Интеллектуальная игра "Поединок филологов"
классный час по русскому языку (7 класс) по теме

Некрасова Юлия Александровна

"Поединок филологов" - интеллектуальная игра для семиклассников. Мероприятие включает в себя много интересных заданий по русскому языку и литературе. Дети делятся на команды и готовят домашнее задание - оригинальное представление своей команды. Кроме сценария материал содержит презентацию, которая помогает педагогу акцентировать внимание учащихся на заданиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poedinok_filologov_7_klass.docx20.03 КБ
Office presentation icon poedinok_filologov.ppt743.05 КБ
Файл prilozhenie_1.docx10.81 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка внеклассного мероприятия для 7 класса

Интеллектуальная игра

Тема:  «Поединок филологов»

Цели игры:

  • Активизировать интерес учащихся к учебному предмету, расширить кругозор;
  • Развивать артистические, творческие способности; умение работать в группах;
  • Совершенствовать знания, полученные в 5 – 7 классах,  повторить основные разделы русского языка, литературы;
  • Воспитывать уважение к родному языку, его богатству.

Продолжительность – 45 минут

Ход игры

- Здравствуйте, ребята! Я рада  видеть Вас на интеллектуальной игре «Поединок филологов». Давайте поприветствуем наши команды.

(представление команд, названия, девизы и т.д.).

- Наша игра будет состоять из трех  блоков, включающих в себя различные   задания. За каждое верно выполненное задание вы получите баллы. А оценивать наш поединок будет строгое и справедливое жюри.

Итак, блок 1. «Ты – мне, я – тебе»

Задание:

Перед вами 4 группы вопросов по темам лексика, фразеология, морфология и состав слова и словообразование. В каждой группе по 5 вопросов, которые расположены в столбик от легкого к сложному.  Цена 1,2 вопросов – 1 балл,  3, 4 – 2 балла, 5 вопроса –3 балла. Задача команды  - выбрать вопрос  для своих соперников.

  1. Лексическое значение слова

 (по лексическому значению угадать слова)

  1. Глава государства (президент)
  2. Древнеегипетский царь (фараон)
  3. Научное справочное пособие (справочник)
  4. Машина для уборки урожая (комбайн)
  5. Верблюды, идущие в пустыне друг за другом (караван)
  1. Фразеология.

(подобрать синонимы к фразеологизмам)

  1. Куры не клюют (избыток чего – либо)
  2. Рукой подать (близко)
  3. Делать из мухи слона (преувеличивать)
  4. Куда Макар телят не водил (в неизвестном направлении)
  5. Манна небесная (благодать, удача)
  1. Морфология

(ответить на вопросы)

  1. Какой частью речи являются слова УВЫ и АХ? (междометие)
  2. Назовите служебные части речи  (предлог, союз, частица)
  3. Какого рода слово Миссисипи? (женского)
  4. Какой падеж подчиняется предлогам СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ, БЛАГОДАРЯ? (дательный)
  5. Назовите прилагательное, которое оканчивается на ЕЕЕ? (длинношеее)
  1. Состав слова и словообразование

(ответить на вопросы)

  1. Часть слова, стоящая после корня (суффикс)
  2. Способ образования слова ДИВАН – КРОВАТЬ (сложение целых слов)
  3. У каких самостоятельных частей речи нет окончания? (наречие, деепричастие)
  4. Назовите способ образования слова ВЪЕЗД (бессуфиксальный)

(Жюри оценивает ответы команд, выставляет баллы, подводит итог 1 конкурса)

Блок II «Литературный»

Задание:

По отрывку из литературного произведения нужно угадать название и автора этого произведения (макс. Количество баллов -  2 )

  1. «А у оратая кудри качаются,

Что жемчуг рассыпаются,

У оратая глаза да ясна сокола,

А брови у него да черна соболя» («Вольга и Микула Селянинович»)

  1. Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид,

Невы державное теченье,

Береговой ее гранит.  (А.С. Пушкин «Медный всадник»)

  1. Ай вы, купцы новгородские,

О чем же вы бьете со мной о велик заклад? («Садко»)

  1.  Свинья под Дубом вековым

Наелась желудей досыта, до отвала… (И.А. Крылов «Свинья под Дубом»)

  1. Бабушка сказала мне, что левонтьевские ребятишки собираются идти по землянику, и послала меня вместе с ними, обещая, что купит мне пряник – конем» (В.П. Астафьев «Конь с розовой гривой»)

  1. К старухе Агафье Журавлевой приехал отдохнуть сын Константин Иванович с женой и дочерью. (В. Шукшин «Срезал»)

  1. Взрослые посоветовали мне не рисовать змей снаружи, ни изнутри, а побольше интересоваться географией, историей, арифметикой. (А. де Сент -  Экзюпери «Маленький принц»)

  1. Белеет парус одинокий

                В тумане моря голубом… (М.Ю. Лермонтов «Парус»)

(Жюри оценивает выступления команд и подводит итог второго конкурса)

Блок III. «Игра слов»

Задание:

Блок состоит из трех заданий. На каждое задание отводится определенное время.

Задание 1. «Переводчик»

Для 1 команды:

Замените все слова в предложении синонимами. За каждый верное предложение – 1 балл.

  1. Доктор прописал пациенту инъекцию (Врач назначил больному укол)
  2. Караульный укрылся под кровлей здания. (Сторож спрятался под крышей дома)

Для 2 команды:

Замените все слова в предложении антонимами. За каждое верное предложение – 1 балл.

  1. Наступает летнее утро. (Заканчивается зимний вечер)
  2. Юноша бодро шагает по широкой дороге. (Старик медленно бредет по узкой тропинке)

(жюри подсчитывает баллы)

Задание 2. «Найди лишнее»

Перед вами 4 столбика слов. Найдите среди них лишнее и объясните свой выбор.

Определение        Приставка        Наречие        Подрамник

Дополнение        Лексика        Определение        Подружка

Обращение        Суффикс        Деепричастие        Подрезка

Обстоятельство        Основа        Предлог        Подрыв

(подсчет баллов)

Задание 3. «Заключительное»

С О О Б Р А З И Т Е Л Ь Н О С Т Ь

Составьте как можно больше слов за 1 минуту.

(жюри подводит итоги конкурса, затем всей игры и называет победителя)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Лист учета баллов

Команда

Блок I.

«Ты – мне, я – тебе»

Блок II.

«Литературный»

Блок III.

«Игра слов»

Итог


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"КВН юных филологов" 6 класс

"КВН юных филологов" - внеклассное мероприятие для шестиклассников.  Цели: 1. Прививать учащимся интерес и любовь к русскому языку; выявить уровень усвоения учащимися изученного материала.2.Разв...

Научно-исследовательская деятельность школьников на стыке наук (история, филология, искусствоведение)

Этот доклад был подготовлен для международного семинара "Россия - Эстония. Организация работы с одареными детьми". Он проходил в Санкт-Петербурге на базе лицея № 344 ...

"Экология в филологии"

Внеклассное мероприятие в 6 классе. Цель:- расширить круг знаний и интересов учащихся по русскому языку;- пополнить словарный запас учащихся;- посмотреть на науку экологию с необычной точки зре­...

Викторина по русскому языку и литературе для учащихся 7 класса «Юный филолог»

Викторина - хороший, веселый способ закрепить и повторить изученные орфограммы. Данная викторина содержит в себе вопросы и задания не только по русскому язвку, но и по литературе. Проводится это мероп...

План декады «Филология» учителей образовательной области «Филология»

План декады «Филология» учителей образовательной области «Филология»  МКОУ СОШ №4 с. Малые Ягуры  2013 - 2014 уч.г....

Интеллектуальный марафон в области "Филология" для учащихся 9 классов

Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе для учашихся 9-х классов....

Интеллектуальная игра для старшеклассников «СЛЕДСТВИЕ ВЕДУТ ФИЛОЛОГИ»

Привить интерес к изучению русского языка, расширить общий кругозор учащихся, обогатить речь, привить навыки связного высказывания, умения логично, грамотно, образно и убедительно говорить....