Средства связи частей ССП
план-конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Тема: «Средства связи частей сложносочиненного предложения»
Цели:
- отработка умения различать простые предложения с однородными членами и сложносочиненные предложения с соединительными, разделительными и противительными союзами;
- развитие связной устной и письменной речи, навыков конструирования предложений по заданию;
- воспитание чувства патриотизма.
Оборудование: мультимедийная доска, рабочий лист.
Тип урока: закрепление изученного.
Во дни сомнений, во тягостных раздумий о судьбах моей родины –
ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий,
правдивый и свободный русский язык!
Нельзя верить, чтобы такой язык
не был дан великому народу!
И.С. Тургенев
Ход урока
- Целеполагание.
- Согласитесь, не случайно великий русский писатель Иван Сергеевич Тургенев поставил рядом такие понятия, как «язык» и «народ». Нельзя быть патриотом и при этом небрежно обращаться с родным языком, а для этого русский язык и его особенности необходимо изучать (слайд1,2).
- Сегодня мы продолжим работу по теме «Сложносочиненные предложения», вспомним, какими средствами связываются между собой части сложносочиненного предложения, поупражняемся в конструировании сложносочиненных предложений и выполнении заданий, предусмотренных кодификатором ГИА по русскому языку в 9 классе.
- Перед вами рабочие листы, напишите число, фамилию и имя. Все виды работ вы будете выполнять в них. Итогом урока станет тест.
- Уточнение теоретических сведений.
- Мы знаем, что называется сложносочиненным предложением (ответ с места).
Задание1.
- Запишем предложение: Когда-нибудь люди осознают необходимость полного единения, а сегодня мы должны непременно в к этому стремиться.
- Найдем грамматические основы, выделим союзы, построим схему.
- Выпишем и разберем три словосочетания с разными видами связи (необходимость единения, осознают когда-нибудь, полного единения)
- Мы знаем о месте сочинительных союзов (ответ с места)
- В чем особенность расположения союзов тоже, также, же? (ответ с места)
Задание2
- Запишем такое предложение (Любимых мест на земле много, Родина же у человека одна), найдем грамматические основы, построим схему.
- Мы знаем о пунктуации в сложносочиненном предложении (ответ с места).
- Индивидуальное задание
- Ваша одноклассница в роли учителя готова проинформировать вас о средствах связи в сложносочиненном предложении (заранее подготовленное сообщение, иллюстрированное слайдами3,4) (текст сообщения:
- Части сложносочиненного предложений соединяются посредством сочинительных союзов и интонации. Например, «Патриот — это человек, служащий Родине, а Родина — это прежде всего народ» (слайд 3). Интонация вместе с союзами соединяет отдельные простые предложения в единое целое. Смысловая связь простых предложений в сложносочиненных предложениях определяется теми союзами, которыми они связаны. Сочинительные союзы делятся на три группы: обозначают одновременность, последовательность событий или причину — соединительные, чередование или взаимоисключение — разделительные, сопоставление или противопоставление — противительные. (слайд 4 «Таблица «Разновидности смысловых отношений между частями сложносочиненных предложений»))
Задание3
- В ваших листах задание3 – таблица «Разновидности смысловых отношений между частями сложносочиненных предложений» (слайд 4)».
- Заполните таблицу известными вам союзами.
- Проверим (ответы с места – сверка со слайдами 5,6,7)
- Физминутка
-Разомнем мышцы: подружимся с впередисидящими, а теперь наладим дружеские отношения с теми, кто позади нас, проведаем сидящих справы, а теперь – слева, поднимем руки, встряхнем кистями. Можно продолжать работу.
- Конструирование предложений
- Задание 4 – на экране и в ваших рабочих листах слова, правописание которых может вызвать затруднение (слайд8). Вставьте пропущенные буквы.
- Проверим (ответ с места)
- Используя данные слова, составьте и запишите предложения с союзами: 1 ряд – соединительными, 2 ряд – разделительными, 3 ряд – противительными. Выделите грамматические основы, постройте схемы.
- Проверим (ответы с места:
Соединительные — Мой прадед погиб на войне, я тоже готова защищать свою Родину.
Разделительные — Россия должна быть великой страной, или нас легко смогут завоевать.
Противительные — Каждый должен приносить пользу свой стране, однако не все это делают. )
- «Проверь себя»
- Задание 5 вам уже знакомо, так как встречается в части В ГИА по русскому языку. Рядом с запятыми проставлены цифры. Выпишите в строку «ответ» те из них, которые обозначают запятые между частями сложносочиненных предложений.
- Самопроверка с экрана (слайд9) (ответы: 2,4,6,9,14). Поставьте себе оценку Это дополнительный балл к оценке итогового теста.
А месяц будет плыть и плыть, (1)роняя весла по озерам,(2) а Русь все так же будет жить,(3) плясать и плакать у забора.
Ногами человек должен врасти в землю своей родины, (4)но глаза его пусть обозревают весь мир.
Патриот — это человек,(5) служащий родине, (6)а родина — это прежде всего народ.
Много есть на свете,(7) кроме нашей страны,(8) всяких государств и земель, (9)но одна у человека родная мать,(10) одна у него и родина
Нам дороги родители, (11)дети,(12) родственники,(13) домашние, (14)но любовь ко всем им заключает в себе любовь к родине.
- Объяснение домашнего задания.
- На основе текста упражнения 68 напишите сочинение-рассуждение «Средства связи частей сложносочиненного предложения». Дополнительно: презентация по теме урока с примерами из произведений художественной литературы.
- Выполнение итогового теста
- На выполнение теста отводится 5 минут. Обведите вариант правильного ответа.
- Итог урока
- Заканчивая урок, в преддверии Дня народного единства хочу напомнить замечательные слова русского писателя Константина Георгиевича Паустовского: «Русский язык открывается до конца в своих поистине волшебных свойствах и богатстве лишь тому, кто кровно любит и знает свой народ и чувствует сокровенную прелесть нашей земли».
- Любите свой народ, свой язык, и он откроет вам свои тайны на пути к успешному выполнению экзаменационных заданий ГИА – 2014.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сложное предложение. Части сложного предложения. Средства связи 5 класс
Цель: Познавательная: ознакомление учащихся с отличительными особенностями сложного предложения. Практическая: научить различать и находить сложные предложения и определят...
Средства связи частей сложноподчиненного предложения
Сложноподчиненное предложение...
"Сложноподчинённое предложение и его особенности. Главное и придаточное предложение. Средства связи частей предложения: интонация, подчинительные союзы, союзные слова"
Презентация к уроку русского языка в 9 классе по теме " Сложноподчинённое предложение и его особенности. Главное и придаточное предложение. Средства связи частей предложения: интонация, подчинительные...
Типы сложных предложений и средства связи между их частями
Урок повторения и обобщения знаний по теме «Синтаксис и пунктуация» для 9 класса...
ЕГЭ. Русский язык, часть 1, задание 2 - "Средства связи предложений в тексте"
Интерактивная презентация "Средства связи предложений в тексте" есть попытка системного, концентрированного изложения программного теоретического и практического материала к ...
Средства связи частей рассуждения.Презентация.
Презентация содержит в себе повторение материала по теме "Рассуждение как тип речи", а также новые знания, необходимые школьникам для создания собственных текстов- рассуждений. Кроме того, в...
Средства связи частей СПП. Союзы и союзные слова в сложноподчинённом предложении
сложноподчиненное предложение, союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении...