Статья "Урок русского языка в школе с полиэтническим составом учащихся".
статья по русскому языку по теме
опыт работы преподавания русского языка как неродного.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_avtor_-_nekrasova_yu.yu_._shkola_no_462.docx | 18.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в школе с полиэтническим составом учащихся.
Автор: учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ Пушкинского района
Санкт-Петербурга № 462 Некрасова Юлия Юрьевна.
Школа № 462 расположена на окраине Санкт-Петербурга в посёлке Александровская, где проживают представители разных национальностей.
На протяжении ряда лет образовательное учреждение сталкивается и в определённой степени решает проблемы адаптаций детей-мигрантов к новым социокультурным условиям, проблемы обучения русскому языку как неродному и воспитания толерантности.
Большая нагрузка по включению учеников, для которых русский язык не является родным, в новую для них русскую культуру и языковую систему языка возлагается на уроки русского языка и литературы.
Дети поступают в школу подчас с нулевым уровнем владения русским языком не только в первый, но и в старшие классы. В этих условиях учитель вынужден вести занятия, выполняя государственную программу, ориентируясь одновременно и на носителей языка, и на школьников, для которых русский язык не является родным.
Для того чтобы выявить особенности владения языком учащимися, мы провели диагностику русскоязычных и нерусскоязычных детей.
Когда мы выделили типичные ошибки учащихся, нам стали более понятны первостепенные задачи в обучении русскому языку детей, которые не владеют им с детства:
- Объяснять лексическое значение трудных слов и словосочетаний.
- Отрабатывать правильное произношение слов.
- Особое внимание уделять темам: род имён существительных, разделительных мягкий знак, сочетания жи-ши, чу-щу, ча-ща, чк, чн, склонения прилагательных и причастий по падежам.
При изучении раздела «Лексика» важно создать психологически безопасную атмосферу, чтобы ребята не боялись спрашивать, что обозначает то или иное слово; убеждать их в том, что ответ на свой вопрос они всегда найдут в Толковом словаре; предлагать задания, требующие раскрыть семантику близких по звучанию слов. Например: - ответить на вопрос, в чем различие в значении слов « поступок» и «проступок» ? Каких людей называют честными, а каких честолюбивыми?
- подобрать синонимы к словам: невежа (грубиян), невежда (неуч), притяжение (тяготение) и т.п.;
-произвести словообразовательный анализ слов биография и автобиография;
-включить изучаемые слова в контекст (составить словосочетания, предложения, рассказ). Например: искусный мастер – искусственный цветок, получить признание- выразить признательность.
Особое внимание следует обращать на правильную постановку ударения, на подвижность его в русском языке.
Решать эту задачу можно, используя разнообразные задания.
Например, такие задания: расставьте ударения в словах; прочитайте текст, следя за правильностью ударения; прочитайте слова, выделяя голосом ударные слоги; составьте и запишите по два предложения со следующими словами: заплачу - заплачу, стоит – стоит и т.п.
Эффективным приёмом является чтение поговорок, скороговорок и стихотворений, так как их ритм “ обязует “ учащихся правильно ставить ударения и говорить четко, внятно и без ошибок.
Над доской в кабинете русского языка могут быть вывешены сменные таблички со словарными словами, в которых расставлены ударения. В начале урока ребята чаще хором читают эти слова, отрабатывая при этом постановку ударений, орфографию и значение слов.
Во многих языках нет категории рода, поэтому возникают трудности при согласовании. Здесь уместны задания по определению рода, заполнению таблицы примерами, согласованию зависимого слова с главным, нахождение и исправление ошибок.
Важная роль отводится урокам русского языка в начальной школе. На протяжении всего урока идет работа над развитием речи. Учащимся можно предложить текст, в котором пропущены слова. Их задача выбрать из справочного материала наиболее удачные и прочитать полученный текст.
Интересно и такое задание: установить порядок слов в предложении, отметить его цифрами, прочитать и записать полученное. Групповая работа – в числе любимых видов деятельности учащихся. У нас она проводится чаще тройками, пятерками, реже делится класс на две группы.
Групповая работа необходима, чтобы дети учились общаться, работать вместе, находили общее решение, умели поделиться своими мыслями ( и сделать это на литературном русском языке ), оказывать друг другу помощь. Такая организация работы способствует сплочению коллектива, развитию речи, воспитанию волевых качеств.
Обучение русскому языку и литературе детей, для которых русский язык не является родным, в условиях феномена полиэтнической школы является сложной задачей, от успешного решения которой зависит не только получение ими образования, но и понимание, согласие, снижение межнациональной напряжённости в обществе, и, как следствие, процветание нашей страны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Компетентностный подход к преподаванию русского языка в классах с полиэтническим составом
.В докладе говорится о ,что в языковом образовании выявляется ряд проблем.Сейчас в России мы столкнулись с процессом внутренней и внешней миграции, с появлеием целой волны детей"новых сооте...
Об особенностях преподавания эрзянского языка в начальной школе с полиэтническим составом обучающихся
Как учить русскоязычных детей эрзянскому языку? Какие применять технологии, приемы. Как воспитать уважение к культуре другого народа?...
Дидактический материал для практической работы на уроках русского языка в классах с полиэтническим составом
В помощь учителям русского языка...
"Изучение русского языка и литературы в полиэтнической школе. Разноуровневое обучение на уроках русского языка"
Школа, в которой я работаю, многонациональная: русских – 103 человека (36%); турок – месхетинцев – 140 человек (56%), армян – 13 человек (8%). Анализ национального состава учащихся показывает наличие ...
"Изучение русского языка и литературы в полиэтнической школе. Разноуровневое обучение на уроках русского языка" Презентация.
Школа, в которой я работаю, многонациональная: русских – 103 человека (36%); турок – месхетинцев – 140 человек (56%), армян – 13 человек (8%). Анализ национального состава учащихся показывает наличие ...
Проект.Особенности преподавания русского языка в школе с полиэтническим контингентом
Проект.Особенности преподавания русского языка в школе с полиэтническим контингентом...
Особенности преподавания английского языка детям-инофонам в средней общеобразовательной школе с полиэтническим составом.
Особенности преподавания иностранных языков детям-инофонам в средней общеобразовательной школе с полиэтническим составом....