Внеклассное занятие по русскому языку "Его величество русский язык" 8 класс
план-конспект занятия по русскому языку (8 класс) на тему
Внеклассное занятие по русскому языку для 8 класса. Работа с эпическим, лирическим и драматическим текстом, выявление его языковых особенностей и содержания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vz_po_russkomu_yazyku_ego_velichestvo_russkiy_yazyk.docx | 503.67 КБ |
Предварительный просмотр:
МАОУ «Ярковская СОШ»
Внеклассное занятие
по русскому языку в 8 классе
Тема:
«Его величество русский язык».
(работа с текстом)
Подготовила:
учитель русского языка и литературы Фалалеева Е.А.
с.Ярково,2018г.
Цели и задачи:
помочь учащимся:
- осознавать роль языка и речи в жизни людей;
- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- высказывать своё отношение к героям, их поступкам.
- высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
слушать и понимать речь других;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Ход занятия.
Класс делится на 3 группы, в каждой группе выбирается капитан.
1 группа «Аналитики».
2 группа «Лингвисты».
3 группа «Мудрецы».
Эпиграф :
«Богатство языка есть богатство мыслей».
Н.В.Карамзин
1. Слово учителя.
Язык является самым сильным инструментом сохранения и развития нашего наследия. Каждый народ - это своя неповторимая культура, история, традиции, образ жизни. И, конечно же, язык.
Ученица:
Много слов на земле.
Есть слова – словно раны
Слова – словно суд, -
С ними в плен не сдаются
И в плен не берут.
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать и предать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить.
Но слова всем словам в языке у нас есть:
Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.
1 задание .
Язык мудрости.
Задание командам. Прочитать текст (названия не указаны) и определить жанр и стиль текстов. Подготовить пересказ притчи.
Притча о чести.
Когда-то дружили Вода, Ветер, Огонь и Честь. Они всегда были вместе, но как-то им необходимо было на время разойтись, чтобы каждый мог заняться своими делами. При расставании стали они рассуждать, как им вновь найти потом друг друга. Вода сказала, что её можно найти там, где растёт камыш. Ветер сказал, что он всегда находится там, где трепещут листья. Огонь отметил, что его можно найти по идущему вверх дыму. Лишь одна Честь стояла молча. Поинтересовались, почему она не называет своих признаков. Она сказала:
— Вы можете и расходиться, и вновь сходиться, а мне это не позволено. Тот, кто однажды расстался со мною, расстался навсегда и более со мною не встретится.
Притча о дружбе.
Жили-были два соседа. Пришла зимушка-зима, выпал снег. Первый сосед ранним утром вышел с лопатой разгребать снег перед домом. Пока расчищал дорожку, посмотрел, как там дела у соседа. А у соседа — аккуратно утоптанная дорожка. На следующее утро опять выпал снег. Первый сосед встал на полчаса раньше, принялся за работу, глядит — а у соседа уже дорожка проложена. На третий день снегу намело — по колено. Встал еще раньше первый сосед, вышел наводить порядок… А у соседа — дорожка уже ровная, прямая — просто загляденье! В тот же день встретились они на улице, поговорили о том, о сем, тут первый сосед невзначай и спрашивает: — Послушай, сосед, а когда ты успеваешь снег перед домом убирать? Второй сосед удивился сначала, а потом засмеялся: — Да я его никогда не убираю, это ко мне друзья ходят!
Притча «Морская звезда»
Однажды старец гулял по морскому берегу и вдруг заметил мальчика, поднимавшего что-то с песка и бросавшего в море. Когда он подошел поближе то увидел, что тот берет с песка морские звезды, выкинутые на берег недавним штормом и бросает их обратно. Морские звезды окружали его со всех сторон, весь берег был буквально усеян ими на несколько сотен метров.
— Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? - спросил он мальчика, подходя ближе.
— Прилив начнется только завтра утром, но если они останутся на берегу до завтрашнего утра, то скорее всего погибнут, - ответил малыш, не прерывая своего занятия.
— Но оглянись и посмотри вокруг, на берег выкинуты тысячи морских звезд, неужели ты полагаешь, что можешь что-то изменить своими действиями?
Мальчик поднял следующую морскую звезду и бросив ее в море произнес:
— Да, я смогу изменить очень многое ... для этой звезды!
Старец ничего не сказал в ответ, отошел в сторону и подумал. Ведь наша жизнь состоит из мелочей, и очень редко появляется возможность сделать сразу очень много хорошего. Тот, кто ждет возможности совершить сразу многое, никогда ничего не сделает.
-Как вы поняли, ребята, какую мудрость несут нам притчи, о чём они заставили вас задуматься?
Учащиеся высказывают своё мнение.
Произведения каких жанров также носят поучительный характер, иносказание?
(басни, пословицы, поговорки, афоризмы и т.д.)
2 задание.
«Что воспевает нежная лира? Знакомые чувства знакомого мира».
( Владимир Румянцев-Южный)
-Красота языка раскрывается, расцветает в строках, написанных нашими великими русскими поэтами-классиками и поэтами- современниками.
-Какой эмоциональный отклик вызовут у вас следующие произведения?
Подготовить выразительное чтение (или, как вариант, слушание аудиозаписи стихотворений).
План работы:
1 шаг- эмоциональное погружение в текст. При этом важно, чтобы учащиеся заметили не только собственные, но и авторские чувства.
2 шаг- анализ текста, работа, проверяющая чувства, мысли, представления, возникшие у детей при чтении .
- Благодаря чему достигается такая выразительность стиха?
Наш язык необычайно богат, и мы должные уметь его умело использовать как инструмент в своей речи.
- Найти в текстах тропы.
Вид тропа | Пример из текста |
эпитет | |
метафора | |
олицетворение | |
сравнение | |
3 задание.
«Весь мир театр, а люди в нем актеры и каждый там свою играет роль».
У.Шекспир.
- К какому литературному жанру вы отнесёте данный текст? В чём его особенность?
Работа с текстом драматического жанра.
-Что помогает нам определить характер, образ героя в драматическом произведении? Попробуйте рассказать, какой вы представили в данном тесте главную героиню Клавдию.
Составить словесный портрет.
Спектакль «Два рассказа о благородстве…»
(отрывок из текста для школьного спектакля)
Сцена 5. Палата госпиталя, на кровати лежит Степан, входит Клава.
Клава. Здравствуйте, самый храбрый боец!
Степан. Это Вы?
Клава. Я!
Степан. Здравствуйте! Как зовут Вас, прекрасная незнакомка?
Клава. Клавдией, а Вас?
Степан. А меня Степан…
Автор. Надо же как сложилось?!
Инженер. Потом Клава стала ухаживать за Степаном, их добрая дружба перерастала в настоящую и преданную любовь…
Клава. (помогает идти Степану) Ты поправишься, Стёпа, обязательно поправишься. Вот так, шаг и ещё шаг…Молодец!
Степан. Зачем ты, Клавдюша, связываешь свою жизнь с калекой? Не торопись, подумай…
Клава. Молчи, ты ничегошеньки не понимаешь, мы ещё будем счастливы!
Степан. Но ведь…
Клава. Я вырвала тебя из рук смерти, я буду тебе матерью, сестрой и женой, главное, чтобы ты жил! Евгения Сергеевна. Молодец ты, Клавочка! Всё у тебя получится! А Вы, Степан, слушайтесь её, она у нас словно солнечный лучик, добра от неё столько, сколько вряд ли где сыщешь! Вы обязательно будете вместе, и всё у Вас хорошо сложится…
Инженер. Вот такая история.
Автор. Действительно, простая и совершенно замечательная история. Мне так хочется подойти к ним и пожать руку Степану, а Клавдии поцеловать крепко руку.
Инженер. Не надо, не смущайте этих милых, очаровательных людей, настоящих русских патриотов. Вы можете оскорбить их скромность, которая всегда сопутствует истинной доблести и душевной чистоте…
Сегодня мы ещё раз убедились в том, как многообразен наш язык, он может быть облачён в разные формы, но от этого становится ещё прекраснее.
4.Рефлексия.
Доказывать человеку необходимость знания — это все равно, что убеждать его в полезности зрения.
М.Горький.
-Так говорил Максим Горький о необходимости знаний, но также можно сказать и об умении владеть своим родным языком.
-Какой афоризм вы бы выбрали для финала нашего занятия?
Детям раздаются на память открытки с афоризмами, стихами, притчами.
Образец открыток
В день солнечный июльский, Иду тропинкой узкой- И в радости и в грусти – |
Притча о чести.Когда-то дружили Вода, Ветер, Огонь и Честь. Они всегда были вместе, но как-то им необходимо было на время разойтись, чтобы каждый мог заняться своими делами. При расставании стали они рассуждать, как им вновь найти потом друг друга. Вода сказала, что её можно найти там, где растёт камыш. Ветер сказал, что он всегда находится там, где трепещут листья. Огонь отметил, что его можно найти по идущему вверх дыму. Лишь одна Честь стояла молча. Поинтересовались, почему она не называет своих признаков. Она сказала: — Вы можете и расходиться, и вновь сходиться, а мне это не позволено. Тот, кто однажды расстался со мною, расстался навсегда и более со мною не встретится. |
Приложение 1.
Берегите чистоту языка как святыню! Никогда не употребляйте иностранных слов. Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас.
И.С.Тургенев
Берегите чистоту языка как святыню! Никогда не употребляйте иностранных слов. Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас.
И.С.Тургенев
Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий , могучий , правдивый и свободный русский язык ! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!
И.С.Тургенев
Простирайтесь в обогащении разума и в украшении российского слова.
М. В. Ломоносов
Язык и золото – вот наш кинжал и яд.
М.Ю.Лермонтов
Как материал словесности, язык славяно-русский имеет неоспоримое превосходство перед всеми европейскими.
А. С. Пушкин
Прекрасный наш язык, под пером писателей неучёных и неискусных, быстро клонится к падению. Слова искажаются. Грамматика колеблется. Орфография, сия геральдика языка, изменяется по произволу всех и каждого.
А. С. Пушкин
Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью.
А.Н.Толстой
Русский язык более всех новых, может быть, способен приблизиться к языкам классическим по своему богатству, силе, свободе расположения, обилию форм. Но чтобы воспользоваться всеми сокровищами, нужно хорошо знать его, нужно уметь владеть им. Н.А.Добролюбов
По сути для интеллигентного человека дурно говорить должно считаться также неприлично, как не уметь читать и писать.
А.П. Чехов
Нет таких звуков, красок, образов и мыслей - сложных и простых, - для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения.
К. Паустовский
Обращаться с языком кое-как — значит и мыслить кое-как: приблизительно, неточно, неверно.
А.Н. Толстой
…Настоящий, сильный, где нужно – нежный, трогательный, где нужно – строгий, где нужно – страстный, где нужно – бойкий и живой язык народа.
Л.Н.Толстой
Словарь – это вся внутренняя история народа.
Н. А. Котляровский
Ни одно произнесённое слово не принесло столько пользы, сколько множество непроизнесённых.
Плутарх
Главный характер нашего языка состоит в чрезвычайной легкости, с которой все выражается в нем – отвлеченные мысли, внутренние, лирические чувствования… крик негодования, искрящая шалость и потрясающая страсть.
А.И.Герцен
Язык есть изображение всего, что существовало, существует и будет существовать - всего, что только может обнять и постигнуть мысленное око человека. А. Ф. Мерзляков
Язык есть исповедь народа,
Его душа и быт родной.
П. А. Вяземский
На столе моем книги,
Много радостных книг!
Их открыл мне учитель –
Мудрый русский язык!
Этибор Ахунов
Славяно-российский язык, по свидетельствам самих иностранцев-эстетов, не уступает латинскому ни в мужестве, греческому ни в плавности, превосходит все европейские языки: итальянский, испанский и французский, не говоря уже о немецком.
Г. Державин
Русский язык мы портим. Употребляем иностранные слова без необходимости. И употребляем их неправильно. Зачем говорить «дефекты», когда можно сказать пробелы, недостатки, недочёты? Не пора ли объявить войну употреблению иностранных слов без особой на то надобности?
В.И. Ленин
Что такое язык? Прежде всего это не только способ выражать свои мысли, но и творить свои мысли. Язык имеет обратное действие. Человек, превращающий свои мысли, свои идеи, свои чувства в язык… он также как бы пронизывается этим способом выражения.
А. Н. Толстой
Бессмертие народа – в его языке.
Ч. Айтматов
Ещё Пушкин говорил о знаках препинания. Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание. Знаки препинаний – это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться.
К. Г. Паустовский
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое Русское Слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки.
Анна Ахматова
Нет в русском языке ничего осадочного или кристаллического; всё волнует, дышит, живет.
А. С. Хомяков
Перед Вами громада — русский язык!
Н.В.Гоголь
Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.
А. И. Куприн
Язык – это брод через реку времени, он ведет нас к жилищу ушедших; но туда не сможет прийти тот, кто боится глубокой воды.
В. М. Иллич-Свитыч
Величайшее богатство народа – его язык! Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта.
М. А. Шолохов
Русский язык неисчерпаемо богат, и всё обогащается с поражающей быстротой.
М.Горький
Чем богаче язык выражениями и оборотами, тем лучше для искусного писателя. А.С.Пушкин
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное занятие по ОПК на тему: "Русская православная церковь и Отечественная война 1812 г.
Роль Русской Православной церкви в войне с Наполеоном...
Разработка внеклассного занятия по математике для учащихся специального (коррекционного) класса VIII вида «Путешествие в страну математики»
Математика, как учебный предмет , многим детям с нарушением интеллекта даётся с большим трудом. Испытывая определённые трудности, часто бывает так, что у детей пропадает интерес к данному предме...
конспект внеклассного занятия по немецкому языку для 8-х классов "Мы такие разные и мы друзья"
Занятие направлено на формирование межкультурной и страноведческой компетенции учащихся, воспитание толерантного восприятия культурных проявлений 9поведения) представителей других культур....
Презентация занятия по внеурочной деятельности по русскому языку "Проба пера" 5 класс
Предлагаю вашему вниманию презентацию занятия по внеурочной деятельности "Журналистика" "Проба пера" в 5 классе. Занятие содержит игровые моменты, задания, развивающие критическое мышление и творчеств...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Деловой русский язык" для 10 (11) классов
Курс «Деловой русский язык» разработан на основе требований к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы.Рабочая программа элективного курса «...
Внеклассное мероприятие «Интеллектуально-познавательная игра по русскому языку в 7–8 классах «О, счастливчик!»
Внеклассное мероприятие «Интеллектуально-познавательная игра по русскому языку в 7–8 классах «О, счастливчик!» с презентацией...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Трудности русского языка» (для учащихся 9 класса)
Новая форма экзамена (ГИА) является инструментом, позволяющим решать важнейшие проблемы, связанные с особой ролью экзамена в 9 классе в системе школьного образования. Во-первых, это проблема оценки ка...