Употребление деепричастий в течи
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему

Гунина Людмила Николаевна

Урок разработан на основе технологии критического мышления через чтение и письмо.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc109 КБ

Предварительный просмотр:

                                      Урок – морское путешествие

Тема: «Употребление наречий в текстах разных стилей»

Тип урока: повторительно-обобщительный

Вид урока: урок решения проблемно-познавательных задач.

Цель: показать возможность употребления наречий в текстах разных стилей.

Знать: стили речи, правила написания наречий.

Уметь: определять стили речи, составлять текст определённого стиля речи, правильно писать наречия.

Оборудование: карточки, толковые словари

                                                     

                                                         Ход урока

                                               

                       Учитель

                  Учащиеся

1.Оргмомент

2.Вступительное слово (шум морского прибоя)

Ребята, уважаемые гости, я рада приветствовать вас в нашей кают-компании и приглашаю всех совершить морское путешествие на прекрасном корабле под символическим названием «Наречие». (гонг) Итак, мы отправляемся в плавание! Отдать швартовый! (звучит музыка песни «Весёлый ветер»)

«Что? Почему? Зачем? И где?» Эти вопросы должны сопровождать каждого человека, желающего достигнуть определённого роста в своём развитии, а также успехов в различных областях науки. Не исключение и такие науки, как Морфология и Стилистика, а конкретно мы будем говорить об употреблении наречий в текстах разных стилей.

Вы, конечно, знаете, что каждое путешествие сопровождается различными приключениями, порой опасностями и неожиданностями. Так вот все трудности, которые могут встретиться и нам на пути, мы должны преодолеть с помощью уже приобретённых знаний и умений, а также проявить смекалку, показать свои творческие способности.

Таким образом, мы сможем ответить на вопросы : «Что? Почему? Зачем? И где?

3. А сейчас проверяем ваше домашнее задание. Необходимо было изобразить наречие. Каким оно вам представляется? Как же, на ваш взгляд, выглядит эта часть речи?

Что такое наречие? (вывешиваем табличку с вопросом «Что?»

1.Представители 1 группы:

Мы представили наречие в виде весёлого человечка, который имеет очень много друзей. Самым близким другом является глагол.

2. Представители 2 группы:

Мы изобразили наречие в виде цветика-шестицветика, потому что оно молодо и имеет значения образа действия, времени, цели, меры и степени, места, причины.

Наречие – это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак действия, признак признака и отвечает на вопросы: Как? Каким образом? Где? Когда? Откуда? Наречие не изменяется. В предложении является обстоятельством.

4. Ребята, а теперь давайте выясним лексическое значение слова наречие.(работа с толковым словарём). Выпишите значения в тетрадь.

Определите стиль речи словарной статьи.

Слово «наречие» имеет два лексических значения:

  1. Совокупность местных говоров какого-нибудь языка, обладающих общими диалектными чертами.
  2. В грамматике: неизменяемая часть речи, обозначающая признак действия, признак признака.

Статья написана научным стилем, т.к. в ней передаётся научная информация.

5.Какие ещё стили речи вам известны?

Кроме научного, мы познакомились с художественным стилем, официально-деловым, публицистическим. Они относятся к книжным, но есть ещё и разговорный стиль.

6.Ребята, кажется впереди земля. А вот и сам хозяин города –господин Наречие.( Вы, наверное, догадались в честь кого назван наш корабль?)

Спросим у господина Наречия, почему его так назвали? (на доску вывешиваем табличку с вопросом «Почему?»)

Ну что ж, спасибо господину Наречию за рассказ, а мы продолжаем наше путешествие.

Сообщение уч-ся в роли господина Наречия:

Я происхожу из древнего знатного рода. Обратите внимание на величавый корень речь. Он был известен ещё в древнерусском языке. Тогда это был глагол со значением «говорить». От него произошли слова: изречение, речистый, наречие(говор), нарекать и др. Обозначало оно и язык, слово, спор, решение, способ, предмет. Так же называли и часть речи, которую мы зовём глаголом.

И, если буквально перевести моё имя на современный язык, получится «наглаголие». Это потому, что я почти всегда живу и работаю с глаголом. Примыкая к глаголу, поясняю, уточняю его, придаю ему чёткость.

7.На ваших столах вы видите розовые карточки. Перед вами текст. Запишите. Подчеркните наречия как члены предложения. Ответьте на следующие вопросы: зачем нужны наречия? Чтобы ответить на вопрос, попробуйте мысленно опустить наречия. (на доску вывесить табличку с вопросом «Зачем?»)

Текст:

Есть существа, способные так прямо, и верно, и открыто, и сияющее смотреть, что сами становятся похожи на солнце. Сколько есть таких светолюбивых растений с цветом-солнцем посреди.

                                        М.Пришвин.

Ответ:1. В первом предложении используются наречия образа действия, во втором - места, все они являются обстоятельствами.

2.Если мы опустим наречия в этом тексте, он станет бессмысленным. Обозначая признак действия, признак признака, наречия необходимы для того, чтобы охарактеризовать более точно действие, предмет, признак, передать наше отношение к ним.

8. Выполняем следующее задание. Прочитайте текст. Выпишите из текста наречия с пропущенными буквами. Объясните орфограммы. Произведите морфемный разбор наречий и морфологический разбор слова справа.

 Морфологический разбор:

      Справа – наречие,

  1. обозначает признак действия;
  2. неизм.;
  3. Ошпарила (где?) справа

Справа, слева, издалека, далеко (работа у доски)

9.Боже мой, юнга! По-моему, надвигается шторм! Что я вижу! Люди за бортом! Спасательные круги в воду! (задание на спасательных кругах)

Прочитайте тексты. Что объединяет все три отрывка?

В тексте №3 найдите наречие тщетно, подберите к нему синонимы.

1 группа определяет тему отрывка и основную мысль. 2 группа задаёт вопросы к тексту, на которые будет отвечать 1 группа.

Правильное выполнение этого задания помогло многим выйти сухими из воды. Молодцы!

Эти отрывки объединены одной темой. В них говорится об исторических событиях нашей родины. (Куликовская битва, Великая Отечественная война, война 1812 года с Наполеоном)

Тщетно –напрасно, бесполезно, безуспешно, безрезультатно; даром, впустую, попусту, понапрасну, зря.

1 группа:

Тема отрывка – Куликовская битва, разгром Мамая. Основная мысль: автор утверждает, что именно с этой битвы начинается освобождение народа от монголо-татарского ига.

2 группа:

1. Где происходило сражение?

2. Около какой реки находилось это поле?

3.Кто возглавлял русскую рать?

4.Против кого она выступала?

5.Кто руководил войсками противника?

6. Какую роль сыграла эта битва в истории нашей страны?

Все три отрывка написаны публицистическим стилем, т.к. они взяты из статьи. Используются такие средства языка, как торжественная лексика (величественный вид), описательные обороты, обозначающие явления общественной жизни (депутация бояр, русская рать, освобождение народа и т.д.)

10. А вот и погода изменилась… На море полный штиль! Смотрите, как ярко светит солнышко. У вас на столах лежат карточки в виде солнышка. Выполняем задания. Вставьте наречия, изображённые на лучиках, в текст. Прочитаем. Определите стиль речи. Докажите.

Текст:

Раным-рано поднимается солнце. Оно всходит медленно, постепенно, заливая всё своим ярким светом. Сначала это огненное чудо только слегка пригревает землю, по-дружески смотрит на распускающиеся цветы, весело улыбается щебечущим птичкам. Потом оно ослепительно сверкает и горячо припекает. Солнце без устали трудится весь день, щедро даря тепло и радость.

Текст написан художественным стилем, т.к. автор нарисовал словами конкретную картину и образ (солнышко). Он использовал различные выразительные средства языка (эпитеты, олицетворение и т.д.)

11.Ребята, посмотрите, впереди виднеется пристань. Время нашего путешествия подходит к концу. Но мы с вами не ответили ещё на один вопрос. Какой же?

Я думаю, что вы легко ответите на него. Итак, где встречаются наречия? (на доске табличка с вопросом «Где?»)

Где?

Наречия встречаются в текстах разных стилей: художественном, научном, публицистическом.

12.(Показать картинку и зачитать надпись к ней). Как вы думаете, что это такое? Верно, это реклама. А к какому стилю можно отнести этот текст.

Дома: Сочините рекламный проспект для ряда новых товаров с использованием наречий. Названия нового товара:

Ферминобель, вильдобизер, кульдяло, шурпумпель, фифелямба.

Итог: Итак, сегодня на уроке мы ещё раз убедились в том, что наречия могут употребляться в текстах разных стилей. А морское путешествие хотелось бы закончить песней.

Оценки за урок.

Это реклама. Официально-деловой стиль. Отличается точностью, краткостью высказывания, логичностью и нейтральным тоном.

Учащиеся поют припев песни «По морям, по волнам…»

По морям, по волнам,

Нынче здесь, а завтра там

( называют наречия…)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Употребление деепричастий в течи"

Презентация к уроку по теме  "Употребление деепричастий в речи"...

Урок"Употребление деепричастий в речи"

Урок по программе М.М Разумовской...

Урок русского языка "Употребление деепричастий в речи"7класс

.На данном уроке рассмотриваются выразительные возможности деепричастийУчащиеся узнают морфологические и синтаксические признаки деепричастий, правило постановки знаков препинания при ...

план- конспект урока "Употребление деепричастий в речи"

план - конспект урока с применением ЭОР...

Методическая разработка урока русского языка в 6 классе по теме "Употребление деепричастий в речи" с презентацией

Свою методическую разработку я посвящаю актуальной проблеме подготовки учащихся к ЕГЭ и ГИА. Цель данной работы: показать, как можно организовать деятельность уч – ся  при изучении...

Урок русского языка "Употребление деепричастий в речи (7 класс)"

Цель урока: определить роль деепричастий в речи, условия их правильного употребления в речи;  развивать навыки образования деепричастий, устранения грамматических ошибок в употреблении деепр...