Тире между подлежащим и сказуемым.
план-конспект урока (русский язык, 5 класс) по теме
Урок изучения нового материала в 5 классе, учебной целью которого является определение случаев постановки тире между подлежащим и сказуемым. На уроке предусмотрены разные формы деятельности учащихся с использованием смарт-доски.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tire_mezhdu_podlezh._i_skaz._urok.docx | 21.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по теме:
«Тире между подлежащим и сказуемым»
Цели:
1. Изучить случаи постановки тире между подлежащим и сказуемым, когда оба они выражены именем существительным в именительном падеже.
2. Формировать навыки точного определения подлежащего и сказуемого.
3. Закрепить умение учащихся определять лексическое значение слов по толковому словарю.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, smart-доска.
План урока
- Оргмомент.
- Синтаксическая мозаика.
- Определение темы урока.
- Работа с учебником.
- Словарная работа.
- Составление алгоритма и опорной схемы.
- Физминутка.
- Первичное закрепление. Графический диктант.
- Выполнение упражнения по учебнику у доски (172, дополн.173).
- Подведение итогов урока.
- Рефлексия.
- Домашнее задание.
Ход урока
- Оргмомент.
Приветствие. Проверка готовности класса к уроку, выявление отсутствующих на уроке.
- Вступительное слово учителя.
Ребята, с какой темой мы работали с вами на прошлом уроке? А в какой раздел науки о языке она входит? (синтаксис). Сегодня на уроке мы продолжим работу по этому разделу, и нас с вами ждет новое открытие в мире синтаксических единиц и знаков препинания.
Познакомьтесь с планом работы на уроке (слайд 3). А что станет предметом нашего изучения, вы определите сами, ответив на вопросы «Синтаксической мозаики» (слайд 4).
- Синтаксис – это…
- Словосочетание – это…
- Предложение – это…
- Виды предложений по цели высказывания...
- Грамматическая основа - это...
- Подлежащее - это...
- Сказуемое - это...
- Пунктуация - это...
- Ребята, как одним словом можно назвать знаки, изображенные на слайде? (пунктуационные). А сколько пунктуационных знаков в русском языке? (10). А какого знака среди них нет? (тире). А почему, по-вашему, я не указала этот знак среди остальных? Действительно, сегодня знак тире будет в центре нашего внимания в течение всего урока. Ребята, а какую учебную цель мы с вами можем поставить? Чему будем учиться?
- Откройте тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа и тему урока:
"Тире между подлежащим и сказуемым"(слайд 5).
- Тире является сравнительно "молодым" знаком препинания. Ему всего около 100 лет. И существует мнение, что изобрел его писатель и историк Николай Михайлович Карамзин.
- А теперь проведите самостоятельное исследование по учебнику и выполните устно упр.169 с карандашом в руке. (слайд 5).Проанализируйте приведенные предложения и попробуйте сами сделать вывод. (3 мин.)
- Итак, проверяем. На основе чего можно объединить все эти предложения?
(во всех предложениях подлежащее и сказуемое выражены им.сущ. в им.пад. и между ними ставится тире).
- Попробуйте, не заглядывая в учебник, сформулировать вывод.
Сравните свои предположения с правилом в учебнике.
- Запишите в своих тетрадях предложение и графически объясните постановку или отсутствие знака препинания. (РАБОТА У ДОСКИ).
Знание - высшее богатство.
- Попробуем сформулировать алгоритм действий при разборе предложения.
Алгоритм разбора предложения (слайд 6).
1. Выделяем грамматическую основу.
2. Определяем, чем является подлежащее и сказуемое.
3. Выясняем, нужно или нет ставить тире в предложении.
(3-4 человека проговаривают алгоритм).
- Давайте составим схему-помощник для разбора предложений и запишем ее в тетрадь. (слайд 7 использование утилиты множественного клонирования).
- Ребята, посмотрите на доску. Скажите, понятно ли вам значение этих слов? (слайд 8 словарная работа с применением анимации).
партер
планер
сувенир.
Пользуясь словарем в конце учебника объясните значение этих слов, используя предложения с тире.
Составьте по два предложения с этими словами и запишите их.
(ФИЗКУЛЬТМИНУТКА) (слайд 9.)
- Ребята, запишите следующий вид работы на уроке - ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ. (слайд 10 расстановка знаков препинания в предложениях. Использование цветной шторки. При передвижении шторки вниз появляются предложения, в которых нужно определить постановку тире).
(ВЗАИМОПРОВЕРКА (слайд 11).
- С какой целью мы выполняли это задание?
- Кто из вас справился без ошибок?
- Кто допустил ошибки, в каких предложениях?
- Выполнение самостоятельной работы по учебнику (слайд 12). Сверка с доской, у которой выполняет упражнение учащийся.
РАБОТА У ДОСКИ (УПР.172)
ЗАДАНИЕ НА ОПЕРЕЖЕНИЕ (УПР.173).
СВЕРКА С ДОСКОЙ.
- Упражнение «Подбери пару». (слайд 13, использование утилиты множественного клонирования).
ИГРА "Кто это? Что это" (слайд 14, развитие речи с помощью игры «Кубик-рубик»).
- Постройте предложения с тире на основе изображений (устно).
Подведение итогов урока.
- Ребята заполните пропуски в следующих предложениях (слайд 15. Применение анимации в качестве самопроверки учащихся).
РЕФЛЕКСИЯ
Сегодня я понял …
Мне понравилось на уроке …
!
?
...
Оценивание.
Домашнее задание (слайд 16).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-путешествие КИЖИ ( Тире между подлежащим и сказуемым) Урок-путешествие в 8 классе
Цели урока:Образовательные:Обобщить, систематизировать изученные теоретические сведения о постановке тире, закрепить умения пунктуационного и интонационного оформления предложений с тире, совершенст...
Урок по русскому языку в 8 классе по теме "Тире между подлежащим и сказуемым"
РАЗРАБОТКА УРОКА ПО МЕТОДИЧЕСКОЙ ТЕМЕ: «РАЗВИТИЕ ЯЗЫКОВОЙ И КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА ОСНОВЕ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ И ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ»....
урок русского языка в 8 классе с презентацией на тему "Тире между подлежащим и сказуемым"
урок-практикум, включающий разнообразные виды работы:фронтальную, индивидуальную, самостоятельную, выборочную, творческую.Урок содержит дополнительный познавательный материал из истории развития пункт...
" Тире между подлежащим и сказуемым" (с использованием приёмов технологии РКМ - Развитие Критического Мышления).
Урок русского языка для 8 класса....
Тире между подлежащим и сказуемым
Урок русского языка в 8 классе. Материал урока позволяет формировать навык постановки тире между подлежащим и сказуемым, развивать навык связной речи....
Готовимся к ЕГЭ (Тире между подлежащим и сказуемым , Тире в неполном предложении)
Дидактический материал к урокам по темам : "Тире между подлежащим и сказуемым". " Тире в неполном предложении" в тестовой форме....
Сборник по подготовке к ЕГЭ, ГИА по темам «Сказуемое и его основные виды», «Тире между подлежащим и сказуемым», «Односоставное предложение».
В связи с переходом образовательных учреждений РФ и в частности школ на новую форму итоговой аттестации в 9 классе возникает необходимость и в новом подходе к планировани...