Наклонения глаголов
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Галич Любовь Алексеевна

Разработка урока по теме "Наклонения глаголов". Материал достаточно сложный, поэтому используется на уроке инсценировка сказки, презентация, рисунки. Это позволит донести до ребят новые для них понятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nakloneniya_glagolov.docx19.74 КБ

Предварительный просмотр:

 Тема урока:   Наклонения глагола.

Цель урока: познакомить с наклонениями глагола, научить различать их, использовать в нужной ситуации.

  1. Организационный момент. Урок начинается с разбора предложения: Слова к тому приходит, кто впереди  ходит.

(Это девиз урока.)

   После морфологического разбора глагола  ходит перехожу к объяснению новой темы.

  1. Усвоение нового материала

-Итак, мы  вспоминали все известные вам признаки глагола.

 Глагол ходит обозначает действие, которое реально происходит в настоящее время, но, оказывается, глаголы могут обозначать и нереальные действия, которые не происходили, не происходят и , возможно, не произойдут.

Вот мы и подошли к теме сегодняшнего урока – «Наклонение глагола».

Сегодня  вы познакомитесь с ещё одним морфологическим признаком глагола- наклонением, узнаете об изъявительном,  условном и повелительном наклонениях.

Что же такое наклонение? Это, ребята ,своеобразный контролёр, который всегда соотносит действие с реальностью и показывает, происходит ли оно в действительности, только желаемое оно  или то, которого мы ждём от собеседника.

  Тема, ребята, вам совершенно незнакома, поэтому позовём на помощь сказку.

(Инсценировка сказки подготовлена заранее)

  В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь. И было у него три сына.

     Епифан был старший брат.                                  Меньший брат Иваном звался

     Сам себе он был не рад.                             Тот во все дела совался.

     Всё б у  парня получилось,                                   Он зимою дров наколет,

     Если б что-то не случилось.                                  А весной засеет поле.

     - Я бы сделал, я бы смог,                                       -Слов на ветер не бросаю,

     Если б кто- нибудь помог!                                     Что надумал, выполняю!

     Брат Тимоня средним был.

     Тот командовать любил.

      Только слышно от него:

    - То возьми! Подай того!

  Жили братья, не тужили, да напал на то царство - государство враг. Змей девятиглавый.

Обратился царь к сыновьям, чтоб шли они со Змеем биться, чтоб защитили от этого врага Русскую землю.

Епифан. Я пошёл бы воевать,

                 Если б не любил поспать,

                 Я сразился б со злодеем,

                 Самозванцем, лиходеем,

                 Я бы Змея победил,

                  Если б тятька разбудил!,

Тимоня.   Эй, Ванюшка, эй, дурак,

                   Снаряжайся! В царстве враг!

                   Есть и спать не любишь вволю-

                   Так ступай во чисто поле,

                   Заруби дракона злого

                   Аль доставь  сюда живого!

  Иван.     Вижу: час настал мой, братцы.

                  В путь дорогу собираться.

                  Я за землю за свою

                  Постою в любом бою!

                   Меч возьму себе  в подмогу.

 Тимоня.  Ну, иди, Ванюша, с Богом!..

       

          - Ребята, кто из братьев понравился вам больше всего? Почему? А почему не понравились Епифан и Тимоня ?

          А ведь братья, ребята, познакомили нас с тремя наклонениями глагола: Изъявительным, условным, повелительным.

Вспомним, какие глаголы любят употреблять братья.

( на доске рисунки : Епифан- почёсывает за ухом, Тимоня- указывает перстом, Иван- с топориком через плечо.)

Запишем под портретами глаголы, употребляемые братьями.

  Прочитаем параграф учебника. Кто из братьев употреблял глаголы в форме изъявительного наклонения? В чём особенность этих глаголов? Какое действие они обозначают?( В ходе знакомства с правилом делаются надписи над столбиками глаголов:

( Изъявительное, условное, повелительное.)

  1. Закрепление    материала тоже проводится в игровой форме.

  -А теперь, ребята, снова вернёмся в сказку.

1. Царь-отец рассержен очень.

    Братьев он зовёт пред очи:

     - Брат Иван пошёл сражаться-

    Вам без дела грех слоняться!

     Вот решите-ка задачу!

    Будет чудо вам иначе!

Задание. Епифану  выписать глаголы в форме условного наклонения, Тимоне- повелительного.

1)Возьми ножик, Карло, вырежи из этого полена куклу, научи её говорить всякие смешные слова и носи по дворам.

2) Я бы уступил своё место, да не бывать Марту прежде Февраля.

 3) НЕ сжёг бы ты кожу лягушачью, оборотилась бы я снова красной девицей.

4) Свет мой, зеркальце, скажи да всю правду доложи!

 5) Наградила бы я тебя по – царски, да не послушался ты моего совета.

 6)»Смилуйся, государыня рыбка!»- ей с поклоном старик отвечает.

Братья (хором). Головы вам не сносить-

                                Надо помощи просить!

(Класс выполняет данное задание)

2.    А Иван –то где, ребята?

      Ох, Ивану трудновато!..

      Камень на его дороге,

     Обойдётся ль без подмоги?

(На листе бумаги нарисован камень с надписью: «Осилишь задачу - найдёшь удачу». Здесь же задание для Ивана.)

Задание. Вставить пропущенные буквы, найти глаголы в изъявительном наклонении, определить их время.

1). Рус..кий ни с меч..м, ни с калач..м не шутит.

2). Бе..      смелости не возьмёш… и крепости.

 3). Кто с Россией не тягался, в правых не ост..вался.

 -У нашей сказки, ребята, счастливый конец. Иван - царевич выполнил все задания, победил злого Змея. А вы одолели очень сложную тему, познакомившись с наклонениями глагола. Вспомним их. Какие действия обозначают глаголы в форме изъявительного наклонения? условного? повелительного?

  1. Итог урока. А теперь вернёмся к девизу урока. Почему я выбрала именно эту пословицу?

   

Resource id #2748

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 6 классе.Наклонения глагола.Изъявительное наклонение.

Урок русского языка с использованием технологии морфемного анализа....

"Наклонения глагола. Условное наклонение глагола" конспект урока русского языка в 6 классе

Тема урока: Наклонения глагола. Условное наклонение глагола.Цель урока: дать сведения о наклонениях глагола и его изменениях в условном наклонении.Задачи урока:Образовательная:повторить знания учащихс...

Приложение к уроку русского языка 6 класс тема "Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола"

Приложение к уроку русского языка 6 класс тема "Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола"...

Презентация к уроку русского языка 6 класс тема"Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола"

Презентация к уроку русского языка 6 класс тема "Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола". УмК Бабайцевой...