"Урок письма в 5классе"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Данилова Ольга Николаевна

Объявили конкурс на лучшую разработку "Урока письма",подготовила и провела для своих коллег,затем отправила на конкурс.На уроке знакомимся с эпистолярным жанром,с обращениями, со стихами С.Есенина,М.Горького,А.С.Пушкина.  Учились на уроке подписывать адрес отправителю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок и презентация для 5 класса1.4 МБ

Предварительный просмотр:

  1. класс

Тема:   «Письмо».

Цели:

1)рассказать  учащимся о  строении письма; об  оформлении письма;

2)обратить  внимание  школьников  на  ценности родного языка

(отличие литературно-художественного  языка от русского  литературного );

3)пробудить интерес к эпистолярному жанру.

 

                                       Оборудование.

1)компьютерное  сопровождение;

2)учебник  для 5 класса  «Русский язык»М.М.Разумовская,С.И.Львова;

3)карточки  для практической работы,тетрадь,ручки.

                                                Ход  урока:

1.Вступительное слово учителя:

  Ребята,получали вы или ваши родители письма?Это радостное событие в доме?А приходилось ли вам писать?Сегодня на уроке мы должны научиться правильному оформлению письма.

Какие бывают  письма?                  

                                                       (слайд  3)

  С чего начинается любое письмо?

 Конечно с обращения.

(Учащимся можно предложить рифмованное правило об  обращении).

Всем нам при общении

Поможет обращение .

К людям, звёздам или птицам

Можно смело обратиться.

Только, друг, не забывай:

Запятые расставляй.     (А. Косоговский)

2.Работа  с учебником  (учебник  М.М.Разумовская  «Русский язык»  5 класс «Дрофа»-2008год,с.163 упр.489)

    Какая форма обращения  наиболее  распространена? (Мама,мамочка , папа,Саша,дорогой Саня,милая бабушка,родная

 моя,уважаемый Иван Иванович…).

     Начиная письмо,не забудьте после слова    Здравствуйте перед обращением поставить  запятую, а после обращения – восклицательный знак: Здравствуй ,бабуля !

   Как правильно оформить письмо? Давайте обратимся к нашим писателям-классикам…

(Можно предложить детям  тома книг А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова,А.П.Чехова ,А.Бунина… переписку с родными и близкими…)

                                                           (слайд   4)

3. Найдите в письме обращение. Какими знаками препинания оно выделено?

                                                            (слайд  5)

    У С.Есенина есть целый цикл стихов ,написанных в форме стихотворения( «Письмо матери», «Письмо от матери»…)

                                                             (слайд  6)

4. О чём письмо?  Кому адресовано? Обратим внимание на местоимения ТЫ,ВЫ.

Эти местоимения на письме запятыми не выделяются.

                                                               (слайд 7)

5.  Какое письмо не найдёт своего адресата?          ( письмо Ваньки Жукова из рассказа А.П.Чехова «Ванька»)

   Почему?               (необходимо правильно подписать конверт)

 

                                                              (слайд 8)

                                                             

Учитель раздаёт карточки с изображением конверта.

         От кого          

         Откуда

                                                                               Кому

                                                                               Куда

6.Дети заполняют адрес.

Практическая работа:  написание адреса получателя, значение указания обратного адреса. Раскрытие понятий «Почтовая марка», «почтовый ящик»,  «почтовый индекс».

7.Учитель: Большинство используемых Чеховым слов и выражений в письме Ваньки относятся  к просторечным, то есть отличается русский литературный язык от художественного языка литературы.

  Разговорные выражения, являясь отклонениями от норм литературного языка , приобретают в художественном  произведении изобразительно-эстетическую функцию ,приводя письмо в соответствие с художественной  правдой изображаемого.

Ребята, а в каких письмах просторечные слова и выражения не могут быть употреблены : в обращении к кому?(деловые,официальные , в письме к не близкому человеку).      (слайд 9)

8.Какими   словами   возможно закончить письмо? (примеры детей)

Посмотрим  , как заканчивал  письма М.Ю.Лермонтов,когда писал бабушке .

                                                                   ( слайд 10)

 Что вы видите из письма Лермонтова?             (он очень любил свою бабушку,необычная концовка письма).

Не забывайте в письме использовать этикетные слова.

Какие бывают формы прощания?              (до  свидания,  до   скорой  встречи , пока,скоро увидимся и другие).  

Пожелания…                         (желаю тебе счастья,здоровья,радости,успехов и т.д.)

Приглашения…                     (приезжай к нам в гости, я жду с нетерпением твоего ответа).

Дата написания …

9.Подведение итогов урока:

Чему учились  на  уроке?

С чего начинается письмо?

Какой используем стиль?

Что необходимо для того ,чтобы письмо непременно дошло до адресата?

Какие формы прощания?

Зачем нужна дата  в письме?

Д/з.  Написать письмо (на  конкурс!) по одной из следующих номинаций:

 «Письмо  моей семье»

«Письмо Президенту»

«Письмо другу. Однажды со мной  случилось»

«Моему учителю»

«Хочу рассказать тебе о своём родном крае»

«Письмо ветерану»

«Письмо солдату в армию»

                          Муниципальное общеобразовательное учреждение

                          Ольшанская средняя общеобразовательная школа №7

Конкурс:     «Лучший урок письма 2009г.»

                                                    5 класс

Учитель :Данилова О.Н.

347775 Ростовская область,

Целинский район,

с..Ольшанка,

ул.Новостроевская,дом8

телефон(271)9-48-33


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Уроки письма в 5 классе на тему « Как писать письма, или Печкин ждёт ответа»

Мы пишем письма родным и друзьям.  Звоним по телефону, шлём телеграммы, посылки. А ещё подписываемся на газеты и журналы, покупаем марки, открытки. Так или иначе, без почты нам не обойтись....

Методическая разработка проведения Урока письма (по номинации «Письмо о моей семье») (6 класс)

Учащиеся знакомятся с историей развития почтовой связи. Возрождаем традиции эпистолярного жанра, развиваем речь и мышление учеников, прививаем умение правильного написания письма....

Методическая разработка урока письма "Письма А.П.Чехова и О. Книппер"

Данная разработка урока может быть использована как интегрированный урок русского языка и литературы или как дополнительный материал к урокам литературы при изучении биографии А.П.Чехова....

Урок письма для учащихся 9-11 классов. Как много мы потеряли, перестав писать письма! Телефонный разговор нельзя перечитывать снова и снова.

В последнее время жанр письма потерял свою значимость. Бумажное письмо заменили SMS-сообщениями, электронными сообщениями и другими достижениями современной цивилизации. Данный урок напра...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПИСЬМА (Урок-практикум по развитию речи в 5 классе) Тема: «Письмо».

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПИСЬМА (Урок-практикум по развитию речи в 5 классе)Тема: «Письмо». Цель:    помочь осознать роль писем в жизни человека; дать представление о вид...

План - конспект урока делового и творческого письма в 10 классе специальной (коррекционной) школы. Тема урока: "Письмо".

   Знакомство учащихся с понятием “письмо”; видами писем. Учить правильному написанию личного письма, правилам заполнения конверта; расширять словарный запас и кругозор об...

Творческая разработка урока "Письмо -благодарность" в рамках Всероссийского конкурса методических разработок " Лучший урок письма" в 2019 году.

Методическая разработка  предназначена для проведения мероприятий в 7-9  классах, посвященных  ВОВ. Данный урок был проведен в 8 классе.Цель данного занятия - прививать уважение к...