 | §8, упр. 42-48 |
7 | Стилистические возможности глагола. | 1 | 16.10 | §9, стр.50-55 | §9, упр. 49-52 |
8 | Употребление стилистических средств лексики и грамматики в разговорном языке и в художественных произведениях. | 1 | 23.10 | стр.55-59 | упр. 53-55 |
Средства художественной изобразительности - 6 часов | |||||
9 | Сравнение, аллегория, эпитет. | 1 | 30.10 | §10, стр.60-66 | §10, упр.56-63 |
10 | Метафора, олицетворение. | 1 | 13.11 | §§11-12, стр.66-75 | §§11-12, упр. 64-71 |
11 | Метонимия, синекдоха, гипербола. | 1 | 20.11 | §§13-15, стр.75-87 | §§13-15, упр.72-84 |
12 | Порядок слов в предложении. Инверсия, речевой повтор. | 1 | 27.11 | §§16-18, стр.87-93 | §§16-18, упр.85-96 |
13 | Риторический вопрос и риторическое восклицание. | 1 | 04.12 | §19, стр.93-96 | §19, упр. 97-100 |
14 | Антитеза. Тестирование по теме «Средства языка». | 1 | 11.12 | §20, стр.96-105 | §20, упр.101-103 |
Юмор в произведении словесности - 2 часа | |||||
15 | Что такое юмор. Комическая неожиданность. | 1 | 18.12 | §§21-22, стр.106-112 | §§21-22, упр.104-112 |
16 | Соединение несоединимого. Остроумная речь. | 1 | 25.12 | §§23-24, стр.113-128 | §§23-24, 113-125 |
Произведения устной народной словесности - 2 часа | |||||
17 | Былины. Особенности языка былин. | 1 | 15.01 | §§25-27, 129-139 | §§25-27, упр. 126 -43 |
18 | Легенда, предание. | 1 | 22.01 | §§28-29, стр.139-151 | §§28-29, упр. 144-152 |
Эпическое произведение, его особенности - 5 часов | |||||
19 | Отличие эпического произведения от лирического и драматического. | 1 | 29.01 | §30, стр.152-153 | §30, упр. 153-159 |
20 | Литературный герой, характер литературного героя. | 1 | 05.02 | §§31-32, стр.154-159 | §§31-32, упр. 160-165 |
21 | Как раскрывается характер литературного героя в сюжете. | 1 | 12.02 | §33, стр.160-062 | §33, упр. 166-167 |
22 | Герой произведения и его автор. | 1 | 19.02 | §34, 162-165 | §34, упр. 168-171 |
23 | Особенности языка эпического произведения. | 1 | 26.02 | §35, стр.165-181 | §35, упр. 172-177 |
Лирическое произведение, его особенности - 6 часов | |||||
24 | Лирическое произведение. Особенности языка лирического произведения. | 1 | 05.03 | §§36-37, стр.182-189 | §§36-37, упр. 178-184 |
25 | Двусложные размеры стиха. | 1 | 12.03 | §38, стр.189-195 | §38, упр. 185-186 |
26 | Трёхсложные размеры стиха. | 1 | 19.03 | §39, стр.196-199 | §39, упр. 187-188 |
27 | Аллитерация. Ассонанс. Рифма. | 1 | 02.04 | §§40-41, стр.199-205 | §§40-41, упр. 189-192 |
28 | Главные свойства стихов. | 1 | 09.04 | §42, 206-208 | §42, упр. 193-194 |
29 | Практическая работа по теме «Размеры стиха». | 1 | 16.04 | стр.209-216 | 195-196 |
Драматическое произведение, его особенности - 6 часов | |||||
30 | Особенности языка драматического произведения. | 1 | 23.04 | §43, стр.217-224 | §43, упр. 197-202 |
31 | Как изображается характер героя в пьесе. | 1 | 30.04 | §44, стр.224-228 | §44, упр.203-207 |
32 | Сюжет драматического произведения. | 1 | 07.05 | §45, стр.229-239 | §45, упр. 208-210 |
33 | Язык как материал словесности. | 1 | 14.05 | §46-47, стр.240-246 | упр. 211-214 |
34 | Итоговая контрольная работа за курс 6 класса. | 1 | 21.05 | стр.246-252 | Стр. 136-153 |
35 | Итоговый урок-конференция | 1 | 28.05 | Стр. 153-157 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
6 класс
Употребление языковых средств
Стилистическая окраска слов и предложений. Употребление языковых средств в зависимости от условий и цели высказывания.
Стилистические возможности лексики. Общеупотребительная лексика, диалектизмы, профессионализмы, заимствованные слова.
Стилистические возможности имени существительного, имени прилагательного и глагола.
Употребление стилистических средств лексики и грамматики в разговорном языке и в художественных произведениях.
/// Обогащение словарного запаса: работа со словарями. Различение слов по их стилистической окраске. Понимание роли общеупотребительных слов, областных, специальных и заимствованных слов в произведениях словесности. Понимание роли грамматической формы существительного, прилагательного и глагола в произведениях словесности. Выразительное чтение текстов с различной стилистической и эмоциональной окраской. Выбор стилистических средств языка в собственных высказываниях в соответствии с условиями и с поставленной целью.
Средства художественной изобразительности
Понятие о средствах художественной изобразительности.
Метафора, олицетворение, метонимия, синекдоха.
Порядок слов в предложении, инверсия, повтор, риторический вопрос и риторическое восклицание, антитеза.
Употребление средств художественной изобразительности в произведениях словесности.
/// Нахождение в тексте средств художественной изобразительности и понимание их значения. Выразительное чтение произведений, в которых имеются средства художественной изобразительности. Применение средств художественной изобразительности в собственных высказываниях.
Юмор в произведениях словесности
Юмор в жизни и в произведениях словесности.
Средства создания юмора: комическая неожиданность в развитии сюжета, в поступках и высказываниях героев; нарушение смысловой сочетаемости слов; соединение несоединимых явлений, предметов, признаков; употребление в одном тексте слов с разной стилистической окраской; юмористические неологизмы и др.
Значение употребления средств создания юмора в произведении.
/// Развитие чувства юмора. Выразительное чтение юмористического произведения. Устное и письменное изложение юмористического произведения. Создание собственного юмористического рассказа или сценки, употребление в нем средств создания комического.
Произведения устной народной словесности
Былина как героический эпос русского народа. Былинные герои и сюжеты.
Особенности словесного выражения содержания в былине. Былинный стих.
Легенда как создание народной фантазии.
Предание о реальных событиях.
/// Выразительное чтение былин. Рассказывание предания, легенды.
Эпическое произведение, его особенности
Что такое эпическое произведение.
Литературный герой. Изображение средствами языка характера литературного героя. Раскрытие характера героя в сюжете произведения.
Герой произведения и автор произведения.
Особенности языкового выражения содержания в эпическом произведении. Повествование, описание, рассуждение, диалог и монолог в эпическом произведении.
/// Умение отличить эпическое произведение от лирического и драматического. Понимание значения повествования, описания, рассуждения, диалога и монолога в эпическом произведении для изображения характера героя и передачи авторского, отношения к герою. Различение героя, автора и рассказчика. Выразительное чтение и пересказ эпических произведений. Сочинение рассказа по собственным впечатлениям, использование в нем повествования, описания, рассуждения, диалога и монолога.
Лирическое произведение, его особенности
Что такое лирическое произведение.
Особенности языка лирического произведения. Ритм и стих как средство выражения мысли и чувства в лирическом произведении.
Двусложные и трёхсложные размеры стиха.
Рифма: её смысловое (выделяет главное слово), эстетическое (красота звучания), ритмообразующее (сигнал завершения строки), композиционное (связывание строк в строфу) значения. Мужские, женские и дактилические рифмы.
Роль аллитерации в стихотворном тексте.
Стиховая пауза.
/// Умение отличить лирическое произведение от эпического и драматического. Различение размеров стихов. Понимание выразительного значения ритма, рифмы и аллитерации. Выразительное чтение лирического произведения.
Драматическое произведение, его особенности
Что такое драматическое произведение.
Языковые средства изображения характеров в драматическом произведении. Роль диалога и монолога. Реплика. Авторская ремарка. Способы повествования и описания в пьесе.
Сюжет драматического произведения.
/// Умение отличить драматическое произведение от эпического и лирического. Понимание роли авторской ремарки, реплик героев в диалоге, монологов героев. Выразительное чтение по ролям драматического произведения. Сочинение сценки по собственным впечатлениям, употребление в ней ремарки, диалога и монолога.
Список литературы:
- Литература для учителя.
- Альбеткова Р.И. Русская словесность. Пособие для учителя. М.: Дрофа, 2007
- Альбеткова Р.И. Методические рекомендации к учебнику «Русская словесность. От слова к словесности». М.: Дрофа, 2000
- Жаркова З. Читаем поэзию вместе./ Учитель, 1998, №2
- Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М: Просвещение, 1970
- Львова С.И. Уроки словесности. 5-9 класс: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1997
- Носкова В.Б. Формирование жанрового мышления как начало литературного образования школьников./Дискурс, 1996, №1
- Суворова Е. Праздник, который всегда с тобой./Литература, 1994, № 14
- Литература для учащихся.
- Альбеткова Р.И. Русская словесность. От слова к словесности. Учебное пособие. 6 класс. М.: Дрофа, 2012
- Альбеткова Р.И. Русская словесность. Рабочая тетрадь для 6 класса. М.: Дрофа, 2011
- Арсирий А.Т. В страну знаний – с дедом Всеведом. Занимательные материалы по русскому языку. М.: Дрофа, 2007
- Львова С.И. «Позвольте пригласить вас…», или речевой этикет. М.: Дрофа, 2007
- Львова С.И. Русский язык в кроссвордах. М.: Дрофа, 2007
- Ожегов С.И., Шведова Н.А. Толковый словарь русского языка. М. Просвещение, 2005
- Шанский Н.М. Лингвистические детективы. М.: Дрофа, 2007
- Шанский Н.М. Занимательный русский язык. М.: Просвещение, 1996.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса по русскому языку «ГИА: курс подготовки к экзамену по русскому языку в новой форме. 9 класс»
Программа элективного курса по русскому языку позволяет эффективно подготовить учащихся 9 класса к экзамену по русскому языку в новой форме....
Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная
Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...
ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ Требования к элективным курсам
ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫТребования к элективным курсамИзбыточность (их должно быть много).Кратковременность (6–16 часов).Оригинальность содержания, названия.Курс должен заканчиваться определенным результатом ...
Программа элективного курса для 11 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (11 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс
Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...
Программа элективного курса для 10 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (10 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс
Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ» В СТАРШИХ КЛАССАХ (Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 класса)
РЕЦЕНЗИЯна программу элективного курса«Серебряный век русской поэзии» в старших классахучителя русского языка и литературы МБОУ « Тогурская СОШ» Ольги Георгиевны Зиновой.Элективный курс «Серебряный ве...