"Урок письма в 5классе"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме
Объявили конкурс на лучшую разработку "Урока письма",подготовила и провела для своих коллег,затем отправила на конкурс.На уроке знакомимся с эпистолярным жанром,с обращениями, со стихами С.Есенина,М.Горького,А.С.Пушкина. Учились на уроке подписывать адрес отправителю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок и презентация для 5 класса | 1.4 МБ |
Предварительный просмотр:
- класс
Тема: «Письмо».
Цели:
1)рассказать учащимся о строении письма; об оформлении письма;
2)обратить внимание школьников на ценности родного языка
(отличие литературно-художественного языка от русского литературного );
3)пробудить интерес к эпистолярному жанру.
Оборудование.
1)компьютерное сопровождение;
2)учебник для 5 класса «Русский язык»М.М.Разумовская,С.И.Львова;
3)карточки для практической работы,тетрадь,ручки.
Ход урока:
1.Вступительное слово учителя:
Ребята,получали вы или ваши родители письма?Это радостное событие в доме?А приходилось ли вам писать?Сегодня на уроке мы должны научиться правильному оформлению письма.
Какие бывают письма?
(слайд 3)
С чего начинается любое письмо?
Конечно с обращения.
(Учащимся можно предложить рифмованное правило об обращении).
Всем нам при общении
Поможет обращение .
К людям, звёздам или птицам
Можно смело обратиться.
Только, друг, не забывай:
Запятые расставляй. (А. Косоговский)
2.Работа с учебником (учебник М.М.Разумовская «Русский язык» 5 класс «Дрофа»-2008год,с.163 упр.489)
Какая форма обращения наиболее распространена? (Мама,мамочка , папа,Саша,дорогой Саня,милая бабушка,родная
моя,уважаемый Иван Иванович…).
Начиная письмо,не забудьте после слова Здравствуйте перед обращением поставить запятую, а после обращения – восклицательный знак: Здравствуй ,бабуля !
Как правильно оформить письмо? Давайте обратимся к нашим писателям-классикам…
(Можно предложить детям тома книг А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова,А.П.Чехова ,А.Бунина… переписку с родными и близкими…)
(слайд 4)
3. Найдите в письме обращение. Какими знаками препинания оно выделено?
(слайд 5)
У С.Есенина есть целый цикл стихов ,написанных в форме стихотворения( «Письмо матери», «Письмо от матери»…)
(слайд 6)
4. О чём письмо? Кому адресовано? Обратим внимание на местоимения ТЫ,ВЫ.
Эти местоимения на письме запятыми не выделяются.
(слайд 7)
5. Какое письмо не найдёт своего адресата? ( письмо Ваньки Жукова из рассказа А.П.Чехова «Ванька»)
Почему? (необходимо правильно подписать конверт)
(слайд 8)
Учитель раздаёт карточки с изображением конверта.
От кого |
Откуда |
Кому |
Куда |
6.Дети заполняют адрес.
Практическая работа: написание адреса получателя, значение указания обратного адреса. Раскрытие понятий «Почтовая марка», «почтовый ящик», «почтовый индекс».
7.Учитель: Большинство используемых Чеховым слов и выражений в письме Ваньки относятся к просторечным, то есть отличается русский литературный язык от художественного языка литературы.
Разговорные выражения, являясь отклонениями от норм литературного языка , приобретают в художественном произведении изобразительно-эстетическую функцию ,приводя письмо в соответствие с художественной правдой изображаемого.
Ребята, а в каких письмах просторечные слова и выражения не могут быть употреблены : в обращении к кому?(деловые,официальные , в письме к не близкому человеку). (слайд 9)
8.Какими словами возможно закончить письмо? (примеры детей)
Посмотрим , как заканчивал письма М.Ю.Лермонтов,когда писал бабушке .
( слайд 10)
Что вы видите из письма Лермонтова? (он очень любил свою бабушку,необычная концовка письма).
Не забывайте в письме использовать этикетные слова.
Какие бывают формы прощания? (до свидания, до скорой встречи , пока,скоро увидимся и другие).
Пожелания… (желаю тебе счастья,здоровья,радости,успехов и т.д.)
Приглашения… (приезжай к нам в гости, я жду с нетерпением твоего ответа).
Дата написания …
9.Подведение итогов урока:
Чему учились на уроке?
С чего начинается письмо?
Какой используем стиль?
Что необходимо для того ,чтобы письмо непременно дошло до адресата?
Какие формы прощания?
Зачем нужна дата в письме?
Д/з. Написать письмо (на конкурс!) по одной из следующих номинаций:
«Письмо моей семье»
«Письмо Президенту»
«Письмо другу. Однажды со мной случилось»
«Моему учителю»
«Хочу рассказать тебе о своём родном крае»
«Письмо ветерану»
«Письмо солдату в армию»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Ольшанская средняя общеобразовательная школа №7
Конкурс: «Лучший урок письма 2009г.»
5 класс
Учитель :Данилова О.Н.
347775 Ростовская область,
Целинский район,
с..Ольшанка,
ул.Новостроевская,дом8
телефон(271)9-48-33
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Уроки письма в 5 классе на тему « Как писать письма, или Печкин ждёт ответа»
Мы пишем письма родным и друзьям. Звоним по телефону, шлём телеграммы, посылки. А ещё подписываемся на газеты и журналы, покупаем марки, открытки. Так или иначе, без почты нам не обойтись....
Методическая разработка проведения Урока письма (по номинации «Письмо о моей семье») (6 класс)
Учащиеся знакомятся с историей развития почтовой связи. Возрождаем традиции эпистолярного жанра, развиваем речь и мышление учеников, прививаем умение правильного написания письма....
Методическая разработка урока письма "Письма А.П.Чехова и О. Книппер"
Данная разработка урока может быть использована как интегрированный урок русского языка и литературы или как дополнительный материал к урокам литературы при изучении биографии А.П.Чехова....
Урок письма для учащихся 9-11 классов. Как много мы потеряли, перестав писать письма! Телефонный разговор нельзя перечитывать снова и снова.
В последнее время жанр письма потерял свою значимость. Бумажное письмо заменили SMS-сообщениями, электронными сообщениями и другими достижениями современной цивилизации. Данный урок напра...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПИСЬМА (Урок-практикум по развитию речи в 5 классе) Тема: «Письмо».
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПИСЬМА (Урок-практикум по развитию речи в 5 классе)Тема: «Письмо». Цель: помочь осознать роль писем в жизни человека; дать представление о вид...
План - конспект урока делового и творческого письма в 10 классе специальной (коррекционной) школы. Тема урока: "Письмо".
Знакомство учащихся с понятием “письмо”; видами писем. Учить правильному написанию личного письма, правилам заполнения конверта; расширять словарный запас и кругозор об...
Творческая разработка урока "Письмо -благодарность" в рамках Всероссийского конкурса методических разработок " Лучший урок письма" в 2019 году.
Методическая разработка предназначена для проведения мероприятий в 7-9 классах, посвященных ВОВ. Данный урок был проведен в 8 классе.Цель данного занятия - прививать уважение к...