Употребление деепричастий
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме

Чистякова Оксана Игоревна

конспект урока в 7 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_upotreblenie_deeprichastiiy.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка, 7 класс.

Тема: «Употребление деепричастий».

Цели  урока:

- знать  особенности  употребления  деепричастий;

- уметь  использовать  их  в  предложении   и  тексте;

- задуматься  о  роли  деепричастий  в  речи.

Оборудование:

- компьютер;

- медиапроектор  и  мультимедийный  экран  для  компьютерной  презентации;

- плакат  с  нарисованной  мишенью;

- листы  самоконтроля.

Ход  урока

 I. Вступительная  беседа. Формулировка  темы. Целеполагание.

- Ребята,  вы  любите  юмористические  рассказы? Я  тоже. И  сейчас  я  хочу  напомнить  вам  небольшой  фрагмент  рассказа  А.П.Чехова  «Жалобная  книга».

« Подъезжая  к  станции  и  глядя  на  природу  в  окно,  у  меня  слетела  шля-     па».

- Скажу  вам  по  секрету: я  тоже  собираю  курьёзные,  вызывающие  улыбку  фразы (чаще  всего  из  ученических  работ).

Вот  некоторые  из  них:

Заигравшись  до  позднего  вечера,  мама  рассердилась  на  нас.

Сидя  у  окна,  в  комнату  влетел  воробей.

Поселившись  в  деревне,  его  мечта  осталась  прежней.

- Почему  эту  жалобу Чехов  поместил  в  юмористическую  книгу?

- Подумайте,  что  общего  во  всех  этих  предложениях? Какую  часть  речи  неудачно  употребляют  все  авторы  предложений  из  моей  «коллекции»?

- Над  чем  не  задумались,  а  может  быть,  чего-то  они  не  знали? Тогда,  как  вам  кажется,  изучив  всю  тему  «Деепричастие», о  чем  необходимо  задуматься?

- Сформулируйте  тему  урока  (слайд № 1: употребление  деепричастий  в  речи).

- Что  значит  правильно  употреблять  деепричастия (произносить, использовать)?

 - Сформулируйте  цели  урока (слайд № 2: цели  урока).

            II. Актуализация  опорных  знаний.

- Но  прежде  всего, чтобы  правильно  употреблять,  надо  узнавать  деепричастия! Проверим  себя (слайд № 3: выделите  в  каждом  столбике  деепричастие).

I-й  вариант

а) закрыт;

б) закрывшийся;

в) закрыв.

II-й  вариант

а) работавший

б) работая;

в) разработка.

- По  каким  признакам  вы  это  сделали?

III. Формирование  новых  понятий.

- Узнавать  деепричастия  вы  умеете. Теперь  приступим  к  теме. Если  нужно  познакомиться  с  правилами,  заглянем  в  учебник  «Теории»?

- Есть  ли  в  нем  такие  правила? (нет) Поэтому  я  предлагаю  вам  самим  сделать  «научные  открытия»  на  основе   наблюдений, анализа  языковых  фактов,  явлений.

1. Знакомимся  с  особенностями  произношения  деепричастий  (орфоэпическими  нормами).

- От  данных  глаголов  образуйте  деепричастия (устно):

создать

- создав

занять

- заняв

поднять

- подняв

- Какую  закономерность  вы  заметили?

Продолжайте  теперь  самостоятельно (письменно).

начать  (начав)

понять  (поняв)

принять  (приняв)

прибыть  (прибыв)

закупорить  (закупорив)

заплесневеть  (заплесневев)

облегчить  (облегчив)

углубиться  (углубившись)

черпать  (черпая)

баловаться  (балуясь)

- Проверьте  себя (слайд № 4: произносите  правильно).

- А  теперь  еще  раз  проверьте  себя,  но  в  паре. Произнесите  друг  другу   (правильно) запомнившиеся  деепричастия. Поставьте  себе  оценку  в  лист  самоконтроля  (в  зависимости  от  того,  сколько  примеров  из  10  вы  запомнили).

2. Знакомимся  с  особенностями  использования, включения  деепричастий  в  предложения  (грамматическими  нормами).

И  я  предлагаю … (Стук  в  дверь. Сценка: входят  два  домовенка)

Кузя: Света!  Света!  (зовет)

Света: Да, да, я здесь.

Кузя: Света,  знакомься. Это  Егорка – наш  сосед  с  первого  этажа. Он  домовой.

Точнее,  магазинный,  живет  в  магазине. Егорка,  расскажи  Свете,  в  чем      твоя  проблема. Света  учится  в  7-м  классе, отличница,  мигом  разберется.

Егорка: У  нас  в  магазине  стало  очень  холодно. Дует. Потому  что  покупатели  дверь  не  закрывают. И  я  решил  табличку  написать. Только  не  знаю, как  лучше  сказать.

Кузя: Вот  что  у  нас  получилось (вешает  табличку: «Зайдя  в  магазин  дверь        

должна  быть  закрыта»).

Света: Нет,  это  плохо! Получается,  что  у  вас дверь  в  магазин  заходит. С  деепричастным  оборотом  надо  быть  очень  осторожным. И  чтобы  такой  бессмыслицы  не  получилось,  помнить,  что действие, выраженное  деепричастием, и действие, выраженное  глаголом-сказуемым, относится  к  одному  лицу.

Кузя: Я  понял,  надо  так (пишет)  «Заходя  в  магазин  закрывайте  дверь».

Света: Было  бы  неплохо  еще  слово   «пожалуйста»  добавить. (Кузя  пишет)

            Кстати,  Кузя,  а  запятую  ты  поставил?

Кузя: Это  ещё  зачем? И  так  все  понятно.

Света: Надо,  чтобы  все  правильно  было. А  то  вы  всех  покупателей  распугаете.

            Запомните: деепричастный  оборот  всегда  выделяется  запятыми.

Кузя: Видишь, Егорка, я  же  говорил,  что  Света  нам  поможет.

Егорка: Вижу. Только  у  меня  ещё  несколько  объявлений. Может,  проверите,  

              ребята?  А  мы  зайдем  завтра. (уходят)

Света: Конечно,  проверим.

(слайд № 5: проверьте  Егоркины  объявления.  Какие  из  них  можно  повесить  в  магазине?)

  • Проходя  мимо  витрины,  стекло  может  разбиться!
  • Проверяйте  деньги,  не  отходя  от  кассы.
  • Заходя  в  магазин,  собаки  должны  остаться  на  улице!

- А  вот  теперь, когда  вы  знаете  важное  правило  использования  деепричастий  в  предложении (какое?), самое  время  вспомнить  про  мою  веселую  коллекцию  ученических  фраз. Предлагаю  поучиться  на  чужих  ошибках.

(слайд № 6: отредактируйте  предложения, слайд № 7: проверьте  себя).

Поставьте  себе  оценку  в  лист  контроля.

В- I

В- II

1. Подойдя  к  дому,  собака  встретила  меня  радостным  лаем.  

1. Покатавшись  на  катке,  сильно  болят  ноги.

2. Сидя  у  окна,  в  комнату  влетел  воробей.

2. Возвращаясь  домой,  пошел  дождь.

3. Заигравшись  до  позднего  вечера,  мама  рассердилась  на  нас.

3. Поселившись  в  деревне, его  мечта  осталась  прежней.

     

3. Задумаемся  о  роли  деепричастий  в  речи.

- Деепричастия,  деепричастия… . Сколько  с  ними  хлопот:  и  произносить  их  надо  правильно,  и  употреблять  в  предложении,  хорошенько  подумав. А  может,  не  так  уж  они  и  нужны? Мне  кажется,  убедительно,  красноречиво  ответил  на  этот  вопрос  английский  поэт Р.Саути  своим  необычным  стихотворением  «Лодорский  водопад».

(слайд № 8: звучит  стихотворение)

Кипя,

Шипя,

Журча,

Ворча,

Струясь,

Крутясь,

Сливаясь,

Вздымаясь,

Вздуваясь,

Мелькая,  шурша,

Резвясь  и  спеша,

Скользя,  обнимаясь,

Делясь  и  встречаясь,

Ласкаясь, бунтуя, летя,

Играя, дробясь, шелестя,

Блистая, взлетая, шатаясь,

Сплетаясь, звеня,  клокоча,

Взвиваясь, вертясь, грохоча,

Морщинясь, волнуясь, катаясь,

Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,

Взметаясь  и  пенясь, ликуя, гремя,

Дрожа, разливаясь, смеясь  и  болтая,

Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая,

Вперед  и  вперед  убегая  в  свободолюбивом  задоре,-

Так  падают  бурные  воды  в  сверкающем, быстром  Лодоре.

- Что  в  этом  стихотворении  показалось  необычным? (52 деепричастия!)

- Кто  из  вас  видел  настоящий  водопад? Слышал  его  шум?

- Какие  слова  в  стихотворении  помогли  это  сделать? Попробуем  обойтись  без  них.

- Какую  же  роль  играют  они?

- Готовясь  к  уроку  по  группам,  вы  подбирали  примеры  использования  деепричастий  в  речи,  в  текстах  художественных  произведений. Послушаем,  к  каким  выводам  вы  пришли.

(выступления  учащихся)

(слайд № 9: наши  исследовательские  работы)

  • Деепричастия  в  прозаических  произведениях  А.Пушкина  и  Н.Гоголя.
  • Деепричастия  в  поэтических  текстах.
  • Деепричастия  в  пословицах, поговорках, фразеологизмах.

- Итак,  какую  же  роль  играют  деепричастия?

(слайд № 10: роль  деепричастий  в  речи)

  • Деепричастия  дорисовывают  основное  действие, делают  речь  более  точной,  яркой.
  • Предложения  с  деепричастиями  более  выразительны, живописны.

IV. Формирование  умений,  навыков.

- А  если  так,  если  деепричастия  в  речи  нужны,  будем  учиться  их  использовать. Предлагаю  выполнить  творческое  задание.

(слайд № 11: составьте  текст «Зима  в  нашем  городе», правильно  включив  в  него  как  можно  больше  деепричастий)

- Чьи  работы  вам  понравились?

Дома  можно  попробовать  написать  стихотворение  с  деепричастиями  или  текст  на  другую  тему.

V. Итоги.

- Наше  занятие  подходит  к  концу.

- С  какими  нормами  употребления  деепричастий  вы  познакомились?

- Как  вам  кажется,  где  могут  пригодиться  эти  знания?

(слайд № 12: итоговый  тест  по  типу  заданий  в  ЕГЭ, слайд № 13: проверь  себя)

Результаты  внесите  в  лист  контроля.

Итоговый  тест

В- I

В- II

1. Какое  из  слов  не  является  деепричастием?

а) даря;

а) доля;

б) гиря;

б) деля;

в) жаря.

в) пиля.

2. На  месте  каких  цифр  должны  стоять  запятые?

Он  шел  по  тропинке (1)  и  (2)  низко  опустив  голову (3)  что-то  искал.

Он  бросил  работать (1)  и  (2)  отойдя  к  окну (3)  открыл  его.

а) 1,2,3

а) 1,2,3

б) 2,3

б) 2,3

3. Найдите  слова  с  ударением  на  третьем  слоге:

а) балуясь;

а) облегчив;

б) черпая;

б) прибыв;

в) углубившись.

в) закупорив.

4. Выберите  правильное  продолжение  фразы.

Сидя  у  костра,

Подходя  к  лесу,

а) внезапно  налетел  ветер;

а) ветер  стал  как  будто  сильнее;

б) мы  завороженно  глядели  на  огонь;

б) уже  чувствуется  осенняя  свежесть;

в) мне  вспоминалась  ночь  на  Днепре.

в) я  всегда  испытываю  необычайное  волнение.

5. Подберите  синоним  к  фразеологизму.

а) сломя  голову;

а) не  разгибая  спины;

б) засучив  рукава.

б) положа  руку  на  сердце.

Дома  можно  составить  тест  по  теме  «Употребление  деепричастий  в  речи».

Таким  образом,  домашнее  задание  по  выбору:

1) написать  стихотворение (текст)  с  использованием  деепричастий  или  «Похвальное  слово  деепричастию»;

2) составить  тест  по  изученной  теме;

3) выполнить  упражнение  № 265

        V. Рефлексия.

        Итак,  оценки  за  работу  на  уроке  вы  поставили  себе  в  лист  самоконтроля. Благодарю  всех  за  сотрудничество  и  прошу,  уходя  с  урока,  подумать  о  том,  как  прошел  он  для  вас  лично,  и  «выстрелить»  в  своеобразную  мишень  с  графами: «Полезно», «Интересно»,  «Скучно»,  «Трудно».

   

        -  -

Resource id #1952

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Употребление деепричастий в течи

Урок разработан на основе технологии критического мышления через чтение и письмо....

Презентация "Употребление деепричастий в течи"

Презентация к уроку по теме  "Употребление деепричастий в речи"...

Урок"Употребление деепричастий в речи"

Урок по программе М.М Разумовской...

Урок русского языка "Употребление деепричастий в речи"7класс

.На данном уроке рассмотриваются выразительные возможности деепричастийУчащиеся узнают морфологические и синтаксические признаки деепричастий, правило постановки знаков препинания при ...

план- конспект урока "Употребление деепричастий в речи"

план - конспект урока с применением ЭОР...

Методическая разработка урока русского языка в 6 классе по теме "Употребление деепричастий в речи" с презентацией

Свою методическую разработку я посвящаю актуальной проблеме подготовки учащихся к ЕГЭ и ГИА. Цель данной работы: показать, как можно организовать деятельность уч – ся  при изучении...

Урок русского языка "Употребление деепричастий в речи (7 класс)"

Цель урока: определить роль деепричастий в речи, условия их правильного употребления в речи;  развивать навыки образования деепричастий, устранения грамматических ошибок в употреблении деепр...