Конспект урока русского языка в 10 классе по теме "Односоставные предложения. Обобщение"
план-конспект урока (русский язык, 10 класс) по теме
Урок обобщающего типа по теме "Односоставные предложения". Может использоваться для повторения и обощения заданной темы в 8- 11 классах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока русского языка в 10 классе по теме "Односоставные предложения. Обобщений" | 25.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 88 Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан
Конспект урока русского языка в 10 классе по теме «Односоставные предложения. Обобщение»
Составитель: учитель русского языка и литературы
Канзафарова Зульфия Рахматуллоевна
Уфа- 2013
Конспект урока русского языка в 10 классе по теме «Односоставные предложения. Обобщение»
Цели урока:
- Повторить, обобщить и систематизировать полученные ранее знания по теме «Односоставные предложения».
- Отработать умение определять их вид и отличать односоставное предложение от неполного.
- Отработать навыки нахождения односоставных предложений в составе сложного и умения постановки знаков препинания в сложном предложении.
Формирование умений:
- находить односоставные предложения по их структурным признакам и обобщенному значению;
- правильно расставлять знаки препинания в сложном предложении, состоящем из разнотипных простых.
Развивающие умения:
- умение быть внимательным;
- умение аргументировать свою точку зрения, доказывать ее;
- развивать логическое мышление, речь.
Воспитательные цели:
- воспитывать любовь и интерес к русскому языку и русской литературе;
- воспитывать и развивать культуру общения.
Основные задачи:
- Обучающиеся должны научиться находить и опознавать данное языковое явление.
- Обучающиеся должны научиться отработать навыки анализа предложений в составе текста.
- Обучающиеся должны уметь правильно употреблять разные языковые конструкции в собственной устной и письменной речи.
Методические приемы: наблюдение и анализ, обобщение изученного, самостоятельная работа.
- компьютер
- телевизор
Оборудование: презентация «Типы односоставных предложений», опорная таблица, материал для самостоятельной работы.
Технологии: ИКТ, сотрудничество учителя с обучающимися.
Формы работы: коллективная и индивидуальная.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
- Организационный момент.
- Сообщение темы и целей урока.
- Закрепление материала по теме «Односоставные предложения».
1.Учитель: Сегодня мы с вами повторим типы односоставных предложений, научимся определять их по структурным особенностям и значению и научимся находить их в составе сложного предложения, а также повторим пунктуацию сложного предложения, содержащего односоставные предложения.
Перед нами таблица.
Сколько типов односоставных предложений вам известно?(5) Назовите их.
На какие две большие группы их можно разбить? ( С главным членом подлежащим и с главным членом сказуемым).
Что такое назывные предложения? (Односоставные предложения с главным членом-подлежащим, выраженным существительным). Примеры.
Что такое безличные предложения? (Односоставные предложения, в которых нет и не может быть подлежащего). Что сообщается в безличных предложениях? (Состояние природы, человека, животного)
Чем может быть выражено сказуемое в безличных предложениях?
(Безличным глаголом или личным глаголом в безличном значении, словом нет, категорией состояния, сочетанием категории состояния с инфинитивом, кратким страдательным причастием и инфинитивом) Примеры.
Что такое определенно-личные предложения? Чем выражено сказуемое в них? (формой 1-го или 2-го лица глаголов настоящего или будущего времени). Привести примеры.
Что такое неопределенно-личные предложения? Чем выражено сказуемое в них? ( Глаголом 3 лица множественного числа настоящего и будущего времени изъявительного и повелительного наклонения). Привести примеры.
Что такое обобщенно-личные предложения? Чем выражено сказуемое в них? (По форме они могут быть как определенно-личные или неопределенно - личные, но имеют обобщающий смысл. Чаще всего это пословицы и поговорки).
2. Карточка №1
Учитель раздает карточки, обучающиеся должны определить тип односоставного предложения и назвать, откуда взяты эти строки.
- Люблю березку русскую.
- Мойте руки перед едой!
- Будьте здоровы.
- Люблю дымок спаленной нивы.
- О чем в газетах пишут?
- В окно повеяло весною.
- Об этом писали в газетах.
- Чужим умом не проживешь.
- Как душно и уныло.
Ответы: 1, 2, 3, 4- определенно-личные предложения; 5, 7- неопределенно-личные; 6, 9- безличные.
3. Программированный диктант
Учитель читает предложения, обучающиеся пишут в тетрадях цифровое обозначение и определяют автора строк. (Один обучающийся работает у доски).
Программа: Карточка
1. Назывное.
2. Определенно-личное.
3. Неопределенно-личное.
4. Обобщенно-личное.
5. Безличное.
6. Двусоставное.
- Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья.
- Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет,
Живи еще хоть четверть века-
Все будет так. Исхода нет.
- Доброму человеку бывает стыдно даже перед собакой.
- Дело мастера боится.
- По выучке мастера знают.
- Гвозди бы делать из этих людей-
Крепче бы не было в мире гвоздей…
- Водой солнца не погасить.
- Думай хорошо, и мысли созреют в добрые поступки.
- Закаляйся как сталь.
- Не стыдно не знать, стыдно не учиться.
- Береги честь смолоду.
- Не учись до старости, а учись до смерти.
Ответы: 1- 1 (А. А. Фет)
2- 1 (А. Блок)
3- 5 (А. П. Чехов)
4 – 6 (Пословица)
5- 4 (Пословица)
6- СП: 5, 5 (Н. Тихонов)
7- 4 (Пословица)
8- СП: 2, 6
9- 2 (Слова песни)
10 – 5, 5 (Пословица)
11- 2 по форме, 4 – по содержанию (Эпиграф из «Капитанской дочки» А. С. Пушкина, взят из пословицы)
12- 2 по форме, 4- по содержанию (Пословица)
- Работа над пунктуацией сложного предложения, содержащего односоставное.
Вспомним, когда в сложном предложении не ставится запятая.
( Когда есть детерминант - общий второстепенный член, когда соединены два восклицательных, два побудительных, два назывных или два безличных предложения).
Объясним расстановку знаков препинания в предложениях. Определим типы односоставных предложений.
- Мороз и солнце; день чудесный! (А. С. Пушкин)
- Мороз, и не хочется выходить на улицу.
- Мороз, и все сидят дома.
- Мороз, и без шапки не выйдешь.
- Подведение итогов урока, выставление оценок.
- Домашнее задание (карточки с заданиями в формате В4 ЕГЭ)
- Рефлексия
Продолжите фразы: « Я вспомнил, что …
Я узнал, что …
Я понял, что…»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)
Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по камушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессловесный язык природы. И только человек м...
Конспект урока русского языка "Главные и второстепенные члены предложения" (5 класс)
Цели урока:Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельнос...
Урок русского языка на тему "Второстепенные члены предложения. Обобщение". 8 класс.
Урок русского языка на тему Второстепенные члены предложения. Обобщение. 8 класс....
Урок русского языка. 5 класс. Второстепенные члены предложения (обобщение). Разбор прстого предложения
повторительно-обобщающий урок при изучении темы "Второстепенные члены предложения" с использованием ИКТ...
Конспект урока русского языка. 8 класс. Обобщение по теме "Односоставные предложения"
Конспект урока русского языка. 8 класс. Обобщение по теме "Односоставные предложения". Цель урока: овторить и систематизировать изученный материал об односоставных предложениях...
конспект урока русского языка 11 класс Сложносочиненное предложение.
Конспект урока русского языка в 11 классе по теме "Сложносочиненное предложение". На уроке отрабатываются задания 15, 19 ЕГЭ....
План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)
Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по камушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессловесный язык природы. И только ч...