Статья "Уроки творчества"
статья по русскому языку (5 класс) по теме
Статья адресована учителям русского языка и литературы 5- 6 классов общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. В данной работе представлен ряд заданий и упражнений, способствующих развитию творческого воображения учеников, обогащению их речевых способностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uroki_tvorchestva.docx | 23.99 КБ |
Предварительный просмотр:
«Уроки творчества»
(развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка).
Автор - Сумрова Т.Д. , учитель русского языка и литературы. Санкт- Петербург, лицей №273.
Статья адресована учителям русского языка и литературы 5- 6 классов общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. В данной работе представлен ряд заданий и упражнений, способствующих развитию творческого воображения учеников, обогащению их речевых способностей.
Л.С. Выготский говорил: «Из всех форм творчества литературное, словесное творчество является самым характерным для школьного возраста». Творчество - самый мощный импульс в развитии ребёнка. Потенциальная гениальность живет в каждом человеке, в каждом есть индивидуальное своеобразие. Но люди приучаются с детства не верить себе, а в результате развитие тормозится, и дети не ощущают в себе присутствия этой гениальности. И главная задача учителя – не убить, а освободить творческие силы в ребенке.
С чего же можно начать эту работу в среднем звене? Вот некоторые из методических советов к урокам творчества. С точки зрения психологической творческая деятельность ребёнка необычайно сложна, возникает она не сразу, а очень медленно и постепенно, на каждой возрастной ступени имеет свое выражение и формы. Но основой творческой деятельности является воображение. Именно этому и могут быть посвящены первые занятия, объединенные общим названием «Я представляю». Речь идет о том, чтобы в сознании, в представлении пишущего ребенка возникали предметы и лица, картины и сюжеты, о которых он пытается написать. Чем шире, многостороннее, разнообразнее поток ассоциаций, который возникает у ребят, когда они пишут сочинение, тем интереснее оно будет по содержанию и по языку.
Развивая способности детей к воображению, попробуем провести их через систему работ, где они будут пытаться создавать «новые образы», пользуясь родным языком, возможностями и богатством русской речи. Вот пример задания на развитие воссоздающего воображения; предлагаю ученикам: закройте глаза и представьте, что вы идете по лесу и видите прекрасный цветок. Попробуйте нарисовать цветок, а затем опишите его устно и письменно. А теперь представьте необычную ситуацию- растущий в лесу цветок увидел подходящего к нему человека. Попробуйте описать человека глазами цветка. Необычность данного положения сначала может удивить, затем заинтересовать, и в результате появляются сочинения-миниатюры. Одно из них:
«И снова обычное тихое утро. Я раскрыл свои нежные лепестки, умылся капельками росы и огляделся вокруг. Ах! Как красиво! Кругом сочные зеленые травы, могучие деревья. А я – маленький неизвестный цветок. Но я не огорчаюсь, ведь быть цветком так приятно – дарить всем красоту и аромат. Но! Вдруг зашуршала трава, расступилась. Подходят ко мне две черные блестящие колонны. Потянулись ко мне какие-то длинные щупальца. Что это? Зачем? Ой! Как больно кто-то сжал мой хрупкий стебелёк. Я почувствовал неземные боли. Вот так и погибают исчезающие виды растений. И еще одна негуманная жертва».
Так возникают своеобразные «Картины – фантазии», когда дети описывают словами картину, которой нет, которую видят только они в своем воображении. Если написанное будет свежо и выразительно, слова могут воплотиться в рисунок.
Предлагаю несколько тем сочинений-миниатюр: «Мир глазами животного», «Мир глазами птицы», «Я человек-невидимка».
Для написания сочинений на подобные темы необходимы тексты-образцы, такие, чтоб в них можно было увидеть описание самого психологического процесса, нас интересующего. Вот пример такого текста, с которым можно поработать – это отрывок из рассказа английского писателя Филиппа Ридли «Левиафан».
«Я – большая рыбина в прозрачном океане. Вокруг меня, в лазурных водах, переливаясь и сверкая, как алмазная россыпь, плавают меньшие рыбы. Это мой дом, мой мир: мне никто не грозит, никто не страшен, и все меня любят. Мимо проплывают акулы и дельфины, изгибаются киты, дышит и исходит пузырьками коралл…»
Сначала требуется работа с текстом, осмысление учащимися его содержания, образных средств. В конце беседы можно предложить написать миниатюру «Кем Я себя представляю». Вот отрывки из таких миниатюр: «С раннего детства я представляю себя красивой пятнистой кошкой. И это очень помогает мне в жизни. Например, обычная школьная перемена. Девчонки пытаются догнать мальчишку, обидевшего их, но у них не получается. Тут вступаю в бой я, легко и плавно, одним точным прыжком бросаюсь ему на плечо, от души вонзая свои острые когти в его мягкое тело. Я - защитница слабых. Гуляю сама по себе, но в то же время люблю домашнее тепло и уют. И как любой котёнок не прочь, чтобы меня положили себе под бок и приласкали».
«Вот уже давно я чувствую себя хитрой и проворной лисой. Но как не странно, мне это нравится. Только иногда становится страшно. Кажется, что вот-вот все раскроют мои коварные планы и схватят меня на месте преступления. Поэтому-то я и должна успеть предугадать все уловки охотников и быть начеку».
Одним из интересных видов творческих работ являются сочинения-этюды с использованием музыки. Используя музыку как фон урока, прошу учеников передать на письме услышанное. Этот вид работ дает учащимся творческое умение воплощать музыкальное содержание в слове и находить адекватные ему изобразительно-выразительные средства языка. Вот пример одного из этюдов: «В классе звучит музыка. Она очень быстрая. Похоже, кто-то бежит. В ней много движения. Веселая, озорная, в некоторых местах встревоженная. Она похожа на снежный ком, который летит с горы и становится больше и больше. Вдруг в мелодии появляется суета, она ускоряется и резко заканчивается на самых высоких нотах».
Изучая тему «Фонетика», можно провести ряд занятий, объединенных названием «Вокруг звуков речи». Нужно показать учащимся основу ритмической организации стиха – то есть чередование ударных и безударных слогов в поэтической речи. Рассмотреть звукозапись как изобразительное средство. Звуковые совпадения и подобия – как основу рифмы, аллитерацию как средство выразительности речи. Вот некоторые из упражнений к этим занятиям:
1) Составление предложений или небольших текстов с элементами звукозаписи: передать звон бегущего ручейка, уловить звуки дождя, услышать музыку листопада, грохот грома, описать свои любимые звуки.
2) Игра в рифмы на основе звуковых подобий (придумать рифму, сочинить четверостишие)
Под окном – вечерком пир - …. кот - …. Царица - девица лукошко - …. белая - …. Гости - … дубы - … хохочет-…
Но основной объект изучения на уроках русского языка – слово. Творческими упражнениями, связанными с изучением раздела «Лексика», могут быть шуточные миниатюры на основе обыгрывания многозначности слова, омонимии, синонимии. Конструирование предложений-описаний с использованием переносного значения слова. В качестве образца могут быть примеры из различных произведений. Например, стихотворение И.Токмаковой построено на основе многозначности:
В чудной стране
В одной стране, в чуднóй стране,
Где не бывать тебе и мне,
Ботинок чёрным язычком
С утра лакает молочко,
И целый день в окошко
Глазком глядит картошка.
Бутылка горлышком поёт,
Концерты вечером даёт,
А стул на гнутых ножках
Танцует под гармошку.
В одной стране, в чуднóй стране...
Ты почему не веришь мне?
После анализа стихотворения можно предложить ребятам придумать свою чудную страну. Аналогичной работой является составление шарад, анаграмм, метаграмм:
С К в полях меня найдете, Я в пруду живу, жирею,
С Г романсы запоете, Переставьте буквы - вмиг
С В в косички заплетете (колос, голос, волос). Превращусь я и в аллеи, и в лужайки, и в цветник
(карп, парк).
Не менее интересными являются описания-загадки, в которых предлагается описать внешность всем известного человека, не называя его имени, так чтобы можно было узнать, кого пишущие имеют в виду или описать известную улицу, не называя её, кустарник, дерево и т.п.
«Кто же из вас не знает этот кустарник? Он небольшой и колючий. Растет по речным поймам, на заливных лугах, по опушкам леса, вырубкам и оврагам. Одним словом, неприхотлив. И в горах произрастает во множестве. В его плодах много разных лекарственных веществ». (Речь идет о шиповнике).
Итогом по теме «Лексика» могут быть сочинения на тему «Самое любимое слово». Привожу примеры некоторых из них: «Мое любимое слово – солнце, оно греет нашу землю, согревает людей. Солнце – наш друг. Пока будет светить солнце, на земле будет мир».
«Мама – это родное слово для любого человека на земном шаре. На всех языках оно звучит нежно и красиво».
Сочинения-миниатюры могут быть связаны с материалом любого раздела школьного курса русского языка. Например, лингвистическая миниатюра «Страна Глаголия»:
«В одной большой стране Глаголии жило множество глаголов, каждый из них имел свое наклонение, чем очень гордился. У глаголов условного наклонения в разговоре всегда встречалась многообещающая частица бы, из-за которой они прослыли болтунами и обещалками. Их обещания всерьез не воспринимались, и все над ними подшучивали: «Если бы да кабы, все ходили на головах». Глаголы повелительного наклонения всегда ходили с гордо поднятой головой и с тросточкой. Они очень любили приказывать другим жителям Глаголии: «Принеси! Унеси! Сделай!»
Надо верить в творческие возможности каждого ученика, помогать расти всем, а не только способным. Ведь любой ребенок способен придумать загадку, описать животное. Мыслить образами может каждый. Раскрытие сил каждого ученика и есть задача учителя русского языка и литературы. И как тут не вспомнить Виктора Петровича Астафьева: «Хочу, чтоб загорелись ребята интересом к слову,… прочувствовали, продумывали. Чтоб не складывали свои школьные сочинения из штампованных наборов деталей…, а писали пусть и коряво, но зато по-своему».
Использованная литература:
1.А.Е.Брусина. «Опыты словесного творчества». Санкт – Петербург. 1994г. СПГУПМ.
2.А.В.Нехаев. «Виды творческих работ в 5-6 классах». Сб.» О творческих работах в средней школе». Москва. Просвещение.1962г.
3.Л.А.Шкатова. «Подумай и ответь». Москва. Просвещение.1989г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс "Дон в творчестве А.С. Пушкина и А.С. Пушкин в творчестве донских писателей"
Донской край богат своей историей. Самобытный и прекрасный, он манил к себе многих известнейших людей. Восхищался им и А.С. Пушкин. Настоящая программа элективного курса призвана осветить периоды преб...
«ТВОРЧЕСТВО ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ – ЗАЛОГ ТВОРЧЕСТВА ЕГО ВОСПИТАННИКОВ»
Учреждения дополнительного образования прочно занимают собственную нишу – здесь собственный выбор деятельности, возможность для каждого ребенка реализоваться в разнообразном творчестве....
интегрированный урок музыка и изо : "Кукла в творчестве Д.Д.Шостаковича. Матрешка как разновидность народного творчества"
интегрированный урок музыка и изо :"Кукла в творчестве Д.Д.Шостаковича. Матрешка как разновидность народного творчества"...
Александр Исаевич Солженицын. Жизнь. Творчество. Своеобразие раскрытия «лагерной темы» в творчестве писателя.
Данный материал о жизни и творчестве писателя, сюжет и история рассказа "Один день Ивана Денисовича"...
Доклад по творчеству М.Ф. Достоевского на тему:"Символика чисел христианского календаря в творчестве Ф.М.Достоевского".
Символика чисел христианского календаря в разных произведениях Ф.М.Достоевкого,которые проходят на уроках литературы в старших классах....
Творчество Виктора Михайловича Васнецова. Урок ИЗО 6 класс по теме "Реальность и фантазия в творчестве художника"
Презентация познакомит учащихся со сказочно- былинным жанром в живописи на основе картин В.М. Васнецова....