Программа внеурочной деятельности по русскому языку "Великий, могучий, свободный, правдивый..."
рабочая программа по русскому языку (5 класс) по теме

Ромаданова Елена Владимировна

Пояснительная записка

Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами языкознания, литературоведения, культуры речи, грамматики русского языка, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблемах данных наук.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneurochnaya_deyatelnost_velikiy_moguchiy.5kl.doc132.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное общеобразовательное учреждение Самарской области

Средняя общеобразовательная школа №1 «Образовательный центр»

м.р. Сергиевский Самарской области

Согласовано «___» __________2012г.                                                 Утверждаю

Зам. Директора по ВР                                                           Директор ___________ /О.А. Веселова/

           _________/Крыпаева Л.Ю./                                                            «___»____________ 2012 г.

Программа внеурочной деятельности

«Великий, могучий, свободный, правдивый…»

Направление внеурочной деятельности: русский язык

Возраст детей, на которых рассчитана программа:11-12 лет

Срок реализации программы: 2012-2013 учебный год

                                                                             

                                                                              Ромаданова Елена Владимировна,

 учитель русского языка и литературы

с. Сергиевск, 2012 г.

Пояснительная записка

Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами языкознания, литературоведения, культуры речи, грамматики русского языка, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблемах данных наук.

Актуальность

Умение правильно и выразительно передать свои мысли средствами языка.

                Направленность модифицированной образовательной программы

Содержание занятий кружка направлено на освоение норм литературного языка в целом, умение проводить комплексный анализ текста, что положительно скажется при подготовке как к олимпиадам по предмету, так и при подготовке к выпускным экзаменам за курс основной школы.

Основные идеи программы, их новизна, предполагаемая востребованность и педагогическая целесообразность

 Решение лингвистических задач, связанных с вопросами истории развития языка закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умения самостоятельно работать с различными источниками информации, решать творческие задачи, а также совершенствовать     навыки диалогического     рассуждения,     определения     и аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

Содержание программы соответствует познавательным возможностям  и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая их учебную мотивацию.

Содержание занятий кружка представляет собой введение в некоторые вопросы языкознания, как сопутствующие изучению русского языка, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базовых предметов – русского языка и литературы. Особенностью занятий может стать интегрированная основа планирования.

Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть ориентированы на то, чтобы   ученик   получил   широкую   практику   работы   с   различными   текстами.

Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предметам, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.

Цель, задачи и принципы программы:

Обучающая цель: формирование предметной, коммуникативной, социальной компетентности в вопросах литературы и русского языка.

Задачи:

  • составление целостного представления о проблемах литературы и русского языка;
  • дополнение и расширение стандартных знаний по литературе и русскому языку;
  • расширение знаний по основным теоретическим вопросам литературы;
  • обеспечение учащихся дополнительной информацией об основных нормах литературного языка и помочь осознанно овладеть ими;
  • закрепить интерес к решению проблем, связанных с литературой и русским языком;
  • подвести учащихся к осознанию, что владение нормами литературного языка - это проявление высокого уровня культуры устной и письменной речи, охрана литературного языка.

Развивающая цель: развитие умения найти не только точное средство для выражения своей мысли, но и наиболее доходчивое (т.е. выразительное) и, следовательно, стилистически оправданное.

 Задачи:

  • совершенствование техники выполнения анализа поэтического и прозаического произведений;
  • создание условий для творческого развития и самореализации
  • обучающихся через организацию творческой работы;
  • развитие познавательного интереса к предмет русский язык и литература;
  • развитие самостоятельности мышления, инициативности и творчества;
  • развитие поисковых, исследовательских навыков, творческих способностей;
  • содействие формированию коммуникативных способностей.

Воспитательная цель: формирование  социальной компетентности в вопросах литературы и русского языка. 

Задачи:

  • воспитание нравственно-волевых качеств обучающихся:
  • воспитание чувства товарищества, взаимопомощи, создание дружного      коллектива;
  • создание условий для формирования коммуникативной культуры  обучающихся;
  • воспитание культуры здоровья;
  • формирование активной жизненной позиции обучающихся через организацию социально-значимой деятельности.
  • воспитание морально-этических качеств,  коммуникативных навыков;
  • совершенствование способностей к совместной   деятельности     со     сверстниками,      педагогом;
  • оказание содействия к формированию позитивного отношения к здоровому образу жизни.

Отличительные особенности программы и используемые в ней ключевые понятия:

В дополнительном образовании имеют возможность заниматься все желающие. Здесь открыт путь для детского творчества. С целью реализации коммуникативных, творческих способностей детей, удовлетворения их интереса и потребностей была разработана модифицированная образовательная программа для детей по русскому языку и литературе «Великий, могучий, свободный, правдивый…»

 Программа    «Великий, могучий, свободный, правдивый…»,  построена на коллективной деятельности обучающихся, а именно на совместной учебно-познавательной, творческой или игровой деятельности, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности, ставит    своей    целью    создание необходимых   условий   для   развития  коммуникативных , творческих способностей      детей      и      подростков      в      условиях  дополнительного образования.

При разработке программы «Великий, могучий, свободный, правдивый…»

 использованы материалы: Львова С. И. Словообразование – занимательно о серьёзном: практические задания для учащихся; Ушакова О. Д. Афоризмы и крылатые выражения: Справочник школьника; Ушакова О. Д. Почему так говорят: Фразеологический словарик школьника; Францова Н. В. Литература: Анализ эпизода: Анализ стихотворения: учебно-методическое пособие; Культура речи. Тестовые задания для абитуриентов и школьников; словари, энциклопедии и др.

Программа    «Великий, могучий, свободный, правдивый…»    охватывает психологические  аспекты воспитания и обучения детей в условиях учреждения дополнительного образования, намечает перспективы, определяет приоритеты развития коммуникативных способностей, содержит конкретные мероприятия по достижению поставленных целей. Программой предусмотрено осуществление инновационных преобразований в разработке и внедрении современных технологий обучения и воспитания. Занятия кружка «Великий, могучий, свободный, правдивый…» осуществляют учебно-практическое знакомство со многими разделами русского языка и литературы, удовлетворяют познавательный интерес школьников к проблемам литературы, русского языка, культуры речи, расширяют кругозор, углубляют знания в области этих учебных дисциплин.

Основные виды деятельности учащихся:

  • работа с источниками информации: поиск, сопоставление информации, грамотное оформление информации;
  • выделение фактов, определение проблемы;
  • работа с текстом и его анализ;
  • творческие работы;
  • исследовательская и проектная деятельность

Ожидаемые результаты и способы их проверки (формы контроля)

Результаты усвоения программы:

  • усвоить основные базовые знания по русскому языку и литературе; ключевые понятия литературы и русского языка; литературные нормы: орфоэпические, грамматические, синтаксические, лексические и лексико-фразеологические, стилистические;
  • расширить знания о качествах идеальной речи;
  • помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
  • формировать творческое мышление;
  • способствовать улучшению качества письменной и устной речи учащихся; успешному выступлению на олимпиадах различного уровня; успешной сдаче экзаменов.

С целью выявления уровня освоения программы,  предусмотрено проведение контрольных занятий: нулевого контрольного среза для определения степени подготовленности детей, определения уровня имеющихся у них знаний, умений, навыков не начало обучения. Организацию промежуточного и итогового контрольных срезов. Используются различные формы: тесты и тестовые задания, конкурсы, викторины,  педагогическое наблюдение, технологические упражнения, коммуникативные игры, самостоятельная работа, творческая работа, написание эссе, выполнение рефератов, проектов. Формами контроля за достижениями учащихся служат самостоятельно подготовленные сообщения и письменные работы.

Формы воспитательной работы

Данная программа направлена на укрепление и сохранение здоровья обучающихся. С целью снятия напряжения и поддержания работоспособности  детей на занятии проводятся динамические паузы, упражнения релаксации, обращается внимание на правильную посадку за столом. Соблюдаются правила ТБ,  поддерживается санитарное состояние кабинета (проветривание, нормы освещения, влажная уборка).  

  Программой предусмотрена работа с родителями обучающихся. Обязательным является проведение в сентябре и мае  родительских собраний. Связь с родителями поддерживается в течение всего года в форме проведения индивидуальных бесед, совместного проведения воспитательных мероприятий, конкурсов, олимпиад.


Учебно-тематический план

Наименование   разделов,    тем  курса

час

В   том  числе

Знания, умения, навыки

УУД

Виды деятельности

Т

П

1.Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Правила внутреннего распорядка.   Нулевой контрольный срез

1

Знать и соблюдать правила ТБ и личной гигиены

тестирование

2. Из истории русского языка

1)Языки мира. Карта языков мира.

7

1

1

Знать родственные связи языков; происхождение славянских языков

Личностные УУД: 1) Уважение  к своему народу, к другим народам, принятие ценностей других народов.

Регулятивные УУД: 1) Самостоятельно  формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать.

Познавательные УУД: 1) Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала.  

Коммуникативные УУД: 1)Участвовать в диалоге на занятиях.

2) Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

работа с источником информации: составление

тезисов

2) Родственные  связи языков.

1

решение

лингвистических задач

3) Генеалогическое древо индоевропейских языков: живые и мертвые языки.

1

1

составление опорного конспекта

4)  Классификация  и происхождение славянских языков.

1

выпуск

лингвистической газеты

5) Учёные-лингвисты.

1

проектная деятельность

3. Культура речи

1)Орфоэпические нормы русского литературного языка. Акцентуация.

9

1

Знать орфоэпические, грамматические, синтаксические  нормы русского литературного языка

Личностные УУД: 1) Освоение личностного смысла учения;  выбор дальнейшего образовательного маршрута

Регулятивные УУД: 1)Использовать  при выполнения задания различные средства: справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы.

Познавательные УУД:1) Самостоятельно предполагать, какая  дополнительная информация буде нужна для изучения незнакомого материала; отбирать необходимые  источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронные диски.   2) Сопоставлять  и отбирать информацию, полученную из  различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).

Коммуникативные УУД: 1) Участвовать  в паре. 2) Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

тестовая работа

2) Трудные случаи акцентуации.

1

1

Работа со словарем

3) Интерпретация поэтического текста

1

1

Составление плана работы

4) Культура речи. Лексические, грамматические, синтаксические нормы литературного русского языка.

1

1

Решение лексических,

грамматических,

синтаксических

задач

5) Творческая работа «Я   работаю корректором».

1

1

Работа с текстом

4. Морфология и орфография русского языка.

1) Орфограммы приставок и корня

3

1

1

Знать орфограммы приставок, корня, суффиксов

Личностные УУД: 1) Оценка жизненных ситуаций  и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России.

Регулятивные УУД: 1) Определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку.

Познавательные УУД: 1) Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её,  представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений.

Коммуникативные УУД:  1)Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. Предвидеть  последствия коллективных решений.

Орфографический тренинг

2) Орфограммы суффиксов и окончаний

1

Орфографическая дуэль

3) Орфографическая игра «Гонка за лидером»

1

решение

орфографических задач повышенной

сложности

5. Литературоведение и работа с текстом.

1) Выразительность речи:

•        тропы,

•        фигуры речи,

•        фразеология,

•        синонимия.

14

1

1

1

1

1

1

1

1

Знать крылатые слова и выражения, стихотворные размеры; поэтов пушкинской поры

Личностные УУД: 1) Оценка жизненных ситуаций  и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей.

Регулятивные УУД: 1) Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.

Познавательные УУД: 1) Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде. 2) Составлять сложный план текста.

Коммуникативные УУД: 1) Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.  2) Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.

3) Критично относиться к своему мнению. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

работа с текстом: выявление художественных средств языка, составление зачетных заданий

2)    Создание    сочинения-миниатюры по определенной         теме         с использованием заданных тропов.

1

сочинение-миниатюра

3)Крылатые          слова          и  выражения.

1

исследовательская работа

4) Литературная игра  «Фигурами  да   тропами …»

1

работа с

художественными средствами языка

5)Комплексный  анализ художественного    текста. План.

1

1

составление тезисов лекции, плана

6)Комплексный  анализ художественного    текста. Опыт анализа.

1

работа с текстом

Всего 34 часа


Методическое обеспечение

Применение в образовательном процессе проектной технологии, главной целью которой является развитие творческих способностей, способствует активизации личностной позиции обучающихся, приобретению дополнительных знаний и умений, освоению способов самостоятельной или коллективной деятельности.    Технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов. Осуществляя их,  воспитанники учатся решать исследовательские задачи, учатся анализировать, обобщать, делать выводы. В течение обучения по программе, воспитанники разрабатывают  и защищают проекты. Защита проекта служит формой контроля усвоения программы и является формой итоговой аттестации.

Применение информационно-коммуникационных технологий при реализации содержания программы способствует повышению эффективности  усвоения материала. Проектная деятельность рассматривает компьютер как средство для решения традиционных задач  педагогической деятельности. Она побуждает к освоению различных редакторов, программ. Обучающие программы - презентаторы, справочники, тесты - способствуют развитию самостоятельности в поисковой, познавательной деятельности учащихся. Это направление помогает эффективно решать традиционные задачи освоения необходимых знаний, умений и навыков и применять их на практике. Работа с готовыми программами вызывает интерес и подталкивает  на продолжение общения с компьютером. Использование компьютера позволяет обучающимся пользоваться  информационно-справочный материал, составлять диаграммы, графики, схемы, таблицы, пользоваться услугами глобальной сети Интернет. Создание компьютерных презентаций с использованием средств Microsoft Power Point, нацелено на более глубокое изучение  необходимого для разработки проекта материала.

При организации учебного процесса используется здоровьесберегающая технология, поскольку сохранение и укрепление здоровья воспитанников является важной задачей.  С целью  снятия напряжения и профилактики нарушений  зрения, на занятии проводятся упражнения офтольматренинга, используются упражнения для сохранения осанки и игры малой подвижности для снятия напряжения. Проводятся беседы с обучающимися  о функциях систем организма, вредных и полезных привычках,  полезных лекарственных и ядовитых растениях, приемах первой помощи при экстренных случаях. Для отслеживания уровня усвоения материала  по формированию здорового образа жизни используется компьютерное тестирование,  дидактические игры, викторины.

       Основными формами организации образовательной деятельности являются фронтальная, групповая и индивидуальная формы организации занятий, применяется работа в малых группах, так как занимаются разновозрастные обучающиеся.

Используются: лекционно-семинарская форма,  занятия-консультации, выполнение практических работ, применение опорных сигналов, создание проблемных ситуаций, различные виды игр, самостоятельное изучение основной и дополнительной литературы, тематические диспуты, дискуссии, круглые столы, написание рефератов, статей, докладов, тезисов, проводятся конкурсы, экскурсии.

При реализации программы используются следующие методы работы:

  • Словесные - объяснение, лекция, опрос, сообщение, доклад, указание, поощрение;
  • Наглядные – объяснительно-иллюстративный: показ действий, способов, приемов и техник работы; использование демонстрационного материала: презентаций, иллюстраций, схем, таблиц; наблюдения в реальной действительности;
  • Практические - самостоятельная деятельность обучающихся, выполнение технологических упражнений, игровая деятельность, написание рефератов, эссе, разработка презентаций, проектов;
  • Метод проблемного изложения, исследовательский;
  • Методы диагностики: тестирование, анкетирование, наблюдение, анализ продуктов деятельности.

  С целью заинтересованности детей, применяются методы стимулирования, использующиеся в процессе и по результатам деятельности.

 Усвоение содержания программы помогает каждому обучающемуся ставить перед собой посильные задачи и овладевать …. навыками, необходимыми для решения этих задач.

На основе опросов, наблюдений и изучения продуктов деятельности обучающихся,  формируется банк данных о познавательных интересах, их достижениях в процессе учебы, уровне учебных возможностей. Совместно с обучающимися определяются цели …. деятельности, , планируются пути и способы достижения цели;

  Педагог организует исполнение намеченного плана в соответствии с графиком работы, консультирует учащихся, поддерживает интерес к …деятельности. Осуществляет текущий контроль деятельности обучающихся и анализ результатов их …работы, корректирует деятельность, регламентирует их работу, обучает приемам самоуправления, проводит рефлексию.

Ожидаемые результаты программы:

     - удовлетворенность детей своей деятельностью;

     -повышение активной жизненной позиции обучающихся;

     -осознание обучающимися своих возможностей;
    - повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к которым у них есть способности;
   - адаптация детей к социуму в настоящем времени и в будущем;
   - повышение уровня владения детьми ключевыми компетенциями необходимыми в … деятельности, а так же,  обще предметными и социальными компетенциями

Список литературы:

Для учителя:

1.Иванов В. В., Потиха З. А. Исторический комментарий к занятиям по
русскому языку в средней школе. – М.: Просвещение 1985 – 160с

2.Колесов В. В. История русского языка в рассказах. - М. : Просвещение 1982. – 191 с.

Введенская Л. А., Баранов М. Т., Гвоздарев Ю. А.: Русское слово. – М. :
Просвещение, 1984. – 145 с.

3.Львова С. И. Словообразование – занимательно о серьёзном: практические задания для учащихся 8 – 11 классов. – М.: Эксмо, 2006. – 240 с.

4.Розенталь Д. Э. Справочник по правописанию и литературной правке для работников печати. – М.: Книга, 1971. – 303 с.

5.Сёмушкина Л. Н. Культура русской устной речи: Словарь-справочник. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 352 с.

6.Ушакова О. Д. Афоризмы и крылатые выражения: Справочник школьника. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2005. – 64 с.65. Ушакова О. Д. Почему так говорят: Фразеологический словарик школьника.. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2005. – 96 с.

7.Францова Н. В. Литература: Анализ эпизода: Анализ стихотворения: учебно-методическое пособие. – М.: Издательство «Экзамен», 2006. – 352 с.

8.Культура речи. Тестовые задания для абитуриентов и школьников / Дунев А.
И., Ефремов В. А. – СПб.: САГА, Азбука-классика, 2004. – 112 с.

9.Орфоэпический словарь русского языка / Авт.-сост. Новинская Н. И. – Ростов н/Д: «Феникс», 2004. – 336.

10.Точка, точка, запятая… Саморепетитор по русской пунктуации. Под ред. А. М. Ломова.- Воронеж, 1993. – 176 с.

Для обучающихся:

1.Казбек-Казиева М. М. Школьные олимпиады. Русский язык. 5 – 11 классы. – 2-е изд, испр. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 192 с.

2. Ушакова О. Д. Афоризмы и крылатые выражения: Справочник школьника. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2005. – 64 с.65. Ушакова О. Д. Почему так говорят: Фразеологический словарик школьника.. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2005. – 96 с.

3.Энциклопедия для детей. Т. 10. Языкознание. Русский язык. / Гл. ред. М. Д. Аксенова. – М.: Аванта+, 2001. – 704 с.

4.Львова С. И. Словообразование – занимательно о серьёзном: практические задания для учащихся 8 – 11 классов. – М.: Эксмо, 2006. – 240 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Лексическое богатство русского языка"

Программа внеурочной деятельности "Лексическое богатство русского языка"  предназначена для педагогов, работающих в 5 классе в условиях реализации ФГОС....

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Лексическое богатство русского языка"

Программа курса предназначена для обучающихся 5 класса.  Русский язык — язык русского народа, он служит ему средством общения во всех сферах жизни, хранения и передачи информации, связи пок...

Программа внеурочной деятельности по русскому языку "Занимательный русский"

Разработка программы внеурочной деятельности по русскому языку в 5 классе....

Программа внеурочной деятельности по русскому языку "Секреты русского языка"

Программа курса по внеурочной деятельности «Секреты русского языка» для 6 класса составлена...

Программа внеурочной деятельности по русскому языку «Русское правописание: орфография и пунктуация»

    Задачи и особенности программы. Программа уделяет особое внимание ха­рактеристике речевого общения в целом, особеннос­тям письменного общения, а также специфическим элемен...