Урок по условному наклонению в соответствии с требованиями ФГОС
учебно-методический материал по русскому языку (6 класс) по теме
Тема урока: Глаголы в форме условного наклонения и их употребление в речи.
Цели урока:
· систематизировать знания учащихся об условном наклонении глагола, расширить представления учащихся об употреблении данных глаголов в речи;
· научить определять глаголы в условном наклонении и образовывать формы глагола условного наклонения;
· формировать умение самостоятельно определять цели и задачи деятельности, находить пути решения поставленных задач;
· учить выделять необходимую информацию на основе просмотрового чтения, составлять схемы, опорные конспекты;
· обучать построению высказывания с учётом речевой ситуации;
· развивать логическое мышление, память, внимание;
· формировать умение работать в парах, проводить самооценку и взаимооценку деятельности;
· воспитывать интерес и уважение к русскому языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_uslovnomu_nakloneniyu_v_sootvetstvii_s_trebovaniyami_fgos.docx | 35.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация урока в соответствие с требованиями ФГОС
К теории вопроса
Введение новых федеральных государственных стандартов образования требует от учителя нового подхода при организации учебного процесса. По-прежнему большое внимание уделяется формированию общеучебных умений и навыков, овладение конкретными знаниями в рамках отдельных дисциплин. Но приоритетным становится развитие личности, которое обеспечивается через формирование универсальных учебных действий.
Универсальные учебные действия - саморазвитие и самосовершенствования путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Разработчиками ФГОС выделены основные виды универсальных учебных действий: личностные (самоопределение, смыслообразование и действие нравственно-этического оценивания), регулятивные (целеобразование, планирование, контроль, коррекция, оценка, прогнозирование), познавательные (общеучебные, логические и знаково-символические), коммуникативные (социальная компетентность, продуктивное взаимодействие).
В более узком (собственно психологическом значении) универсальные учебные действия - это совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Требования к организации урока в соответствии с требованиями ФГОС
Требования к уроку | Урок современного типа |
Объявление темы урок | Формулируют сами учащиеся. |
Сообщение целей и задач | Формулируют сами учащиеся, определив границы знаний и незнаний |
Планирование | Планирование учащимися способов достижения намеченной цели |
Практическая деятельность учащихся | Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы) |
Осуществление контроля | Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля) |
Осуществление коррекции | Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно |
Оценивание учащихся | Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей) |
Итог урока | Проводится рефлексия |
Домашнее задание | Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных особенностей |
Тема урока: Глаголы в форме условного наклонения и их употребление в речи.
Цели урока:
- систематизировать знания учащихся об условном наклонении глагола, расширить представления учащихся об употреблении данных глаголов в речи;
- научить определять глаголы в условном наклонении и образовывать формы глагола условного наклонения;
- формировать умение самостоятельно определять цели и задачи деятельности, находить пути решения поставленных задач;
- учить выделять необходимую информацию на основе просмотрового чтения, составлять схемы, опорные конспекты;
- обучать построению высказывания с учётом речевой ситуации;
- развивать логическое мышление, память, внимание;
- формировать умение работать в парах, проводить самооценку и взаимооценку деятельности;
- воспитывать интерес и уважение к русскому языку.
Тип урока: комбинированный урок
Форма организации: работа в парах постоянного состава
В конце урока учащиеся должны
знать:
- значение глаголов условного наклонения, способ их образования и правописания;
- где употребляются глаголы условного наклонения
уметь:
- отличать форму глагола условного наклонения от форм других наклонений;
- образовывать форму глагола условного наклонения;
- использовать глаголы условного наклонения для создания текста в зависимости от речевой ситуации.
Ход урока
- Организационный момент
Отметить отсутствующих. Проверить готовность к уроку.
- Этап проверки домашнего задания
Учитель: Обратимся к материалам предыдущего урока (Учащиеся открывают тетради). Что нового вы узнали о глаголах? (Глаголы бывают не только 1 и 2 спряжения, но и разноспрягаемые). В чём особенность этих глаголов? (Они имеют окончания как 1, так и 2 спряжения, у некоторых при спряжении меняется буквенный состав основы).
Дома вы должны были восстановить текст открытки, используя в том числе разноспрягаемый глагол. Что у вас получилось. (Выборочное чтение открыток).
Глаголы какого наклонения вы использовали? (Изъявительного). Что они обозначают? Какие ещё наклонения есть у глаголов? (Условное и повелительное). Что они обозначают? Измените разноспрягаемый глагол бежать по наклонениям. (Глаголы записываются на доске).
Д. бегу (изъяв.) - беги (повел.) - бежал бы
- Этап объяснения нового материала и систематизации ранее изученного.
Учитель: Сегодня мы поговорим с вами о глаголах условного наклонения. Как бы вы сформулировали тему нашего урока? (Учащиеся предлагают варианты). Тема нашего урока «Глаголы в форме условного наклонения и их употребление в речи». (Тема записывается на доске и в тетрадях).
Учитель: Каким путём можно получить сведения об условном наклонении глагола, учитывая, что эта тема не новая для нас? (Учащиеся предлагают варианты: вспомнить, что знаем, посмотреть в учебнике). Работая в парах, вспомните всё, что знаете об условном наклонении. Пользуясь примерным планом, подготовьте сообщение, которое мы оформим в виде опорного конспекта.
Д. 1. Значение.
2. Образование.
3. Изменения.
4. Правописание.
Учитель вызывает одну пару. На доске и в тетрадях записывается опорный материал по теме, на полях тетради дети ставят плюсы, фиксируя правильность своих ответов.
Д./Т.
Опорный конспект
- Обозначает действия, возможное только при условии. +
↓
- Глагол в форме прош.вр. + БЫ(Б) +
↓
- Изменяется по числам +
↙ ↘
ед.ч. мн.ч.
↓
по родам → гл.-сказ. и подлеж. согласуются
- БЫ Б) пишется раздельно. +
10 б
Учитель: Оцените свою работу и её результативность по 10-балльной системе. Как вы себя оценили? (Идёт опрос отдельных учащихся).
Откуда ещё мы можем получить информацию о глаголах условного наклонения? (Из учебника). Обратимся к § 93. Прочитайте §, сравните имеющийся там материал с нашими записями. Какую информацию вы извлекли? (Частица БЫ может быть в любом месте простого предложения. Глагол-сказуемое согласуется с подлежащим. Глагол в условном наклонении не имеет времени.) Дополним нашу запись.
Д./Т.
5. Нет времени
6. [ …. БЫ ==== …]; [ …. ==== БЫ …]
Учитель: Используя опорный конспект, расскажите об условном наклонении глагола.
(Идёт взаимопроверка, если не хватит времени, можно ограничится ответом одного вариант или одного ученика).
Учитель: Вновь обратимся к теме нашего урока. О чём нам предстоит ещё поговорить? (О роли в речи глаголов условного наклонения). Какие вопросы в связи с этим у вас возникают, назовите самый важный вопрос для вас в данный момент? (Где употребляются данные глаголы? Когда мы их используем? В каких типах речи встречаем?)
Учитель: Обратимся к учебному пособию (практике), к упр. 175.
(Поочерёдно читаются вслух предложения. Учащиеся находят глаголы в условном наклонении, обращают внимание на местоположения частицы БЫ. Определяется роль глаголов условного наклонения – говорится о возможных действиях. Попутно определяется вид каждого предложения по количеству гр.основ, типы сказуемых (составное глагольное и простое глагольное). Определяется вид сложных предложений – СПП с придаточным условным (вводится новое понятие, записывается на доске).
Учитель: Какой союз присоединяет придаточное предложение к главному? (Если). Сравните обе части сложного предложения. В каком наклонении употреблены в них глаголы? (В обеих частях употребляются глаголы условного наклонения. Так строятся СПП с придаточным условия).
Учитель: В какой речевой ситуации могут быть использованы данные предложения? (Учащиеся советуются в парах. Когда нам надо кого-то убедить, доказать). Для какого типа речи они характерны? (Для рассуждения). С чего мы начинаем рассуждение? (С тезиса, утверждения). Обратимся к 1-ому предложению. Предположим, что данное предложение – аргумент, попробуйте сформулировать тезис к нему.
Д.Т.
Письменность имеет большое значение в жизни людей. (Избегаем речевого недочёта, используем личное местоимение). Без неё люди не могли бы передавать свой опыт от одного поколения к другому. (Отмечаем местоположение БЫ, орфограмму-пробел, попутно комментируем другие орфограммы, обращается внимание на употребление оборотов «имеет значение» и «играет роль»). (У доски работает 1 ученик).
Учитель: Обратимся к 4 предложению, попробуем сформулировать утверждение.
Д.Т.
Язык играет большую роль в нашей жизни. Если бы не было языка, людям было бы трудно общаться друг с другом. (У доски работает 1 ученик)
Учитель: Сделаем вывод: где и для чего могут быть использованы глаголы в условном наклонении? (Учащиеся советуются в парах. Глаголы в условном наклонении употребляются в рассуждении, когда нам надо привести аргументы).
Учитель: Глагол условного наклонения могут иметь и другое значение. Какое? Например, съела бы я сейчас мороженое. Придумайте подобные предложения (Учащиеся придумывают предложения). Что при помощи таких предложений мы передаём? (Свои желания). Запишем предложение.
Д.Т.
Прочитал бы я сейчас хорошую книгу, поговорил бы с умным человеком. (Значение желательности действия; выделяется орфограмма-пробел, определяется форма глагола). (У доски работает 1 ученик).
Учитель: Глаголы условного наклонения можгут нас удивить ещё одним значением. В начале урока мы вспоминали о повелительном наклонении глагола. Каково назначение этого наклонения? (Глаголы повелительного наклонения побуждают к действию, просят, повелевают и т.д.). Поставьте в повелительное наклонение глагол прочитать. (Прочитай). А можете вы меня побудить к действию, используя глагол в условном наклонении? Сравните два предложения.
Д.Т.
Прочитай книгу! - Прочитал бы ты книгу.
Учитель: Оказывается, глагол в условном наклонении может выражать совет, пожелание, но не в такой категоричной форме, как глагол повелительного наклонения, а более мягкой, дружеской. Приведите свои пример. Для чего нам нужны глаголы условного наклонения? (Передают желания, могут выражать совет, пожелания).
У глаголов условного наклонения есть ещё одно название – сослагательное. Я хочу прочитать вам стихотворение, посвящённое этим глаголам, а вы посчитайте, сколько глаголов употребил здесь поэт:
Я решил бы …
Я сказал бы …
Поспешил бы …
Написал бы …
До чего же замечательное
Наклонение сослагательное.
Никогда не чертыхается
Не скандалит, не кричит,
В кресло мягкое забьется
И мечтательно журчит:
Я б турецкий изучил …
Я бы радио включил …
Нет, постойте-ка,
Вначале
Я сыграл бы на рояле …
Я сыграл бы,
Коль умел бы,
Если мог бы,
Полетел бы,
Я бы съел вагон пирожных,
Если только их имел бы.
(13 глаголов в условном наклонении)
- Этап подведения итогов.
Учитель: Остались ли у вас вопрос, на которые вы не получили ответа? Что самое главное вы уносите сегодня с урока? Поставьте себе общую оценку за урок. (Частично отметки выставляются в журнал).
- Этап закрепления и применения на практике полученных знаний.
Учитель: А сейчас я предлагаю вам повитать в облаках. Что означает фразеологизм витать в облаках? Замените его стилистически нейтральным словом? (Помечтать). У каждого на парте лежит «облачко», где вы отразите свои мечты.
(У каждого ученика листок с изображением облака, где написана первая часть предложения: «Если б меня назначили директором нашей школы, я бы …»).Надо написать не только что мы хотели бы сделать, но и что из этого получилось бы, что тогда изменилось б и т.д. По вашему желанию сочинения я передам директору школы.
Во время работ учитель ходит по рядам и проверяет тетради учащихся. После выполнения работ выборочно прослушиваются миниатюры.
- Этап подачи домашнего задания.
§ 93 (или опорный конспект), упр. 179, принести учебник развития речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по изобразительному искусству в соответствии с требованиями ФГОС
Эта разработка открытого урока в 5 классе. Обучающееся знакомятся и используют новую технику рисования способом разбрызгивания (АЭРОГРАФИЯ). Работа ведётся по группам.К уроку имеются две презентации п...
Формирование УУД на уроках математики и физики в соответствии с требованиями ФГОС.
В основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования положен системно-деятельностный подход. Системно-деятельностный подход позволит обеспечить реализацию иде...
Разработка урока в 5 классе в соответствии с требованиями ФГОС.
урок географии...
Проект урока по английскому языку в соответствии с требованиями ФГОС.
Аннотация: урок английского языка разработан по теме «Англо-говорящие страны» по учебнику Enjoy English для обучающихся 7 класса (М.З. Биболетова, Н. Н. Трубанёва, Титул, 2013г.), в ...
Разработка урока для 5 класса в соответствии с требованиями ФГОС
Данный учебный материал может быть использован при проведении урока-игры, викторин в 5 классе...
Технологическая карта урока по физической культуре в соответствии с требованиями ФГОС. 5 класс.
Урок физической культуры. 5 класс. Раздел: Спортивные игры. Волейбол.Тип урока: образовательно-тренировочной направленности.Оборудование: волейбольная сетка, волейбольные мячи, свисток.План урока:1. П...
технологические карты урока по английскому языку в соответствии с требованиями ФГОС 3 класс Spotlight
технологическая карта урока...