Интеллектуальный турнир
методическая разработка по русскому языку (11 класс) на тему
Внеклассное мероприятие по русскому языку для учащихся 10-11 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
intellektualnyy_turnir.docx | 46.7 КБ |
Предварительный просмотр:
1 конкурс «Разминка». В русском языке много прекрасных слов, но сейчас хотелось бы вспомнить такие как РАДОСТЬ, ТЕРПИМОСТЬ, МУДРОСТЬ. Задание: По какому признаку можно объединить эти слова? 2 конкурс «Третий лишний». В каждом ряду надо исключить третье лишнее слово, образованное не тем способом, что все остальные . 1. Сочинитель, допоздна, сумеречно. 2. Протаранить, неточный, ответ. 3. Подорожник, обеденный, почему-то. 3 конкурс «Конструкторский». С полученными слова сконструировать словосочетания таким образом, чтобы данное слово было зависимым. Определить вид подчинительной связи в полученных словосочетаниях . 4 конкурс «Анализируем текст». Выполните задания к текстам. № 1 (1)Сегодня весь день стояла, медленно сгущаясь в воздухе, какая-то мгла. (2)После полудня в ней потонули дальние горы. (3)На западной части неба всё время держалась темная туча с резко очерченными краями. (4)Характер ветра был неровный: то он становился порывистым, то спадал до полного штиля. (5)В тот момент, когда солнце скрылось за облаками, края облаков стали светиться, как будто они были из расплавленного металла. (6)Прошло несколько минут, и из-за тучи по желто-зеленому фону неба веером поднялось три пурпурных луча. (7)Явление это продолжалось не более двух минут. Н.Лесков. «Соборяне».
1. Сколько составных глагольных сказуемых среди данных предложений. 2. Найдите предложение, в котором есть обособленное обстоятельство. Укажите его номер. 3. Среди предложений найдите сложноподчиненное предложение. Укажите его номер. 4. Найдите предложение, которое связано с предыдущим при помощи контекстуальных синонимов. 6 конкурс «Капитанов». Капитаны выполняют задания по вопросам . (1)Наш язык – это основная часть нашего общего поведения в жизни. (2)И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело: мы можем определить степень интеллигентности человека, степень его психологической уравновешенности, степень его возможной «закомплексованности». (3)Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, читая и изучая. (4)Но хоть трудно – это надо. (5)Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, наших душ, нашей способности не поддаваться влияниям среды. (Д.С.Лихачев)
№1. Найти прилагательное в превосходной степени. Задания команде 11 класса 1 конкурс «Разминка». В русском языке много прекрасных слов, но сейчас хотелось бы вспомнить такие как РАДОСТЬ, ТЕРПИМОСТЬ, МУДРОСТЬ. Задание: По какому признаку можно объединить эти слова? 2 конкурс «Третий лишний». В каждом ряду надо исключить третье лишнее слово, образованное не тем способом, что все остальные . 1.По-настоящему, внизу, небольшой. 2. Бережливый, секундомер, темнота. 3. Прочность, высадить, реченька. 3 конкурс «Конструкторский». С полученными слова сконструировать словосочетания таким образом, чтобы данное слово было зависимым. Определить вид подчинительной связи в полученных словосочетаниях . 4 конкурс «Анализируем текст». Выполните задания к текстам № 2 (1)Раннее весеннее утро. (2)Прохладное и росистое. (3)В небе нет ни облачка. (4)Только на востоке, откуда сейчас выплывает в огненном зареве солнце, ещё толпятся, бледнея и тая с каждой минутой, сизые предрассветные тучки. (5)Весь безбрежный степной простор кажется осыпанным тонкой золотой пылью. (6)В густой буйной траве там и сям дрожат, переливаясь и вспыхивая разноцветными огнями, брильянты крупной росы. …(7)Всё блещет, нежится и радостно тянется к солнцу. (8)Только кое-где в глубоких и узких балках, между крутыми обрывами, поросшими редким кустарником, ещё лежат, напоминая об ушедшей ночи, влажные синеватые тени. А.Куприн. «В недрах земли». 1. Найдите односоставное безличное предложение. Укажите его номер. 2. Найдите предложение, в котором есть обособленное определение. Укажите его номер. 3. Найдите сложноподчиненное предложение. Укажите его номер. 4. Найдите предложение, связанное с предыдущим при помощи парцелляции. 6 конкурс «Капитанов». Капитаны выполняют задания по вопросам . (1)Наш язык – это основная часть нашего общего поведения в жизни. (2)И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело: мы можем определить степень интеллигентности человека, степень его психологической уравновешенности, степень его возможной «закомплексованности». (3)Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, читая и изучая. (4)Но хоть трудно – это надо. (5)Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, наших душ, нашей способности не поддаваться влияниям среды. (Д.С.Лихачев) №2. Найдите частицы.
Задания команде болельщиков 10 класса 1 конкурс «Разминка». В русском языке много прекрасных слов, но сейчас хотелось бы вспомнить такие как РАДОСТЬ, ТЕРПИМОСТЬ, МУДРОСТЬ. Задание: По какому признаку можно объединить эти слова? 2 конкурс «Третий лишний». В каждом ряду надо исключить третье лишнее слово, образованное не тем способом, что все остальные . Приветливый, вокруг (нас), (уютная) гостиная. 3 конкурс «Конструкторский». С полученным словом сконструируйте словосочетание таким образом, чтобы данное слово было зависимым. Определить вид подчинительной связи в полученном словосочетании . 4 конкурс «Анализируем текст». Выполните задания к текстам. № 3 (1)Была отличная ночь. (2)Светила луна. (3)Давно я не видел такой ночи. (4)Две чинары стояли, как две скалы, вокруг них конусом легла черная непроглядность, зато акации, туя и разные другие более мелкие кусты и деревья светло серебрились под светом луны и шевелились, журчали, дышали. (5)От их дыхания воздух был сладок. (6)Его можно было пить. (7)Я прошел несколько шагов на слабых ногах и, сев на скамейку, пил воздух. (8)Ну и ночь! Ю.Трифонов. «Предварительные итоги».
1. Найдите односоставное безличное предложение. Укажите его номер. 2. Найдите предложение, в котором есть обособленное обстоятельство. Укажите его номер. 3. Найдите предложение с сочинительной и бессоюзной связью. Укажите его номер. 4. Найдите предложение, которое связано с предыдущим при помощи притяжательного местоимения. Укажите его номер. 6 конкурс «Капитанов». Выполните задания по вопросам . (1)Наш язык – это основная часть нашего общего поведения в жизни. (2)И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело: мы можем определить степень интеллигентности человека, степень его психологической уравновешенности, степень его возможной «закомплексованности». (3)Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, читая и изучая. (4)Но хоть трудно – это надо. (5)Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, наших душ, нашей способности не поддаваться влияниям среды. (Д.С.Лихачев) №3. Из предложения 2 выпишите относительное местоимение. Задания команде болельщиков 11 класса 1 конкурс «Разминка». В русском языке много прекрасных слов, но сейчас хотелось бы вспомнить такие как РАДОСТЬ, ТЕРПИМОСТЬ, МУДРОСТЬ. Задание: По какому признаку можно объединить эти слова? 2 конкурс «Третий лишний». В каждом ряду надо исключить третье лишнее слово, образованное не тем способом, что все остальные . Косогор, подстаканник, распутица. 3 конкурс «Конструкторский». С полученным словом сконструируйте словосочетание таким образом, чтобы данное слово было зависимым. Определить вид подчинительной связи в полученном словосочетании . 4 конкурс «Анализируем текст». Выполните задания к текстам. № 4
(1)Весна наступила в этом году ранняя, дружная и – как всегда на Полесье – неожиданная. (2)Побежали по деревенским улицам бурливые, коричневые, сверкающие ручейки, сердито пенясь вокруг встречных каменьев и быстро вертя щепки и гусиный пух. (3)В огромных лужах воды отразилось голубое небо, по которому плыли круглые, точно крутящиеся, белые облака. (4)С крыш посыпались частые звонкие капли. (5)Воробьи, стаями обсыпавшие придорожные ветлы, кричали громко и возбужденно. (6)За их криком ничего нельзя было расслышать. (7)Везде чувствовалась радостная, торопливая тревога жизни. А.Куприн. «Олеся».
1. Найдите односоставное безличное предложение. Укажите его номер. 2. Найдите предложение, в котором есть вставная конструкция. Укажите его номер. 3. Найдите сложноподчиненное предложение с придаточным определительным. Укажите его номер. 4. Найдите предложение, которое связано с предыдущим при помощи притяжательного местоимения и однородных слов. Укажите его номер. 6 конкурс «Капитанов». Выполните задания по вопросам . (1)Наш язык – это основная часть нашего общего поведения в жизни. (2)И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело: мы можем определить степень интеллигентности человека, степень его психологической уравновешенности, степень его возможной «закомплексованности». (3)Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, читая и изучая. (4)Но хоть трудно – это надо. (5)Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, наших душ, нашей способности не поддаваться влияниям среды. (Д.С.Лихачев) №4. В предложении 5 найти сочинительный союз. Бланк ответов. Болельщики 10 класса 1 «Разминка» 2 «Третий лишний» 3 «Конструкторский» 4 «Анализируем текст» 6 «Конкурс капитанов» Ответы для жюри конкурс «Третий лишний». Каждая команда получает задание на карточке. В каждом ряду надо исключить третье лишнее слово, образованное не тем способом, что все остальные. 1. Сочинитель, допоздна, сумеречно. 2. Протаранить, неточный, ответ. 3. Подорожник, обеденный, почему-то. 4. По-настоящему, внизу, небольшой. 5. Бережливый, секундомер, темнота. 6. Прочность, высадить, реченька. 7. Приветливый, вокруг (нас), (уютная) гостиная. 8. Косогор, подстаканник, распутица.
3 конкурс «Конструкторский». С полученными слова сконструировать словосочетания таким образом, чтобы данное слово было зависимым. Определить вид подчинительной связи в полученных словосочетаниях .
Приблизительные ответы:
4 конкурс «Анализируем текст» Текст № 1 Сколько составных глагольных сказуемых среди данных предложений. (3) 2. Найдите предложение, в котором есть обособленное обстоятельство. Укажите его номер. (1) 3. Среди предложений найдите сложноподчиненное предложение. Укажите его номер. (5) 4. Найдите предложение, которое связано с предыдущим при помощи контекстуальных синонимов. (7)
Текст № 2 1. Найдите односоставное безличное предложение. Укажите его номер. (3) 2. Найдите предложение, в котором есть обособленное определение. Укажите его номер. (8) 3. Найдите сложноподчиненное предложение. Укажите его номер. (4) 4. Найдите предложение, связанное с предыдущим при помощи парцелляции. (2) Текст № 3 1. Найдите односоставное безличное предложение. Укажите его номер. (6) 2. Найдите предложение, в котором есть обособленное обстоятельство. Укажите его номер. (7) 3. Найдите предложение с сочинительной и бессоюзной связью. Укажите его номер. (4) 4.Найдите предложение, которое связано с предыдущим при помощи притяжательного местоимения. Укажите его номер. (5) Текст № 4 1. Найдите односоставное безличное предложение. Укажите его номер. (6) 2. Найдите предложение, в котором есть вставная конструкция. Укажите его номер. (1) 3. Найдите сложноподчиненное предложение с придаточным определительным. Укажите его номер. (3) 4. Найдите предложение, которое связано с предыдущим при помощи притяжательного местоимения и однородных слов. Укажите его номер. (6) 6 конкурс «Капитанов». №1. Найти прилагательное в превосходной степени. (Важнейшая) №2. Найдите частицы. (Хоть, не) №3. Из предложения 2 выпишите относительное местоимение. (С кем) №4. В предложении 5 найти сочинительный союз. (Не только, но и)
» Тэги к этому документу:
»
| |||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Интеллектуальный турнир"
В презентации дан материал для проведения внеклассного мероприятия по русскому языку для 6 - 7 классов. Игра проходит в несколько туров:Тур первый. Звуки и буквыТур второй. Состав словаТур трети...
интеллектуальный турнир "Большая игра"
Разработка внеклассного мероприятия, посвященного проведению декады предметов естественно-математического цикла...
Сценарий интеллектуального турнира "Мы - патриоты Отечества"
Представленный сценарий турнира посвящен Отечественной войне 1812 года и Великой Отечественной войне 1941-45 гг. Турнир можно посвятить Дню Победы, Дню защитника Отечества и другим внеклассным меропри...
Интеллектуальный турнир "Моя семья"
Презентация представляет собой иллюстрированный сценарий детско-родительского мероприятия "Моя семья". Может быть использована в качестве развлечения, включена в родительское собрание и т.д....
Интеллектуальный турнир по русскому языку
Презентация предназначена для учащихся 5-6 классов,содержит занимательные задания по словообразованию, синтаксису, морфологии....
Интеллектуальный турнир "КЛИО"
Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно, не уважать оной есть постыдное малодушие А.С. Пушкин Изучение истории, ее преподавание всегда было сродни искусству, требовало ос...
Интеллектуальный турнир "Проза жизни" (5 класс)
Материал представляет внеклассное мероприятие по литературе, посвящённое трём произведениям. изучаемым в пятом классе: "Кавказский пленник" Л.Н. Толстого, "Хирургия" А.П. Чехова, "Муму" И.С. Тургенева...