Конспект урока развития речи для 7 класса "Пейзажные зарисовки"
план-конспект занятия по русскому языку на тему
Конспект поможет молодым и опытным педагогам обучать детей сочинению-описанию пейзажа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_peyzazhnye_zarisovki.docx | 24.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по развитию речи по русскому языку
для 7 класса на тему: « Пейзажные зарисовки»
Подготовил учитель высшей категории МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 35» г.о. Саранск Республики Мордовия
Ирина Владимировна Панина
Тема урока развития речи: « Пейзажные зарисовки»
Цель урока: дать понятие о пейзажной зарисовке; закрепить и углубить представление о пейзаже в художественном стиле речи; научить писать пейзажную зарисовку.
Оборудование: иллюстрации, репродукции с картин русских и мордовских художников, выставка книг мордовских поэтов и писателей, записи произведений П.И. Чайковского, мультимедийный проектор.
На доске:
1часть доски.
Определение из словаря Ожегова
Пейзажная зарисовка – изображение природы в разных видах искусства.
Зарисовка то же, что рисунок;
Рисунок – нарисованное изображение, воспроизведение чего-нибудь.
Средняя часть доски:
Эпиграф:
Если писатель, работая, не видит за словами того, о чем он пишет, то и читатель ничего не увидит за ними.
Но если писатель хорошо видит то, о чем он пишет, то самые простые слова приобретают новизну, действуют на читателя с разительной силой и возникают у него те мысли, чувства и состояния, какие писатель хотел ему передать.
К. Паустовский
3 часть доски.
Зима, зима! Мороз трещит;
Луна в кольце на тверди синей;
Звездится снег, лазурный иней…
А.Н. Майков
4часть доски (оборот)
Порядок работы над сочинением.
- Подумайте, что вы хотите «нарисовать словами»?
- Какова будет главная мысль вашей зарисовки? Какие чувства вы хотите вызвать ею у читателя?
- Какие выразительные средства языка вы используете в своей работе?
Домашнее задание: пейзажная зарисовка « А за окном зима…»
Информация на слайдах:
- Изобразительно-выразительные средства языка:
Эпитет-
Метафора-
Олицетворение-
Сравнение-
2.Выставка книг, репродукций с картин.
Ход урока
I Слово учителя
Вы сегодня по пути в школу, наверняка, проходили через березовую аллею или шли мимо нее? Поднимали глаза на деревья? Что-то изменилось в вашей душе? В настроении? Появились ли какие-то положительные эмоции?
А легко ли вам передать те чувства , те ощущения, которые появляются при встрече с природой словами?
Поэтому на сегодняшнем уроке мы продолжим учиться образности слова, его красоте, выразительности, и помогут нам в этом мастера художественного слова, мастера живописи, музыки.
На одном из последних занятий мы работали над пейзажем, учились писать сочинения в публицистическом стиле, сегодня будем говорить об особенностях художественного стиля.
- В чем особенность публицистического стиля? Его цель? (передача слушателю, читателю общественно значимой информации, убедить читателя или слушателя в чем-то, побудить к определенным поступкам). Мы своим сочинением побуждали к бережному отношению к природе.
- Художественный стиль отличается образностью, широким использованием изобразительно-выразительных средств. Предназначен он для создания художественных, поэтических образов, эмоционально-эстетического воздействия.
- Обратимся к изобразительно-выразительным средствам (на слайдах).
II. Анализ отрывка на доске «Зима, зима!»
- О чем отрывок, к какой лирике относится?
- Какие слова, выражения передают отношение поэта к зимнему пейзажу?
Постарайтесь определить, какое оно это отношение? (восхищение, восторг, праздничность)
- Как вы понимаете выражение «звездится снег» (искрится звездами)
- Почему у слова «иней» эпитет «лазурный»? (голубой) (от света луны в синем небе)
- Какая картина предстает в вашим воображении после прочтения стихотворения? Попытайтесь нарисовать словами (луна в кольце, черные деревья, снег, иней, синее небо)
2. А в стихах мордовских писателей как звучит описание пейзажа?
Звучат заранее подготовленные стихи мордовских поэтов
а)Н.Эркай «Родина»
б)А. Круторкин «Мой край»
в) П.Калинкин «Зимнему лесу», «Июльский полдень»
г) М.Безбородов «Ах, ты, лес, мой лес»
Ребята находят изобразительно-выразительные средства в прочитанных стихах.
3.Работа с отрывками, напечатанными на листочках (проза), у каждого на парте.
А) Прочитайте про себя внимательно отрывок из повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»
«Все светилось. Метели как и не бывало. Снег загорелся широким серебряным полем и весь обсыпался хрустальными звездами. Мороз как бы потеплел.»
- Что привлекло внимание писателя в рождественской ночи? (снег)
- Как и в чем отрывок гоголевской повести перекликается с отрывком из стихотворения А.Н. Майкова?
(Оба любуются зимними пейзажами, оба похоже описывают снег : «Звездится снег», «Снег обсыпался хрустальными звездами».
Найдем изобразительно-выразительные средства в данном отрывке: эпитеты – серебряное поле, метафора – загорелся…, сравнения - ?
Б)Рождественская ночь привлекала внимание не только Н.В. Гоголя. Писатель, который пришел в литературу чуть позже, тоже посвятил ей яркие строки. Это И. Шмелев в романе «Лето Господне» в главе «Рождество».
Прочитайте отрывок.
«…красота-то какая! Первая звезда, а вон - другая…Звезд все больше. А какие звезды! Усатые, живые, бьются, колют глаза. В воздухе-то мерзлость, через нее –то звезды больше, разными огнями блещут, -голубой хрусталь, и синий, и зеленый, - в стрелках.
…Калитку тронешь, -так и осыплет треском. Мороз! Снег синий, крепкий, попискивает тонко-тонко. По улице - сугробы, горы.
…А воздух… - синий, серебрится пылью, дымный, звездный. Сады дымятся. Березы – белые видения…»
Что в центре внимания автора? (звезды, снег)
Найдите ту часть текста, где описываются звезды. Какие слова, выражения показались вам необычными? (звезды усатые, живые, бьются, колют глаз…)
Преобладают слова какой части речи?
А какой синтаксис? Какие предложения по составу встречаются?(односотавные, назывные)
Обратимся ко 2 части текста, какие необычные сравнения вы увидели?(березы-виденья, сугробы-горы)
- Обратимся к эпиграфу урока на доске, словам К. Паустовского.
Вы согласны с писателем? Прокомментируйте свой ответ.
5.Живопись.
Грабарь «Февральская лазурь»
Художники Мордовии – В.Попков, П. Рябов, Ф. Сычков.
Какое время года изображено на полотнах? Какими средствами удалось художникам передать настроение? Выши ощущения от картин?
6.А с помощью музыки можно передать пейзаж? Какие картины рисуются в вашем воображении при прослушивании этих музыкальных произведений?(звучат отрывки из цикла «Времена года» П.И. Чайковского)
П.И. Чайковский так писал об этом сборнике: «Это музыкальная исповедь души, на которой многое накипело и которая по существенному свойству изливается посредствам звуков, подобно тому, как лирический поэт высказывается стихами. Разница только та, что музыка имеет несравненно более могущественные средства и более тонкий язык для выражения тысячи различных моментов душевного настроения.
Для меня величайшее благо, что есть на свете родственная душа, которая чутко отзывается на мою музыку.
Мысль, что она почувствует все, чем я был полон, когда писал то или иное сочинение, всегда воодушевляет и согревает меня»
Какие сильные, прочувствованные слова! Я уверена, что мы с вами и есть эти родственные души, в которых нуждался великий композитор.
Итак, ребята, сегодня мы обратились с вами к пейзажным зарисовкам в разных жанрах искусств – литературе, живописи, музыке.
Пришло время попробовать себя в роли мастеров слова.
Приступим к практической части.
На слайдах – пейзажные зарисовки великих художников, звучат музыкальные зарисовки великих композиторов . Ученики по предложенному плану на доске пишут пейзажную зарисовку «А за окном зима…»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Экология души". План-конспект урока развития речи:написание художественного текста по заданному сюжету. Закадровый текст к мультфильму "Мой зеленый крокодил" ("Союзмультфильм").Ч. 1 (из 1-3)
Экология душине менее важна для человека, чем экология окружающего пространства, природы Земли. Благоразумие, доброта, милосердие, терпимость, любовь к себе, к богу в себе, и, как минимум, уважен...
Конспект урока развития речи по теме «Официально-деловой стиль речи» в 6 классе
Урок знакомит учащихся с особенностями делового стиля и правилом написания справок, объявлений; формировать у учащихся умение сопоставлять тексты разных стилей; воспитывает интерес к русскому язы...
Конспект урока развития речи в 5 классе по теме «Стили речи. Разговорная и книжная речь»
Урок знакомит учащихся с разговорным и книжным (в частности научным) стилями речи; выявляет признаки разговорной и книжной речи; показывае особенности языковых средств разговорного стиля речи. восспит...
Конспект урока развития речи в 9 классе.(Урок мужества) ТЕМА УРОКА: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 части 3)».
Конспект урока развития речи в 9 классе.(Урок мужества)ТЕМА УРОКА: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполне...
Конспект урока развития речи в 6 классе "Нескучный урок в стране Фантазии"
Путешествие в страну фантазию с элементами творческой мастерской...
Конспект урока развития речи в 9 классе «Урок по подготовке к устному собеседованию»
Урок развития словесно- логического мышления....
Конспект урока развития речи в 9 классе ТЕМА УРОКА: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку
Конспект урока развития речи в 9 классе ТЕМА УРОКА: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 9.3)». Цель урока: сформиро...