Интеллектуальная игра для старшеклассников «СЛЕДСТВИЕ ВЕДУТ ФИЛОЛОГИ»
материал по русскому языку на тему

Мареева Юлия Николаевна

Привить интерес к изучению русского языка, расширить общий кругозор учащихся, обогатить речь, привить навыки связного высказывания, умения логично, грамотно, образно и убедительно говорить.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл intellektualnaya_igra_dlya_starsheklassnikov.docx36.26 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –

средняя общеобразовательная школа № 3 города Аркадака Саратовской области

Интеллектуальная игра для старшеклассников

«СЛЕДСТВИЕ ВЕДУТ ФИЛОЛОГИ»

Подготовили: учителя русского языка и литературы

Е. А. Михайлова и Ю. Н. Мареева

Аркадак 2016

Интеллектуальная игра для старшеклассников

«СЛЕДСТВИЕ ВЕДУТ ФИЛОЛОГИ»

Цель: Привить интерес к изучению русского языка, расширить общий кругозор учащихся, обогатить речь, привить навыки связного высказывания, умения логично, грамотно, образно и убедительно говорить.

Исходя из этого определяются следующие задачи:

  1. Формирование приемов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, классификация, аналогия).
  2. Развитие образного и логического мышления.
  3. Развитие вариативности мышления, творческих способностей, воображения и конструктивных умений.
  4. Развитие речи (умение обосновывать свои убеждения, строить простейшие умозаключения).
  5. Формирование умений обдумывать и планировать действия, осуществлять решения, догадываться о результатах и проверять их строго подчиняющимся заданным правилам и алгоритмам.

Внимание. Объявляются правила игры.

Ведущий.

Задания 1 тура составлены по типу тестов, команды должны выбрать правильный вариант ответа.

Итак, запомните: сначала ведущий читает вопрос. В это время на экране появляется текст вопроса.

После того, как прозвучал вопрос, ведущий говорит: «Время пошло». Звучит сигнал ( вот такой – гонг), и команды начинают обсуждение вопроса или выполнение задания. Всё время, пока идёт обсуждение, вопрос демонстрируется на экране.

Ведущий

Когда время истекло, опять звучит сигнал ( вот такой – гонг), и ведущий говорит: «Обсуждение окончено». И только после этого команда поднимает карточку с номером ответа. Карточку нужно поднимать высоко и держать до тех пор, пока не скажут опустить.

1 раунд

Ведущий

Первый раунд!

Ведущий

Сначала давайте выполним несложные задания для разминки.

Ведущий

Задание первое.

Даны 4 слова (они показаны на экране):

Через 15 секунд после сигнала ответьте на вопрос: В каком из этих слов последний слог не является ударным?

Время пошло.

- 15 сек.-

Обсуждение окончено. Ваши ответы?

Ведущий

Правильный ответ – третий: тОрты.

Ведущий

Правильно ответили команды….

Они получают по 1 баллу.

Ведущий

Второе задание.

Ведущий

Вы заработаете 2 балла, если выполните это задание за 30 секунд.

Выберите грамматически правильное продолжение предложения:

Решив задачу,…

  1. …ответ оказался неправильным;
  2. … она уже не казалась такой трудной;
  3. … стало понятно, что она имеет несколько способов решения;
  4. … я стал делать домашнее задание по литературе.

Время пошло.

- 30 сек. –

Обсуждение окончено. Ваши ответы?

Правильный ответ – 4. Решив задачу, я стал делать домашнее задание по литературе.

Ведущий

Правильный ответ дали команды:…. И они получают по 2 балла.

Ведущий

Внимание, третий вопрос.

Ведущий

На экране вы видите четыре словосочетания…

Или всё-таки не четыре?

У вас будет 20 секунд, чтобы определить, какой из примеров не является словосочетанием:

  1. С помощью молотка;
  2. Мало времени;
  3. Не касаясь земли;
  4.  Хочет пить.

Время пошло.

- 20 сек.-

Обсуждение окончено. Ваши ответы?

Правильный ответ – 1) с помощью молотка – это не словосочетание, так как «с помощью» - это предлог.

Ведущий

Правильный ответ дали команды:… И они получают по 1 баллу!

Ведущий

Внимание, четвёртый вопрос.

Ведущий

За 15 секунд вам нужно вспомнить – кому принадлежат эти строки?

«Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: всё зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное название ещё драгоценнее самой вещи».

Варианты ответа:

  1. Михаил Васильевич Ломоносов;
  2. Александр Сергеевич пушкин;
  3. Николай Васильевич Гоголь;
  4. Антон Павлович Чехов.

Время пошло.

- 15 сек.-

Обсуждение окончено. Ваши ответы?

Правильный ответ – 3. Николай Васильевич Гоголь.

Ведущий

Правильный ответ дали команды:…. И они получают по 1 баллу!

Ведущий.

Внимание, пятый вопрос. Ведущий

На экране вы видите четыре предложения.

За 60 секунд дайте ответ:

В каких ДВУХ из этих предложений нужна только одна запятая?

  1. Кто-то терем прибирал да хозяев поджидал.
  2. В синтаксическом строе двух поэтических текстов мы можем найти как сходства так и различия.
  3. М.В. Ломоносовым было намечено разграничение знаменательных и служебных слов и в дальнейшем это разграничение поддерживалось крупнейшими представителями русской науки.
  4. Многие литературоведы и историки вновь и вновь спорят по поводу переписки Гёте с великим русским поэтом А.С. Пушкиным.

Время пошло.

-60 сек. –

Обсуждение окончено. Ваши ответы?

Правильный ответ – Предложения 2 и 3.

Ведущий

Правильный ответ дали команды:… Они увеличили свой счёт на 1 балл.

Ведущий

Внимание, шестой вопрос.

В романе «Герой нашего времени» есть такая фраза: «Избавлю вас от описания гор, от возгласов, которые ничего не выражают, от картин, которые ничего не изображают, особенно для тех, которые там не были…».

За 30 секунд определите, в каком из значений употреблено здесь слово КАРТИНА?

Варианты ответа:

  1. Произведение живописи на холсте, листе бумаги и т.д.;
  2. То, что можно видеть, представлять себе в конкретных образах;
  3. Часть акта в пьесе;
  4. Кинофильм.

Время пошло.

- 30 сек. –

Обсуждение окончено. Ваши ответы?

Правильный ответ – 2. То, что можно видеть, представлять себе в конкретных образах.

Ведущий

Правильный ответ дали команды:….. Они получают по 1 баллу.

Ведущий

Внимание, седьмой вопрос.

Ведущий

У Ф.И. Тютчева есть стихотворение, которое начинается строками:

О чём ты воешь, ветр ночной?

О чём так сетуешь безумно?

Какой из перечисленных приёмов в этих строках отсутствует?

  1. Грация;
  2. Олицетворение;
  3. Анафора;
  4. Риторическое обращение.

У вас одна минута.

Время пошло.

-60 сек.-

Обсуждение окончено. Ваши ответы?

Правильный ответ – 1. Здесь нет грации.

 Ведущий

Правильный ответ дали команды:….. они получают по 1 баллу.

Ведущий

Восьмой вопрос.

Ведущий

За 60 секунд определите, в каком из данных предложений сказуемое – простое глагольное?

  1. Маша пыталась его увидеть.
  2. Маша рада была с ним поговорить.
  3. Маша не смогла до него дозвониться.
  4. Маша не позволила ему приходить.

Время пошло.

- 60 сек.-

Обсуждение окончено. Ваши ответы?

Правильный ответ – 4. Сказуемое – не позволила.

Ведущий

Правильный ответ дали команды:…. Они получают по 1 баллу.

Ведущий

Внимание, вопрос 9-й.

Ведущий

У вас будет 15 секунд, чтобы определить:

Какое словосочетание здесь лишнее по смыслу?

  1. Жалобный визг,
  2. Жалобное мяуканье,
  3. Жалобная книга,
  4. Жалобная песня.

Время пошло.

- 15 сек.-

Обсуждение окончено. Ваши ответы?

Правильный ответ – 3. Жалобная книга.

Ведущий

Правильный ответ дали команды:… Они получают по 1 баллу.

Ведущий

И последний, 10—вопрос 1-го раунда.

Ведущий

Перед вами на экране – стихи Константина Бальмонта:

Поспевает брусника,

Стали дни холоднее.

И от птичьего крика

В сердце только грустнее…

Солнце реже смеётся,

Нет в цветах благовонья,

Скоро осень проснётся –

И заплачет спросонья…

К. Бальмонт

В этом тексте есть три формы сравнительной степени разных частей речи. За одну минуту определите, какова последовательность этих форм в тексте?

Ведущий

Варианты ответа

  1. Наречие, краткое прилагательное, слово категории состояния;
  2. Краткое прилагательное, слово категории состояния, наречие;
  3. Наречие, слово категории состояния; краткое прилагательное;
  4. Все три слова – наречия.

Время пошло.

- 60 сек.-

Обсуждение окончено. Ваши ответы?

Правильный ответ – 2) краткое прилагательное, слово категории состояния, наречие.

Ведущий

Правильный ответ дали команды:….

Они заработали по 1 баллу.

Ведущий

Сейчас мы попросим жюри подвести итоги 1-го раунда.

Ведущий

Попросим жюри объявить результаты 1-го раунда.

Член жюри объявляет результаты.

2 раунд.

Ведущий

Второй раунд!

Ведущий

А теперь мы проверим, что вы знаете о роли русского языка в современном мире.

Ведущий

Внимание, первый вопрос второго раунда. На подготовку ответа даётся 30 секунд. И стоимость этого вопроса –1 балл.

Ведущий

Русский язык является государственным (официальным) не только в России, но и в ряде стран ближнего зарубежья. Какая страна включена в этот список ошибочно?

  1. Белоруссия.
  2. Казахстан.
  3. Южная Осетия.
  4. Латвия.

Время пошло.

- 30 сек.-

Обсуждение окончено. Ваши ответы?

Правильный ответ: 4. Латвия.

Ведущий

Правильный ответ дали команды:…..

Ведущий

Внимание, второй вопрос!

Ведущий

В этой стране с 1 мая 2013 г. действует закон о том, что к лекарствам, поступающим в продажу в аптеки, обязательно должна быть приложена инструкция на русском языке. За 30 секунд определите, что это за страна.

  1. Белоруссия.
  2. Израиль.
  3. Турция.
  4. Венесуэла.

Время пошло.

- 30 сек.-

Обсуждение окончено. Ваши ответы?

Правильный ответ – 2. Израиль.

Ведущий

Правильный ответ дали команды:….

Ведущий

Внимание, третий вопрос.

Ведущий

В этой зарубежной стране более чем в 40% ( сорока процентах) регионов можно сдавать письменный экзамен для получения водительского удостоверения на русском языке.

  1. Украина.
  2. Грузия.
  3. США.
  4. Куба.

И 30 секунд на размышление.

Время пошло.

_ 30сек. –

Обсуждение окончено. Ваши ответы?

Правильный ответ – 3. Соединённые Штаты Америки.

Ведущий

Действительно, в 21 (двадцати одном) штате США из 50 – можно сдавать письменный экзамен на водительские права на русском языке.

Ведущий

Правильный ответ дали команды:…. Они получают ещё по 1 баллу.

Ведущий

Внимание, четвёртый вопрос.

Ведущий

Одна из серьёзных и влиятельных организаций иностранной державы потребовала, чтобы представители этой профессии обязательно изучали русский язык. Что это за организация и что это за профессия?

Версии ответа:

1.Агентство NASA ( США) требует, чтобы все космонавты изучали русский язык.

2. Израильская разведка «Моссад» требует обязательного знания русского языка от всех без исключения разведчиков.

3. Международная Федерация футбола настаивает, чтобы все спортсмены к чемпионату по футболу 2018 года выучили русский язык.

4. Международный валютный фонд считает, что банковские работники всего мира должны знать русский язык.

У вас 40 секунд.

Время пошло.

- 40 сек. –

Обсуждение окончено. Ваши ответы?

Правильный ответ – Первый.

Ведущий.

Газета «Час пик» сообщила следующее:

«NASA  правила на пенсию свой флот космических шаттлов, в результате российские ракеты «Союз» остались на некоторое время единственным средством доставки астронавтов и космонавтов на Международную космическую станцию и обратно, для многих это стало признаком того. Что расские «выиграли» космическую гонку. <…> Из-за тесного сотрудничества с Российским космическим агентством, теперь для американских астронавтов является обязательным требованием умение говорить по-русски».

Ведущий

Правильный ответ дали команды:….

Ведущий

Внимание, пятый вопрос второго раунда.

Ведущий

Известно, что русский язык имеет статус одного из мировых языков. На экране перечислены признаки, которыми должны обладать языки, чтобы их признали мировыми. Какой признак попал в этот список по ошибке?

  1. Этот язык используется как  официальный язык международными организациями, на международных конференциях и в крупных международных фирмах.
  2. На этот язык переводят иностранные книги и кинофильмы.
  3. Большое количество людей владеет им как иностранным или вторым родным.
  4. Во многих странах этот язык изучается в школе как иностранный.

У вас одна минута.

Время пошло.

- 60 сек.-

Обсуждение окончено. Ваши ответы?

Правильный ответ – Второй признак попал в этот список по ошибке.

Ведущий

Правильный ответ дали команды:….

Конкурс капитанов, болельщиков и команд

Ведущий

А теперь мы проведём сразу 2 конкурса. Один конкурс для капитанов, а другой – для команд.

Итак, мы просим сюда капитанов.

Ведущий.

Каждый капитан получает такое задание.

В аркадакском автобусе в ноябре можно было встретить такое объявление:

Уважаемые граждане пассажиры!

« С «17» по «24» ноября будут проводиться ремонтные работы на газораспределительных станциях,

в следствие чего возможны перебои в графике движения общественного транспорта, работающем на газовом топливе.

Приносим извинения за предоставленные неудобства!

В этой фразе допущено 5 ошибок. Найдите их, определите тип ошибки (орфографическая, пунктуационная, лексическая, грамматическая) и попробуйте исправить.

За это задание капитаны могут получить до 5 баллов.

Вам даётся на это 5 минут.

Время пошло.

- 300 сек.-

Ведущий

А в это время команда, которая теперь играет без капитана, получает такое задание.

Ведущий

Дано предложение: НАСТУПИЛО УТРО,

Распространите это предложение, введя в него как можно больше осложняющих элементов из списка:

- обособленное определение, выраженное причастным оборотом;

- обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом;

- уточняющий член предложения;

- вводное слово или предложение;

- прямая речь;

-однородные члены;

- сравнительный оборот с союзом как.

Ведущий

При этом необходимо соблюдать нормы русского языка. Предложение должно быть составлено грамотно.

За это задание команда может получить по 7 баллов.

У вас есть 5 минут.

Время пошло!

Игра с болельщиками

Ведущий

А пока капитаны и команды размышляют над заданиями, мы проведём игру с болельщиками.

Ведущий

Мы будем задавать вам вопросы по русскому языку и литературе, а те болельщики, которые знают на него ответ, быстро поднимают руки. Спрашиваем тех, кто первым догадался. Если ответ верный – болельщик заработал своей команде 1 смайл. Если ответ неверный, спрашиваем того, кто поднял руку вторым и так далее.

Та команда, для которой болельщики заработают наибольшее количество смайлов, получает на свой счёт 2 балла.

Готовы?

Поехали!

Пока идёт игра с болельщиками, ассистенты собирают готовые задания у команд – через 5 минут – и у капитанов – через 5 минут. Задания отдают для оценивания в жюри.

Вопросы и ответы:

  1. В предложении «Несколько учащихся не писали контрольную работу по причине болезни» есть предлог. Найдите его.( По причине)
  2. В каком художественном произведении из школьной программы взрослый интеллигентный мужчина склоняет пожилую женщину к совместному распитию спиртных напитков для поднятия настроения?

Нужно назвать произведение и автора.

( Стихотворение «Зимний вечер» А.С. Пушкина).

3.Дано три слова иноязычного происхождения: КАБИНЕТ, КАНИКУЛЫ, КАРАНДАШ. Какое из этих слов в древности имело значение «собачка».

( Латинское canicula означало «собачка», а самые жаркие летние дни назывались dies caniculares – то есть «собачьи дни», потому что в эти дни солнце находилось близко к звезде Сириус, которую римляне называли Пёс Ориона).

4.Сколько человек тянули репку в сказке «Репка»?

( Три человека: дедка, бабка и внучка).

Остальные участники команды не были людьми.

  1. Какое художественное произведение Шекспир считал самым печальным на свете?

( Нет повести печальнее на свете,

Чем повесть о Ромео и Джульетте).

  1. Как называется служебная часть речи, которая служит для связи частей сложного предложения?

(Союз).

  1. Какое слово оканчивается тремя одинаковыми буквами?

(Сложные прилагательные, образованные от слова шея, в среднем роде: длинношеее, короткошеее, тонкошеее и т.п.)

  1. «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий ты один мне поддержка и опора…» Кто адресат этих строк?

( Адресат – русский язык).

Это знаменитое стихотворение в прозе Тургенева «Русский язык».

  1. Они сошлись, Волна и камень,

Стихи и проза, лёд и пламень

Не столь различны меж собой.

О ком так говорит Пушкин?

(Евгений Онегин и Владимир Ленский).

  1. Как звали братьев, которые в 9 веке создали славянский алфавит?

( Кирилл и Мефодий).

Ведущий

Сколько баллов принесли своим командам болельщики, мы узнаем чуть позже.

Ведущий

Пока болельщики помогали своим командам, игроки тоже не бездельничали. Капитаны исправляли ошибки в тексте.

Ведущий

Здесь было 5 ошибок, вот они:

Орфографическая ошибка: предлог ВСЛЕДСТВИЕ пишется слитно.

Пунктуационная ошибка: числа не нужно писать в кавычках.

Лексические ошибки:

  1. Удобства должны быть «доставленные», а не «предоставленные»;
  2.  Перебои возможны в движении (вопреки графику), а не в самом графике.
  3. Грамматическая ошибка:

Правильно будет : ТРАНСПОРТА, РАБОТАЮЩЕГО НА ГАЗОВОМ ТОПЛИВЕ,

Ведущий

А исправить можно было так:

Уважаемые граждане пассажиры!

С 17 по 24 ноября будут проводиться ремонтные работы на газораспределительных станциях, вследствие чего возможны перебои в движении общественного транспорта, работающего на газовом топливе.

Приносим извинения за доставленные неудобства!

Ведущий

Сколько же баллов принесли капитаны своим командам?

Обо всём мы узнаем…… главное запастись терпением

Команды тем временем пытались максимально распространить предложение. Попросим представителей команд прочитать то, что у них получилось. Представители команд читают.

Ведущий

Настало время нашему авторитетному жюри подвести итоги.

Ведущий

А пока жюри работает, для всех собравшихся звучит песня

Ведущий

Слово предоставляется председателю жюри.

Конец.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА ДЛЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ «ЗНАЕМ РУССКИЙ»

Повысить интерес учащихся к предмету,выявить знания учащихся по русскому языку и литературе, развивать творческие способности учащихся,умение работать в микрогруппах....

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА ДЛЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ «ЗНАЕМ РУССКИЙ»

Повысить интерес учащихся к предмету,выявить знания учащихся по русскому языку и литературе, развивать творческие способности учащихся,умение работать в микрогруппах....

интеллектуальная игра для старшеклассников "Своя игра"

Данное внеклассное мероприятие по английскому языку позволяет привить интерес к предмету и расширить кругозор обучающихся,интересной игры,друзья!...

интеллектуальная игра для старшеклассников "Своя игра"

Данное внеклассное мероприятие по английскому языку позволяет привить интерес к предмету и расширить кругозор обучающихся,интересной игры,друзья!...

интеллектуальная игра для старшеклассников "Своя игра"

Данное внеклассное мероприятие по английскому языку позволяет привить интерес к предмету и расширить кругозор обучающихся,интересной игры,друзья!...

интеллектуальная игра для старшеклассников "Своя игра"

Данное внеклассное мероприятие по английскому языку позволяет привить интерес к предмету и расширить кругозор обучающихся,интересной игры,друзья!...

Интеллектуальная игра для старшеклассников "Окно в Европу"

Игра на уроке иностранного языка и во внеурочное время  является действенным инструментом преподавания. Игра- это мощный стимул к овладению языком....