Развитие медиакультуры школьников на уроках русского языка и литературы
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме
В работе поднимается проблема развития медиакультуры школьников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_zinnurovoy_f.m.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие медиакультуры школьников на уроках русского языка и литературы
Зиннурова Ф.М.
учитель русского языка и
литературы
школы № 70 г. Казани
Проблема развития медиакультуры школьников в Российской Федерации на сегодняшний день мало изучена. По данной проблеме практически нет научных трудов, хотя данная тема, на наш взгляд, очень актуальна в современном мире.
XX век стал для России, да и для всего мира, веком больших потрясений, но в то же время этот период стал и огромным скачком вперед в сфере развития и использования информационных технологий. Всего за несколько последних десятилетий мир настолько шагнул вперед, что мы сами не заметили, как оказались целиком и полностью подчинены влиянию средств медиа, которые окружают нас буквально повсюду (кино, СМИ, радио, телевидение, Интернет, телефон и т.д.)
В этой связи особое значение в обществе приобретает медиакультура, роль которой сегодня уже трудно переоценить. Понятие «медиа» (в переводе с латинского «medium» — средство, посредник) — достаточно широкое и неоднозначное.
В последние годы проблемы «медиа» все чаще и чаще привлекают внимание российской общественности, науки и образования. В русском языке в качестве синонима к слову «медиа» широко используют термины «средства массовой информации» (СМИ) и «средства массовой коммуникации» (СМК), в которых содержится идея связи между разными структурами общества и мира в целом.
В вопросе истолкования и определения понятия «медиакультура» мне наиболее близко определение, данное А.В.Шариковым, считающим, что медиакультура — это часть общей культуры, связанная со средствами массовой коммуникации. С одной стороны - в социальном плане – это культура общества, т.е. медиакультура общества. С другой — в личностном плане – это культура человека, т.е. медиакультура человека, когда акцентируется взаимодействие человека с миром медиа, его восприятие и творческое самовыражение через средства массовой коммуникации, которые в конечном итоге обеспечивают полноценное включение человека в жизнь общества.
Существует множество точек зрения относительно проблемы медиа. Так, одни в нем видят источник знаний, другие — помеху в образовании и воспитании; медиа одновременно является и средством всестороннего развития личности, и разрушительным фактором.
Современная общеобразовательная школа функционирует в особых условиях, специфику которых во многом определяет глобальный процесс информатизации общества, культуры, образования. Масштабы влияния медиа на различные сферы жизни возрастают с каждым днем. Время, затрачиваемое детьми на просмотр телевизионных программ или работу на компьютере, по продолжительности уже превосходит время, проводимое в школе. А.А. Журин отмечает, что информация из различных медиа-источников обладает рядом привлекательных для школьников свойств: она эмоционально окрашена, актуальна, доступна для понимания. Являясь активными пользователями различных медиа, школьники, однако, не всегда понимают подлинный смысл сообщения, мотивы и механизмы его создания, могут сознательно избегать необходимых, но сложных образовательных программ [3].
В настоящее время перед современной школой встала настоятельная необходимость формирования культуры медиапользования и информационной культуры школьников. Стремительное развитие Интернета и других коммуникационных технологий вовлекает детей всех возрастов в активные процессы дистанционного общения. При этом бесчисленные молодежные форумы и чаты Интернета переполнены примерами безграмотных, агрессивных и зачастую бессмысленных высказываний участников. Стремительно растет уровень агрессии детей, связанный, в том числе, и с негативным влиянием медиа. Современный педагог наряду с другими специалистами сферы образования и воспитания должен помочь учащимся извлекать из медиа максимум пользы в соответствии со своими потребностями [1].
Масс-медиа все чаще и чаще берут на себя обучающие, просветительские функции. Они превратились в своеобразную «параллельную школу» для учащихся, воздействуя как положительно, так и отрицательно. Вот почему медиаобразование сегодня востребовано как никогда.
Большинство детей в считанные секунды могут скопировать повадки и манеру поведения любимого киногероя или ведущего какой-нибудь популярной телепередачи, пропеть рекламную рифмовку, рассказать, что именно они узнали из средств массовой информации. К сожалению, почерпнутые ими знания могут включать всякого рода негативную информацию. Но медиа такие, какие они есть, и не в педагогической компетенции их изменить, однако, зная все особенности восприятия и возрастные особенности формирования духовно-нравственных ценностей и дидактические приемы воздействия на детей, педагог должен использовать возможности современных масс-медиа в интересах детей [2].
В среде школьников заметно усилилось использование слов сниженной стилистической окраски (жаргонизмов, вульгаризмов, просторечий), что ведёт к снижению уровня языковой компетенции носителей русского языка, к обеднению индивидуального словаря, к расшатыванию литературных норм языка. Известно, что источником формирования речевой культуры школьника являются семья, школа, книги, общение со сверстниками, СМИ. Причём телевидение стало самым доступным и массовым средством информации, активно влияющим на формирование ценностных установок учащихся, в том числе и языка.
Изучая проблему развития медиаобразования и медиакультуры в Российской Федерации, мы пришли к выводу о том, что развивать медиакультуру подрастающего поколения необходимо на всех этапах развития, начиная уже с дошкольных образовательных учреждений.
Уроки гуманитарного цикла наиболее всего подходят для формирования у учащихся навыков общения со средствами медиа, развития у них критического мышления. На своих уроках, начиная уже с 5 класса, я использую технологии, направленные на развитие медиакультуры учащихся.
Эти уроки направлены на решение следующих задач: гармоничное сосуществование и взаимодействие чтения и просмотра экранных произведений; приобщение к систематическому чтению, осмыслению, прогнозированию и переживанию прочитанного в сопоставлении с увиденным на экране; формирование умения сопоставлять литературные произведения с кино- и телеэкранизациями, театральными постановками с учетом особенностей каждого вида искусств; формирование духовного иммунитета против отрицательных явлений общества в произведениях экранных искусств; приобщение к медиаграмотности параллельно с литературой; научить учащихся грамотно высказывать и обосновывать в устной и письменной форме свое отношение к художественным произведениям и кино, сформировать у них самостоятельность и критицизм мышления; формирование аналитического подхода и практического мышления; заложить основы гуманного отношения к общечеловеческим эстетическим и нравственным ценностям.
Можно предложить следующие виды практических заданий:
1. Рисунки детей по впечатлениям от фильмов. Выставка.
2. Проведение викторины по просмотренному фильму или прочитанному произведению.
3. Составление сказки-сценария (коллективное сочинительство).
4. Игра «Подбери эпитет» к репликам, сценам, эпизодам просмотренного фильма, прочитанного произведения.
5. Конкурс рекламных роликов.
6. Тесты по произведениям художественной литературы и кино.
О характере влияния телевидения на культуру речи школьников мы говорили с учениками 10-ого класса на уроках по теме «Лексика ограниченного употребления». На данных уроках ученикам предлагалось посмотреть фрагменты популярных в молодежной среде сериалов «Даешь молодежь», «Интерны», «Универ», сформулировать проблему в рамках темы урока. Проблемы, выделенные учениками, активно обсуждались, моделировалось идеальное состояние системы, при котором проблем нет, определялись пути решения проблемы.
Таким образом, данные занятия, на наш взгляд, способствуют повышению уровня медиакультуры школьников, выражающуюся в повышении уровня сформированности контактного, мотивационного, понятийного, оценочного и креативного показателей.
На наш взгляд, введение в образовательный и воспитательный процесс учебных заведений подобных уроков может способствовать обучению школьников навыкам эффективного использования медиакультуры в учебных заведениях, решить проблему защиты сознания молодого человека от манипулирования СМИ.
Актуальность и значимость данной темы определяется настоятельной необходимостью формирования медиакультуры школьников, которая способствует развитию самостоятельного, критического, индивидуального, творческого мышления. Учитывая, что воздействие медиа (средства массовой коммуникации) в последние годы оказывает на детскую и молодёжную аудиторию серьёзное мировоззренческое влияние, значительно актуализируется проблема медиакультуры детей школьного возраста.
Таким образом, средства медиа, обладая широким спектром возможностей для развития человеческой личности, ее эмоциональной и интеллектуальной сферы, способствуют становлению творческого, а нередко и критического мышления, навыков художественного восприятия и анализа окружающего нас мира; позволяют активизировать знания, полученные в ходе изучения традиционных дисциплин.
Список использованной литературы:
- Артюхова И.С. Ценности и воспитание // Педагогика. 1999, №4, с. 78-80.
- Влияние средств массовой коммуникации на интересы детей. – М.: Изд-во Академии педагогических наук СССР, 1990.
- Зазнобина Л.С. Как же выжить в мире СМИ // Медиаобразование в школе. 1999, №3, с 23-26.
- Кириллова Н. Б. Зачем нужна медиакультура // Уральский Федеральный округ. – 2004. - № 1.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование современных образовательных технологий как средство интеллектуального развития школьников на уроках русского языка и литературы.
Одним из важнейших показателей социально-экономического благополучия общества является состояние интеллектуального развития дет...
ДОКЛАД НА ТЕМУ: «Использование современных образовательных технологий как средство интеллектуального развития школьников на уроках русского языка и литературы».
Одним из важнейших показателей социально-экономического благополучия общества является состояние интеллектуального развития детей, поскольку дети составляют важнейший резерв страны, который будет опре...
Доклад на методическом объединении учителей русского языка и литературы. «Развитие коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы. Урочная деятельность. ». 2016-2017 уч.год.
Представлен опыт работы по формированию коммуникативных компетенций в урочной деятельности....
«Использование современных образовательных технологий как средство интеллектуального развития школьников на уроках русского языка и литературы».
В данной статье говориться о том, как сделать урок русского языка интересным и увлекательным, как привить ученикам разумное отношение к предмету. Для этого нужно внести определенные изменения в содерж...
"Духовно - нравственное развитие современного школьника на уроках русского языка и литературы"
Русский язык и литература – это предметы, которые позволяют на каждом уроке уделять внимание духовно-нравственному воспитанию личности ребенка. В данных материалах описаны приёмы, которые можно ...
Развитие самостоятельного мышления школьников на уроках русского языка и литературы
В статье рассматриваются вопросы развития самостоятельного мышления школьников на уроках русского языка и литературы. Основное внимание уделяется нестандартной технологии уроков-мастерских, которые мо...