Имя существительное как часть речи
методическая разработка по русскому языку по теме
Имя существительное как часть речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
imya_sushchestvitelnoe_kak_chast_rechi_spishite_tekst_vstavlyaya_propu.doc | 260.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Имя существительное как часть речи
Спишите текст, вставляя пропущенные буквы. Обозначьте род, число, склонение, падеж имен существительных.
На конюшне
Со..нце уже село в д..лекий лес когда Егорка пр..бежал в к..нюшню. Дед Савелий п..л..жил полушубок на спину невысокой лошаденк.. мышиной маст.. и посадил на него Егорк... Выпущенные из конюшн.. кони, хорошо зная дорогу, сами поб..жали на бер..г оз..ра где для них был огорожен б..льшой вып..с. (В.Бианки.)
Найдите «третье лишнее».
- Один, одиночка, одиночество.
- Пять, пятерка, пятерня.
- Четырехугольник, четыре, четверка.
- Троеборье, три, тройка.
Выпишите только те слова, которые являются существительными.
Зелень, зеленеть, зеленый, зеленя; топот, топотать; десятка, удесятерить, десятый; вымыть, мойка, моечный; дружить, дружба, друзья, дружный; крякать, кряква; темень, темнеть, темнота; утомление, утомиться.
Запишите существительные в родительном падеже множественного числа.
Простыня, кочерга, гектар, валенок, оладья, цапля, сапог, носок, чулок, серьга, туфля, санаторий, щупальце, блюдце, весло, дупло, свеча, мышонок, колено.
Правописание существительных
С помощью суффиксов а) – чик или –щик, б) –чиц(а) или –щиц(а) образуйте от приведенных ниже слов существительные, обозначающие человека по роду занятий, графически обозначьте орфограмму.
Заказать, раскроить, баня, камень, перебежать, барабан, объездить, регулировать, грузить, оценить, пилить, резать, летать, смазать, перестраховаться, доносить, подписаться, захватить, доклад, разведать, возить, пилить, заказать.
Разберите полученные существительные по составу.
Запишите слова, выделите орфограммы.
Лужок, свечой, каблучок, кашей, этажом, сапожок, петушок, ножовка, врачом, тучей, старичок, девчонка.
Игра «Конструктор»
«Суффиксы –чик, -щик»
Образуйте названия лиц по действию с помощью суффиксов –чик, -щик.
Разведывать, наладить, вкладывать, бомбардировать,
точить, прогуливать, обмануть, заказать, переписать,
разносить.
Графический диктант «Пол- с существительными»
+ слитно
_ через дефис.
Пол-лодки, полтарелки, пол-Архангельска, полмира, полминуты, пол-Минска, пол-оборота, полумаска, пол-листа, полуметра, ПОЛУМЕСЯЦ, ПОЛМЕСЯЦА, ПОЛГОДА, ПОЛКИЛОГРАММА, ПОЛУСОН, ПОЛНОЧЬ, ПОЛ-ЯЩИКА.
Ключ: -+-++--+-+++++++-
Кроссворд «Существительные с пол-»
ПОЛ | ||||||||
ПОЛ | ||||||||
ПОЛ | ||||||||
ПОЛ | ||||||||
ПОЛ | ||||||||
ПОЛ |
- Закрытые туфли на шнуровке или застежке.
- Часть материка, с трех сторон омываемая водой.
- Одна из половин земного шара.
- Слабое освещение, слабый свет.
- Промежуток времени, равный 6 месяцам.
- Середина ночи (24 часа).
Кроссворд «Не- с именами существительными»
не | |||||||||||||
не | |||||||||||||
не | |||||||||||||
не | |||||||||||||
не |
- Человек, враждебно относящийся к кому-либо.
- Отсутствие умения читать и писать, слабое знание грамматики и орфографии.
- Отсутствие чувства признательности к человеку, оказавшему услугу.
- Отсутствие сведений о чем-либо.
- Подчинение, зависимость, отсутствие свободы.
Вставьте е или и в существительные.
Колыш …к
Бубенч…к
Краеш…к
Камеш…к
Горош …к
Сарайч…к
Птенч …к
Ореш…к
Молоточ …к
Саквояж…к
Платоч…к
Комоч …к.
Вставьте пропущенные буквы, графически выделите орфограммы.
Мяч..м, дач..й, продаж..й, меж..й, плющ..м, алыч..й, туч..й, морж..м, парч..й, душ..м, этаж..м, стаж..м, ковш..м, свинц..м, куриц..й, барж..й, полотенц..м, каш..й, борщ..м, лапш..й.
С двумя существительными составьте простые предложения.
Вставьте пропущенные буквы, графически выделите орфограммы.
Борщ..к, пятач..к, верблюж..нок, душ..нка, крош..чка, садоч..к, нож..нка, круж..чка, мыш..нок, снеж..к, пастуш..нок, сундуч..к, колпач..к, порош..к, горош..к, собач..нка, волч..нок, звоноч..к, душ..чка, деньж..нки, боч..нок, старуш..нка, бельч..нок, червяч..к, звоноч..к, долж..к.
Определите способ словообразования двух слов.
Выпиши слова, в которых на месте пропуска пишется буква Е.
В плать.., в забыть.., на остри.., на лезви.., в планетари.., у Лиди.., о племен…, в поместь.., на здании..(пр.п), о шалунь.., на бумаг.., во время встреч…, на сковород…, об участи.., на ёлк.., в танц.., об открыти.., в истори.., к подруг…, о минут….
Собственные и нарицательные существительные
Прочитайте текст. Выпишите все собственные и три нарицательных существительных. Произведите синтаксический разбор выделенного предложения.
Любимый фильм
Сережка ждал этого кино целую неделю. И фильм-то был старый – «Золушка». И он понимал, что история маленькой девочки Золушки – это неправда, что это сказка, что ничего этого никогда в жизни не было. Даже тысячу лет назад, когда люди ездили по земле только на лошадях, а по морю ходили на парусниках. И все равно он мечтал о том, как снова увидит этот фильм, как погаснет свет и начнется нечто невообразимо волшебное. (В. Железников)
Выпишите слова, которые пишутся с прописной буквы.
Мы все глядим в (Н,н)аполеоны (А.С. Пушкин) Торт (Н,н)аполеон, (З,з)евсов огонь, цветок (М,м)аргаритка, собака (Ш,ш)арик, планета (З,з)емля, лежать на (З,з)емле, Млечный (П,п)уть, Третьяковская (Г,г)алерея, (С,с)овеет Европы, Новый (Г,г)од, День (У,у)чителя, День (П,п)обеды, (О,о)течественная война.
Спишите, определите собственные и нарицательные существительные. Раскройте скобки.
Согласно современным космогоническим представлениям (З,з)емля образовалась четыре с половиной миллиарда лет назад. Изнуренные долгими скитаниями по волнам моряки наконец увидели (З,з)емлю. В названиях созвездий (Р,р)ыбы, (В,в)есы отражается история человечества, его занятия. Простейшие древние (В,в)есы представляли собой равноплечный рычаг – коромысло с подвешенными чашками.
Кроссворд «Имена существительные собственные»
1. | |||||||||||
2. | |||||||||||
3. | |||||||||||
4. | |||||||||||
5. | |||||||||||
6. |
- Река в Минске, которая течет в трубах под землей.
- Псевдоним великого белорусского поэта, связанный с легендой о цветке папоротника, который приносит счастье.
- Белорусский город, областной центр, название которого, по легенде, восходит к слову берёста.
- Известный белорусский поэт, автор знаменитого стихотворения «Зорка Венера».
- Псевдоним Николая Карловича Романовского, известного белорусского писателя, автора повести для детей «Настенька».
- Фамилия народного писателя Беларуси, автора повести для детей «Миколка-паровоз».
Род существительных
Запишите слова, определите род имен существительных.
Бандероль, ваниль, гантель, кадриль, кафель, лебедь, мозоль, толь, трюфель, тюль, шампунь, шпатель.
В приведенных ниже предложениях найдите существительные общего рода. Определите, лицо какого пола обозначает каждое из них.
1.Какая ты, однако, ломака (А.П. Чехов). 2. Я ехал в Белогорскую крепость избавить сироту, которую там обижают (А.С. Пушкин) 3. К хозяйке скоро приехала гостья, какая-то пустомеля и болтунья (Н.В. Гоголь) 4. Кто бы мог быть этот удивительный плакса? (М.А. Булгаков) 5. Про такого говорят: он плохой, неряха (В. Маяковский)
К приведенным ниже именам существительным мужского рода подберите возможные парные названия женского рода. Охарактеризуйте их стилистическую окраску.
Врач, профессор, поэт, кондуктор, писатель, учитель, секретарь, директор, пловец, бригадир, билетёр, бухгалтер, географ, инструктор, агроном, чемпион, лаборант, космонавт.
Найдите «четвертое лишнее».
- Носок, мозоль, георгин, помидор.
- Тюль, бюллетень, гроздь, рояль.
- Магистраль, вестибюль, бандероль, лазурь.
- Озимь, цитадель, фланель, панцирь.
Определите род существительных.
Рояль, бандероль, туфли, огурцы, полотенца, фамилии, кофе, рельсы, помидоры, небеса, мозоль, жюри, щавель, насекомое, ладонь, бутерброд, какао.
Допишите окончания, правильно обозначив род существительных.Наш…председатель Иванова узнал… . Ваш…банкир Соловьева рассчитал… . Сам… композитор Шувалова сыграл… . Сам… строг… прокурор Гончарова пригласил… . Бывш… доктор Медведева лечил… .
Переведите на русский язык.
Горкі палын, таямнічы надпіс, салодкі яблык, пародзісты сабака, салдацкі шынель, залты медаль, белая гусь, італьянскі жывапіс.
Образуйте от существительных мужского рода существительные женского рода.
Артист, музыкант, минчанин, библиотекарь, поэт, пловец, шалун.
Выпишите сначала существительные мужского, затем общего рода.
Сластена, врач, критик, секретарь, злюка, староста, юрист, неженка, пьяница, слуга, зевака, грязнуля, повар, размазня.
Папины и мамины часы
Витя выполняет домашнее задание. Ему нужно подобрать пять существительных мужского рода и пять женского. Взгляд его случайно падает на ручные часы, лежащие на столе. И он спрашивает свою младшую сестру:
- Оля, часы, по-твоему, какого рода?
- - Какие часы?
- -Папины часы.
- Оля, не задумываясь, решает: «Если папины часы, значит мужского рода, а мамины будут женского».
Определите род существительных.
мастер
домишко
страшилище
село
Петя
ель
дерево
холод
шалунишка
степь
учитель
кассир
Кроссворд «Существительные общего рода»
1. | А | |||||
2. | А | |||||
3. | А | |||||
4. | А | |||||
5. | А | |||||
6. | А |
- Избалованный, не привыкший к трудностям и неудобствам человек.
- Грубый, невоспитанный человек.
- Неаккуратный, не поддерживающий порядка человек.
- Скучный, занудный человек.
- Умный, толковый, много понимающий человек.
- Малообразованный, малосведущий человек.
Несклоняемые существительные
Спишите, определите род несклоняемых имен существительных.
Авто, боа (змея, семейства удавов), боа(шарф), буриме, жабо, какаду, кольраби, миледи, панно, фортепиано, фрау, шансонье, эсперанто.
Вставьте пропущенные буквы.
Густонаселен.. Сан-Франциско, пустынн.. Гоби, полноводн..Конго, дружествен.. Перу, солнечн.. Сухуми, приближающ..ся Капри.
Определите род имен существительных, дописав к ним определения.
Баку, путассу, супер-ЭВМ, алоэ, торнадо, цеце, авеню, ТЭЦ.
Вы пришли во Дворец спорта на экскурсию. Напишите об этом, использовав указанные слова. Какого они рода? Одно из них «лишнее». Какое?
Пари, кимоно, меню, карате, желе, дзюдо, манго, самбо, конфетти, евро, пианино, кафе.
Кроссворд «Неизменяемые имена существительные мужского рода»
1. | ||||||||||
2. | ||||||||||
3. | ||||||||||
4. | ||||||||||
5. | ||||||||||
6. | ||||||||||
7. |
- Почетное название талантливых музыкантов и живописцев.
- Артист, объявляющий и комментирующий номера.
- Южная водяная птица с нежно-розовым оперением, длинной шеей и длинными ногами.
- Изысканно и модно одетый человек.
- Один из языков в Индии.
- Должностное лицо в посольстве или другом дипломатическом представительстве.
- Очень маленькая птичка с пестрыми перьями, живущая в Южной Америке.
Ответы: конферансье, маэстро, хинди, колибри, денди, атташе, фламинго
Составьте с данными словами предложения так, чтобы эти слова были во множественном числе.
Кимоно, хобби, кенгуру.
Число существительных
Из приводимого ниже списка выберите имена существительные, употребляющиеся только в единственном числе.
Год, глупость, ложь, вино, ветер, шум, масло, вечность, книга, ель, человек, листва, малина, черешня, рожь, злость, шорох, божество, печаль, песок, вечер, север, юг, вода, кресло, чтение, мороз, снег, зеркало, спирт, молоко, гора, лесть, бронза, жара, сахар, библиотека.
Найдите «четвертое лишнее».
- Ножницы, дрожжи, щипцы, башмаки.
- Брюки, хлопоты, дверцы, вилы.
- Дебри, прения, игры, шахматы.
Запишите форму множественного числа существительных.
Шинель, торт, якорь, красота, ход, порт, судно, фронт, дочь, мать, клин, месяц, утенок, катер, овес, бег, слесарь, почерк, бухгалтер, звено.
Объясните значение слов:
зубы-зубья;
листы – листья;
меха- мехи;
проводы – провода.
Морфологический разбор существительного
Спишите текст, графически обозначьте орфограммы. Произведите разбор выделенных слов и предложений.
Зимний день
Потеплело. Стоял неяркий зимний денек. Шел тихий и редкий снег. В безветрии и не понять было, падают или подымаются большие снежинки. Под расписными дугами княжеской тройки звенел золоченый колоколец, а на хомутах пристяжных, ярившихся на тугой вожже , сворачивавшихся в клубок, мелодично погромыхивали серебряные круглые ширкунцы. (А.К. Югов)
Определи по толковому словарю лексическое значение слов: тройка, хомут, пристяжные, ширкунцы.
Произведи синтаксический разбор предложения: «В безветрии и не понять было, падают или подымаются большие снежинки».
Разбери по составу слова: зимний, безветрии, княжеской, мелодично.
Произведи фонетический разбор слов: редкий, подымаются, вожже.
Одушевленные и неодушевленные существительные
Выпишите словосочетания с одушевленными существительными.
Подошел к человеку, недалеко от леса, тетеревиный ток, живучий микроб, отвратительная бацилла, прекрасная кукла, ветреный вечер, ночной костер, погреться у огня, пушистая куница, хвост бобра, опасный беглец, сухой валежник, легкий бросок, крылья павлина, глазастая зверушка, огромный тролль.
Выпишите одушевленные, затем неодушевленные существительные.
Лес очень любит тишину,
В нем пасмурно и тихо.
И только дятел о сосну
Вызванивает лихо.
Так добывает червяков
Лесной умелец этот.
Зверюшки знают, что такое
Его рабочий метод.
Лишь только старый бурундук
Живущий на раките,
К двери бежит на этот стук
И говорит: «Войдите!».
В .Шульжик
Какие из выделенных существительных являются одушевленными, а какими неодушевленными?
Глава из романа – глава правительства; пометить галочкой – выпавшая из гнезда галочка; выращенные в зверохозяйстве норки – норки сусликов и полевых мышей.
Запишите существительные 2-го склонения, начинающиеся с у.
У | |||||||||
У | |||||||||
У | |||||||||
У | |||||||||
У | |||||||||
У | |||||||||
У | |||||||||
У | |||||||||
У | |||||||||
У | |||||||||
У | |||||||||
У | |||||||||
У | |||||||||
У | |||||||||
У | |||||||||
У | |||||||||
У |
Вопросы для эрудитов
1.Может ли быть слово имя употреблено в отношении неодушевленного предмета?
2.Как правильно сказать: его звать Дмитрий Сергеевич или его зовут Дмитрий Сергеевич?
3.К какому роду относятся названия нот до, ре, ми, фа, ля, си?
4.Просклоняйте существительные небо, чудо во множественном числе.
5.Есть ли форма множественного числа у существительных мечта, мольба, башка?
6.Впишите вместо точек согласные и прочтите существительное 3-го склонения.
О.о.о.о.о.о.о.ь
7.В слове водопроводчик дважды встречается корень вод-. Придумайте родственные слова к этим корням. Это один и тот же корень или разные?
8.Перепишите предложение, чтобы оно стало понятным:
Я знал его еще ребенком.
Сколько смыслов имеет предложение?
9.Объясните смысл слов невольник, негодник, недоучка.
10.В чем разница между невежей и невеждой?
11.Как называют жителей Москвы, Минска, Курска, Перми, Архангельске, Одессе, Туле, Тамбове?
Склонение существительных
Определите падеж словоформы дело в каждой пословице.
Всякий человек в деле познается. Не спеши языком, спеши делом. Дело времени боится. Кончил дело – гуляй смело. Делу время, а потехе час. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Конец – делу венец.
Письмо по памяти. Определите падеж существительных.
Заезжий музыкант играет на трубе.
Что мир весь рядом с ним, с его горячей медью?
Судьба, судьбы, судьбе, судьбою, о судьбе.
(Б.Окуджава)
Запомните падежи:
Иван
Рубил
Дрова,
Велел
Тащить
Пилу.
Исправьте неправильные формы слов.
Пара сапог, чулков, носков, туфель, ботинок; несколько яблонь, дыней, апельсинов; красивых платий, добрых пожеланий, интересных сноведений.
Сказка о падеже
Он еще не родился, а уже думали, какое дать ему имя, и решили назвать Именительным.
Родился – стал Родительным. Это имя ему понравилось.
Первое слово, которое он выучил, было «на», он очень любил со всеми делиться, раздавать все, что имел, и его стали называть Дательным.
Но он был большим озорником, за всяческие проделки его винили, и он стал Винительным.
Потом подрос, начал творить добрые дела и называться стал Творительным.
Он всем стал предлагать свою помощь, о нем заговорили и называли его Предложным.
Прямо так и говорили, когда вспоминали его, даже песенку пели с припевом:
Именительный, Родительный,
Дательный, Винительный,
Творительный, Предложный,
Предложный, Предложный.
Одинаковые ли падежные окончания у имен Марья и Мария? Докажите.
Вставьте пропущенные буквы.
1.Служить в армии…, идти по алле…, не встретить Мари…, находиться в здании…, играть на виолончел…, заботиться о здоровь…, загорать на солнц…, оазисы в пустын…, в минуты радост… и печал…, о живописн… ущель…, в постоянн… движении…, купаться в водоем…, идти по жизн… .
2.ез ошибк…, ошибка в изл…жени…, упражнят?ся в вышивании…, у мари…, на урок…, подб…рем для Вит…, р…сли на веточк…, в задании… по биологи…, выр…стить на бывшей пустош…, к заг…релому мальчишк…, на лекции…, в планетарии…, под…грать ан роял…, на белом тюл… .
Поставьте перечисленные слова в предложный падеж, подчеркните орфограммы.
Любовь Ильинична, идеал, Заполярье, иллюстрация, Геннадий Фомич, вымя, запевала, задание, иллюминация, планетарий, Наталья Кузьминична, любовь.
Игра «Корректор»
На карусели, в чаще, из чащи, на воле, в роскоши, в алюминие, из Азии, в Заполярьи, у знамени, к Дарье, на Урале, о Кавказе, на здоровье, по аллее, при участие, из стремени, две станции, о квитанцие, по химии, в математике, нет истории, в тетраде, к Анастасие, на площади, для молодежи, в Сибире, на тополе.
Игра «Кто быстрее?»
Кто быстрее выпишет слова, у которых одинаковые окончания в Р., Д., П. падежах?
Музей, рояль, пристань, бюллетень, картофель, рельс, сельдь, лилия, туннель, рея, магнолия, Анастасия, Евгений, пламя, путь.
«Коварный» рассказ
Перед вами смешной, но «коварный» рассказ. Попробуйте в нем справиться с написанием суффиксов.
Однажды развед…ик получил ответственное задание: внедриться в группу опасных заговор…иков и узнать об их тайных планах. Много сил, мужества и времени пришлось затратить ему для выполнения задания: он побывал и бетон…иком, и камен…иком, и свар…иком, и экскаватор…иком, и водопровод…иком, и паркет…иком, и электросвар…иком, и даже кровель…иком, когда выяснилось, что заговор…ики были просто строителями, а в их тайные планы входило строительство новой школы.
Т.Угроватова
Вставьте пропущенные буквы.
Вот за праз? ничным ст…лом
Все, кто строил этот дом:
Экскаватор…ик, бетон…ик,
Камен…ик, ш…фер, м…ляр,
Слева – кровель…ик, стеколь…ик,
Справа – плотник и ст…ляр.
Я не зря их ус…дил на п…четном мест…,
Что не …делает один - …делаем все вместе.
В.Данько
Вставьте пропущенные буквы. Определите, каким способом образованы выделенные слова. Составьте схему диалога.
- Слушай, Подле…ик, почему это тебя подле…иком зовут?
- Как почему? Да потому, что еще я маленький. Я еще подле…ик. Вот выр…сту – лещ…м стану! Это и дураку понятно.
- Не очень-то понятно… Меня вод подкамен…иком называют. По-твоему выходит, что я к старост… камен…иком стану?
Н.Сладков
Игра «Помоги Незнайке исправить ошибки»
Карандашик- кармашик, телефонщик – телефончек, донощик – сборщик, ракетчик – разнощик.
Слуховой диктант.
Учитель читает стихотворение. Учащиеся записывают слова с пол-. Затем объясняют их написание.
Поссорились шмель и пчелка,
И кажется, полнеба только,
Полсолнца и пол-луга
Осталось друг без друга.
Ах, пол-лепестка малины
Не радует глаз пчелиный;
Полсердца под шерсткой тлеет,
Его пол-луча не согреет!
Пол-осени длится мука,
А шмель пчеле ни ползвука!
Пол-озера слез соленых
Стекло с желтых листьев кленов.
Давно им понять пора бы –
Любовь не разделишь на два;
Пчеле ведь немного надо:
Хотя бы полсеренады.
Игра с сигнальными карточками
Слитно – красный, раздельно- зеленый, через дефис – синий.
Скосить (пол) луга, прошагать (пол) Европы, помолчать (пол)минуты, засыпать (пол) оврага, срезать (пол) кустарника, (полу) правда, исколесить (пол) Минска, объездить (пол) Архангельска, бросить на )пол) пути, пропустить (пол) игры, знакомы (пол) века, прочитать (пол) романа, проиграть (пол) очка, пройти (пол) дороги, проплыть (пол) озера, (пол) осеннего дня, путешествовать (пол) лета, объездить (пол) Азии, заселить (пол) дома, разрезать (пол) лимона, картина в (пол) стены, выпить (пол) чайной ложки.
К Максимке раз пришел дружочек,
Принес с собою пирога кусочек.
Они присели на диванчик,
Максим принес чайку стаканчик.
Открыли ларчик, где игрушки,
Звоночки, мячики, ушки.
Зверюшек рядом посадили
И пир в столовой учинили.
Затем ушли играть во дворик,
Облюбовали детский столик.
Пускали в небо самолетик –
Все малыши раскрыли ротик.
Собрали всех детей в кружочек,
Сорвали каждому цветочек,
И хоровод потом водили.
И в «Ручеек» играть учили.
Купили Гришке пирожочек,
Маринке сделали звоночек.
Зажгли для Димки огонечек.
На славу выдался денечек!
Потом пришли домой (устали),
Кусочек пирога умяли,
Закрыли двери на замочек,
Решили отдохнуть часочек.
Н.Стригун
Игра « Догонялки»
За 5 минут запишите как можно больше слов с данными суффиксами. Сверьтесь с соседом. Все повторяющиеся слова вычеркните. У кого больше останется оригинальных слов – тот и выиграл.
-ик-
-ек-
-чик-
-щик-
Интеллектуальный марафон
«Какое существительное…»
Какое существительное…
-в И.п. мн.ч. имеет окончание -а?
Инженер, офицер, профессор, тренер.
-в И.П. мн.ч. имеет окончание –ы?
Директор, доктор, мастер, шофер.
-в Р.п. мн.ч. имеет окончание –ов?
Валенки, носки, макароны, дела.
-в Р.п.мн.ч. имеет нулевое окончание?
Инженеры, офицеры, чулки, помидоры.
-в П.п.ед.ч. оканчивается на –ии?
Тимофей, Василий, Андрей, Сергей.
-в Р., Д. и П.п.ед.ч. оканчивается на –ии?
Территория, батарея, аллея, песня.
-в П.п.ед.ч. имеет окончание –е?
Евгения, Клавдия, Наталия, Софья.
заключается в кавычки?
Город Орел, теплоход Орел, птица орел, горный орел.
-имеет форму только мн.ч.?
Вьюги, метели, заморозки, оттепели.
-имеет форму только ед.ч.?
Студент, молодежь, юноша, девушка.
Разносклоняемые имена существительные
Есть история про племя.
Лишь весной наступит время,
Племя мирно сеет семя,
Хоть пахать и сеять – бремя.
У коровы полно вымя.
Папуаске нужно имя
Для сынишки сочинить
И корову подоить,
Но вожак их – ногу в стремя,
Прилепив перо на темя,
Над собою поднял знамя,
Раздувает распри пламя:
Призывает всех опять
Не работать – воевать.
Но не хочет племя вновь
Проливать напрасно кровь.
Всем милее верный путь.
Сказку нашу не забудь! Т.Рик.
Десять слов с концовкой –мя!
Чтоб начать запоминать,
Надо все их срифмовать: имя, вымя,
Бремя, время, семя, племя,
Темя, пламя, стремя, знамя.
Но при этом не забудь:
Всякий раз, как их склоняешь, суффикс –ен- ты прибавляешь.
В список вставим слово путь.
Все! И можно отдохнуть.
Творческие задания
- Составьте и запишите 2-3 предложения с обращениями – неодушевленными существительными. В каком стиле речи будут употребляться такие предложения? С какой целью?
- Запишите 2-3 предложения, в состав которых входят фразеологизмы с разносклоняемыми существительными. Определите грамматические признаки разносклоняемых существительных.
- Запишите 2-3 пословицы, в составе которых есть разносклоняемые существительные. Определите грамматические признаки разносклоняемых существительных.
- Продолжите высказывания, используя склоняемые, несклоняемые, разносклоняемые существительные.
- Я ценю в людях… .
- Хороший человек – это… .
- Придумайте и запишите грамматическую сказку на одну из тем:
- Откуда пошли названия падежей.
- Почему существительное так называется.
- Странный спор ( о категории рода существительных; о существительных общего рода).
Это интересно…
В современном русском языке 6 падежей, однако в разных языках их разное количество. В финском, например, 15 падежей, а в венгерском – 22. А.Кондратьев в книге «Звуки и знаки» пишет о датском лингвисте Луи Ельмслеве, который полагал, что теоретически в языке может быть до 216 падежей. Реально же это число колеблется от нуля ( в китайском) до 52 (в табасаранском – одном из языков Дагестана).
В конце 19 столетия в штате виктория умер вождь одного из индейских племен. На могиле вождя поставили надгробный камень, но не нашлось ни одного мастера, который смог бы уместить имя вождя на камне: оно было слишком длинным – 122 буквы.
Самое же короткое имя обнаружено в Бирме. Один житель этой страны имел имя, а вернее сказать, фамилию, которая на письме выражалась одним лишь значком '(апостроф).
Из копилки учителя
-Когда пишется –чик?
Да ты сам знаешь!
Первые буквы в словах ответа – именно те, которые нужно запомнить.
Либо слово джазист.
Пол через дефис пишется исходя из слова пол:
Через дефис пишутся слова, у которых второй корень начинается на:
- Прописную букву;
- О или другую гласную букву;
- Л
- ( Земле)трясение, (Гос)дума, (микро)мир,(снего)пад, (фото)выставка,(пол)ведра, (жар)птица,(юго) восток, (пол)листа,(пол) Англии, (пол) яблока,(вело)гонка,(шкаф)купе
- ( Земле)трясение, (Гос)дума, (микро)мир,(снего)пад, (фото)выставка,(пол)ведра, (жар)птица,(юго) восток, (пол)листа,(пол) Англии, (пол) яблока,(вело)гонка,(шкаф)купе
- ( Земле)трясение, (Гос)дума, (микро)мир,(снего)пад, (фото)выставка,(пол)ведра, (жар)птица,(юго) восток, (пол)листа,(пол) Англии, (пол) яблока,(вело)гонка,(шкаф)купе
- ( Земле)трясение, (Гос)дума, (микро)мир,(снего)пад, (фото)выставка,(пол)ведра, (жар)птица,(юго) восток, (пол)листа,(пол) Англии, (пол) яблока,(вело)гонка,(шкаф)купе
- ( Земле)трясение, (Гос)дума, (микро)мир,(снего)пад, (фото)выставка,(пол)ведра, (жар)птица,(юго) восток, (пол)листа,(пол) Англии, (пол) яблока,(вело)гонка,(шкаф)купе
- ( Земле)трясение, (Гос)дума, (микро)мир,(снего)пад, (фото)выставка,(пол)ведра, (жар)птица,(юго) восток, (пол)листа,(пол) Англии, (пол) яблока,(вело)гонка,(шкаф)купе
- ( Земле)трясение, (Гос)дума, (микро)мир,(снего)пад, (фото)выставка,(пол)ведра, (жар)птица,(юго) восток, (пол)листа,(пол) Англии, (пол) яблока,(вело)гонка,(шкаф)купе
- ( Земле)трясение, (Гос)дума, (микро)мир,(снего)пад, (фото)выставка,(пол)ведра, (жар)птица,(юго) восток, (пол)листа,(пол) Англии, (пол) яблока,(вело)гонка,(шкаф)купе
- ( Земле)трясение, (Гос)дума, (микро)мир,(снего)пад, (фото)выставка,(пол)ведра, (жар)птица,(юго) восток, (пол)листа,(пол) Англии, (пол) яблока,(вело)гонка,(шкаф)купе
- ( Земле)трясение, (Гос)дума, (микро)мир,(снего)пад, (фото)выставка,(пол)ведра, (жар)птица,(юго) восток, (пол)листа,(пол) Англии, (пол) яблока,(вело)гонка,(шкаф)купе
- ( Земле)трясение, (Гос)дума, (микро)мир,(снего)пад, (фото)выставка,(пол)ведра, (жар)птица,(юго) восток, (пол)листа,(пол) Англии, (пол) яблока,(вело)гонка,(шкаф)купе
Кроссворд «Существительные с пол-»
ПОЛ | ||||||||
ПОЛ | ||||||||
ПОЛ | ||||||||
ПОЛ | ||||||||
ПОЛ | ||||||||
ПОЛ |
- Закрытые туфли на шнуровке или застежке.
- Часть материка, с трех сторон омываемая водой.
- Одна из половин земного шара.
- Слабое освещение, слабый свет.
- Промежуток времени, равный 6 месяцам.
- Середина ночи (24 часа).
Кроссворд «Существительные с пол-»
ПОЛ | ||||||||
ПОЛ | ||||||||
ПОЛ | ||||||||
ПОЛ | ||||||||
ПОЛ | ||||||||
ПОЛ |
- Закрытые туфли на шнуровке или застежке.
- Часть материка, с трех сторон омываемая водой.
- Одна из половин земного шара.
- Слабое освещение, слабый свет.
- Промежуток времени, равный 6 месяцам.
- Середина ночи (24 часа).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Имя существительное как часть речи
На уроке в игровой форме можно обобщить знания об имени существительном. Используются разные формы групповой, индивидуальной и фронтальной работы. ...
Повторительно-обобщающий урок русского языка в 5 классе по теме «Имя существительное как часть речи»
Повторительно-обощающий урок русского языка в 5 классе по теме " Имя существительное как часть речи". Открытый урок был проведен для американских студентов, которые приехали в Татарстан изучать русски...
Конспект урока русского языка в 5 классе. Тема "Имя существительное как часть речи"
Представлен подробный конспект вводного урока по теме "Имя существительное". Указаны все этапы урока, действия и фразы учителя и учеников, Материал урока представлен с помощью лексики...
Русские ремесла. Имя существительное как часть речи. 6 класс
"Имя существительное как чать речи". Урок повторения и обобщения изученного по теме. В ходе урока систематизируюися знание о морфологических особенностях существительных, отрабатываются основные...
Урок русского языка.5 класс.Существительное как часть речи.Форма проведения:заседание Учёного совета.
Интерес к русскому языку и литературе у моих учащихся сочетается с прочными знаниями и сформированными навыками.Мои уроки отличаются глубоким содержанием и разнообразием форм организации учебной деяте...
Урок русского языка в 5 классе по теме "Имя существительное как часть речи"
Конспект урока разработан для изучения темы "Имя существительное как часть речи" в 5 классе...
Презентация по теме: "Имя существительное как часть речи. Морфологический разбор имени существительного"
Имя существительное как часть речи. Морфологический разбор имени существительного....