Интеллектуальное развитие младших школьников
статья по русскому языку по теме
Обобщение опыта, которое знакомит педагогов с методикой преподавания русского языка по системе Г. А. Бакулиной, где главный фактор - субъективизация процесса обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
intelekt_razvitie_ml_shk2.doc | 112 КБ |
Предварительный просмотр:
Парадня Наталья Викторовна
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5»
Из опыта работы учителя начальных классов
Парадня Натальи Викторовны
«Интеллектуальное развитие младших школьников
на уроках русского языка».
г.Лабытнанги
2008г.
Наше время – это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Если обучение сводится к запоминанию и воспроизведению приемов действия, типовых способов решения заданий, то у детей отбивается интерес к обучению. Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий лишает радости открытия и постепенно дети могут потерять способность к творчеству.
Психологами установлено, что свойства психики человека, основы интеллекта и всей духовной сферы возникают и формируются главным образом в дошкольном и младшем школьном возрасте, хотя результаты развития обычно обнаруживаются позже. Интеллектуальное развитие происходит на ранних этапах становления личности. Известно, что к 6 годам это развитие осуществляется на треть, к 8 годам - наполовину, а к 12 годам – на три четверти. А значит, перед нами, учителями начальных классов встает задача развития ребенка, его творческих способностей.
Родной язык – это предмет, которому принадлежит решающая роль в духовной жизни ребенка. Это инструмент познания, мышления, развития. Он богат возможностями творческого обогащения. Весь поток познания идет по каналам языка, через слова устанавливаются понятия, в формах языка строится мысль и речь. Речь в свою очередь является каналом развития интеллекта. Вот почему основополагающим в обучении считаю принцип развития речи. Это главное на любом этапе урока.
Педагогика творчества рекомендует учителю незаметно создать такие ситуации, где ученик чувствовал бы себя ведущим в познавательном процессе, хотя бы в малом. Конечно, я использую на уроках обычные каналы усвоения знаний, но чаще стараюсь, чтобы эти знания были выведены из самостоятельного наблюдения, из эксперимента, сравнения предметов, явлений, выполнения практических работ. Все это содержит творческий элемент.
Знакомство с методикой преподавания русского языка по системе Г. А. Бакулиной показало, что главный фактор данной методики - субъективизация процесса обучения. Под субъективизацией процесса обучения понимается сознательное социальное и активное включение школьника в планирование, организацию и осуществление его учебно-познавательной деятельности. Для педагога на первый план выдвигается задача: оставаясь координатором учебного процесса, добиваться повышения его эффективности за счет максимального раскрепощения субъективного фактора, раскрытия и реализации потенциала личности каждого члена коллектива учащихся.
Традиционная школьная методика предлагает ребенку довольно «гладкую дорожку». Изучили правило, потренировались, опять повторили правило, но ошибок от этого не убавилось. Реализуя традиционные программы в первом классе, стараюсь, чтобы дети добывали сами базовую информацию, «изобретали», открывали новые для себя понятия.
Возрастные особенности развития детского интеллекта, результаты новейших исследований в области психологии и педагогики, опыт практической педагогической работы – все это дает возможность создать систему комплексного интеллектуального развития младших школьников в процессе обучения их русскому языку.
Реализация методики преподавания русского языка по системе Г. А. Бакулиной предусматривает такое осуществление учебного процесса, при котором на каждом структурном этапе урока русского языка в ходе обучения лингвистического материала и на его базе одновременно формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности. Такой подход к построению учебного процесса способствует расширению кругозора учащихся, углубляет знания об окружающем мире, благоприятствует развитию ребенка как личности, активизирует умственную деятельность детей, дает возможность плодотворно использовать особенности младшего школьного возраста для полноценного развития речевых способностей учащихся.
Во время организации процесса обучения русскому языку (на ряду с общепринятыми) стараюсь реализовывать ряд новых принципов проведения уроков:
- Принцип разностороннего развивающего воздействия на интеллект ребенка – предполагает использование во время учебно-воспитательной работы такие методы и приемы, упражнения, в процессе выполнения которых у учащихся формируются лингвистические знания, умения и навыки, но одновременно вырабатывается и совершенствуется ряд интеллектуальных качеств.
- Принцип действенного подхода к обучению – организация и проведение уроков, в результате которых осуществляется поиск детьми собственных путей решения заданий.
- Принцип обоснованного ответа – полное, последовательное, доказательное объяснение учащимися своего мнения в процессе всех или большинства выполняемых ими упражнений
- Принцип сотрудничества, делового партнерства учителя и учащихся – сочетание разумной требовательности и строгости с глубоким терпением и уважением к личности каждого ребенка, его мнению, точки зрения
Для реализации системы комплексного интеллектуального развития младших школьников я в своей работе использую традиционные типы уроков с сохранением всех основных этапов. Однако я изменила методику проведения каждого этапа урока. А в 1 классе ввела новый – мобилизующий этап урока. Его цель – включение ребенка в работу.
Мобилизующий этап.
Упражнения рассчитаны на 2-4 минуты каждого урока и призваны совершенствовать один из видов мышления ребенка: наглядно-действенный, наглядно-образный или словесно-логический. Одновременно с мышлением развивается память, внимание, сообразительность, наблюдательность, речевая способность.
- Задания, направленные на развитие наглядно-действенного мышления.
- На наборном полотне карточки с буквами:
- Сравните, как стоят карточки с буквами вверху и внизу. Какую карточку в нижнем ряду надо переставить, чтобы в обоих рядах буквы одинаково располагались?
- Какой звук обозначает буква А?
- На наборном полотне карточки с буквами:
- Какие три перестановки с карточками надо сделать в нижнем ряду, чтобы в обоих рядах буквы располагались одинаково?
- Какие звуки обозначают буквы М,Р,З и какие их общие качества?
- Задания, направленные на формирование наглядно-образного мышления.
1) На доске игровое поле. В каждом квадратике – домике живет одна буква. От домика к домику прыгает зайчик наискось через дорожку
- В домик с какой буквой может прыгнуть зайчик, если он находится в домике с буквой А?
- Охарактеризуйте буквы, напечатанные на игровом поле, и звуки, которые они обозначают. Какой буквы здесь не хватает?
2) На доске игровое поле. Правила те же.
- Зайчик вышел из домика с буквой Б. Через некоторое время он вновь в него вернулся. Проследите путь зайчика. Старайтесь не повторять слово «прыгнул». Замените его другими словами, близкими по смыслу. Каждый ученик может назвать только один домик.
- Наш зайчик проделал большой путь. Теперь скажите, каких букв нет на игровом поле, по которому перемещался зайчик?
- Задания, направленные на развитие словесно-логического мышления.
- Учитель пишет задание на доске. Читает один раз.
- Буквы И и Й живут в двух домиках. Один домик старый, другой – новый. Буква И живет в новом домике. В каком домике живет буква Й?
- Буквы П,С, Ч живут в трех домиках. Один деревянный, другой – кирпичный, третий панельный. Буква П живет в кирпичном домике, Буква С не живет в деревянном доме. В каких домах живут буквы С, Ч?
Минутка чистописания.
В структуре проведения этого этапа урока я выделяю две фазы: подготовительная и исполнительная. Подготовительная фаза состоит из двух частей:
- определение и формирование учащимися темы минутки чистописания;
- формирование детьми плана предстоящих действий по написанию букв и их элементов.
На первой части подготовительной фазы учащиеся самостоятельно определяют букву, предназначенную для письма. Учащиеся, мобилизуя внимание, наблюдательность, сообразительность, выявляют искомую букву и дают полный, обоснованный ответ, одновременно формируя тему минутки чистописания.
Для проведения второй части подготовительной фазы я пишу на доске цепочку букв, для каждого урока составленную по новому принципу, и предлагаю детям очередное задание: «Определите порядок написания букв в данном ряду…» Учащиеся объясняют вслух систему записи.
На исполнительной фазе дети записывают в тетради начатый ряд букв, самостоятельно продолжая его до конца строки.
Таким образом, на минутке чистописания учащиеся не только совершенствуют графический навык, но и развивают мышление, внимание, сообразительность, наблюдательность, речевые и аналитико-синтетические способности.
1 класс
1) На доске написаны буквы: т, п, к, е, н
- Внимательно посмотрите на данный ряд букв. Скажите, какую букву мы будем сегодня писать на минутке чистописания? В этом ряду она лишняя. Объясните почему.
- Определите порядок написания букв в цепочке:
Ееа Ееаб Ееабв Ее…
2) – В каждом из данных слов пропущена одинаковая буква один или два раза:
м..ч, р..д ,в..з, д..д.., н..н.., м..мл..
- Какая это буква?
-Что означает слово «вяз»?
- Кого называют мямлей?
Определите порядок следования букв в данном ряду:
яяб Яящ Яяш Яя..
2 класс
1) На доске написаны слова:
нос, лак, лен
- Прочитайте слова. Определите букву, которую мы будем сегодня писать во время минутки чистописания. Она обозначает непарный звонкий мягкий согласный звук. Какая это буква? В каком слове она находится?
- Посмотрите на запись, определите порядок следования букв в данном ряду:
лб лв лг лд л..
2) – Внимательно посмотрите на данную запись:
большой – маленький
сухой - ?
война - ?
глубокий - ?
старый - ?
гладить - ?
твердый - ?
- Если вы правильно сформулируете и выполните задание к ней, то узнаете, какую букву мы будем писать на минутке чистописания
- Определите порядок следования букв в этом ряду:
мло омл лом …
- Напишите данный ряд букв до конца строки в указанной последовательности
3 класс
1) – Внимательно посмотрите на данную запись:
доктор – врач
рев – ?
зов – ?
ураган - ?
Правильно сформулировав и выполнив задание, вы определите тему минутки чистописания.
- Согласную ч мы напишем с буквами, которые являются непроверяемыми безударными гласными в данных словах. Какие это буквы?
- Какие еще орфограммы можете назвать в этих словах?
- Определите порядок написания букв в данном ряду:
чао оач …
2) – Букву, которую мы будем писать на минутке чистописания, вы определите, если установите закономерность подбора букв в данных группах:
- Какую вы видите закономерность? Какую букву мы будем писать на уроке?
- Напишите цепочку, которая состояла бы из нескольких пар букв. В каждую пару должны входить буква п и по очереди находящиеся в группах буквы в алфавитном порядке.
Словарно – орфографическая работа.
В словарно-орфографической работе провожу мини-мобилизующую часть. Она дается перед ознакомлением учащихся с лексическим значением нового слова. Ознакомление с лексическим значением изучаемого слова осуществляется частично-поисковым методом.
Ввести новое слово в активный словарь детей можно разными способами.
1. Сопоставление двух изученных слов, не связанных между собой по смыслу, с целью нахождения возможно большего количества общих существенных и несущественных признаков.
2. Поиск противоположных предметов путем сопоставления их существенных и несущественных признаков.
3. Поиск третьего слова, которое соединило бы между собой два изученных, но не связанных между собой по смыслу.
4. Исключение лишнего слова из трех возможных.
5. Поиск промежуточных звеньев, по смыслу соединяющих два знакомых учащимся слова и два слова, изученных на данном уроке.
6. Составление предложения с одновременным включением в него 2-3 изученных слов.
7. Сопоставление под различным углом зрения фразеологических оборотов, поговорок, пословиц, в состав которых входят изучаемые слова.
1 класс
На доске прикреплены картинки, на которых изображены предметы: утка, чашка, ель, нитки, игла, кошка.
- Сегодня мы познакомимся с новым словом. Его вы должны назвать сами. Выделите первую букву в названии каждого изображенного на картинке предмета. Какое получилось слово?
- Кого можно назвать учеником?
- Где может учиться такой человек?
- Теперь дайте полный ответ, что обозначает слово ученик?
- Напишите его. Поставьте ударение. Выделите слабые позиции гласных. Какую гласную нужно запомнить?
- Составьте предложение, в котором слова ученик и тетрадь соединились бы между собой с помощью любого третьего слова
2 класс
- Внимательно посмотрите на данную запись и определите два слова, с которыми мы познакомимся на уроке:
· · · · · · ·
О З А Б В Т Е Р А Д К
· · · ·
- Какие это слова? Как вы их определили?
- Найдите смысловое сходство слов завтрак и обед.
- В чем вы видите из различия?
- Запишите эти слова. Выделите слабые позиции.
- Какие орфограммы вы заметили в этих словах?
- На доске написаны пословицы с изученными словами. Прочитайте их, вставляя одно из изученных слов.
Ложка хороша к …
За … соловей, а после… - воробей.
Ужин не нужен, был бы …
Не будет хлеба, не будет и …
Каков дед, таков и …
3 класс
- Вы сможете назвать новое слово из словаря, с которым мы познакомимся на уроке, если определите характер смысловой связи между словами:
магазин – продавец
больница – врач
театр – актер
космический корабль - ?
- Какая смысловая связь между словами каждой пары?
- С каким словом познакомимся на уроке?
- Что обозначает слово космонавт?
- Найдите слово космонавт в орфографическом словаре. Напишите его. Поставьте ударение. Что можете отметить в его написании?
- Составьте предложение, чтобы в него входили одновременно слово космонавт и несколько слов из словаря, обозначающих названия других профессий.
Изучение нового материала.
Для изучения нового материала на уроках русского языка в 1 классе отдаю предпочтение частично поисковому методу - совместной поисковой деятельности учителя и учащихся при ознакомлении с новым лингвистическим понятием или правилом. Четко сформулированные вопросы учителя чередуются с ответами учащихся таким образом, что в конце рассуждения – поиска ученики самостоятельно приходят к необходимому выводу.
Тема: «Мягкий знак на конце слова»
На доске написаны слова шест - шесть
У. – Прочитайте слова. Что обозначает слово шест?
Д. – Шест – это длинная палка.
У. - Что обозначает слово шесть?
Д. – Шесть – это число и цифра.
У. – Сравните слова шест и шесть по числу букв.
Д. – В слове шест на одну букву меньше.
У. – Что можете сказать о числе звуков в этих словах?
Д. – Количество звуков в данных словах одинаковое.
У. – Как вы это объясните?
Д. – Буква ь звука не обозначает.
У. - Одинаково ли произносится последний звук в первом и втором словах?
Д. – В первом слове звук [т] – твердый, во втором – звук [т’] – мягкий.
У. – Какая буква показывает, что согласный т во втором слове надо произносить мягко?
Д. – ь показывает, что согласный т во втором слове надо произносить мягко.
У. – В какой позиции ь обозначает мягкость согласного?
Д. – ь обозначает мягкость согласного, если находится после него.
У. – Какой вывод можно сделать?
Д. – ь не обозначает звука. Он показывает, что находящийся перед ним согласный произносится мягко.
Закрепление изученного материала.
При закреплении изученного материала существует возможность целенаправленно формировать определенные наборы интеллектуальных качеств и умений учащихся путем специфического подбора и компоновки языкового материала в лексико-орфографических упражнений. Приведу примеры некоторых вариантов заданий.
1 класс.
Тема: « Обозначение мягкости согласных гласными буквами»
- Прочитайте цепочки слов; напишите их устранив в каждой лишнее слово, ответ обоснуйте; подчеркните те буквы, обозначающие мягкость согласных.
колос, удар, поле, уголок
кусты, сила, пена, звено
люди, село, лютик, люки
лед, рис, мед, клев,
перец, лев, вяз, вес
Тема: «Ударные и безударные гласные»
- Внимательно прочитайте написанные на доске пары слов, постарайтесь их запомнить.
/Через 1-2 мин учитель стирает вторые слова каждой пары/
- Ориентируясь на первое слово каждой пары, запишите в столбик по памяти вторые слова. Подберите к ним проверочные и напишите их, выделите орфограммы
мост – река
шум – вода
лес – грибы
гвоздь – доска
рой – пчела
больница - врачи
2 класс
Тема: «Корень»
- На основе первого примера определите и сформулируйте принцип записи слов в первой цепочке. В соответствии с ним напишите остальные ряды слов. Выделите корень в однокоренных словах
Танк – танкист – танковый
? – барабанщик – барабанный
? - ? – грибной
? - ? – театральный
Тема: «Части речи»
- Прочитайте предложения; напишите их в соответствии с шифром, выбрав нужные буквы.
1. Густели ранние дкабрьские сумерки.
2. Врбьи чрикают около темных скир.
3. Небо зстилается ровной пелной свнцового света.
4. Белые чйки с криком нсились над Доном.
5. леет край неба.
Шифр.
№ | Существительные | Прилагательные | Глаголы | Предлог |
1 | 2 | - | 1 | - |
2 | 3 | 1 | 1 | 2 |
3 | 3 | 2 | 1 | - |
4 | 1 | 2 | 1 | - |
5 | 2 | 1 | 1 | 1 |
4 класс
Тема «Правописание глаголов 2-го лица единственного числа».
- Прочитайте, исключайте из цепочки лишние слова, по какому – либо признаку так, чтобы в ней осталось одно слово. Причину исключения каждого лишнего слова обоснуйте.
Разрушаеш…,гладят, поменяеш…, дружба, расшатаеш…, подсчитаеш…, надпишеш…, накормиш…
Справка:
- Дружба – существительное, остальные слова – глаголы.
- Гладят – глагол мн.ч., остальные – ед. ч.
- Разрушаешь – глагол Н.в., остальные Б.в.
- Накормишь – глагол I I спр., остальные – I спр.
- Поменяешь – приставка оканчивается на гласную, остальные - на согласную.
- Подсчитаешь – приставка с гласной о, в остальных а.
- Расшатаешь – имеет безударную гласную в корне.
- Надпишешь – последнее слово в цепочке.
Тема: «Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода».
- Прочитайте, соедините между собой равнозначные понятия. Укажите род и падеж прилагательных. Что объединяет прилагательные между собой?
равносторонн…прямоугольник жираф
самое больш… животное в мире Луна
послед…день недели воскресенье
самое глубок…озеро квадрат
самое высок…животное в мире голуб…кит
единствен…спутник Земли Байкал
Таким образом, в процессе выполнения упражнений комплексного характера у учащихся не только в максимальной степени активизируется речевая деятельность, но при этом формируется речь доказательная, аргументированная, логичная. Вместе с ней развиваются другие важнейшие интеллектуальные качества детей .
На любом этапе урока я не даю готовую информацию, а представляю учащимся право первым формулировать понятия, правила, темы уроков. Стараюсь чаще давать им возможность задавать вопросы, создаю доброжелательную творческую атмосферу партнерства и сотрудничества. А постепенное увеличение функций учащихся от класса к классу в организации познавательной деятельности обеспечивает высокий уровень объективизации учебного процесса. Появляющийся в связи с этим интерес к русскому языку и его изучению становится у школьников важнейшим внутренним стимулом к накоплению знаний в этой области.
Литература
1. Баkулuна, Г. А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка М.: Гуманитарный издательский центр «БЛАДОС», 2003. .
Май 2005г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках иностранного языка
Обновленное содержание обучения способствует расширению кругозора младших школьников, благоприятствует развитию ребенка как личности, активизирует умственную деятельность детей, дает возможность плодо...
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА Карева Нина Евгеньевна учитель начальных классов, заместитель директора МБОУ СОШ № 75по УВР
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА Карева Нина Евгеньевна учитель начальных классов, заместитель директора по УВР К числу задач, стоящих перед школой, относится разв...
«Интеллектуальное развитие младших школьников, имеющих ограниченные возможности здоровья».
Программа индивидуально-групповых занятийОриентация современной школы на гуманизацию процесса образования и разностороннее развитие личности ребенка предполагает, в частности, необходимость гармонично...
Интеллектуальное развитие младших школьников.
Бурный рост информационных технологий и стремительный научный прогресс предъявляют все больше требований к интеллектуальному потенциалу человека. Проблема развития интеллектуальных способностей ...
«Интеллектуальное развитие младших школьников"
Я поделилась на педсовете своим опытом работы с детьми...
Бабкина Н.В. Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития. Пособие для школьного психолога.
Бабкина Н.В. Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития. Пособие для школьного психолога....
Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития. Пособие для школьного психолога.
В пособии дана общая характеристика познавательной деятельности младших школьников с задержкой психического развития. Определено место психологического сопровождения в системе коррекционно-развивающег...