Средства связи частей ССП
план-конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме

Бутенко Наталья Владимировна

Презентация 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект урока22.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Средства связи частей сложносочиненного предложения»

Цели:

- отработка умения различать простые предложения с однородными членами и сложносочиненные предложения  с соединительными, разделительными и противительными союзами;

- развитие связной устной и письменной речи, навыков конструирования предложений по заданию;

  • воспитание чувства патриотизма.

Оборудование: мультимедийная доска, рабочий лист.

Тип урока:  закрепление изученного.

Во дни сомнений, во тягостных раздумий о судьбах моей родины –

ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий,

правдивый и свободный русский язык!

Нельзя верить, чтобы такой язык

 не был дан великому народу!

И.С. Тургенев

Ход урока

  1. Целеполагание.

 - Согласитесь, не случайно великий русский писатель  Иван Сергеевич Тургенев поставил рядом такие понятия, как «язык» и «народ». Нельзя быть патриотом и при этом небрежно обращаться с родным языком, а для этого русский язык и его особенности необходимо изучать (слайд1,2).

 - Сегодня мы продолжим работу по теме «Сложносочиненные предложения», вспомним, какими средствами связываются между собой части сложносочиненного предложения, поупражняемся в конструировании сложносочиненных предложений и выполнении  заданий, предусмотренных кодификатором ГИА по русскому языку в 9 классе.

 - Перед вами рабочие листы, напишите число, фамилию и имя. Все виды работ вы будете выполнять в них. Итогом урока станет тест.

  1. Уточнение теоретических сведений.

- Мы знаем, что называется сложносочиненным предложением (ответ с места).

Задание1.

 - Запишем предложение: Когда-нибудь люди осознают необходимость полного единения, а сегодня мы должны непременно в к этому стремиться.

- Найдем грамматические основы, выделим  союзы, построим схему.

- Выпишем и разберем  три словосочетания с разными видами связи (необходимость единения, осознают когда-нибудь, полного единения)

- Мы знаем о месте сочинительных союзов (ответ с места)

 - В чем особенность расположения союзов тоже, также, же? (ответ с места)

Задание2

 - Запишем такое предложение (Любимых мест на земле много, Родина же у человека одна), найдем грамматические основы, построим схему.

 - Мы знаем о пунктуации в сложносочиненном предложении (ответ с места).

  1. Индивидуальное задание
  • Ваша одноклассница в роли учителя готова проинформировать вас о средствах связи в сложносочиненном предложении (заранее подготовленное сообщение, иллюстрированное слайдами3,4) (текст сообщения:
  • Части сложносочиненного предложений  соединяются посредством сочинительных союзов и интонации. Например, «Патриот — это человек, служащий Родине, а Родина — это прежде всего народ» (слайд 3). Интонация вместе с союзами соединяет отдельные простые предложения в единое целое. Смысловая связь простых предложений в сложносочиненных  предложениях определяется теми союзами, которыми они связаны. Сочинительные союзы делятся на три группы: обозначают одновременность, последовательность событий или причину — соединительные, чередование или взаимоисключение — разделительные, сопоставление или противопоставление — противительные. (слайд 4 «Таблица «Разновидности смысловых отношений между частями сложносочиненных предложений»))

Задание3

 - В ваших листах задание3 – таблица «Разновидности смысловых отношений между частями сложносочиненных предложений» (слайд 4)».

- Заполните таблицу известными вам союзами.

 - Проверим (ответы  с места – сверка со  слайдами 5,6,7)  

  1. Физминутка

 -Разомнем мышцы: подружимся с впередисидящими, а теперь наладим дружеские отношения с теми, кто позади нас, проведаем сидящих справы, а теперь – слева, поднимем руки, встряхнем кистями. Можно продолжать работу.

  1. Конструирование предложений

 - Задание 4 – на экране и в ваших рабочих листах слова, правописание которых может вызвать затруднение (слайд8). Вставьте пропущенные буквы.

 - Проверим (ответ с места)

 - Используя данные слова,  составьте и запишите предложения  с союзами: 1 ряд – соединительными, 2 ряд – разделительными, 3 ряд – противительными. Выделите грамматические основы, постройте схемы.

  • Проверим (ответы с места:

Соединительные — Мой прадед погиб на войне, я тоже готова защищать свою Родину.

Разделительные — Россия должна быть великой страной, или нас легко смогут завоевать.

Противительные — Каждый должен приносить пользу свой стране, однако не все это делают. )

  1. «Проверь себя»

 - Задание 5 вам уже знакомо, так как встречается  в части В ГИА по русскому языку. Рядом с запятыми проставлены цифры. Выпишите в строку «ответ»  те из них, которые обозначают  запятые между частями сложносочиненных предложений.

 - Самопроверка с экрана (слайд9) (ответы: 2,4,6,9,14). Поставьте себе оценку Это дополнительный балл к оценке итогового теста.

А месяц будет плыть и плыть, (1)роняя весла по озерам,(2) а Русь все так же будет жить,(3) плясать и плакать у забора.

Ногами человек должен врасти в землю своей родины, (4)но глаза его пусть обозревают весь мир.

Патриот — это человек,(5) служащий родине, (6)а родина — это прежде всего народ.

Много есть на свете,(7) кроме нашей страны,(8) всяких государств и земель, (9)но одна у человека родная мать,(10) одна у него и родина

Нам дороги родители, (11)дети,(12) родственники,(13) домашние, (14)но любовь ко всем им заключает в себе любовь к родине.

  1. Объяснение домашнего задания.

 - На основе текста упражнения 68 напишите сочинение-рассуждение «Средства связи частей сложносочиненного предложения». Дополнительно: презентация по теме урока с примерами из произведений художественной литературы.

  1. Выполнение итогового теста

 - На выполнение теста отводится 5 минут. Обведите вариант правильного ответа.

  1. Итог урока

 - Заканчивая урок, в преддверии Дня народного единства хочу напомнить замечательные слова русского писателя Константина Георгиевича Паустовского: «Русский язык открывается до конца  в своих поистине волшебных свойствах и богатстве лишь тому, кто кровно любит и знает свой народ и чувствует сокровенную прелесть нашей земли».  

 - Любите свой народ, свой язык, и он откроет вам свои тайны на пути к успешному выполнению экзаменационных заданий ГИА – 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сложное предложение. Части сложного предложения. Средства связи 5 класс

Цель:  Познавательная: ознакомление учащихся с отличительными особенностями сложного предложения. Практическая:  научить различать и находить сложные предложения и  определят...

"Сложноподчинённое предложение и его особенности. Главное и придаточное предложение. Средства связи частей предложения: интонация, подчинительные союзы, союзные слова"

Презентация к уроку русского языка в 9 классе по теме " Сложноподчинённое предложение и его особенности. Главное и придаточное предложение. Средства связи частей предложения: интонация, подчинительные...

Типы сложных предложений и средства связи между их частями

Урок  повторения  и обобщения  знаний по теме «Синтаксис и пунктуация» для 9 класса...

ЕГЭ. Русский язык, часть 1, задание 2 - "Средства связи предложений в тексте"

Интерактивная презентация "Средства связи предложений в тексте"  есть попытка системного, концентрированного изложения  программного теоретического  и практического материала  к ...

Средства связи частей рассуждения.Презентация.

Презентация содержит в себе повторение материала по теме "Рассуждение как тип речи", а также новые знания, необходимые школьникам для создания собственных текстов- рассуждений. Кроме того, в...

Средства связи частей СПП. Союзы и союзные слова в сложноподчинённом предложении

сложноподчиненное предложение, союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении...