Учебная программа и тематическое планирование уроков русского языка для 9 класса коррекционного VII вида
рабочая программа по русскому языку (9 класс) по теме

Бурдинская Светлана Викторовна

Учебная программа и тематическое планирование уроков русского языка для 9 класса коррекционного VII вида рассчитана на 136 часов в год - 4 часа в неделю

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №9» г. Тверь

РАССМОТРЕНО                             СОГЛАСОВАНО                      УТВЕРЖДАЮ

на заседании ШМО пр.№1            зам. директора по УМР                 Директор школы-

                                                                                                                  _______Аустрина А.Н.                                                           «___»___________2013г.      «____»____________2013г.             «____»____________2013г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА   ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

на 2013-2014 учебный год

Класс – 9в (коррекционный) VII вида

Учитель – Бурдинская Светлана Викторовна

Пояснительная записка

Цели изучения курса «Русский язык» в специальном (коррекционном) классе аналогичны целям изучения предмета  в общеобразовательных классах и изложены в «Сборнике нормативных документов. Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план.  Обязательный минимум содержания основных образовательных программ».

Изучение русского языка направлено на достижение целей:

- воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний;

- развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;

- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; основных нормах русского литературного языка; обогащение словарного запаса;

- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения;

- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

 В каждом разделе рабочей программы предусмотрены темы, направленные на развитие и формирование  коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой  компетенций. Содержание компетенций изложено в федеральном компоненте государственного стандарта.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения. В методических рекомендациях уроки, обеспечивающие формирование коммуникативной компетенции, имеют пометку – К.К.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенция – освоение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке и учёных-русистах; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу языковых явлений, умения пользоваться словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Также исходными документами для составления программы являются:

  • федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004, № 1089;
  • примерная программа, созданная на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;
  • программа по русскому языку для общеобразовательных учреждений,  авторы –  Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М.;
  • программа компенсирующего обучения по русскому языку для 5-9 классов, авторы –  Т.А. Костяева, Ю.С. Пиругов);

Для освоения программы выделено 4 часа в неделю

Для изучения предмета используется  учебник Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 9 класс. – М.: Просвещение.

Данный учебник рекомендован Министерством образования РФ. Как показывает опыт работы, материал в нём изложен доступно, есть задания разного уровня сложности. Также есть  помещён материал для написания сочинений и изложений.

Некоторые темы, изучение которых предписано федеральным компонентом государственного стандарта, не входят в данные учебники. Поэтому эти темы дополнительно введены для изучения в рабочую программу.

По каждой теме предусмотрено проведение творческих  работ, обеспечивающих формирование коммуникативной компетенции (сочинения и изложения). Их тематика обусловлена обязательным минимумом содержания основных образовательных программ.

Трудность  работы в специальном (коррекционном) классе заключается в том, что многие учащиеся не могут полностью усвоить материал.  Поэтому  некоторые темы, не прописанные в стандарте, будут изучаться ознакомительно. 

Материал, который требует запоминания достаточно сложных теоретических сведений, например, название разрядов прилагательных или местоимений, изучается на практическом уровне. Это предполагает изучение написания слов, их употребления в речи, но не детального запоминания названий разрядов.

В разделе «Требования к уровню подготовки учащихся» изложены основные теоретические сведения, раскрываются умения и навыки, которыми должен владеть ученик.

Также приведены формы и приёмы преподавания, используемые на уроках.

Преподавание русского языка в 9-м классе направлено на достижение следующих задач:

- формировать орфографические и пунктуационные навыки, учить видеть орфограммы в словах, совершенствовать написанный текст;

- учить правильно писать слова с изученными орфограммами, производить орфографический разбор;

- формировать умения:

а) составлять сложные предложения разных типов;

б) выделять в предложении смысловые отрезки, обосновывать выбор знаков препинания, находить и исправлять пунктуационные ошибки;

в) составлять тезисы статьи на лингвистическую тему и писать конспект статьи на лингвистическую тему;

г) писать сочинения публицистического характера на общественные, морально-этические и историко-литературные темы;

д) составлять документы, необходимые в жизни (писать заявление, автобиографию);

- закреплять умения:

а) производить различные виды разборов: фонетический, морфемный, морфологический, синтаксический;

б) определять тип и стиль текста, составлять простой и сложный план текста;

в) собирать и систематизировать материал к сочинению, создавать тексты различных стилей и типов речи;

г) соблюдать основные нормы литературного языка;

д) развивать умение анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности, уместности их употребления;

е) точно отвечать на поставленный вопрос, выступать по заданной теме;

ж) излагать содержание прочитанного и прослушанного текста (подробно, выборочно, сжато).

           

 В 9-м классе увеличено время на тренировочные упражнения, направленные на развитие умения видеть структуру сложного предложения и выделять соответствующими знаками его части, на развитие речи и повторение изученного.

На практическом уровне изучаются сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными (без определения вида связи; основной упор делается на формирование пунктуационных навыков); различные виды сложных предложений с союзной и бессоюзной связью и знаки препинания в них (несложные случаи).

На дополнительные  занятия выносится материал, доступный лишь некоторым ученикам: в теме «Сложноподчиненные предложения» второй раздел – умение использовать в речи сложноподчиненные предложения и простые с обособленными второстепенными членами  как синтаксические синонимы; в разделе «Развитие связной речи»  – конспект   и тезисный план литературно-критической статьи.

На практическом уровне лучше изучать тему «Основные виды придаточных предложений» (учащиеся СКК затрудняются в установлении смысловых связей, поэтому следует уделять внимание отработке умения находить главное и придаточное предложения и ставить вопрос к придаточному).

В рабочую программу включены дополнительно темы, изучение которых предписано федеральным компонентом государственного стандарта:

1. Из раздела «Содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций»:

- Основные синтаксические нормы современного русского литературного языка.

- Основные выразительные средства синтаксиса.

2. Из раздела «Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции»:

- Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли; основной и дополнительной, явной и скрытой информации; структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу, определённой функциональной разновидности языка.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения русского языка ученик должен

знать/понимать:

             - роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;

             - смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;

             - основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;

             - особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;

             - признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);

             - основные единицы языка, их признаки;

             - основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;

уметь:

             - различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;

             - определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;

             - опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

             - объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;

        

аудирование и чтение

             - адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную, дополнительную, явную и скрытую информацию);

             - читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);

             - извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

говорение и письмо

             - воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);

             - создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступление, письмо, расписка, заявление);

             - осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;

             - владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);

             - свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

             - соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

             - соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

             - соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;

             - осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

             - осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;

             - развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;

             - удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;

             - увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

             - использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.

Формы промежуточной и итоговой аттестации в 9 классе следующие:

- диктант с грамматическим заданием; диктант (объяснительный, предупредительный, свободный, выборочный, графический, творческий);

- тест;

- комплексный анализ текста;

- подробное, выборочное, сжатое изложение;

- сочинение на общественные, морально-этические темы;

- выступление по определённой теме, доклад;

- реферат, конспект статьи.

                          

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 (136 часов – 4 часа в неделю)

По программе М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского выделяется 68 часов. По учебному плану школы выделяется 136 часа (4 часа в неделю).

                             Международное значение русского языка (1)

Русский язык – один из мировых языков.

Повторение пройденного в 5-8 классах (7+3)

Простое предложение, грамматическая основа предложения. Предложения с обособленными членами, обращениями вводными и вставными конструкциями.

Орфография.

К.К. Речь устная и письменная, монологическая и диалогическая. Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли; основной и дополнительной, явной и скрытой информации; структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу, определённой функциональной разновидности языка.

Сложные предложения (2)

Сложносочиненное предложение и его особенности.

Союзные сложные предложения (4+2)

Деление сложных предложений на союзные и бессоюзные; союзные – ССП и СПП. Средства связи в бессоюзном, сложносочиненном, сложноподчинённом предложениях.

Сложносочиненные предложения (11+4)

Сложносочиненные предложения с союзами (соединительными, противительными, разделительными).

Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения.

Синтаксические синонимы сложносочиненных предложений, их текстообразующая роль.

Авторское употребление знаков препинания.

Умение интонационно правильно произносить сложносочиненные предложения.

К.К. Рецензия на литературное произведение, спектакль, кинофильм.

Сложноподчиненные предложения (38+10)

Сложноподчиненное предложение и его особенности. Главное и придаточные предложения. Союзы и союзные слова как средство связи придаточного предложения с главным. Указательные слова в главном предложении. Место придаточного предложения по отношению к главному. Разделительные знаки препинания между главным и придаточным предложениями. Виды придаточных предложений (на практическом уровне).

Типичные речевые сферы применения сложноподчиненных предложений.

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными; знаки препинания в них (на практическом уровне).

Синтаксические синонимы сложноподчиненных предложений, их текстообразующая роль.

Умение использовать в речи сложноподчиненные предложения и простые с обособленными второстепенными членами как синтаксические синонимы (этот материал лучше вынести на дополнительные занятия).

К.К. Академическое красноречие и его виды, строение и языковые особенности. Сообщение на лингвистическую тему.

К.К. Деловые документы (автобиография, заявление).

Бессоюзные сложные предложения (14+4)

Бессоюзное сложное предложение и его особенности.

Смысловые взаимоотношения между частями бессоюзного сложного предложения. 

Разделительные знаки препинания в бессоюзном сложном предложении (тему «Двоеточие и тире в БСП» лучше изучать ознакомительно).

Синтаксические синонимы бессоюзных сложных предложений, их текстообразующая роль.

К.К. Реферат небольшой статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.

Сложные предложения с различными видами связи (12+4)

Различные виды сложных предложений с  союзной и бессоюзной связью; разделительные знаки препинания в них. Сочетание знаков препинания (на практическом уровне).

Умение правильно употреблять в речи сложные предложения с различными видами связи.

Основные синтаксические нормы современного русского литературного языка.

К.К Основные выразительные средства синтаксиса.

К.К. Конспект статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.

Общие сведения  о языке (2)

Роль языка в жизни общества. Язык как развивающееся явление. Языковые контакты русского языка.

Русский язык – первоэлемент великой русской литературы. Русский литературный язык и его стили. Богатство, красота, выразительность русского языка.

Русский язык как национальный язык русского народа, государственный язык РФ и язык межнационального общения. Место русского языка среди языков мира. Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык среди славянских языков. Роль старославянского языка в развитии русского языка. Значение письменности; русская письменность. Наука о русском языке и ее разделы. Видные ученые-русисты, исследовавшие русский язык.

Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике, правописанию и культуре речи (12+5)

Систематизация сведений о признаках текста, теме и основной мысли связного высказывания, средствах связи частей текста, о повествовании, описании, рассуждении; о стилях речи.

К.К. Сочинение публицистического характера на общественные, морально-этические и историко-литературные темы.

К.К. Доклад или реферат на историко-литературную тему (по одному источнику).

К.К. Тезисы статьи (главы книги) на лингвистическую тему.

К.К. Конспект и тезисный план литературно-критической статьи (этот материал лучше вынести на дополнительные занятия).

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА

9 КЛАСС

ПРОГРАММА – «Русский язык. 5 – 9 классы». – М., Просвещение

(авторы М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский)

УЧЕБНИК – «Русский язык. 9 класс». – М., Просвещение

(авторы Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова)

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ – по программе: 136 часов (4 часа в неделю)

из них уроки развития речи –  33 часа

контрольные уроки –  7 часов

№ п/п

Параграф учебника

Тип урока

Тема урока

I четверть – 32 часа

1

Вводный

Международное значение русского языка - 1 ч

Повторение изученного в V - VIII классах (§ 1 - § 6) – (7+3)

2-3

§ 1-2

Развитие речи

Речь устная и письменная. Монолог и диалог как виды речи

4

§ 3

Развитие речи

Текст как единица языка и речи. Стили языка

5

§ 4

Простое предложение и его грамматическая основа

6-8

§ 5

Предложения с обособленными членами

9

§ 6

Обращения, вводные слова и вставные конструкции

10-11

Входной контроль

Лингвистический анализ текста культуроведческого содержания

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи (§ 7 - § 40)

12-13

§ 7

Понятие о сложном предложении 2 ч

Союзные сложные предложения (4+2)

14-15                                      

§ 8

Союзные и бессоюзные сложные предложения. Средства связи в БСП, ССП и СПП

16-17

§ 9-10

Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения. Интонация сложного предложения. Авторская пунктуация в сложных предложениях

18-19

Развитие речи

Сочинение на основе личных впечатлений (упр.59) или на литературную тему (интеграция с литературой)

Сложносочинённые предложения (11+4) часов

20-21

§ 11-12

Понятие о сложносочинённом предложении. Смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения

22-24

§ 13-15

Сложносочинённые предложения с разными группами союзов (соединительными, разделительными, противительными)

25-26

§ 16

Разделительные знаки препинания между частями сложносочинённого предложения

27-28

§ 17

Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочинённого предложения.

29

Повторение по теме «Сложносочинённое предложение»

30

Контрольный

Контрольная работа по итогам I четверти

31-32

Развитие речи

Рецензия на литературное произведение, спектакль, кинофильм. Обучение

II четверть – 32 часа

33-34

Развитие речи

Рецензия на литературное произведение, спектакль, кинофильм. Написание

Сложноподчиненные предложения (38+10) часов

35-36

§ 18

Понятие о сложноподчинённом предложении

37-38

§ 19

Место придаточного предложения по отношению к главному. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении

39-40

Развитие речи

Сочинение – отзыв о книге (картине, музыкальном произведении, кинофильме и т.д.) – упр. 92

41-42

§ 20

Союзы и союзные слова в сложноподчинённом предложении

43-44

§ 21

Роль указательных слов в сложноподчинённом предложении

45-46

Развитие речи

Обучение сжатому изложению (упр.106)

47

Основные группы сложноподчинённых предложений: придаточные определительные, изъяснительные, обстоятельственные

48-51

§ 22

Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными

52-53

Развитие речи

Академическое красноречие и его виды. Публичное выступление

54-57

§ 23

Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными

58-59

Подготовка к контрольной работе

60-61

Контрольный

Контрольная работа по итогам II четверти.

Анализ работы.

62-63

Развитие речи

Деловые документы (автобиография, заявление)

64

Резервный урок

III четверть – 40 часов

65-70

§ 24-27

Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными

71-72

Развитие речи

Способы информационной переработки текста. Краткое сообщение на основе текста (упр. 175)

73-75

§ 28

Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания в них

76

§ 29

Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения

77

§ 30

Пунктуационный разбор сложноподчиненного предложения

78-79

Развитие речи

Способы информационной переработки текста. Подробное изложение (упр. 177)

80-81

Повторение по теме «Сложноподчинённое предложение»

82-83

Контрольный

Контрольный тест по теме «Сложноподчиненное предложение». Анализ работ.

Бессоюзные сложные предложения. (14+4) часов

84

§ 31-32

Понятие о бессоюзном сложном предложении. Интонация в бессоюзных сложных предложениях

85

§ 33

Бессоюзные сложные предложения и знаки препинания  них

86-87

Развитие речи

Изложение с элементами сочинения (упр.192)

88-89

Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении

90-92

§ 34

Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении

93-95

§ 35

Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в бессоюзном сложном предложении

96

Развитие речи

Создание текста по заданной речевой ситуации (упр. 202)

97

Развитие речи

Реферат небольшой статьи на лингвистическую тему

98-99

§ 36

Повторение по теме «Бессоюзное сложное предложение». Синтаксический и пунктуационный разбор бессоюзного сложного предложения

100-101

Контрольный

Контрольная работа по итогам III четверти и ее анализ

Сложные предложения с различными видами связи. (12+4) часов

102-103

§ 37

Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в сложных предложениях

104

Резервный урок

IV четверть – 32 часов

105-106

Развитие речи

Способы информационной переработки текста: формулировка собственной позиции на основе авторской (упр. 214)

107-109

§ 38

Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи

110

§ 39

Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с разными видами связи.

111

Развитие речи

Способы информационной переработки текста: изложение с грамматическим заданием (упр. 219)

112

§ 40

Развитие речи

Публичная речь. Сборы материала для сочинения (упр. 222)

113-114

Повторение по теме «Сложные предложения с разными видами связи»

115-116

Контрольный

Контрольная работа по теме «Сложные предложения с разными видами связи». Анализ работы.

 117-118                                                      Общие сведения о языке (2 часа)

Повторение и систематизация изученного в V - IX классах (§ 41 - § 47) –  (12+5) часов

119-120

§ 41

Фонетика и графика

121-122

§ 42

Лексикология (лексика) и фразеология

123-124

§ 43-44

Морфемика и словообразование

125-127

§ 45-46

Морфология и синтаксис

128-129

Развитие речи

Сочинение публицистического характера на общественную, морально-этическую, историко-литературную темы

130

Развитие речи

Доклад на историко-литературную тему

131

Развитие речи

Тезисы статьи на литературную тему

132

Развитие речи

Конспект литературно-критической статьи

133-134

Итоговый контроль

Итоговая контрольная работа и ее анализ

135-136

Резервные уроки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебная программа и календарное планирование уроков литературы в 9 классе коррекционного VII вида

Учебная программа и календарно-тематическое планирование уроков литературы для 9 класса коррекционного VII вида рассчитана на 2 часа в неделю...

рабочие программы и тематическое планирование уроков русского языка 6-10 классы

рабочие программы и тематическое планирование уроков русского языка 6-10 классы...

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка. 7 класс. 2013-2014 учебный год. Программа М. М. Разумовской

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка  в 7 классе по программе М. М. Разумовской на 2013-2014 учебный год (170 часов, 5 часов в неделю) .КТП сопровождается:высказываниям...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование уроков русского языка 8 класс ( по программе Е.А. Быстровой)

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование уроков русского языка 8 класс ( по программе Е.А. Быстровой)...

Рабочая программа + календарно-тематическое планирование по русскому языку (11 класс, Н. Г. Гольцова)

Рабочая программа + ктп по русскому языку, 11 класс, по учебнику Н. Г. Гольцовой...

Календарно-тематическое планирование по русскому языку 5 класс (школа VIII вида)

Календарно-тематическое планирование по русскому языку составлена на основе Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2сб. /Под ред. В.В. Воронковой – М: ...