"Ахиллесова пята", или кое-что о фразеологизмах.
план-конспект занятия по русскому языку (5 класс) на тему
Мастер-класс "Ахиллесова пята, или кое-что о фразеологизмах" проводилась учителем и участниками кружка "В мире фразеологизмов" для учащихся 3-4 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_-klass.doc | 36 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Ерышовская средняя общеобразовательная школа
Ртищевского района Саратовской области» в с. Малиновка
«АХИЛЛЕСОВА ПЯТА»,
или кое-что о фразеологии.
МАСТЕР - КЛАСС
( РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЯ)
Учитель - Исаева Л.В.
-1-
Мастер – класс проводится для учащихся 3-4 классов учителем вместе с участниками кружка «В мире фразеологизмов».
Реквизит: плакат с высказыванием И.С.Тургенева, таблички для фразеологического лото,
детские рисунки, табличка для игры «Подскажи словечко!»
Цель проведения: формировать у учащихся умение использовать полученные знания в нестандартной ситуации
Учитель : Ребята, сегодняшнюю встречу мне хочется начать с незабываемых слов
замечательного русского писателя И. С. Тургенева: « Берегите наш
язык, наш прекрасный русский язык…Обращайтесь почтительно с
этим могущественным оружием: в руках умелых оно в состоянии
совершить чудеса!»
Ученик: Вот именно: в руках умелых!
Ученица: Любой первоклассник скажет, что наша речь состоит из предложений, а
предложения – из слов. Если нам непонятны значения отдельных слов,
нам не понять, о чём говорится и в предложении.
Ученик: (обращается к учащимся 3-4 классов) Ребята, вам понятно
предложение Отец намылил сыну голову? (беседа с детьми)
Ученица: Это предложение можно понять и совсем по-другому: отец отругал
сына.
Учитель: Удивлены? Дело в том, что есть в русском языке устойчивые
словосочетания, которые называются фразеологизмами. В них слова
отделять друг от друга нельзя – иначе потеряется смысл.
Одни фразеологизмы пришли к нам из мифов Древней Греции
(ахиллесова пята), другие – из Библии (нести свой крест), третьи –
из произведений (мартышкин труд), четвёртые связаны с работой
наших предков, с их обычаями (без сучка без задоринки).
Но сегодня ребята из моего кружка расскажут вам о фразеологизмах,
происхождение которых связано с мифами Древней Греции.
(ребята из кружка рассказывают о фразеологизмах «ахиллесова пята»,
«дамоклов меч», «прокрустово ложе», сизифов труд», «яблоко раздора»)
Учитель: Я предложила своим ученикам сделать рисунки к фразеологизмам, о
которых они так много узнали. И вот что у них получилось.
(вывешиваются рисунки)
Какие фразеологизмы вы вспомнили, глядя на эти рисунки?
Учитель: Ребята, вы хорошо слушали? Всё запомнили?
-2-
Ученик: А мы сейчас проверим! Кто играл в домино? Все! Тогда давайте
поиграем! Я хочу предложить вам не простое, а фразеологическое
домино. Нужно установить соответствие.
Материал для справок:
Яблоко раздора -- тяжёлый напрасный труд
Прокрустово ложе -- повод, причина для разногласий
Сизифов труд -- мерка, под которую насильственно подгоняют
что- нибудь, для неё не подходящее
Дамоклов меч-- единственное уязвимое место у кого-либо или
чего –либо
Ахиллесова пята - постоянная угроза, опасность, нависшая над кем–
либо
Учитель: Предлагаю вам, ребята, интересное задание под названием «Подскажи
словечко!»
Чтобы жить, расти, дружить,
Надо нам его зарыть;
Чтобы нас не жгло позором
Это ____________________!
(яблоко раздора)
Учитель: Вот на этой оптимистической ноте мы и закончим нашу встречу !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Свойства и источники фразеологизмов. Роль фразеологизмов в речи.
Материал по теме "Свойства и источники фразеологизмов. Роль фразеологизмов в речи" с конспектом урока и презентацией к нему....
Программа работы с учениками пятого класса "Первый раз в пятый класс"
Программа работы с учениками пятого класса " Первый раз в пятый класс".Цель: Помочь пятиклассникам благополучно адаптироваться к новым условиям обучения....
Конспект урока русского языка на тему: «Фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Фразеологические словари».
Обобщающий урок по теме «Русская фразеология»....
Ахиллесова пята
В «Иллиаде» Гомера воспет мужественный и сильный герой Ахиллес. По преданию, мать его, морская богиня Фетида, чтобы сделать сына неуязвимым, в детстве окунула его в воды священной реки Стинс. При этом...
Открытый урок по тема "Соотнесение числа с количеством предметов в пределах пяти. Счёт прямой и обратный в пределах пяти"
Открытый урок по тема "Соотнесение числа с количеством предметов в пределах пяти. Счёт прямой и обратный в пределах пяти"Цели: 1. Продолжить учить порядковому счёту от 1 до 5 и обратному счё...
Технологическая карта урока к учебнику «Русский язык. 6 класс.» авторов: М. Т. Баранова, Т. А .Ладыженской, Л .А. Тростенцовой и др. под науч. ред. Н. М. Шанского по теме "Фразеологизмы. Источники фразеологизмов"
Технологическая карта урока дистанционного обучения по теме "Фразеологизмы. Источники фразеологизмов" составлена в соответствии с требованиями ФГОС. Кроме учебника был использован мате...
Конспект урока русского языка по тем "Фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Фразеологические словари"
Урок усвоения нового материала и комплексного применения знаний.Обеспечить возможность усвоения материала по теме «Фразеологизмы. Источники фразеологизмов.Фразеологичес...