урок русского языка 9 класс
методическая разработка по русскому языку (9 класс) по теме

Наталья Андросова

Урок русского языка в 9 классе по теме "Повторение орфографии. Чередование гласных. Подготовка к ГИА".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_v_9_klasse.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Урок русского языка в 9 классе

Тема: Обобщающее повторение орфографии. Подготовка к ГИА

Тип урока – повторительно-обобщающий

Форма – практикум  

Цель:

  • организовать деятельность учащихся по обобщению знаний и способов деятельности, повторить и обобщить изученный материал по орфографии
  • создать условия для развития навыков самостоятельной работы;
  • развивать навыки грамотного письма, зоркость учащихся, внимательность;
  • воспитывать интерес и сознательное отношение к предмету, к изучаемой теме.

        Ход урока:

  1. Организационный момент. Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас и готова с вами работать.
  2. Рефлексия: 1) эмоциональное состояние. Для того чтобы у вас на уроке было хорошее настроение, мы совершим прогулку по лесу. «Прогулка» видео.

                           

3.  Объявление темы урока: Сегодня на уроке мы повторим разные орфограммы, но особо обратим внимание на орфограмму «Чередующиеся гласные в корне слова»

 2) мотивы деятельности (постановка цели урока учащимися) – Какую цель вы поставите в начале урока? – сформулируйте и запишите на обратной стороне карты знаний.                          

  3) состояние знаний: на партах у вас есть горный пейзаж. Возьмите ручки и отметьте галочкой или крестиком место на пейзаже, где вы, по-вашему, находитесь по уровню знаний сегодняшней темы.

 

4. Цель нашего занятия: повторить и обобщить знания по орфографии, подготовиться к экзамену.

Эпиграфом нашего урока будут следующие слова: Повторенье – мать ученья!

Какой смысл содержится в пословице?

Какие пословицы и поговорки на тему ученья  вы знаете?

Ученье – свет, а неученье - тьма.

Век живи - век учись.                                

За одного учёного двух неучёных дают.

С грамотой вскачь, а без грамоты хоть плачь.

5. Синтаксическая разминка:

Если человек н..когда не ра..крывал хороших книг,  волновавших сердца и умы ми(л,лл)ионов людей, не запомнил хотя бы десятка-другого строк любимого поэта или вообще такового не имеет, он обр…чён на духовную н…щету, он живёт (в)(пол)сердца, лишив себя огромной доли радостей, которыми насл…ждается человек, общающийся с миром пр…красного. (Л.Кассиль)

Исправленный вариант.

Если человек никогда не раскрывал хороших книг,  волновавших сердца и умы миллионов людей, не запомнил хотя бы десятка-другого строк любимого поэта или вообще такового не имеет, он обречён на духовную нищету, он живёт вполсердца, лишив себя огромной доли радостей, которыми наслаждается человек, общающийся с миром прекрасного. (Л.Кассиль)

Объясните смысл данного высказывания.

- Объясните написание  пропущенных букв, начертите схему предложения (в тетради слова с проверочными или объяснение написания, схема предложения

  1. Слово экспертам (сообщения правил написания чередующихся гласных Е-И, О-А) Выведение на доску наглядного материала по правилу «Чередующаяся гласная в корне слов» - таблица.
  2. Словарная работа: распределить слова в 2 столбика – с чередующейся гласной и без чередования.

Передавать, зарастать, удивляться, протереть, потрясти,  вырастут, появляться, предполагать, замереть,  ложка, тире, ложный, забирать, взрастить.

  1. Работа с текстом (в парах).

Текст 1

Задание: Списать текст, вставить недостающие знаки препинания, пропущенные буквы, графически объяснить написание пропущенных букв.

Над степью разг..ралась утренняя з..ря. Первые лучи ярко бл..стая прик..снулись к расст..лающейся р..внине. Белый туман еще клубился в зар..слях шиповника когда подр..стающие д..ревца покл..нились солнцу. Ж..лтые лютики распол..жившиеся у ручья обм..кнули листья в прозрачную воду. Пор..внявшись с ручьем зам..рла проб..равшаяся к норке ящерица. Капли р..сы бл..стели на вым..кшей за ночь траве. Степь оз..ренная солнцем предст..вляла собой уд..вительное соч..тание красок.

Над степью разгоралась утренняя заря. Первые лучи, ярко блистая, прикоснулись к расстилающейся равнине. Белый туман еще клубился в зарослях шиповника, когда подрастающие деревца поклонились солнцу. Жёлтые лютики, расположившиеся у ручья, обмакнули листья в прозрачную воду. Поравнявшись с ручьем, замерла пробиравшаяся к норке ящерица. Капли росы блестели на вымокшей за ночь траве. Степь, озаренная солнцем, представляла собой удивительное сочетание красок.

Проверка по тексту устно (знаки препинания, пропущенные буквы)

8. Работа в группах по тексту:

1)Обозначьте в тексте  все причастные обороты (расположившиеся у ручья, пробиравшаяся к норке, на вымокшей за ночь, озарённая солнцем)

2) Выписать и объяснить написание удвоенных согласных (утренняя, озарённая, расстилающейся).

3) Обозначить в тексте все деепричастные обороты (ярко блистая, поравнявшись с ручьём).

4) Выписать словосочетания со связью согласования, управления, примыкания (утренняя заря, в зарослях шиповника, ярко блистая)

- Проверка работы в группах устно без компьютера.

  1. Выполнение тестовой самостоятельной работы

Задание: выделите в каждом ряду слово с чередующейся гласной, вставьте букву.

  1. Пом…риться, к…сательная, произн…шение, кр…терий
  2. Тр…щать, выцв…сти, обм…кнуть, подв…сти
  3. Л…нгвистический, об…зательный, обн…жённый, зам…реть
  4. Зам…нить, заг…реть, зам…лчать, уп…требить
  5. К…саются, вкл…ниться, под…вилась, нап…сал
  6. Зам…лчать, изм…нение, соб…рать, терр…тория
  7. Д…фицит, бур…вестник, апп…тит, р…стение
  8. Р…гиональный, бл…стающий, д…намичный, с…мейный
  9. Д…блестный,п…рламутровый, оз…рённый, вм…стительный
  10. Уд…сятерить силы, пос…деть на крыльце, ар…матизированный, выт…реть
  1. Проверка тестовых работ (один ученик у компьютера)
  2. Выставление отметок учащимися в карту знаний (с обоснованием) как работал, достиг ли поставленной в начале урока цели

1. сегодня я узнал…

2. было интересно…

3. было трудно…

4. я выполнял задания…

5. я понял, что…

6. теперь я могу…

7. я почувствовал, что…

8. я приобрел…

9. я научился…

10. у меня получилось …

11. я смог…

12. я попробую…

13. меня удивило…

14. урок дал мне для жизни…

15. мне захотелось…

  1. Домашнее задание: на «5» - составить небольшой связный рассказ с большим количеством чередующихся

На «4» - составить словарный диктант из 15 слов на тему «чередующиеся гласные»

  1. Рефлексия. Скажите, где вы сейчас себя ощущаете, если посмотреть на картинку с пейзажем? (2-3 человека отвечают)
  2. Подведение итога урока учителем (работали активно, особо активных отметить). Спасибо за работу.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. УМК: учебный комплекс под редакцией С.И.Львовой. Русский язык. 5 класс. Тема урока: Объяснение лексического значения слов путем подбора синонимов и антоним

Тип урока:  Открытие нового знания.Цели:  повторить понятия «синонимы», «антонимы»;            формировать умение использовать синонимы...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"

Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...

Урок русского языка. Класс: 6 Тема: Порядковые числительные и их употребление в речи. Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Урок русского языка по ФГОС.Класс: 6Тема: Порядковые числительные и их употребление в речи.Тип урока: Урок открытия новых знаний....

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе (к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой) (68 ч.)

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе(к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы»  А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой)(68 ч.)...