Контрольно-измерительные материалы по теме "Синтаксис и пунктуация"
тест по русскому языку (5 класс) на тему
Тесты предназначены для обобщения изученного по теме "Синтаксис и пунктуация" в 5 классе по любому УМК
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kontrolno-izmeritelnye_materialy_dlya_uchashchikhsya_5_klassa._sintaksis_i_punktuatsiya.doc | 142.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Контрольно – измерительные материалы по русскому языку
для учащихся 5 класса по теме «Синтаксис. Пунктуация» (УМК под редакцией Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др.)
Цель КИМов: организация систематического индивидуального и группового контроля знаний по теме «Синтаксис и пунктуация» при проверке домашних заданий и закреплении полученных знаний на уроках.
Контрольно-измерительные материалы содержат два вида тестов: тематические и итоговый.
Тесты составлены с учётом Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык 5-9 классы. М.: Просвещение, 2010. Авторы – М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский и учебника «Русский язык» 5 класс под редакцией Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др. и содержат вопросы и задания трёх уровней сложности (А, В, С).
Уровень А — базовый. К каждому заданию даются 4 варианта ответа, только один из которых верный.
Уровень В — более сложный. Каждое задание требует краткого ответа (в виде одного-двух слов или цифр; цифры и отдельные слова оформляются через запятую).
Уровень С — повышенной сложности (в некоторых тестах предложено два варианта задания части С, из которых учащиеся выполняют на своё усмотрение только одно задание). При выполнении этого задания требуется написать развернутый ответ.
Тематические тесты проводятся после изучения одной - двух тем в течение 12-15 минут (из расчёта времени, отведённого на организацию проверки домашнего задания и повторения) и содержат 6-7 вопросов и заданий.
Итоговый тест (после изучения всей темы) содержат 12–15 вопросов и заданий и рассчитаны на 40 минут(1 урок).
Оценка выполнения отдельных заданий и работы в целом.
- За выполнение заданий части А (с выбором одного правильного ответа) ученик получает 1 балл. Если выбрано более одного ответа, включая и правильный, то задание считается выполненным неверно (выставляется 0 баллов).
- Если ответ отсутствует, то ставится 0 баллов независимо от типа заданий.
- За выполнение заданий части В (с кратким ответом) может быть выставлено от 0 до 3 баллов в зависимости от полноты и правильности ответа.
- Часть С состоит из одного задания и представляет собой небольшую письменную работу (развёрнутый ответ на вопрос или сочинение), оцениваемую по следующим критериям:
- Выполнение учащимся работы в целом оценивается итоговым баллом, который зависит от количества заданий в каждом конкретном тесте и подсчитывается как суммарный балл за все виды заданий (максимальное количество баллов тематического теста – 23, итогового – 40). Баллы «переводятся» в привычные для учащихся оценки исходя из следующих критериев:
80-100% от максимальной суммы баллов – оценка «5»
60–80 % — оценка
40–60 % — оценка «3
менее 40 % — оценка «2».
Тематические тесты.
Тест 1. Словосочетание и предложение
Часть А.
А1. Какая пара слов является словосочетанием?
1) лес прохладен
2) вокруг стола
3) чёрной полосой
4) не пылает, не горит
А 2. Среди данных утверждений найдите верное.
Грамматическая основа – это …
1) словосочетание
2) любые слова, которые передают главную мысль предложения
3) слово или слова, которые выделяются интонацией
4) главные члены предложения
А3. Укажите грамматическую основу в предложении.
Одноногий пират искал с золотом клад, а нашёл лишь пустой сундук.
1) пират искал
2) искал клад
3) нашёл сундук
4) пират искал, нашёл
А4. Укажите побудительное предложение.
1) Сырой туман висел над рекой.
2) Кто там стучится у ворот?
3) Закружилась листва золотая.
4) Расскажи мне об этом писателе.
Часть В.
В1. Из данных словосочетаний выпишите словосочетание с главным словом глаголом.
- летают над озером
- яркий луч
- полезные птички
- лучший день
В2. Укажите номер вопросительного предложения.
(1)А знаешь ли ты названия рыб, повторяющих названия животных. (2)Их немало. (3)Есть рыба-змея, рыба-ёж, рыба-петух, рыба-лисица, рыба-собака. (4)И даже – морской кот.
Часть С.
С1. Дайте развёрнутый ответ на вопрос, чем различаются словосочетания и предложения.
Тест 2. Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым.
Часть А.
А1. Выберите правильный вариант определения понятия
Сказуемое – это…
1) главный член предложения, который называет действие
2) второстепенный член предложения
3)главный член предложения, который называет того, кто действует, испытывает состояние или обладает признаком
4)любой член предложения, выраженный глаголом
А2. Выделенное слово в этом предложении является подлежащим.
1) Замечательный подарок мне прислал по почте брат.
2) Ветер гонит листья.
3) Утром ветер разогнал туманы.
4) Зеркало залива освещает луч.
А3. В этом предложении нужно поставить тире.
1) Солнце теплое ходит высоко.
2) Верба пушиста и красива.
3) Ландыш замечательный весенний цветок
4) Клевер весело цветет.
А4. Укажите грамматическую основу предложения.
Я удивлялся прелести неба на востоке.
1) удивлялся
2) я удивлялся прелести неба
3) я удивлялся
4) я
Часть В.
Прочитайте текст и выполните задание В1.
В1. Укажите номера предложений с одним главным членом (подлежащим).
1) Северное лето очень короткое. 2)Мы ещё согреться не успели, а лето кончилось.
3)Туман, туман над деревней.. .4) Как будто белые облака спустились на землю.
5) К полудню потеплеет. 6) Вынырнет ненадолго солнце. 7) Туман начнёт исчезать. 8) А в небе увидишь журавлей. 9) Летят они своим извечным клином и жалобно курлычут, будто извиняются. 10) Ведь они в тёплые края улетают. 11) А нам тут зимовать.
(По В. Астафьеву)
Часть С.
С1. Дайте развёрнутый ответ на вопрос, в каких случаях между подлежащим и сказуемым ставится тире. В своём ответе используйте слова: во-первых, во-вторых и т.д.
Тест 3. Второстепенные члены предложения. Распространённые и нераспространённые предложения.
Часть А.
А1. Укажите тот вариант ответа, где выделенное слово является дополнением.
1) Однажды по почте пришли сразу две ОТКРЫТКИ из нашей школы.
2) Я ВООБЩЕ не люблю, когда моим родителям из школы присылают открытки.
3) И как-то НЕЧАЯННО прочитал… На этот раз речь шла не обо мне.
4) Маму и папу приглашали на традиционный «объединенный» вечер выпускников сразу двух ШКОЛ: нашей и музыкальной.
А2. В каком предложении нет дополнения?
1) Воротись, поклонися рыбке.
2) Входят семь богатырей.
3) Давно, давно ты ждешь меня.
4) Через леса, через моря колдун несёт богатыря.
А3. В каком предложении обстоятельство выражено наречием?
- От вокзала мы доехали на троллейбусе.
- Ночью все кошки серы.
3) В лесу раздавался топор дровосека.
4) Вчера мы были в театре.
А4. Укажите простое нераспространенное предложение.
1) Цветы распустились и наполнили сад неповторимым ароматом.
2) Цветы распустились и заблагоухали.
3) Цветы в саду распустились.
4) В саду распустились любимые цветы.
Часть В.
В1. Выпишите номера предложений, в которых есть определения.
1) Листья задрожали, оторвались и полетели.
2) Зашумел в лесу золотой дождь.
3) Настало доброе летнее утро.
4) Воздух чист и прозрачен.
В2. Укажите цифрой, сколько второстепенных членов в предложении
Ранняя весна одела город в нежную зелень каштанов.
Часть С.
С1. Дайте развёрнутый ответ на вопрос, что такое эпитеты и какую роль они играют в речи.
Тест 4. Однородные члены предложения. Обращение.
Часть А.
А1. Выберите правильный вариант определения понятия
Однородные члены – это…
- члены предложения, которые относятся к одному и тому же слову
- члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос
- второстепенные члены предложения, которые произносятся с интонацией перечисления
- члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову
А2. Найдите предложение, в котором неверно расставлены знаки препинания при обращении.
- Не трещите, морозы, в заповедном бору!
- Дождик, хватит тебе литься!
- Ребята, Не Москва ль за нами?
- Отпусти меня, Иванушка, я тебе великую службу сослужу.
А3. Укажите предложение, в котором есть обобщающее слово.
1) Весна чувствовалась повсюду: в прозрачном звенящем воздухе, в звонких утренних песнях синичек, в веселой капели.
2) На полках магазина красовались куклы с большими голубыми глазами, игрушечные машины с блестящими кузовами, веселые ярко-оранжевые неваляшки.
3) Лес был полон ягод, грибов, орехов.
4) Все пришли на праздник и очень радовались этому.
А4. Укажите предложение, в котором есть однородные члены (знаки препинания не расставлены).
1) В весеннем лесу появились первые цветы.
2). Зима еще хлопочет и на весну ворчит.
3) Весна спешит а зима не отступает.
4)Я помню песни у костра.
А 5. Укажите признак, относящийся к обращению.
1) является подлежащим
2) не является членом предложения
3) не выделяется запятыми
4) зависит от сказуемого
Часть В.
В1. Выпишите номера цифр, которыми обозначены знаки препинания при однородных сказуемых.
Всё влечёт,(1) веселит мои взоры: (2)золотая пчела на цветке, (3)разноцветные бабочки крылья и прыжки воробья на песке. (А.Плещеев)
Часть С.
С1. Напишите обращение к своим одноклассникам, в котором вы призываете беречь и охранять природу.
Тест 5. Простые и сложные предложение.
Часть А.
А1. Выберите вариант, где допущена ошибка в формулировке правила.
- Простые предложения в составе сложного отделяются друг от друга запятой.
- В сложном предложении есть две (и более ) грамматические основы.
- Сложное предложение состоит из двух или нескольких предложений.
- Предложения, которые входят в состав сложного предложения, не связаны по смыслу и интонацией.
А2. Укажите сложное предложение (знаки препинания не расставлены).
1) Отшумела листва на деревьях и стала постепенно опадать.
2) Сад отцветал и темнел.
3) А дорога расстилается и шумит густая рожь.
4) Лучи солнца греют лицо и руки.
А3. Укажи сложное предложение, в котором простые предложения соединены с помощью союза чтобы.
- Ревел гром, блистали молнии, шумело море.
- Снова ударил гром, и с шумом начался ливень.
- Я увидел, что на горизонте море слилось с небом.
- Мы отправились в лес, чтобы набрать грибов и ягод.
А4. Укажите простое предложение.
1) Рано пташечка запела, как бы кошечка не съела.
2) Поговорка — не полное суждение, а только его часть.
- Глаза боятся, а руки делают.
- Гора с горою не сойдется, а человек с человеком сойдется.
А5. Укажите верную характеристику предложения
Дубровский встал и пошел искать дорогу домой.
1) предложение простое, распространенное, неосложненное
2) предложение сложное, состоящее из двух грамматических основ
3) предложение простое, распространенное, осложненное однородными членами
4) предложение простое, нераспространенное
Часть В.
В1. Укажите номера предложений, в которых необходимо поставить запятые.
- Взошло солнце и осветило всё вокруг.
- Взошло солнце и осветилось всё вокруг.
- Дул резкими порывами ветер и поднимал в воздух листья.
- Дул резкими порывами ветер и поднимались в воздух листья.
Часть С.
С1. Напишите сочинение-миниатюру «Вид из окна», используя сложные предложения.
Тест 6. Прямая речь. Диалог.
Часть А.
А1. Укажите предложение с прямой речью (знаки препинания не расставлены).
1) С добрым утром дорогие друзья.
2) В зарослях ивняка закричала какая –то птица.
3) С добрым утром я кричу.
4) Ребята бережно обращайтесь с учебниками.
А2. В каком предложении необходимо вместо тире поставить двоеточие.
1) Утром будит квакушка Ивана-царевича — «Пора, Иван-царевич, вставай, каравай неси!»
2) «Зачем ко мне пожаловал?» — говорит ему Баба-яга.
3) «Как мне не кручиниться!» — отвечает Иван-царевич.
4) «Ведь это дереву вредит», — ей с Дубу Ворон говорит.
А3. Укажите правильную схему предложения с прямой речью.
1) «П? – а».
2) «П? – А».
3) «П?» - а.
4) «П?», а.
А4. Найдите ошибочное суждение.
- прямая речь – это слова какого-либо лица, передаваемые от его имени
- слова каждого лица в диалоге пишутся с новой строчки. Перед ними ставится тире
- диалог – это речь одного лица
- диалог- это разговор двух или более лиц
Часть В.
Почитайте текст и выполните задания В1.
(1)В одно прекрасное утро посреди игрушечного городка Подъёмный кран построил четырёхэтажный дом с большими светлыми окнами.
(2)- Что это? – спросили игрушки.
(3)- Магазин «Игрушки»,- ответил Подъёмный кран.
(4)- Ура! – обрадовались игрушки.
(5)- Погодите! (6)Дом – то хорош, но чего - то в нём не хватает,- сказал Подъёмный кран.
В1. Укажите номера предложений, которые передают диалог Подъёмного крана и игрушек.
Часть С.
С1. Напишите продолжение сказки.
Итоговый тест «Синтаксис. Пунктуация».
А1. Среди данных утверждений найдите верное.
1) синтаксис – это раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетания
2) синтаксис – это раздел науки о языке, в котором изучаются правила постановки знаков препинания в предложении
3) синтаксис – это раздел науки о языке, в котором изучается написание словосочетаний и предложений
4) синтаксис – это раздел науки о языке, в котором изучаются правила построения словосочетаний и предложений
А2. Побудительным невосклицательным является предложение?
1) Что шумишь, качаясь, тонкая рябина?
2) Ждите меня возле школьных дверей.
3) Прекрасная пора – осень!
4) В ельнике меж старых шишек желтым соком брызжет рыжик.
А3. В этом предложении нужно поставить тире.
1) Ежик был ручной.
2) Июль макушка лета.
3) Раннею весною роща так тиха.
4) Мой садик свеж и зелен.
А4. В каком предложении нет дополнения?
1) Воротись, поклонися рыбке.
2) Входят семь богатырей.
3) Давно, давно ты ждешь меня.
4) Через леса, через моря колдун несёт богатыря.
А 5. Какая из данных пар слов не является словосочетанием?
- голубое озеро
- подойти к озеру
- деревья и кусты
- остановиться у озера
А6. Укажите верное объяснение отсутствия запятой в предложении
Сладкий запах жасмина заполнил террасу и стал проникать в комнаты.
1) предложение простое, осложненное однородными
членами, перед союзом И запятая нужна
2) предложение простое, осложненное однородными
сказуемыми, связанными неповторяющимся союзом И, поэтому запятая не нужна
3) предложение сложное, перед союзом И нужна запятая
4) предложение сложное, перед союзом И запятая не нужна
Часть В.
Прочитайте текст и выполните задания В1 – В7.
Сказка про конец и про начало.
(1.) Приполз Муравей на берег моря. (2.) Стал глядеть, как волны одна за другой на берег накатываются, и загрустил: «Море такое большое, а я такой маленький…(3)За всю свою жизнь я не смогу даже увидеть конца его. (4)И зачем я живу на свете?»
(5) Сел Муравей под пальму и зарыдал – так стало ему горько и обидно.
(6) Тут пришёл на берег слон и спрашивает:
(7) - Ты чего, Муравей, плачешь?
(8) - Как же мне не плакать? (9)Конца моря не видно. (10)Ты, Слон, вон какой огромный. (11)Может, ты увидишь?
(12)Стал Слон вглядываться: смотрел-смотрел – ничего не увидел. (13)Сел рядом с Муравьём и тоже заплакал.
(По А. Усачёву)
В1. Укажите номер предложения, в котором содержится основная мысль текста.
В2. Укажите номера предложений, которые осложнены однородными сказуемыми.
В3. Укажите номера сложных предложений.
В4. Укажите номер предложения, в котором прямая речь стоит после слов автора.
В 5. Выпишите грамматическую основу предложения 13.
В 6. Выпишите обращения из предложений 7 и 10.
В7. Выпишите номер предложения, в котором говорится о появлении собеседника Муравья.
Часть С. Выберите один из вариантов заданий.
С 1.1 Данный текс является началом сказки. Подумайте, что могло произойти дальше. Свои мысли изложите в форме сочинения-рассуждения
С 1.2. Помогите Муравью ответить на вопрос «Зачем я живу на свете?». Свой ответ изложите в форме сочинения – рассуждения.
Ключи к тестам.
Тест 1. Тест 2.
А 1- 3 А 1 - 1
А 2 – 4 А 2 - 4
А 3 – 4 А 3 - 3
А 4 – 4 А 4 - 3
В 1 – летают над озером В 1 – 3,5
В 2 - 1 В 2 - 3
Тест 3. Тест 4.
А 1 – 4 А 1 - 4
А 2 – 2 А 2 - 3
А 3 – 4 А 3 - 1
А 4 – 2 А 4 - 2
В 1 – 2,3 А 5 - 2
В 2 – 4 В 1 - 1
Тест 5. Тест 6.
А 1 – 4 А 1 - 3
А 2 – 3 А 2 - 1
А 3 – 4 А 3 - 3
А 4 – 2 А 4 - 3
А 5 – 3 В 1 – 2,3,4,5
В 1 – 2,4
Итоговый тест.
А 1 – 4 В 1 - 4
А 2 – 2 В 2 – 2,5,13
А 3 – 2 В 3 – 2,5,12
А 4 – 2 В 4 - 2
А 5 – 3 В 5 – сел и заплакал
А 6 – 2 В 6 – Муравей, слон
В 7 - 6
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические материалы. Контрольно-измерительные материалы по русскому языку. 8 класс.
Предлагаемые материалы помогут сэкономить время и силы ученика и учителя в подборе языкового материала для практической части, охватывают все разделы курса русского языка, являются эффективным средств...
Контрольно - измерительные материалы. 9 класс. Контрольные вопросы за I четверть
Контрольные вопросы по теме "Изобразительный язык и эмоционально - ценностное содержание синтетических искусств" 9класс, I четверть....
Контрольно-измерительные материалы для проведения дифференцированного зачета по МДК. 03.01. «Эксплуатация контрольно-кассовой техники».
Контрольно-измерительные материалы для проведения дифференцированного зачета по МДК. 03.01. «Эксплуатация контрольно-кассовой техники». Дифференцированный зачёт в форме игры....
Контрольно - измерительные материалы (Итоговая контрольная работа по географии 5-9 класс )
В своей педагогической деятельности я использую тесты для проверки знаний учащихся....
Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов контрольной работы за 1 четверть по математике для 5 класса (ФГОС)
Контрольные измерительные материалы позволяют установить уровень освоения учащимися 5 класса федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования з...
Контрольно-измерительные материалы для оценки метапредметных планируемых результатов по русскому языку учащихся 5 классов по разделу «Морфология. Имя существительное» с использованием краеведческого материалы.
Федеральный государственный стандарт представляет собой единство требований к результатам, структуре и условиям реализации основной образовательной программы, осуществляемое в соответствии с заданным...
Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов для проведения в 2018 году основного государственного экзамена по РУССКОМУ ЯЗЫКУ в 9 классе (по материалам сайта ФИПИ)
Контрольно измерительные материалы для проведения в 2018 году основного государственного экзамена по русскому языку подготовлена Ффедеральным государственным бютжетным научным учреждением "ФИПИ&q...
- Мне нравится (1)