Конспект урока русского языка в 10 классе по теме "Односоставные предложения. Обобщение"
план-конспект урока (русский язык, 10 класс) по теме

Канзафарова Зульфия Рахматуллоевна

Урок обобщающего типа по теме "Односоставные предложения". Может использоваться для повторения и обощения заданной темы в 8- 11 классах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 88 Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан

Конспект урока русского языка в 10 классе по теме «Односоставные предложения. Обобщение»

Составитель: учитель русского языка и литературы

Канзафарова Зульфия Рахматуллоевна

Уфа- 2013

Конспект урока русского языка в 10 классе по теме «Односоставные предложения. Обобщение»

Цели урока:

  1. Повторить, обобщить и систематизировать полученные ранее знания по теме «Односоставные предложения».
  2. Отработать умение определять их вид и отличать односоставное предложение от неполного.
  3. Отработать навыки  нахождения односоставных предложений в составе сложного и умения постановки знаков препинания в сложном предложении.

Формирование умений:

  • находить односоставные предложения по их структурным признакам и обобщенному  значению;
  • правильно расставлять знаки препинания в сложном предложении, состоящем из разнотипных простых.

Развивающие умения:

  • умение быть внимательным;
  • умение аргументировать свою точку зрения, доказывать ее;
  • развивать логическое мышление, речь.

Воспитательные цели:

  • воспитывать любовь и интерес к русскому языку и русской литературе;
  • воспитывать и развивать культуру общения.

Основные задачи:

  1. Обучающиеся должны научиться находить и опознавать данное языковое явление.
  2. Обучающиеся должны научиться отработать навыки анализа предложений в составе текста.
  3. Обучающиеся должны уметь правильно употреблять разные языковые конструкции в собственной устной и письменной речи.

Методические приемы: наблюдение и анализ, обобщение изученного, самостоятельная работа.

Средства обучения: 

  • компьютер
  • телевизор

Оборудование: презентация  «Типы односоставных предложений», опорная таблица, материал для самостоятельной работы.

Технологии: ИКТ,  сотрудничество учителя с обучающимися.

Формы работы: коллективная и индивидуальная.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы и целей  урока.
  3. Закрепление материала по теме «Односоставные предложения».

1.Учитель: Сегодня мы с вами повторим типы односоставных предложений, научимся определять их по структурным особенностям и значению и научимся находить их в составе сложного предложения, а также повторим пунктуацию сложного предложения, содержащего односоставные предложения.

Перед нами таблица.

Сколько типов  односоставных предложений вам известно?(5) Назовите их.

На какие две большие группы их можно разбить? ( С главным членом подлежащим и с главным членом сказуемым).

Что такое назывные предложения? (Односоставные предложения с главным членом-подлежащим, выраженным существительным). Примеры.

Что такое безличные предложения? (Односоставные предложения, в которых нет и не может быть подлежащего). Что сообщается в безличных предложениях? (Состояние природы, человека, животного)

Чем может быть выражено сказуемое в безличных предложениях?

(Безличным глаголом или личным глаголом в безличном значении, словом нет, категорией состояния, сочетанием категории состояния с инфинитивом, кратким страдательным причастием и инфинитивом) Примеры.

Что такое определенно-личные предложения? Чем выражено сказуемое в них? (формой 1-го или 2-го лица глаголов настоящего или будущего времени). Привести примеры.

Что такое неопределенно-личные предложения? Чем выражено сказуемое в них? ( Глаголом 3 лица множественного числа настоящего и будущего времени изъявительного и повелительного наклонения). Привести примеры.

Что такое обобщенно-личные предложения? Чем выражено сказуемое в них? (По форме они могут быть как определенно-личные или неопределенно - личные, но имеют обобщающий смысл. Чаще всего это пословицы и поговорки).

2. Карточка №1

Учитель раздает карточки, обучающиеся должны определить тип односоставного предложения и назвать, откуда взяты эти строки.

  1. Люблю березку русскую.
  2. Мойте руки перед едой!
  3. Будьте здоровы.
  4. Люблю дымок спаленной нивы.
  5. О чем в газетах пишут?
  6. В окно повеяло весною.
  7. Об этом писали в газетах.
  8. Чужим умом не проживешь.
  9. Как душно и уныло.

Ответы: 1, 2, 3, 4- определенно-личные предложения; 5, 7- неопределенно-личные; 6, 9- безличные.

3. Программированный диктант

Учитель читает предложения, обучающиеся пишут в тетрадях цифровое обозначение и определяют автора строк. (Один обучающийся работает у доски).

Программа: Карточка

              1. Назывное.

              2. Определенно-личное.

              3. Неопределенно-личное.

              4. Обобщенно-личное.

             5. Безличное.

             6. Двусоставное.

  1. Шепот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья.

  1. Ночь, улица, фонарь, аптека,

Бессмысленный и тусклый свет,

Живи еще хоть четверть века-

Все будет так. Исхода нет.

  1. Доброму человеку бывает стыдно даже перед собакой.
  2. Дело мастера боится.
  3. По выучке мастера знают.
  4. Гвозди бы делать из этих людей-

Крепче бы не было в мире гвоздей…

  1. Водой солнца не погасить.
  2. Думай хорошо, и мысли созреют в добрые поступки.
  3. Закаляйся как сталь.
  4.  Не стыдно не знать, стыдно не учиться.
  5.  Береги честь смолоду.
  6.  Не учись до старости, а учись до смерти.

Ответы: 1- 1 (А. А. Фет)

               2- 1 (А. Блок)

               3-  5 (А. П. Чехов)

               4 – 6 (Пословица)

               5-  4 (Пословица)

               6- СП: 5, 5 (Н. Тихонов)

               7- 4 (Пословица)

               8- СП: 2, 6

               9- 2 (Слова песни)

               10 – 5, 5 (Пословица)

               11- 2 по форме, 4 – по содержанию (Эпиграф из «Капитанской дочки» А. С. Пушкина, взят из пословицы)

               12- 2 по форме, 4-  по содержанию (Пословица)

  1. Работа над пунктуацией сложного предложения, содержащего односоставное.

Вспомним, когда в сложном предложении не ставится запятая.

( Когда есть детерминант - общий второстепенный член, когда соединены два восклицательных, два побудительных, два назывных или два безличных предложения).

Объясним расстановку знаков препинания в предложениях. Определим типы односоставных предложений.

  1. Мороз и солнце; день чудесный! (А. С. Пушкин)
  2. Мороз, и не хочется выходить на улицу.
  3. Мороз, и все сидят дома.
  4. Мороз, и без шапки не выйдешь.

  1. Подведение итогов урока, выставление оценок.
  2. Домашнее задание  (карточки с заданиями в формате В4 ЕГЭ)
  3. Рефлексия

Продолжите фразы: « Я вспомнил, что …

Я узнал, что …

Я понял, что…»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только человек м...

Конспект урока русского языка "Главные и второстепенные члены предложения" (5 класс)

Цели урока:Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельнос...

Урок русского языка на тему "Второстепенные члены предложения. Обобщение". 8 класс.

Урок русского языка на тему Второстепенные члены предложения. Обобщение. 8 класс....

Урок русского языка. 5 класс. Второстепенные члены предложения (обобщение). Разбор прстого предложения

повторительно-обобщающий урок при изучении темы "Второстепенные члены предложения" с использованием ИКТ...

Конспект урока русского языка. 8 класс. Обобщение по теме "Односоставные предложения"

Конспект урока русского языка. 8 класс. Обобщение по теме "Односоставные предложения".   Цель урока: овторить и систематизировать изученный материал об односоставных предложениях...

конспект урока русского языка 11 класс Сложносочиненное предложение.

Конспект урока русского языка в 11 классе по теме "Сложносочиненное предложение". На уроке отрабатываются задания 15, 19 ЕГЭ....

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только ч...