Готовимся к ЕГЭ
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс) по теме

Орлова Валентина Михайловна

Изобразительно-выразительные средства языка: понятия и примеры

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tropy.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Карточка-подсказка

Изобразительно-выразительные средства языка.

ТРОПЫ (греч. tropos — поворот, оборот речи) - слова или обороты речи в переносном, иносказательном значении.

АЛЛЕГОРИЯ (греч. allegoria - иносказание) -  образное изображение отвлеченной мысли, идеи или понятия посредством сходного образа (лев - сила, власть; правосудие -  женщина с весами). В отличие от метафоры, в аллегории переносное значение выражено фразой, целой мыслью или даже небольшим произведением (басня, притча).

АНТИФРАЗ – употребление слова в противоположном смысле («герой», «орёл», «мудрец»…).

ГИПЕРБОЛА (греч. hyperbole — преувеличение) - разновидность тропа, основанная на преувеличении («реки крови», «море смеха»). Противоположность – литота.

ГРОТЕСК (франц. grotesque – причудливый, комичный) - изображение людей и явлений в фантастическом, уродливо-комическом виде и основанное на резких контрастах и преувеличениях. («Взъярённый на заседание врываюсь лавиной,  дикие проклятья дорогой изрыгая. И вижу: сидят людей половины. О дьявольщина! Где же половина другая?» В.Маяковский.)

ИРОНИЯ (греч. eironeia - притворство) - выражение насмешки или лукавства посредством иносказания. Слово или высказывание обретает в контексте речи смысл, противоположный буквальному значению или отрицающий его, ставящий под сомнение. («Слуга влиятельных господ, с какой отвагой благородной громите речью вы свободной всех тех, кому зажали рот» Ф.И. Тютчев)

ЛИТОТА (греч. litotes — простота) - троп, противоположный гиперболе; намеренное преуменьшение («мужичок с ноготок»).

МЕТАФОРА (греч. metaphora — перенесение) -  троп, скрытое образное сравнение,  перенесение свойств одного предмета или явления на другой на основании  общих признаков («работа кипит», «лес рук», «тёмная личность», «каменное сердце»…). В метафоре, в отличие от сравнения, слова «как», «словно», «как будто» опущены, но подразумеваются.. («Поэзия – та же добыча радия… Тысячи тонн словесной руды». В. Маяковский)

МЕТОНИМИЯ (греч. metonymia - переименование) - троп; замена одного слова или выражения другим на основе близости значений; употребление выражений в переносном смысле ("пенящийся бокал" - имеется в виду вино в бокале; "лес шумит" - подразумеваются деревья; и т.п.). («Театр уж полон, ложи блещут; Партер и кресла, всё кипит...» А.С. Пушкин.)

ОВЕЩЕСТВЛЕНИЕ – («Глаза у судьи словно пара жестянок»)

ОКСЮМОРОН (оксиморон) (греч. oxymoron - остроумно-глупое) -  сочетание контрастных, противоположных по значению слов (живой труп, гигантский карлик, мёртвые души, белая ворона, убогая роскошь…)

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ (персонификация) - вид метафоры; перенесение свойств одушевленных предметов на неодушевленные (душа поёт, река играет…). («Колокольчики мои, цветики степные! Что глядите на меня, тёмно-голубые?» А.К. Толстой)

ПЕРИФРАЗ(А) (греч. periphrasis - окольный оборот, иносказание)  - троп; замена одного слова описательным выражением, передающим смысл («царь зверей» - вместо «лев», «город на Неве» - вместо «Петербург» и т.п).

САРКАЗМ (греч. sarkazo, букв. - рву мясо) -  презрительная, язвительная насмешка; высшая степень иронии.
СИНЕКДОХА (греч. synekdoche - соотнесение) – троп и вид метонимии, название части  вместо целого  или наоборот. («Скажи-ка, дядя, ведь недаром  Москва, спалённая пожаром, французу отдана?» М. Ю. Лермонтов)

СРАВНЕНИЕ –  слово или выражение, содержащее уподобление одного предмета другому, одной ситуации - другой. («Сильный, как лев», «сказал, как отрезал»…). В отличие от метафоры, в сравнении обязательно присутствуют слова «как», «как будто», «словно». (« Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя; то, как зверь она завоет, то заплачет, как дитя…» А.С. Пушкин) Сравнения бывают прямыеотрицательные («Не ветер бушует над бором…»), развёрнутые («Я помню чудное мгновенье! Передо мной явилась ты, как мимолётное виденье, как гений чистой красоты» А.С. Пушкин.)

ЭПИТЕТ (греч. epitheton - приложение) -  образное определение, дающее дополнительную художественную характеристику кому-либо или чему-либо («парус одинокий», «мимолётное виденье»). («Отговорила роща золотая берёзовым весёлым языком» С.Есенин.) Эпитеты бываютпостоянные (в фольклоре – добрый конь, красна девица, лебедь белая), изобразительные и лирические – содержащие авторскую оценку.

Звукопись

ЗВУКОПИСЬ – это художественный приём, заключающийся в подборе таких слов, которые имитируют в тексте звуки реального мира: свист ветра, шум дождя, щебет птиц и т.д.

АЛЛИТЕРАЦИЯ (лат. ad - к, при и littera - буква) -  повторение однородных согласных, придающее стиху особую интонационную выразительность. («Вечер. Взморье. Вздохи ветра. Величавый возглас волн. Близко буря. В берег бьется чуждый чарам черный челн…»; «Полночной порою в болотной тиши чуть слышно, бесшумно шуршат камыши» К.Бальмонт.)

АССОНАНС (франц. assonance - созвучие или откликаюсь)  -  повторение в строке, строфе или фразе однородных гласных звуков. («О весна без конца и без краю - без конца и без краю мечта!»  А. Блок)

Стилистические фигуры

СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ -  обороты речи, применяемые для усиления экспрессивности (выразительности) высказывания.

АЛЛЮЗИЯ (от лат. allusio - шутка, намек) - стилистическая фигура, намёк посредством сходно звучащего слова или упоминания общеизвестного реального факта, исторического события, литературного произведения («слава Герострата»).

АМПЛИФИКАЦИЯ - стилистическая фигура, состоящая в нанизывании синонимических определений, сравнений с целью усиления выразительности высказывания («Берет — как бомбу, берет — как ежа, как бритву обоюдоострую»).
АНАФОРА (греч. anaphora - вынесение) -  повторение начальных слов, строки, строфы или фразы. («Ты и убогая, ты и обильная, ты и забитая, ты и всесильная, матушка-Русь!» Н.А. Некрасов.)

АНТИТЕЗА (греч. antithesis - противоположение) - стилистическая фигура; сопоставление или противопоставление контрастных понятий или образов. "Так мало пройдено дорог, так много сделано ошибок..." (С.Есенин). («Ты богат, я очень беден; ты прозаик, я поэт; ты румян, как маков цвет, я, как смерть, и тощ и бледен» А.С. Пушкин.)

БЕССОЮЗИЕ (асиндетон) – предложение с отсутствием союзов между однородными словами или частями целого. Фигура придающая речи динамичность и насыщенность. («Ночь, улица, фонарь, аптека, бессмысленный и тусклый свет. Живи ещё хоть четверть века - всё будет так. Исхода нет» А. Блок.)

ГРАДАЦИЯ - стилистическая фигура, последовательное нагнетание или, наоборот, ослабление силы однородных выразительных средств художественной речи. («Не жалею, не зову, не плачу. Всё пройдёт, как с белых яблонь дым. Увяданья золотом охваченный, я не буду больше молодым.» С. Есенин.)

ИНВЕРСИЯ (лат. inversio - перестановка)  - изменение обычного порядка слов в предложении для придания им особого смысла. Как правило, в обратном порядке ("Преданья старины глубокой" А.С. Пушкин).

МНОГОСОЮЗИЕ (полисиндетон) - избыточное повторение союзов, создающее дополнительную интонационную окраску («И скучно и грустно, и некому руку подать…» М.Ю. Лермонтов). Противоположная фигура - бессоюзие.

ПАРАЛЛЕЛИЗМ - тождественное или сходное расположение элементов речи в смежных частях текста, создающих единый поэтический образ. («В синем море волны плещут. В синем небе звезды блещут» А. С. Пушкин.) Параллелизм может быть, как словесно-образный, так и ритмический, композиционный.

ПАРОНОМАЗИЯ (парономасия) - стилистическая фигура, основанная на употреблении паронимов («Леса — лысы, леса обезлосели, леса обезлисели», «он не глух, а глуп»).

ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ - экспрессивный синтаксический прием интонационного деления предложения на самостоятельные отрезки, графически выделенные как самостоятельные предложения («И снова. Гулливер. Стоит. Сутулясь» П. Г. Антокольский).

ПЕРЕНОС (франц. enjambement - перешагивание) - несовпадение синтаксического  членения речи и членения на стихи. При переносе синтаксическая пауза внутри стиха или полустишия сильнее, чем в  его конце. («Выходит Пётр. Его глаза / Сияют. Лик его ужасен./ Движенья быстры. Он прекрасен, / Он весь, как божия гроза» А. С. Пушкин.)

ПЛЕОНАЗМ - стилистический прием, усиливающий смысл сказанного («грусть-тоска», «горе горькое», «Но без страха, без боязни вышел Шингебис на битву».)

РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС (от греч. rhetor — оратор) — одна  из  стилистических фигур;  такое  построение  речи,  гл.  обр.  поэтической,  при  котором утверждение высказывается в форме вопроса. Р.В. не предполагает ответа,  он лишь усиливает эмоциональность высказывания, его выразительность. («Кто хоть раз не бранивал станционных смотрителей?» А.С.Пушкин)

РИТОРИЧЕСКОЕ  ВОСКЛИЦАНИЕ  (от  греч.  rhetor  —  оратор)   —   одна   из стилистических фигур;  такое  построение  речи,  при  котором  в  форме восклицания утверждается то или иное понятие. Р. в. звучит  эмоционально,  с поэтическим воодушевлением и приподнятостью: («Да, так любить, как любит наша кровь  Никто из вас давно не любит!» А. Блок.)

РИТОРИЧЕСКОЕ  ОБРАЩЕНИЕ  (от  греч.  rhetor   —   оратор)   —   одна   из стилистических фигур.  По форме,  будучи  обращением,  Р.  о.  носит условный  характер.  Оно  сообщает   поэтической   речи   нужную   авторскую интонацию: торжественность, патетичность, сердечность, иронию и т. д. («А вы, надменные потомки   известной подлостью прославленных  отцов…» М. Лермонтов.)                                                            

СИЛЛЕПС (греч.syllepsis – захват) – объединение неоднородных членов в общем смысловом или синтаксическом подчинении («У кумушки глаза и зубы разгорелись», А.Н. Крылов). Часто используется в комических целях («за окном идёт дождь, а у нас – концерт»).

ХИАЗМ (греч. chiasmos) - вид параллелизма: расположение двух частей в обратном порядке («Мы едим, чтобы жить, а не живем, чтобы есть»).

ЭЛЛИПС(ИС) (греч. elleipsis - выпадение, опущение)  - пропуск в речи  подразумеваемого слова, которое можно восстановить из контекста. («День в тёмную ночь влюблён, в зиму весна влюблена, жизнь – в смерть… А ты?... Ты в меня!» Г. Гейне.)

ЭПИФОРА (греч. epiphora - повторение) - стилистическая фигура, противоположная анафоре: повторение последних слов или фраз. («Вот на берег вышли гости, царь Салтан зовёт их в гости...» А. С. Пушкин)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Готовимся к ЕГЭ

Опыт консультации к ЕГЭ по теме "КУЛЬТУРА". презентация+конспект+дидактические материалы...

Готовимся к ГИА

Варианты диагностической работы 9 класса...

Готовимся к ЕГЭ, 11 класс

2 варианта контрольной работы в форме ЕГЭ для учащихся 11 класса...

Урок-практика: "Создание фотоколлажа с использованием готового шаблона фоторамочки в программе Adobe Photoshop"

Данная цель урока  - научить ребят  использовать возможности графического редактора AdobePotoshop; сформировать  знания, умения и навыки в работе с фоторамочкой, инструментом движения выделенного фраг...

Готовимся к ЕГЭ. Классификация ошибок.

Презентация подробно рассказывает обо всех видах ошибок, которые допускаются в изложениях и сочинениях. Приведены примеры....

Готовимся к ЕГЭ по литературе

Даны материалы для подготовки к ЕГЭ...

Урок русского языка. 10 класс, тема "Комплексный анализ текста. Готовимся к ЕГЭ".

Урок русского языка. 10 класс, тема "Комплексный анализ текста. Готовимся к ЕГЭ". Цели:формирование навыков правильного выделения проблем исходного художественного текста и обучение комментирован...