Рабочая программа по русскому языку для 8 класса ( УМК Бабайцевой В.В.,базовый уровень)
рабочая программа по русскому языку (8 класс) на тему
Данная программа разработана мной для обучения русскому языку по УМК Бабайцевой В. В. ( 8класс, базвый уровень)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_8_klass_programma.doc | 345 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №3 г. Усмани Липецкой области
Рассмотрена Согласована Утверждаю
на заседании ШМО учителей заместитель директора по УВР директор школы
филологического цикла __________Мельникова М.А. ____________Шарапова Н.И.
протокол № _________ от «___» ________ 2013г приказ № ___________
__________ Власова В.А. от «___» ________ 2013г
от «___» ________ 2013г
Рабочая программа
по русскому языку
для 8в класса
на 2013-2014 учебный год
Разработала: учитель русского языка
и литературы Долматова Н.А.
Пояснительная записка.
Цели и задачи программы:
формирование представлений о системе русского языка и функционирования ее в речи;
развитие устной и письменной речи учащихся в соответствии с нормами русского литературного языка;
развитие языкового чутья;
воспитание чувства любви к родному языку, интереса к его изучению;
патриотическое, духовное и эстетическое воспитание учащихся средствами русского языка.
воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи обучающихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Эти цели обусловливают следующие задачи:
развивать речь обучающихся: обогащать их активный и пассивный запас слов, грамматический строй речи; способствовать усвоению норм литературного языка, формированию и совершенствованию умений и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности;
формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки.
Нормативно-правовые документы, на основании которых составлена программа
Программа составлена на основе нормативных правовых документов:
Закон Российской Федерации «Об образовании в РФ» (от 29.12.12 года №273 - ФЗ).
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования по русскому языку, утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089.
Федеральный базисный учебный план общеобразовательных учреждений.
Приказ Министерства РФ от 19.12.2012г. №1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в ОУ, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2013/2014 учебный год.
Примерная программа по русскому языку 2004.
Программа по русскому языку для 8кл., В.В. Бабайцева, М. Дрофа, 2008 ;
Методические рекомендации «О преподавании русского языка в 2013-2014 учебном году в общеобразовательных учреждениях Липецкой области»
Приказ от 16.05.13 №451 «О базисных учебных планах для общеобразовательных учреждений Липецкой области реализующих программы общего образования на 2013-2014 г.»
Учебный план МБОУ СОШ №3 г.Усмани на 2013-2014 учебный год
Локальный акт школы «Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) МБОУ СОШ №3 г. Усмани»
Годовой календарный учебный график МБОУ СОШ№3.
Сведения о программе
Программа по русскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по русскому языку. Программа позволяет получить представления о целях и содержании обучения русскому языку в 8 классе. Определяет последовательность изучения материала в рамках стандарта и пути формирования системы знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования, а также развития учащихся. Составлена в соответствии с требованиями, предъявляемыми к базовому уровню обучения. Программа соответствует учебному копмлексу под редакцией В.В. Бабайцевой, М. :Дрофа, 211г. ;
Обоснование выбора программы
В программе установлена оптимальная последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся, определяет необходимый набор форм учебной деятельности.
Программа выполняет две основные функции:
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Информация о внесенных изменениях.
Рабочая программа рассчитана на изучение базового курса русского языка учащимися 8 класса в течение 105 часов (3 часа в неделю). Данная рабочая программа призвана обеспечить знания учащихся основной школы на базовом уровне.
Определение места и роли предмета в овладении требований к уровню подготовки обучающихся.
Курс русского языка направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
- коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения);
- интеллектуальные (сравнение и сопоставление, обобщение, оценивание и классификация);
- информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом);
- организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку).
Информация о количестве учебных часов.
В соответствии с учебным планом, годовым календарным учебным графиком МБОУ СОШ №3 г.Усмани, рабочая программа по русскому языку рассчитана на 105 часов (3часа в неделю).
Из них:
Плановых контрольных работ -7 Тесты-2
Сочинения разных видов- 3
Изложения-3
Зачёт – 1
Форма организации образовательного процесса: урок
Технологии, используемые в образовательном процессе
- Технологии традиционного обучения для освоения минимума содержания образования в соответствии с требованиями стандартов; технологии, построенные на основе объяснительно-иллюстративного способа обучения. В основе – информирование, просвещение обучающихся и организация их репродуктивных действий с целью выработки у школьников общеучебных умений и навыков.
- Технологии реализации межпредметных связей в образовательном процессе.
- Технологии дифференцированного обучения для освоения учебного материала обучающимися, различающимися по уровню обучаемости, повышения познавательного интереса. Осуществляется путем деления ученических потоков на подвижные и относительно гомогенные по составу группы для освоения программного материала в различных областях на различных уровнях: минимальном, базовом, вариативном.
- Технология проблемного обучения с целью развития творческих способностей обучающихся, их интеллектуального потенциала, познавательных возможностей. Обучение ориентировано на самостоятельный поиск результата, самостоятельное добывание знаний, творческое, интеллектуально-познавательное усвоение учениками заданного предметного материала
- Личностно-ориентированные технологии обучения, способ организации обучения, в процессе которого обеспечивается всемерный учет возможностей и способностей обучаемых и создаются необходимые условия для развития их индивидуальных способностей.
- Технология индивидуализации обучения
- Информационно-коммуникационные технологии
8. Использование здоровьесберегающих технологий ( создание здорового психологического климата на уроках и повышение интереса к предмету, чередование различных видов учебной деятельности; использование методов, активизирующих творческое самовыражение обучающихся. Мажорность урока, эмоциональная мотивация в начале урока, создание ситуации успеха. Соблюднеие санитарно-гигиенических норм в классе( регулярное проветривание,влажная уборка). Правильная посадка учащихся (осанка), выполнение санит.-гигиенических требований при работе с компьютером.
Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся
- Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
- Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
- Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
- В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
- Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Виды и формы контроля
- текущие оценки,
- итоговые оценки,
- подготовка и защита рефератов, проектов по литературе,
- тест;
- проверочная работа с выборочным ответом;
- комплексный анализ текста;
- публичное выступление по общественно-важным проблемам;
- зачётная система по некоторым темам курса.
- классное и домашнее сочинение;
- устное высказывание на заданную тему;
- ответ на проблемный вопрос.
Информация об используемом учебнике
Программа реализуется в учебном комплексе под редакцией В.В.Бабайцевой «Русский язык. Теория» М.: Дрофа, 2011год , «Русский язык. Практика» М.: Дрофа, 2009год. , «Русская речь» М.: Дрофа, 2011год (рекомендованным Министерством образования РФ). Все компоненты учебного комплекса тесно связаны между собой (представляют единый учебник в трех частях) и в совокупности способствуют решению задач обучения русскому языку в школе.
Требуемый уровень подготовки учащихся на конец учебного года.
В результате изучения русского языка ученик должен
– признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
– определять тему, основную мысль текста, тип и стиль речи;
– анализировать структуру и языковые особенности текста;
– опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
– объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;
– адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста);
– извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации;
– пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
– воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение);
– свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме,
– соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
– соблюдать нормы русского речевого этикета;
– осуществлять речевой самоконтроль;
– совершенствовать и редактировать собственные тексты;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
– увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств;
– развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
Содержание учебного курса
Вводный урок. Русский язык — родной язык. 1 ч.
Русский язык — родной язык. Понятие государственного языка. Русский язык как государственный язык Российской Федерации. Русский язык – средство межнационального общения народов России и стран содружества независимых государств.
Повторение изученного в 5-7 классах. 9ч.
Лексика. Словарный состав языка с точки зрения происхождения, употребления и стилистической окраски.
Морфемика. Способы словообразования. Орфография и морфемика. Правописание орфограмм-гласных и орфограмм-согласных в корне слова.
Морфология. Система частей речи в русском языке. Принципы выделения частей речи. Слитное и раздельное написание не с различными частями речи. Буквы Н и НН в суффиксах имён прилагательных, причастий и наречий.
Синтаксис и пунктуация. Знаки препинания при однородных членах, причастных и деепричастных оборотах. Грамматическая основа предложения.
Синтаксис и пунктуация.
Введение 2 ч.
Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса.
Виды синтаксической связи. Средства синтаксической связи.
Способы подчинительной связи.
Пунктуация как система знаков препинания и правил их использования
Принципы русской пунктуации. Знаки препинания и их функции
Одиночные и парные знаки препинания. Сочетания знаков препинания.
Словосочетание 4 ч.
Основные виды словосочетаний: подчинительные и сочинительные.
Строение и грамматическое значение словосочетаний.
Цельные словосочетания.
Предложение 1 ч.
Понятие о предложении. Строение предложения. Интонация конца предложения. Грамматическая основа предложения. Предложения простые и сложные. Предложения утвердительные и отрицательные. Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по эмоциональной окраске.
Простое предложение 3ч.
Основные виды простого предложения. Порядок слов в предложении. Логическое ударение.
Правописание безударных гласных в корне слова. Правописание корней с чередованием.
Главные члены предложения. 7 ч.
Подлежащее. Способы его выражения.
Сказуемое. Основные типы сказуемого: простое глагольное; составное глагольное; составное именное.
Особенности связи подлежащего и сказуемого. Тире между подлежащим и сказуемым.
Второстепенные члены предложения. 12 ч.
Определение. Согласованное и несогласованное определение.
Приложение как вид определения. Дефис при приложении.
Дополнение. Его основные значения и способы выражения.
Обстоятельство. Его основные значения и способы выражения.
Многозначные члены предложения. Распространенные члены предложения.
Синтаксические функции инфинитива.
Выделение запятыми обстоятельств, выраженных деепричастными и сравнительными оборотами, а также обстоятельств с предлогом несмотря на.
Орфограммы в приставках. Различение приставки НЕ и частицы НЕ.
Односоставные предложения. 7 ч.
Понятие об односоставных предложениях. Основные виды односоставных предложений по строению и значению: определенно-личные, неопределенно-личные, безличные, назывные.
Особенности использования односоставных предложений в речи.
Синонимика двусоставных и односоставных предложений.
Знаки препинания в конце назывных предложений.
Полные и неполные предложения. 2 ч.
Неполные предложения в речи. Строение и значение неполных предложений.
Тире в неполном предложении.
Простое осложнённое предложение.
Предложения с однородными членами. 11 ч.
Понятие об однородных членах предложения. Средства связи однородных членов. Союзы при однородных членах, их разряды по значению. Запятая между однородными членами. Однородные и неоднородные определения. Обобщающие слова в предложениях с однородными членами. Знаки препинания при обобщающих словах в предложениях с однородными членами.
Правописание гласных О, И, Е после шипящих в суффиксах. Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных.
Обособленные члены предложения. 21 ч.
Понятие об обособленных членах предложения, их роль в речи.
Общие условия обособления определений. Обособление определений, выраженных причастиями и прилагательными с зависимыми от них словами. Знаки препинания при обособленных согласованных определениях. Обособленные приложения.
Знаки препинания при обособленных приложениях. Обособленные обстоятельства. Способы их выражения и разновидности значения. Выделение запятыми обстоятельств, выраженных деепричастиями и деепричастными оборотами, а также существительными с предлогом несмотря на и др. Обособленные уточняющие члены предложения.
Знаки препинания при обособленных уточняющих членах предложения.
Слитное, раздельное, дефисное написание разных частей речи.
Предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями. Предложения с обращениями. Особенности слов-предложений. 12 ч.
Вводные слова (словосочетания) как средство выражения отношения говорящего к своему сообщению и как средство связи между предложениями в тексте. Интонация вводности.
Основные смысловые разряды вводных слов. Вводные предложения.
Синонимия вводных конструкций.
Знаки препинания в предложении с вводными словами, словосочетаниями.
Выделение на письме вводных предложений.
Вставные конструкции как средство пояснения, уточнения, обогащения содержания высказывания. Их выделение интонацией в устной речи и знаками препинания на письме.
Обращение, средства его выражения, включая звательную интонацию. Роль обращения в речевом общении. Этические нормы использования обращений.
Особенности выражения обращений в разговорной и художественной речи.
Знаки препинания при обращении.
Систематизация и обобщение изученного за курс 8 класса. 2ч.
Главные и второстепенные члены предложения. Односоставные предложения. Осложнённое простое предложение. Знаки препинания в простом предложении.
Повторение орфографии. 11ч.
Повторение изученных орфограмм за 5-8классы, отработка практического применения полученных знаний.
Развитие речи. 11 ч.
Текст. Признаки текста. Микротема. Микротекст. Понятие текста. Композиция текста, языковые средства сцепления его частей, выражение сходства и различия сопоставляемых понятий. Смысловая связь частей текста. Цепная и параллельная связь предложений в тексте. Заглавие как средство связи предложений в тексте. Порядок слов в предложении. Типы речи. Основная мысль текста. Композиция рассказа. Риторический вопрос как средство выразительности речи. Сочинение-рассуждение. Композиция сочинения-рассуждения. Однородные члены предложения как средства выразительности речи. Бессоюзие. Многосоюзие. Параллелизм предложений. Киносценарий как одна из форм сочинения. Обращение как средство связи предложений в тексте. Психологический портрет. Сочинение-описание.
Учебно-тематический план
Тема | Кол-во часов | Творческие работы | Контрольные работы | |
1. | Вводный урок. Русский язык – национальная ценность | 1 | ||
2. | Повторение изученного в 5-7 классах. | 9 | 1 1зачет. | |
3. | Синтаксис и пунктуация. | |||
4. | Введение. | 2 | ||
5. | Словосочетание. | 4 | 1ч | |
6. | Предложение | 1 | ||
7. | Простое предложение. | 3 | ||
8. | Главные члены предложения | 7 | 1 | |
9. | Второстепенные члены предложения | 12 | 2ч | 1 1тестирование. |
10. | Односоставные предложения | 7 | 1 тестирование. | |
11. | Полные и неполные предложения | 2 | ||
12. | Осложнённое предложение Предложения с однородными членами | 11 | 1 | |
13. | Обособленные члены предложения | 21 | 4ч | 1 |
14. | Предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями. Предложения с обращениями. Особенности слов-предложений. | 12 | 4ч | 1 |
15. | Повторение изученного в 8 классе | 2 | ||
16. | Повторим орфографию | 11 | 1 | |
Итого: | 105 ч | 11ч | 10ч |
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка
8 класс
№ урока | Тема урока. | Дата проведения по плану | Дата проведения по факту |
1 | Вводный урок(.1ч) Русский язык — родной язык | 2.09. | |
Повторение изученного в 5-7 классах.(9ч) | |||
2 | Лексика и фразеология. | 3.09. | |
3 | Морфемика орфография. | 6.09. | |
4 | Морфемика и орфография | 11.09. | |
5 | Морфология и орфография. | 13.09. | |
6 | Синтаксис и пунктуация | 13.09. | |
7-8
| Контрольный диктант и его анализ. | 18.09. 20.09.. | |
9-10. | Повторение.Подготовка к зачету. Зачет по повторению | 20.09. 25.09. | |
Синтаксис и пунктуация. | |||
Введение(2ч) | |||
11 | .Понятие о синтаксисе и пунктуации. Словосочетание и предложение. Виды связи. | 26.09. | |
12 | Способы подчинительной связи в словосочетании. | 27.09. | |
Словосочетание.(3ч) | |||
13 | Виды словосочетаний. Способы подчинительной связи в словосочетании. | 30.09. | |
14 | Цельные ССЧ. | 2.10. | |
15-16 | Р.Р1-2. Подготовка к изложению. Изложение» Михайловские рощи» | 3.10. 7.10. | |
Предложение(1ч) | |||
17 | Понятие о предложении. | 9.10. | |
Простое предложение.(3ч). | |||
18 | Основные виды простого предложения. | 10.10. | |
19. | Порядок слов в предложении. Логическое ударение. | 14.10. | |
20 | Р 3. Цепная и параллельная связь предложений в тексте. | 16.10. | |
Главные члены предложения(7ч) | |||
21 | Подлежащее. Способы его выражения. | 17.10. | |
22 23 | Сказуемое. Основные типы сказуемого. | 21.10 23.10. | |
24 | Особенности связи подлежащего и сказуемого. | 24.10. | |
25 | Повторение по теме «Главные члены предложения» | 28.10. | |
26 27 | Контрольная работа и её анализ по теме «Предложение» | 30.10. 31.10. | |
Второстепенные члены предложения(12ч) | |||
28 | Определение. | 11.11. | |
29 | Согласованные и несогласованные определения. | 13.11. | |
30 31 | Приложение как вид определения. Дефис при приложении. | 14.11. 18.11. | |
32 | Дополнение. Его основные значения и способы выражения. | 20.11. | |
33 34 | Р 4-5. Сжатое изложение | 21.11. 25.11 | |
35 36 | Обстоятельство. Его основные значения и способы выражения. | 27.11. 28.11. | |
37 | Повторение по теме «Второстепенные члены предложения». Тестирование. | 2.12. | |
38 | Повторим орфографию. Орфограммы в приставках. | 4.12. | |
39 | Способы выражения второстепенных членов. Проверочная работа. | 5.12. | |
Односоставные предложения(7ч) | |||
40 | Понятие об односоставных предложениях. | 9.12. | |
41 | Определённо-личные предложения | 11.12. | |
42 | Неопределённо-личные предложения | 12.12. | |
43 44 | Безличные предложения | 16.12. | |
45 | Назывные предложения | 18.12. | |
46 | Повторение по теме «Односоставные предложения». Тестирование. | 19.12. | |
Полные и неполные предложения(2ч). | |||
47 58 | Строение и значение неполных предложений. Тире в неполном предложении. | 23.12. 25.12. | |
Осложнённое предложение Предложения с однородными членами (11). | |||
49 | Понятие об однородных членах предложения. | 26.12. | |
50 51 52 | Средства связи однородных членов. Союзы при однородных членах, их разряды по значению. | 13.01. 15.01. 16.01. | |
53 54 | Обобщающие слова в предложениях с однородными членами. Знаки препинания при обобщающих словах в предложениях с однородными членами. | 20.01. 22.01. | |
55 | Однородные и неоднородные определения | 23.01. | |
56 | Повторение по теме «Однородные члены предложения» | 27.01. | |
57 58 | Контрольная работа и её анализ по теме «Однородные члены предложения» | 29.01. 30.01. | |
59 | Повторим орфографию. Орфограммы в суффиксах. | 3.02. | |
Обособленные члены предложения(21). | |||
60 | Понятие об обособленных членах предложения. | 5.02. | |
61 62 | Общие условия обособления определений. | 6.02. 10.02. | |
63 | Обособление определений. | 12.02. | |
64 65 | Р.Р 6-7. Заглавие как средство связи предложений в тексте. Изложение с грамматическим заданием | 13.02. 17.02. | |
66 67 | Обособленные приложения. Знаки препинания при обособленных приложениях. | 19.02. 20.02. | |
68 | Обособленные дополнения. | 24.02. | |
69 70 | Правильное построение предложений с деепричастным оборотом. | 26.02. 27.02. | |
71 72 | Р 8-9. Порядок предложений в тесте. Порядок слов в предложениях. (Сочинение) | 3.03. 5.03. | |
73-74 | Обособленные обстоятельства. Способы их выражения и разновидности значения. | 6.03. 10.03. | |
75 76 | Обособленные уточняющие члены предложения. | 12.03. 13.03. | |
77 | Повторение по теме «Обособленные члены предложения» | 17..03 | |
78 | Повторим орфографию. Слитное, раздельное и дефисное написание слов | 19.03. | |
79 80 | Контрольная работа и её анализ по теме «Обособленные члены предложения» | 20.03. 2.04. | |
Предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями. Предложения с обращениями. Особенности слов-предложений.(12ч). | |||
81 82 83 | Вводные слова (словосочетания). Вводные предложения. Знаки препинания в предложении с вводными словами, словосочетаниями. Вставные конструкции | 3.04. 7.04. 9.04. | |
84 85 | Обращение, средства его выражения. Знаки препинания при обращении. | 10.04. 14.04. | |
86 87 | Р 10-11. Обращение как средство связи предложений в тексте. Сочинение с обязательным употреблением обращения как средства связи предложений | 16.04. 17.04. | |
88 | Особенности строения, значения и употребления слов-предложений в речи. | 21.04. | |
89 90 | Обобщение изученного по теме. Контрольн.диктант. | 23.04. 24.04. | |
91 92 | Р 12-13. Рассуждение на литературную тему (Сочинение) | 28.04. 30.04. | |
Повторение изученного в 8 классе(2ч). | |||
93 | Простое предложение | 5.05. | |
94 | Предложения с однородными членами | 7.05 | |
Повторим орфографию(11ч) | |||
95 96 | Орфограммы корня | 12.05 14.05. | |
97 | Орфограммы в приставках | 15.05. | |
98 | Орфограммы в суффиксах | 19.05. | |
99 | Слитное, раздельное и дефисное написание | 21.05. | |
100 | Итоговый контрольный диктант. | 22.05. | |
101. | Анализ контр. диктанта. | 26.05. | |
102. | Непроверяемые гласные в корне Слова. | 26.05. | |
103. | Орфограммы в приставках. | 28.05. | |
104. | Орфограммы в суффиксах | 28.05. | |
105. | Орфографический анализ слова. Обобщающий урок. | 29.05. |
Литература и средства обучения.
Бабайцева В.В. и другие. «Русский язык. Теория 5-9 классы», М.: Дрофа, 2011 год, «Русский язык. Практика 8класс», М.: Дрофа 2009 год., «Русский язык. Русская речь 8 класс» М.: Дрофа, 2011 год.
.Русский язык. 8 класс. Тесты для промежуточной аттестации. Комплексный анализ текста: учебное пособие. Под ред. Н.А.Сениной. – Изд. 2-е, исправ. – Ростов-на- Дону: Легион, 2013 год.
Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Секреты орфографии. – М., 2004г.
Кривоплясова М. Е.. Русский язык. 8 класс. Поурочные планы по учебному комплексу под редакцией В.В.Бабайцевой.
Реализация рабочей программы осуществляется с использованием оборудования кабинета русского языка и литературы, ресурсов школьной библиотеки.
Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку
Знания, умения и навыки учащихся оцениваются на основании устных ответов и письменных работ по пятибалльной системе оценивания.
I. Оценка устных ответов учащихся
Устный опрос является одним из основных, способов учета знаний учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями,
учитывать:
1) полноту и правильность ответа,
2) степень осознанности, понимания изученного,
3) языковое оформление ответа.
Отметка «5» ставится, если ученик:
1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;
2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только из учебника, но и самостоятельно составленные;
3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка
Отметка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1 —2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1—2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:
1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;
2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;
3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание, большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Отметка «1» не ставится.
Отметка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.
II. Оценка диктантов
Диктант — одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.
Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.
Объем диктанта устанавливается: для класса V – 90-100 слов. (При подсчете слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова.)
Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов: для V класса – 15 слов.
Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.
До конца первой четверти (а в V классе – до конца первого полугодия) сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса.
При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:
1) на правила, которые не включены в школьную программу;
2) на еще не изученные правила;
3) в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;
4) в передаче авторской пунктуации.
Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля).
При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибок.
Среди ошибок следует выделять негрубые, т.е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну.
К негрубым относятся ошибки:
1) в исключениях из правил;
2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
3) в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;
4) в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;
5) в написании ы и и после приставок;
6) в случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не...; не кто иной, как; ничто иное не...; не что иное, как и др.);
7) в собственных именах нерусского происхождения;
8) в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
9) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.
Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.
Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в здании; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.
Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода — воды, рот — ротик, грустный — грустить, резкий — резок).
Первые три однотипные ошибки считаются за одну, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная[1].
Диктант оценивается одной отметкой.
Отметка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.
Отметка «4» выставляется при наличии в диктанте орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок.
Отметка «4» может выставляться при 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.
Отметка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В V классе допускается выставление отметки «3» за диктант при 5 орфографических и 4 пунктуационных ошибках.
Отметка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.
Отметка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.
В контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического и т.п.) задания, выставляются две оценки (за диктант и за дополнительное задание).
При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:
Отметка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.
Отметка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий.
Отметка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.
Отметка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.[2]
При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:
Отметка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.
Отметка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1-2 ошибки.
Отметка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки.
При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «2».
Ш. Оценка сочинений и изложений
Сочинения и изложения — основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
Сочинения и изложения в V-IX классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развитие навыков связной речи».
Примерный объем текста для подробного изложения: в V классе – 100-150 слов.
При оценке учитывается следующий примерный объем классных сочинений: в V классе — 0,5-1.
Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление (соблюдение языковых норм и правил выбора стилистических средств), вторая за соблюдение орфографических и пунктуационных норм.
Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.
Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:
- соответствие работы ученика теме и основной мысли;
- полнота раскрытия темы;
- правильность фактического материала;
- последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:
- разнообразие словарного и грамматического строя речи;
- стилевое единство и выразительность речи;
- число языковых ошибок и стилистических недочетов.
Орфографическая и пунктуационная грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок (см. нормативы для оценки контрольных диктантов).
Содержание и речевое оформление оценивается по следующим нормативам:
Отметка «5» ставится, если:
1) содержание работы полностью соответствует теме;
2) фактические ошибки отсутствуют;
3) содержание излагается последовательно;
4) работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления;
5) достигнуто стилевое единство и выразительность текста.
В работе допускается 1 недочет в содержании, 1-2 речевых недочета, 1 грамматическая ошибка.
Отметка «4» ставится, если:
I) содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы);
2) содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности;
3) имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей;
4) лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен;
5) стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.
В работе допускается не более 2 недочетов в содержании, не более 3-4 речевых недочетов, не более 2 грамматических ошибок.
Отметка «3» ставится, если:
1) в работе допущены существенные отклонения от темы;
2) работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные нарушения последовательности изложения;
4) беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление;
5) стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
В работе допускается не более 4 недочетов в содержании, 5 речевых недочетов, 4 грамматических ошибок.
Отметка «2» ставится, если:
1) работа не соответствует теме;
2) допущено много фактических неточностей;
3) нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану;
4) крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления;
5) нарушено стилевое единство текста.
В работе допущено более 6 недочетов в содержании, более 7 речевых недочетов и более 7 грамматических ошибок[3].
Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.
[1] Примечание. Если в одном слове с непроверяемыми орфограммами допущены 2 ошибки и более, то все они считаются за одну ошибку.
[2] Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.
[3] Примечание.
1. При оценке сочинений необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного, речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.
2. Если объем сочинения в полтора-два раза больше указанного в настоящих нормах, то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: «4» ставится при соотношениях: 2—3—2, 2—2—3; «3» ставится при соотношениях: 6—4—4, 4—6—4, 4—4—6. При выставлении отметки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.
3. Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям сочинение написано удовлетворительно.
4. На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведенных в разделе «Оценка диктантов».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку 7 класс базовый уровень
Рабочая программа составлена на основе "Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык 5-9 классы". Авторы-составители М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский. Москва,"Просвещение", 2009 ...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс по авторской программе В.В.Бабайцевой, углубленный уровень
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по авторской программе В.В.Бабайцевой, углублённый уровень (280 часов)...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс. Базовый уровень
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Программы по русскому языку к учебникам 5-9 к...
Рабочая программа по русскому языку 11 класс (базовый уровень)
Рабочая программа по русскому языку 11 класс (базовый уровень) составлена на основе авторской программы для средней (полно...
Рабочая программа по русскому языку 11 класс (базовый уровень)
Рабочая программа по русскому языку 11 класс (базовый уровень) составлена на основе авторской программы для средней (полно...
Рабочая программа по русскому языку (9класс) по УМК Бабайцевой (базовый уровень)
Рабочая программа по русскому ЯЗЫКУ (9класс) по УМК Бабайцевой В.В. (Базовый уровень)...
Рецензия на рабочую программу по русскому языку 5 класс, УМК Бабайцевой В.В., 170 ч, ФГОС
Рецензия на рабочую программу...