Готовимся к ЕГЭ
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку по теме

В данном разделе представлены материалы по подготовке к ЕГЭ и ГИА по отдельным темам
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vtorostepennye_chleny.docx33.89 КБ
Файл glavnye_chleny_predlozheniya.docx47.57 КБ
Microsoft Office document icon leksika.doc62.5 КБ
Microsoft Office document icon ofoepiya.doc40 КБ
Microsoft Office document icon fonetika.doc85.5 КБ

Предварительный просмотр:

Второстепенные члены предложения

Второстепенными членами предложения называются все члены предложения, кроме подлежащего и сказуемого.

Второстепенные члены могут пояснять как главные, так и второстепенные члены предложения, с которыми они составляют словосочетания.

Второстепенные члены предложения могут соединяться с другими членами предложения тремя способами: согласованием, управлением и примыканием.

Согласование

способ связи, при котором зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное

с изменением форм главного слова  изменяются и формы зависимого слова

стройная берёза (ед.ч., жен. р., им. п.)

глубокое море, глубоким морем

Управление

способ связи, при  котором  зависимое слово ставится при главном слове в определённом падеже

с изменением формы главного слова форма зависимого слова не изменяется

посеять рожь (в.п.)

стал рабочим, стану рабочим, став рабочим

Примыкание

способ связи, при котором зависимое неизменяемое слово связывается с главным только по смыслу

Жить дружно, разговаривал улыбаясь, очень волноваться

По характеру значения и синтаксической роли в предложении второстепенные члены делятся на три группы: дополнения, определения и обстоятельства.

Дополнение – второстепенный член предложения, который обозначает предмет, поясняет сказуемое или другой член предложения и отвечает на вопросы косвенных падежей.

Способы выражения  дополнения

Способ выражения

Вопросы

Примеры

1.Имя существительное

взялся (за что?) за ложку

Герасим снова взялся за ложку и продолжал хлебать щи.

 2.Местоимение

подал (кому?) мне

Рабочий подал мне заявление об отпуске.

3.Имя числительное

делится (на что?) на пять

Десять делится на пять.

4.Наречие (в значении имени существительного)

не будет похоже (на что?) на сегодня

Завтра не будет похоже на сегодня.

5.Неопределённая форма глагола

прошу (о чём?) говорить

Я прошу вас говорить по существу дела.

6.Имя прилагательное (в значении имени существительного)

вспоминали (о чём?) о прошлом

Все вспоминали о прошлом.

7.Неделимое словосочетание, включающее существительное в косвенном падеже

поеду (к кому?) к отцу с матерью

На каникулы я поеду к отцу с матерью.

Дополнение, как зависимое слово в словосочетании, связывается с главным при помощи  управления (кроме тех случаев, когда в роли дополнения выступают  неопределённая форма  глагола  и  наречие, которые  примыкают к главному  слову).

Грамматические значения дополнения

Грамматические значения

Вопросы

Примеры

1.Адресат действия

кому? – дат. п.

Победителю соцсоревнования был вручён значок.

2.Объект действия

что? – вин. п.

Ещё в школе я выбрал себе профессию.

3.Орудие действия

чем? – тв. п.

Павлуша, стоя на коленях, тыкал щепкой в закипевшую воду.

4.Предмет сравнения и др.

чего? – род. п.

кого? – род. п.

Летом день длиннее ночи.

Мой брат старше сестры.

Дополнения бывают прямые и косвенные. Прямые дополнения относятся к переходным глаголам и обозначают предмет, на который направлено действие: Я сегодня поймал было  (кого?) рыбку.

Прямые дополнения выражаются винительным падежом без предлога или, реже, родительным падежом.

Родительный падеж прямого дополнения употребляется: 1) если нужно показать, что действие направлено не на весь предмет, а только на его часть: Я выпил воды (какую-то часть воды). – Я выпил воду (всю воду, которая была); 2) в некоторых случаях при отрицательном сказуемом: Я хорошо помню этот кинофильм. – Я не помню этого кинофильма; 3) при некоторых глаголах: Бояться  темноты.

Все остальные  дополнения  называются  косвенными: Семья  приготовилась (к чему?)  к  отъезду. (Д. п.)  Полученному письму (чему?) рады. (Д.п.)

Определение – второстепенный член предложения, обозначающий качества, свойства и признаки предметов и явлений. Определение отвечает на вопросы   какой? чей? который?  

Грамматические значения определения

Грамматические значения

Вопросы

Примеры

  1. Различные признаки предметов

какой?

какие?

Леса, луга поёмные, ручьи и реки русские весною хороши.

  1. Признак по принадлежности

чья?

Изба лесника состояла из одной комнаты.

Определения бывают двух видов: согласованные и несогласованные.

Определения, как зависимые слова, относятся к именам существительным.

Согласованные определения связываются с существительными согласованием, т.е. стоят в том же роде, числе и падеже: Белеет парус (какой?) одинокий

Несогласованные определения связываются с существительными по способу управления или, реже, по способу примыкания: Я буду проводить линию (какую?) партии. День (какой?) торжества наступил. Ежедневное чтение (какое?) вслух помогло мне исправить недочёты произношения.

Способы выражения определения

Определения

Способы выражения

Вопросы

Примеры

1.Согласование

1.Имя прилагательное (полное)

2.Причастие

3.Порядковое числительное

4.Местоимения, которые склоняются как прилагательные

какой? какой? какое? чей?

какие?

Здесь вижу двух озёр лазурные равнины.

Грядущие годы таятся во мгле. Побледневшее небо стало опять синеть.

На третий день пути лыжники вышли на широкую равнину.

Вижу твой жребий на светлом челе.

2.Несогласованные:

а) по способу управления

б) по способу примыкания

1.Имя существительное или местоимение в форме косвенных падежей с предлогами или без предлогов

2.Синтаксически цельное словосочетание (существительное и прилагательное)

1.Простая форма сравнительной степени прилагательного

2.Наречие

3.Неопределённая форма глагола

какая?

какой?

чьё?

какой?

какой?

какая?

какие?

какой?

Охота с ружьём и собакой прекрасна сама по себе.

Они вошли во дворик перед бараком.

Всё лицо его было невелико.

На улице раздался звон дорожного колокольчика.

В углу стоял шкаф из красного дерева. Человек высокого роста, с усами, вышел из чащи.

Одна из девушек, постарше, на меня едва обратила внимание.

Были поданы яйца всмятку.

Уже в глубокой древности люди мечтали о возможности летать по воздуху.

 Итоговая работа по второстепенным членам предложения №1.

  1. Укажите способ связи в словосочетании – управление:

а) разговаривал улыбаясь;

б) о шести книгах;

в) стану космонавтом;

г) освоение космоса;

д) стройная берёза;

е) настойчиво просить.

  1. Укажите способ связи в словосочетании – согласование:

а) каждому труженику;

б) поиск неизведанного;

в) стоял молча;

г) первые препятствия;

д) думал уйти;

е) участвовать в походе.

  1. Укажите способ связи в словосочетании – примыкание:

а) добросовестно выполнять;

б) участвовать в поиске;

в) бег на месте;

г) быть молчаливым;

д) верные друзья;

е) мой друг.

  1. Укажите, в каких предложениях выделенное слово является дополнением.

а) Мастер чинит телефон.

б) Ветер поднимает тучи пыли.

в) Буря мглою небо кроет.

г) Встретить ночь готовится природа.

  1. Найдите предложение с прямым дополнением.

а) Хозяйка жарко натопила печь.

б) Книги лежали на столе.

в) Живу, горжусь сынами.

г) Лесник шагнул через порог.

6. Укажите предложение, в котором дополнение выражено глаголом в     неопределённой форме.

а) Я начал разыскивать потерянную клюшку.

б) С самого утра мы решили заняться любимым делом.

в) Врач запретил мне читать лёжа.

г) Не стану описывать моё состояние.

7. Укажите предложение, в котором выделенное слово является дополнением.

а) Конёк режет лёд.

б) Отец подарил мне мяч.

в) Портной сшил костюм.

г) Туча закрыла полнеба.

8. Укажите предложение, в котором дополнение выражено глаголом в неопределённой форме.

а) Маленьким птичкам и маленьким деткам спать наступила пора.

б) Он наконец научил сына по часам узнавать время.

в) Почти все жители сбежались смотреть на редких гостей.

г) Для меня жить – значит работать.

9. Какое утверждение неверно?

а) Согласование – это такой способ связи, при котором зависимое слово употребляется в тех же формах, что и главное.

б) Управление – это такой  способ связи, при котором зависимое слово согласуется с главным в падеже.

в) Примыкание – это такой способ связи, при котором зависимое неизменяемое слово связывается с главным только по смыслу.

10. В каком ряду во всех словосочетаниях представлена связь согласование?

1) замечательный день, заниматься делом, выгодный контракт, по - осеннему холодно

2) безударная гласная, прочитанная книга, двадцать второй  день, моя мама

3) каждый солдат, по моему мнению, у сорок второго километра, середина пути

4) определительное местоимение, забытая вещь, рубаха навыпуск, вся команда

11.  В каком ряду во всех словосочетаниях представлена связь управление?

1) зайти на минуту, менее интересный, вынести на руках, забыть о себе

2) отметить на полях, выключить чайник, уехать далеко, заключить контракт

3) чай из Индии, бабушкин плащ, найти на чердаке, услышать в телепередаче

4) заключить под стражу, заняться делом, определить обязанности, знать обо всём

12) В каком ряду во всех словосочетаниях представлена связь примыкание?

1) совершить восхождение, передвигаться с трудом, взять с собой, долго молчать

2) пройти налево, выглянуть в окно, из нескольких источников, говорить нараспев

3) брести наугад, надолго замолчать, слишком скучно, написать по- английски

4) выяснить обстановку, слегка притихнуть, весело резвясь, ползти по-пластунски

Итоговая работа по второстепенным членам предложения №1.

(ответы)

  1. Укажите способ связи в словосочетании – управление:

а) разговаривал улыбаясь;

б) о шести книгах;

в) стану космонавтом;

г) освоение космоса;

д) стройная берёза;

е) настойчиво просить.

  1. Укажите способ связи в словосочетании – согласование:

а) каждому труженику;

б) поиск неизведанного;

в) стоял молча;

г) первые препятствия;

д) думал уйти;

е) участвовать в походе.

  1. Укажите способ связи в словосочетании – примыкание:

а) добросовестно выполнять;

б) участвовать в поиске;

в) бег на месте;

г) быть молчаливым;

д) верные друзья;

е) мой друг.

  1. Укажите, в каких предложениях выделенное слово является дополнением.

а) Мастер чинит телефон.

б) Ветер поднимает тучи пыли.

в) Буря мглою небо кроет.

г) Встретить ночь готовится природа.

  1. Найдите предложение с прямым дополнением.

а) Хозяйка жарко натопила печь.

б) Книги лежали на столе.

в) Живу, горжусь сынами.

г) Лесник шагнул через порог.

6. Укажите предложение, в котором дополнение выражено глаголом в     неопределённой форме.

а) Я начал разыскивать потерянную клюшку.

б) С самого утра мы решили заняться любимым делом.

в) Врач запретил мне читать лёжа.

г) Не стану описывать моё состояние.

7. Укажите предложение, в котором выделенное слово является дополнением.

а) Конёк режет лёд.

б) Отец подарил мне мяч.

в) Портной сшил костюм.

г) Туча закрыла полнеба.

8. Укажите предложение, в котором дополнение выражено глаголом в неопределённой форме.

а) Маленьким птичкам и маленьким деткам спать наступила пора.

б) Он наконец научил сына по часам узнавать время.

в) Почти все жители сбежались смотреть на редких гостей.

г) Для меня жить – значит работать.

9. Какое утверждение неверно?

а) Согласование – это такой способ связи, при котором зависимое слово употребляется в тех же формах, что и главное.

б) Управление – это такой  способ связи, при котором зависимое слово согласуется с главным в падеже.

в) Примыкание – это такой способ связи, при котором зависимое неизменяемое слово связывается с главным только по смыслу.

10. В каком ряду во всех словосочетаниях представлена связь согласование?

1) замечательный день, заниматься делом, выгодный контракт, по - осеннему холодно

2) безударная гласная, прочитанная книга, двадцать второй  день, моя мама

3) каждый солдат, по моему мнению, у сорок второго километра, середина пути

4) определительное местоимение, забытая вещь, рубаха навыпуск, вся команда

11.  В каком ряду во всех словосочетаниях представлена связь управление?

1) зайти на минуту, менее интересный, вынести на руках, забыть о себе

2) отметить на полях, выключить чайник, уехать далеко, заключить контракт

3) чай из Индии, бабушкин плащ, найти на чердаке, услышать в телепередаче

4) заключить под стражу, заняться делом, определить обязанности, знать обо всём

12) В каком ряду во всех словосочетаниях представлена связь примыкание?

1) совершить восхождение, передвигаться с трудом, взять с собой, долго молчать

2) пройти налево, выглянуть в окно, из нескольких источников, говорить нараспев

3) брести наугад, надолго замолчать, слишком скучно, написать по- английски

4) выяснить обстановку, слегка притихнуть, весело резвясь, ползти по-пластунски



Предварительный просмотр:

   Главные члены предложения

Подлежащее – это главный член предложения, называющий то, о чём говорится в предложении; отвечает на вопросы именительного падежа

кто? что?

Способ выражения

Выражения

Имя существительное в им.падеже

Метель надвинулась сразу.

Имя прилагательное в им.п.

Сытый голодного не разумеет.

Местоимение в им.п.

Я грамотей и стихотворец.

Числительное

Семеро одного не ждут. Трое незаметно проскользнули во двор.

Инфинитив

Готовиться к экзамену не так-то просто. Охранять природу – значит охранять Родину.

Причастие

Собравшиеся обсуждали повестку дня. Побеждают только верящие.

Наречие

Наконец пришло и послезавтра.

Служебные части речи

«Из» - это предлог. «И» - это союз. «Не, ни» - это частицы.

Междометие

В воздухе прокатилось «ура».

Словосочетания:

сущ. в им.п. + сущ. в  т.п.

мест. + сущ. в р.п.

мест. + мест.

числ. + сущ. в р.п.

Отец с сыном шли впереди.

Кое-кто из студентов не был на лекции.

Любой из нас мог решить эту задачу.

У костра сидели три мальчика. Несколько человек стояли около класса.

Неопределённо-качественное слово (много, мало, несколько, большинство) + сущ. в р.п.

Как мало нас от битвы уцелело! Большинство учащихся справились с тестами успешно.

Сказуемое – это главный член   предложения, который обозначает действие, состояние или признак предмета, названного подлежащим.

Сказуемое

        простое                                             составное

         глагольное                         глагольное              именное

Простое глагольное

Глагол в форме какого-либо наклонения

В лесу звонко пели птицы.

Составное глагольное

Вспомогательный глагол + неопределённая форма глагола

Сестра стала рассказывать о поездке.

Составное именное

Глагол-связка + именная часть

Дедушка был огорчён случившимся.

Сказуемое, выраженное одним глаголом в форме какого-либо наклонения, называется простым глагольным сказуемым.

Наклонение  глагола

Примеры

  1. Изъявительное наклонение настоящее время,

прошедшее время,

 

будущее время (простое)  будущее время (сложное)

Весеннее солнце быстро плавит и гонит талые воды с полей.

Всё зашевелилось, проснулось, запело, зашумело, заговорило.

Я к вам приду в коммунистическое далёко…

Буду петь я и радость и горе.( простое глагольное сказуемое может состоять из двух слов)

  1. Условное наклонение

О, я как брат обняться с бурей был бы рад.

  1. Повелительное наклонение

Работай, учись и живи для народа, Советской страны пионер!

Простое глагольное сказуемое может быть выражено усечённой глагольной формой междометного характера: Подруга каждая тут тихо толк подругу, и шепчут все друг другу.

В простом глагольном сказуемом лексическое и грамматическое значение выражаются одним словом.

Сказуемое, образованное из вспомогательного глагола, выражающего его грамматическое значение, и примыкающей к нему неопределённой формы, выражающей его основное лексическое значение, называется составным глагольным сказуемым.

Кроме грамматических значений наклонения, времени, вспомогательные глаголы выражают значения начала, конца, продолжительности действия, его желательности или возможности.

Значение

Вспомогательные

глаголы

Примеры

  1. Начало, продолжение и конец действия

начинать-начать, стать, принимать, приняться, продолжать, переставать-перестать, кончать-кончить

Тут силой всей народ тушить пожар принялся.

Девочка перестала плакать.

  1. Возможность или желательность действия

Мочь-смочь, уметь-суметь, хотеть-захотеть, решать-решить, собираться-собраться, стараться-постараться,желать-пожелать

Он старался казаться молодым. Он постарался побыстрее   миновать брод.

Вспомогательные глаголы: начать, стать, кончить, продолжать, хотеть, желать, мочь.

В роли вспомогательных глаголов могут выступать сочетания некоторых прилагательных (должен, рад, готов, обязан, согласен) : Я готов с вами согласиться.   и служебного глагола-связки быть в форме одного из наклонений: Он рад был бы уйти.

! Ошибки, связанные с неумением разграничивать так называемые субъектный и объектный инфинитивы. Инфинитив как особая форма глагола может, в отличие от спрягаемых глагольных форм, выступать в качестве любого члена предложения:

1.Курить – здоровью вредить.

2.Доктора запретили ему курить.

3.Его привычка курить ему повредила.

4.Он вышел покурить.

Во 2 предложении инфинитив часто включают в состав глагольного сказуемого. ! Сказуемое обозначает действие, совершаемое субъектом, т.е. подлежащим. Поэтому оба глагола – и спрягаемая часть, и инфинитив – должны обозначать действие одного и того же субъекта (лица). В таком случае инфинитив называется субъектным и входит в состав сказуемого. Если же эти глагольные формы обозначают действия разных лиц, то инфинитив называетсяся объектным (так как называет действие, совершаемое объектом) и в состав сказуемого не входит:

Он хотел учиться = он хотел, он учился.  

– Родители заставили его учиться = родители заставили, он учился.

                В первом предложении инфинитив входит в состав сказуемого, а во втором – является дополнением. В подобных предложениях объект может лишь подразумеваться:

Колючие звёзды мешают уснуть. – мешают звёзды, а спать будут люди.

Составные сказуемые бывают не только глагольные, но и именные.

Составным именным сказуемым  называется сказуемое, которое состоит из двух элементов: глагола-связки, выражающего грамматическое значение, и именной части, выражающей лексическое значение.

В составном именном сказуемом вместо вместо инфинитива используется имя (существительное, прилагательное, числительное и др.части речи, кроме глагола), а связка бывает трёх типов:

  • отвлечённая (быть);
  • полузнаменательная (стать, становиться, делаться, казаться…)
  • знаменательная (какой-либо глагол, чаще всего стоять, сидеть, расти, жить…):

составное

именное

сказуемое

был

была

казался

стал

жил

пришла

учителем

в шляпе

умным

героем

недорослем

усталая

Наиболее употребительным является глагол-связка быть:

Глагол-связка быть

Время

Наклонение

Примеры

а) нулевая связка

настоящее

изъявительное

Труд – основа жизни человека.

Защита Отечества есть священный долг каждого гражданина.

б) был

прошедшее

Весна была весною даже и в городе.

в) будешь

будущее

После окончания училища брат будет слесарем.

г) будь

повелительное

Будь наш, привыкни к нашей доле.

д) был бы

условное

Вот если бы он был работником, то знал бы цену каждой копейке.

Этот тип сказуемого труден для выделения по нескольким причинам. Во-первых, связку быть следует отличать от глагола  быть, имеющего два значения:

  • «находиться»: Я была в библиотеке;
  • «иметься»: У меня была интересная книга.

При такой семантике сказуемое простое глагольное.

Во-вторых, при знаменательной связке составное именное сказуемое учащиеся часто смешивают с простым глагольным:

составное именное

простое глагольное

Лес стоит праздничный, нарядный.

Отец и мальчики сидят без неё  голодные.

Он пришёл с работы раздражённый.

Дом стоит на перекрёстке.

Все сидят на своих местах.

Он пришёл с работы поздно.

! В составном именном сказуемом глагол-связка употребляется с ослабленным лексическим значением, поэтому его можно опустить или заменить связкой отвлечённой:

Лес стоит праздничный. – Лес праздничный. – Лес был праздничный.

  В таких сказуемых основное лексическое значение заключено в именной части, которую часто можно заменить глаголом:

Отец и мальчики сидят без неё голодные. – Отец и мальчики голодают.

  Чаще всего именная часть составного сказуемого  выражается именем прилагательным, именем существительным и кратким страдательным причастием.

Способы выражения именной части составного сказуемого:

Способ выражения

Примеры

1.Имя прилагательное

Ночь была лунная и холодная. Медведь был велик, стар, космат.

2.Имя существительное

Точность и краткость – вот первые достоинства прозы.

3.Краткое  страдательное причастие

Брови её были сдвинуты, губы сжаты, глаза глядели прямо и строго.

4.Имя числительное

Я был третьим по списку. Два да пять будет семь.

5.Местоимение

Вишнёвый сад теперь мой. Книга была моя.

6.Наречие

Ей туфли будут впору.

7.Синтаксически цельное словосоч.

Вечером море было чёрного цвета.

В настоящее время глагол-связка чаще всего отсутствует. В этом случае связка называется нулевой. (Слово – серебро, молчание – золото.)

       Между подлежащим и сказуемым при отсутствии связки

тире ставится, если

тире не ставится, если

  1.  Существительное в им. п. – существительное в им.п.:

Москва – столица России.

  1. Числительное – числительное:

Два и два – четыре.

  1. Числительное – существительное в им.п.:

Два – чётное число.

  1. Инфинитив – инфинитив:

Жить – Родине служить.

  1. Существительное в им.п. – инфинитив:

Наша цель – получить знания.

  1. Перечисленные выше случаи с частицами перед сказуемым (вот, это, значит, это значит):

Понять – значит простить.

  1. Если между подлежащим и сказуемым, выраженными сущ. в им.п., есть связка:

Зло есть качество прирождённое.

  1. Если перед сказуемым стоит отрицание не:     Бедность не порок.
  2. Если в роли связки выступают сравнительные союзы  словно, будто, точно, как, вроде как, всё равно что:

Облака словно сказочные чудовища.

  1. Если между подлежащим и сказуемым стоит вводное слово, иногда наречие, союз, частица:

Риск, как известно, дело благородное; Иванов теперь известный писатель; Март только начало весны.

  1. Если перед сказуемым стоит относящийся к нему второстепенный член предложения:

Пётр мне друг.

  1. Если сказуемое предшествует подлежащему:

Прекрасный человек Иван Иванович!

  1. Если подлежащее выражено личным местоимением, а сказуемое – именительным падежом существительного:

Он хороший музыкант.

Итоговая работа по теме «Главные члены предложения» №1.

 Метель надвинулась сразу.

 Семеро одного не ждут.

 Трое незаметно проскользнули во двор.

 Он постарался  побыстрее   миновать брод.

 Готовиться  к экзамену не так-то просто.

 Охранять природу – значит охранять Родину.

 Отец и мальчики сидят без неё  голодные.

«Не, ни» - это частицы.

Сытый голодного не разумеет.

Я  грамотей и стихотворец.

 Побеждают только верящие.

 Наконец пришло и послезавтра.

 «И» - это союз.

 В воздухе прокатилось «ура».

 Собравшиеся обсуждали повестку дня.

 Отец с сыном шли впереди.

 Кое-кто из студентов не был на лекции.

 Любой из нас мог решить эту задачу.

 У костра сидели три мальчика.

 Как мало нас от битвы уцелело!

 Большинство учащихся справились с тестами успешно.

 Тут силой всей народ тушить пожар принялся.

  Девочка перестала плакать.

  «Из» - это предлог.

  Он старался казаться молодым.

    Он постарался  побыстрее   миновать брод.

     

    Доктора запретили ему курить.

    Его привычка курить ему повредила.

   

    Колючие звёзды мешают уснуть.

   

   

  Труд – основа жизни человека.

  Защита Отечества есть священный долг каждого гражданина

  Весна была весною даже и в городе.

  После окончания училища брат будет слесарем.

 

  Несколько человек стояли около класса.

  Будь наш, привыкни к нашей доле.

  Вот если бы он был работником, то знал бы цену каждой копейке.

  Лес стоит праздничный, нарядный.

  Он пришёл с работы раздражённый.

Итоговая работа по теме «Главные члены предложения» №2.

  1. Найдите предложение, в котором подлежащее выражено словосочетанием.

А. Маленькая гостиная была неуютной.

Б. Наше завтра будет прекрасно.

В. Мы с Аликом принялись за работу.

Г. Прямо к станции летит тройка удалая.

  1. Укажите предложение  с простым глагольным сказуемым.

А. Он собирается заниматься в новой спортивной школе.

Б. Стану сказывать я сказку.

В. Я буду учителем в вашей школе.

Г. Я буду строить новый дом.

  1. Найдите предложение с составным именным сказуемым.

А. Он был высокого роста.

Б. Я готов с вами поспорить.

В. Я был рад помочь вам.

Г. Вы должны трудиться.

  1. Укажите неверное утверждение.

Тире между подлежащим и сказуемым при нулевой связке:

 а) ставится, если перед сказуемым стоят слова  это, значит, вот;

 б) не ставится, если перед сказуемым стоят слова  будто, словно, как;

 в) ставится, если перед сказуемым стоит частица  не;

 г) может ставиться, если подлежащее – личное местоимение.

  1. Найдите предложения, в которых нужно поставить тире между подлежащим и сказуемым.

А. Жизнь прекрасна и удивительна.

Б. Жизнь прожить не поле перейти.

В. Жизнь как сон.

Г. Сердце не камень.

Д. Читать  это  не только узнавать факты.

Е. У сильного всегда бессильный виноват.



Предварительный просмотр:

Лексика

Слово – основная значимая единица языка. Совокупность всех слов языка составляет его лексику.

Лексикология – раздел науки о языке, изучающий словарный состав языка.

В лексикологии изучаются слова с точки зрения их лексического значения, употребления и происхождения.

Слова в языке служат для обозначения конкретных предметов, признаков предметов, действий, признаков действий, количества.

То, что обозначает отдельное слово, является его лексическим значением. Например: есть предмет «мост» и есть слово   мост, обозначающее этот предмет. Его лексическое значение: «сооружение для перехода, переезда через реку, овраг, железнодорожный путь».

Слова с точки зрения количества значений

Однозначные                                                                    

                                                                                         

(фиолетовый –  

        

        

На употреблении слова не в прямом, а в переносном значении основаны многие стилистические приёмы, придающие яркость и выразительность нашей речи. Эти приёмы называются тропами.

Метафора – переосмысление значения слова на основе сходства явлений или их признаков: медведь (неуклюжий человек). Близка сравнению, но в отличие от него более лаконична: волосы, как копна – копна волос.

Разновидностью метафоры является олицетворение (стилистический приём, с помощью которого неодушевлённые предметы,явления природы предстают в образе человека или другого живого существа: Улыбнулась солнцу сонная земля.

Метонимия - переосмысление значения слова на основе смежности понятий, их связи (Не то на серебре – на золоте  едал – связь между предметом и материалом, из которого он изготовлен).

Синекдоха – замена названия целого названием какой-либо его части или наоборот: И слышно было до рассвета, как ликовал француз

. – переосмысление значения слова по количественному признаку.

Эпитет- троп, выступающий в предложении в роли определения или обстоятельства образа действия. Это определение, придающее речи выразительность: Тихие долины полны свежей мглой. Эпитетом может быть метафора или метонимия. Вся комната янтарным блеском озарена – метафорический эпитет. Идёт – гудёт зелёный шум – метонимический эпитет.

Гипербола – это образное словоупотребление, преувеличивающее какое-либо явление, признак или действие с целью усиления впечатления.

        

        

2 часть

Метафора (греч. – перенос). Употребление слова в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений. «Дворянское гнездо» (прямое значение слова гнездо – «жилище птицы», переносное – «человеческое сообщество»), крыло самолёта (ср.: крыло птицы), золотая осень (ср.: золотая цепь).

В отличие от двучленного сравнения, в котором приводится и то, что сравнивается, и то, с чем сравнивается, метафора содержит только второе, что создаёт компактность и образность употребления слов.

Метафора простая. Метафора, построенная на сближении предметов или явлений по одному какому-либо общему у них признаку. Нос корабля, ножка стола, заря жизни, говор волн, град пуль, закат пылает, льётся речь.

Метафора развёрнутая. Метафора, построенная на различных ассоциациях по сходству. Вот охватывает ветер стаи волн объятьем крепким и бросает их с размаха в дикой злобе на утёсы, разбивая в пыль и брызги изумрудные громады.

Метафора лексическая (мёртвая, окаменевшая, стёртая). Слово, в котором первоначальный метафорический перенос уже не воспринимается. Стальное перо, стрелка часов, дверная ручка, лист бумаги. Выделяют следующие  типы омонимов: полные и неполные (частичные) лексические омонимы, омофоны, омоформы, омографы.

Лексические омонимы полные – слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению : лавка (скамья) – лавка (магазин); кормовой (находящийся на корме) – кормовой (служащий для корма). У омонимов неполных совпадают не все формы : бор (химический элемент) – бор (зелёный), но это слова одной части речи.

Омофоны – слова, одинаково звучащие, но имеющие различное написание. Луг – лук, плод – плот, род – рот, труд – трут, тушь – туш.

Омоформы – слова, совпадающие в своём звучании лишь в отдельных формах (той же части речи или разных частей речи).) Вожу (от водить – вожу (от возить); стих (стихотворение) – стих (от стихнуть); три (числительное) – три (от тереть); шагом (от шаг) – шагом (наречие).

Омографы  - слова, совпадающие при написании, но имеющие различное ударение. Замок (дворец) – замок (дверной); мука (мучение) – мука (продукт); уже (от узкий) – уже (наречие).

Омонимы нередко используются в художественной литературе как стилистическое средство, усиливающее выразительность речи, создающее возможности для игры слов, построенной на столкновении их различных лексических значений:

Слово звучит

Над разбуженным краем:

- Свет добываем!

Свет добываем!

Сёлам, и школам,

И сельсовету.

И всему свету!

И всему свету!

Синонимы – это слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но отличаются друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи.

Синонимы абсолютные. Слова, полностью совпадающие по значению и употреблению, с возможным расхождением в сочетаемости. Бегемот – гиппопотам. Языкознание – языковедение.

Синонимы идеографические. Синонимы, различающиеся оттенками значения. Горячий, жаркий, жгучий, знойный, обжигающий, палящий. Скорый, быстрый, проворный, стремительный. Робкий, несмелый, боязливый, трусливый.

Синонимы стилистические. Синонимы, совпадающие по значению, но различающиеся принадлежностью к различным стилям речи, эмоционально-экспрессивной окраской, степенью употребительности и т.п. Лицо – рожа (второе слово просторечное). Лоб – чело, наказание – возмездие, строитель – зодчий (второе слово принадлежит к высокой лексике). Палец – перст, руки – длани, щёки – ланиты, напрасно – вотще, вместе – вкупе (второе слово устаревшее, поэтическое).

Синонимы контекстуальные. Слова, сближающиеся своими значениями в условиях контекста. Весёлый, добродушный смех; душная, гнетущая темнота; гордый, храбрый вид; пустынный, неприветливый дом; суровый, упрямый старик; тяжёлое, злое чувство; хриплый, придушенный голос.

Богатство синонимов в русском языке даёт возможность избегать однообразия речи, устранять в ней неоправданные повторения одинаковых слов. Синонимы служат также для уточнения мысли, для усиления выразительности речи.

Антонимы – это слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением.

Особенно много антонимов среди прилагательных, выражающих понятия качества (хороший – плохой), различные ощущения (твёрдый – мягкий, сладкий – горький), психологических оценок (добрый – злой, храбрый – трусливый), возраста (молодой – старый) и т.д.

Аналогичные значения противоположности могут выражать имена существительные (добро – зло, жизнь – смерть, лето – зима), глаголы (работать – отдыхать, любить – ненавидеть), наречия (рано – поздно, здесь – там).



Предварительный просмотр:

Орфоэпия – это совокупность правил литературного произношения звуков и звукосочетаний, правил постановки ударения.

Основные правила русского литературного произношения.

Произношение гласных звуков:

Основной особенностью рус. лит. произношения в области гласных является их разное звучание в ударном и безударном слогах при одинаковом написании. В безударных слогах гласные подвергаются редукции. Существуют два типа редукции – количественная (когда уменьшается долгота и сила звука: эти) и качественная (когда в безударном положении изменяется сам звук: вода [вада]).

В произношении ряда слов возникают трудности из-за неразличения в печатном тексте букв е и ё. это служит причиной частых произносительных ошибок. Рекомендуется запомнить два ряда слов:

а) с буквой е, на месте которой звучит [э]: афера, бесхребетный, блеф, бытие, гололедица, головешки, гренадер, дебелый, житие, иноплеменный, небытие, недоуменный, опека, оседлый, преемник, правопреемник, слежка, современный, ярем, ячменный.

б) с буквой ё, на месте которой звучит [о]: безнадёжный, берёста, вёдер, гравёр, жёлч, жёлчный, издёвка, коммивояжёр, ксёндз, манёвры, наёмник, осуждённый, внесённый, переведённый, приведённый, осётр, побасёнка, полёгший, привёзший, прнёсший, скабрёзный, скурпулёзный, ремённый, смётка, шёрстка, щёлка.

   В некоторых парах слов различное значение сопровождается разным звучанием ударного гласного [о] или [э]: истекший (срок) – истёкший (кровью), оглашенный (кричит как оглашенный) – оглашённый (указ), совершенное (пение) – совершённое (открытие), крестный (ход) – крёстный (отец).

Произношение некоторых согласных:

  1. Вместо ч в словах конечно, скучно, яичница, пустячный, скворечник, девичник, прачечная, тряпочный, тряпичник, что, чтобы, ничто произносится [ш].

! нечто и съёмочный – [ч].

Произношение отдельных грамматических форм:

В произношении буквенных аббревиатур воспроизводятся закреплённые в литературном языке названия букв русского алфавита:         МГУ [эмгэу], РФ [эрэф], КНР [каэнэр], КПРФ [капээрэф]. Лишь в редких случаях нормативно закреплено отступление от этого правила: ФРГ [фээргэ], США [сэшэа], КГБ [кэгэбэ]. Необходимые рекомендации даются в Словаре сокращений.

Произношение заимствованных слов:

  1. В устной речи определённые трудности вызывает произнесение в заимствованных словах твёрдого или мягкого согласного перед буквой е. В большинстве таких случаев произносится мягкий согласный: академия, бассейн, берет, бежевый, брюнет, вексель, вензель, дебют, девиз, декламация, декларация, депеша, инцидент, комплимент, компетентный, корректный, музей, патент, паштет, Одесса, тенор, термин, фанера, шинель.
  2. В других словах перед е произносится твёрдый согласный: адепт, аутодафе, бизнес, вестерн, вундеркинд, галифе, гантель, гротеск, декольте, дельта, денди, дерби, де-факто, де-юро, диспансер, идентичный, интернат, интернационал, интернировать, карате, каре, кафе, кашне, кодеин, кодекс, компьютер, кортеж, коттедж, кронштейн, мартен, миллиардер, модель, модерн, морзе, отель, партер, патетика, полонез, портмоне, поэтесса, резюме, рейтинг, реноме, супермен, тест, темп.
  3. В заимствованных словах с двумя (и более) е нередко один из согласных произносится мягко, а другой сохраняет твёрдость перед е : бретелька [ретэ], генезис [генэ], реле [рэле], кафетерий [фетэ], реноме [ре;мэ], энтогенез [генэ].
  4. Ненормативным  является смягчение согласных перед е в словах: лазер, компьютер, бутерброд, интенсивный, интервал.
  5. Твёрдый [ш] произносится в словах парашют, брошюра. В слове жюри произносится мягкий шипящий [ж`].

Ударение.

Ударение – это выделение одного из слогов с большей силой при произнесении слова.

Словесное ударение в русском языке харктеризуется  разноместностью (может стоять на любом слоге и любой части слова: новости, наука, обучение, буржуазия) и подвижностью ( в разных грамматических формах может переходить с одного слога на другой: голова, голову).

  1. Самостоятельные и служебные слова (предлоги, союзы и частицы) имеют одно словесное ударение, составляя единое по звучанию фонетическое слово: за горой, не пришла; под гору, на пол.
  2. Сложные слова, а также слова  с приставками анти-, меж-, около-, контр-, сверх-, супер-, экс- и др. могут иметь, кроме основного, побочное (или второстепенное) ударение. Побочное ударение находится ближе к началу слова, а основное – ближе к концу слова: клятвопреступление, контратака, околоземный, профорганизация, стройотряд. Но среди сложных слов много и одноударных: предвоенный, самостоятельный, автомашина, общежитие.

Правильный выбор места ударения в слове имеет большое значение в работе в работе над культурой устной речи.

1) имена нарицательные:

Агент, агрономия, апокриф, апостроф, асимметрия, баловать(ся), бармен, бесовщина, благовест, бравурный, бряцание, валовые, вероисповедание, вечеря, генезис, гротесковый, грунтовые, дефис, диоптрия, догмат, духовник, жалюзи, жерло, завидно, знамение, иконопись, иконописец, исчерпать, каталог, катарсис, каучук, кладовая, клобук, колосс, коллапс, коклюш, крашение, кремень, кухонный, маркетинг, мастерски, мессия, мимикрия, многочасовые, мусоропровод, намерение, недвижимость, недреманное (око), ненецкий, несказанно, неуставные (отношения), нефтепровод, новорождённый, обеспечение, облегчить, ободрить, образованщина, односоставное, оптовый, осведомиться, отзыв (на рукопись), отзыв (депутата), откупорить, отчасти, памятуя, плато, повторённый, подростковый, предвосхитить, принудить, разгосударствление, санитария, скроенный, созыв, сосредоточение, средства, столяр, сторицей, страховщик, торги, танцовщица, тотем, углубить, украинский, упрочение, факсимиле, феерия, феномен, фетиш, ходатайство, христианин, ценовая, шасси, щавель, языковая (норма), языковая (колбаса).

!Во многих словах наблюдаются колебания в постановке ударения: джинсовый и джинсовый, заиндевелый и заиндевелый, комбайнер и комбайнёр, петля и петля, творог и творог, августовский и августовский, ракушка и ракушка, насторожённый и настороженный.

     2) имена собственные:

Бальмонт, Воронцова – Дашкова, Капица, Сальвадор Дали, Пикассо, Анадырь, Балашиха, Кижи, Ставропольский край.

! В некоторых именах собственных допустимо вариативное ударение: Ньютон и Ньютон, Рембрант и Рембрант, Линкольн и Линкольн, Дэвид Копперфилд и Давид Копперфилд.

3. Перенос ударения на предлоги.



Предварительный просмотр:

Фонетика – раздел науки о языке, в котором изучаются звуки языка, ударение, слог. Необходимо иметь чёткое представление о соотношении буквы и звука, и не смешивать эти понятия.

Звук является наименьшей единицей устной речи, звуки мы произносим и можем их услышать. Но мы не всегда используем устную форму коммуникации и часто прибегаем к помощи письма, минимальной единицей которого является буква. Буквы мы пишем и видим (воспринимаем визуально). Таким образом, буквы являются знаками, используемыми для отображения на письме звучащей речи.

На практике эти единицы и понятия часто смешивают, что выражается в неправильном их названии.

Русский алфавит

Буква

Название буквы

Буква

Название буквы

Буква

Название буквы

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

а

бэ

вэ

гэ

дэ

е

ё

жэ

зэ

и

и краткое

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

ка

эль

эм

эн

о

пэ

эр

эс

тэ

у

эф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ы

Ь

Э

Ю

Я

ха

цэ

че

ша

ща

твёрдый знак

ы

мягкий знак

э

ю

я

Звуки выполняют в языке важную различительную роль: они создают звуковую оболочку слов и тем самым помогают отличать слова друг от друга. Слова различаются количеством звуков, из которых они состоят, набором звуков, последовательностью расположения звуков.

Различение слов по количеству звуков

Отличие в наборе звуков

Отличие в последовательности звуков

Полное несовпадение звуков

различие в одном звуке

различие в двух и более звуках

сыпь – осыпь

ворона – воронка

сор – сорт

порт - спорт

лимон – лиман

задор – забор

тоска – доска

поток - потёк

снег – смех

урок – крот

столб – лобик

загар - затор

топор – ропот

куст – стук

нос – сон

баржа - жабра

школа – ученик

сом – белуга

грач – щегол

слива - крыжовник

Звуки образуются в речевом аппарате при выдыхании воздуха. К речевому аппарату относятся гортань с голосовыми связками, ротовая и носовая полости, язык, губы, зубы, нёбо. В речевом аппарате выдыхаемый воздух проходит через гортань между напряжёнными голосовыми связками и через ротовую полость, которая при этом может менять свою форму. Так образуются гласные звуки. Они состоят только из голоса. Выдыхаемый воздух может встретить преграду в ротовой полости в виде смычки или сближения органов речи и выйти либо через рот, либо через нос. Так образуются согласные звуки. Они состоят из шума, а некоторые – из голоса и шума.

Гласные звуки

В русском языке 6 гласных звуков: [а] [о] [у] [э] [и] [ы]

В русском языке есть буквы, которые могут обозначать 1 или 2 звука:

     

              `Э        

Е                         лес [лс]      ель [л`]

               jЭ

              `О

Ё                          мёд [мт]    ёлка [лка]

               jО

              `У

Ю                        тюль [тл`]   юла [ла]

               jУ

              `А

Я                           пять [пт`]   ярмарка [рмарка]

               jА

Согласные звуки

твёрдые                  мягкие                  звонкие                глухие

Парные и непарные по звонкости/глухости

Парные согласные

Непарные согласные

звонкие

глухие

только звонкие

только глухие

[б]  [б`]

[в]  [в`]

[г]  [г`]

[д]  [д`]

[ж]

[з]  [з`]

[п]  [п`]

[ф]  [ф`]

[к]  [к`]

[т]  [т`]

  [ш]

[с]  [с`]

[й]  [л]  [л`]

[м]  [м`]  [н]

[н`]  [р]  [р`]

[х]  [х`]

[ц]  [ч`]

  [щ`]

Парные и непарные согласные по твёрдости/мягкости

Парные согласные

Непарные согласные

твёрдые

мягкие

только твёрдые

только мягкие

[б]

[в]

[г]

[д]

[з]

[к]

[л]

[м]

[н]

[п]

[р]

[с]

[т]

[ф]

[х]

[б`]

[в`]

[г`]

[д`]

[з`]

[к`]

[л`]

[м`]

[н`]

[п`]

[р`]

[с`]

[т`]

[ф`]

[х`]

[ж]  [ш]  [ц]

[ч`]  [щ`]  [й`]

Фонетические процессы

В русском языке одна и та же буква может обозначать разные звуки («в» обозначает [в] – вокруг, [в`] – весело, [ф] – кров, [ф`] – кровь.

Это обусловлено фонетическими процессами, которые происходят со звуками в связной речи. Такие чередования называются позиционными, так как они зависят от позиции звука в слове. Основные процессы: уподобление и закон конца слова.

Уподобление – из двух рядом стоящих согласных последующий звук всегда уподобляется предыдущему по признакам:

- глухости (оглушение звонкого согласного перед глухим): серёжечка – серёжка [с`ир`ошка]

- звонкости (озвончение глухого согласного перед звонким): сделать [зд`элат`]

- мягкости (смягчение твёрдого согласного перед мягким): степь [с`т`эп`]

! смягчаются чаще всего зубные согласные з и с.

- по месту и способу образования (замена двух согласных одним – долгим шипящим или ц и ч): сшить [шыт`]; смеяться [см`иjаца].

Уподоблению по звонкости/глухости могут подвергаться только парные согласные, так как один звук заменяется другим из пары.

Закон конца слова заключается в том, что звонкие парные согласные на конце слов оглушаются: пирог [п`ирок].

Между звучащей речью и орфографической записью нет прямого соответствия ( произносим [вада], а пишем вода. Устную речь в соответствии со звучанием отражает лишь специальная запись – транскрипция.

Основные правила транскрипции:

В транскрипции:

1. Звук, слово, часть слова заключается в квадратные скобки – [ ]. Текст записывается так, как он произносится.

2. Мягкость согласного звука обозначается запятой справа вверху от буквенного знака: лямка – [л`амка].

3. Долгота согласного звука обозначается горизонтальной чертой над буквой: ванна – [вана].

4. Знаком [j] обозначается согласный звук  «й».

Фонетический разбор слова

План разбора.

  1. Слоги, ударение.
  2. Гласные звуки: ударные и безударные; какими буквами обозначены.
  3. Согласные звуки: звонкие и глухие; твёрдые и мягкие; какими буквами обозначены.
  4. Количество звуков и букв.

Образец разбора.

Устный разбор

Письменный разбор

ельник

В слове ельник два слога –ель- и –ник-, ударным слогом является –ель-.

Гласные звуки: [э] ударный, [и] безударный.

Согласные звуки:[j] – звонкий, мягкий; [л`] – звонкий, мягкий; [н`] – звонкий, мягкий; [к] – глухой, твёрдый.

В слове ельник 6 букв, 6 звуков.

ель-ник

 е – [j] –согласный, звонкий, мягкий,

    – [э] – гласный, ударный,

 л – [л`] –согласный,звонкий,

 ь –

 н – [н`] – согласный, звонкий,

 и – [и] – гласный, безударный,

 к – [к] – согласный, глухой, твёрдый,

6 букв, 6 звуков.

Итоговая работа по «Фонетике» №1

  1. Укажите, какие буквы названы верно:

а) б – бэ;             е) м – мэ;

б) в – вэ;              ж) н – нэ;

в) г – гэ;               з) п – пэ;

г) к – кэ;               и) р – рэ;

д) л – лэ;               к) х – хэ.

  1. Укажите слова, в которых произношение расходится с написанием:

     а) лодка;               д) что;

     б) дом;                  е) цыган;

     в) друг;                 ж) шутка;

     г) глотка;              з) случай.

  1. Найдите звонкие согласные:

а) [в]; б) [д]; в) [ц]; г) [ж]; д) [щ]; е) [ч].

  1. Укажите глухие согласные:

а) [м]; б) [х]; в) [й]; г) [р]; д) [з]; е) [б].

  1. Найдите слова, в которых буквы  я,ю,е,ё  обозначают два звука:

а) каюта;                д) клюв;

б) ясный;               е) боец;

в) вьюга;                ж) мера;

г) сяду;                   з) лён.

  1. Укажи слова, в которых букв столько же, сколько и звуков:

а) ночь;                  д) съезд;

б) явь;                    е) рассечь;

в) чтобы;                ж) солнце;

г) съесть;                з) честный.

7. В каком ряду фамилии расположены строго в алфавитном порядке?

  1. Уфимцева, Ухов, Чижов, Шариков, Шапошникова.
  2. Чижов, Уфимцева, Ухов, Шариков, Шапошникова.
  3. Ухов, Уфимцева, Шапошникова, Шариков, Чижов.
  4. Уфимцева, Ухов, Чижов, Шапошникова, Шариков.

  1. В каком слове произносится звук [з]?

1) сдача;           2) позже;          3) мороз;            4) резкий.

  1. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква е?

  1. к распустивш..йся сирен.., об улыбающ..мся сынишк..;
  2. на предыдущ..м конкурс.., в осыпающ..йся хво..;
  3. на цветущ..й вишн.., о дальнейш..м намерени..;
  4. последн..й встреч..й, с развевающ..мся знамен..м.

  1. В каком слове произносится гласный [а]?

1) впечатление;      2) приятель;      3) выяснить;       4) обычай.

  1. В каком слове количество букв и звуков совпадает?

1) приют    2) съесть     3) смеются       4) грустный

  1. В каком слове звуков больше, чем букв?

1) мясо          2) ярлык        3) коляска     4) сказка

  1. В каком слове букв больше, чем звуков?

1) гений         2) влиять        3) кольцо      4) наряд

  1. В каком слове произносится звук [т`]?

1) трудно       2) отдать       3) находка           4) молотьба

14. В каком слове все согласные звуки мягкие?

1) щадить      2) заняться         3) ценить             4) щёлкать

 15. В каком слове при произношении происходит озвончение согласного звука?

      1) экзамен       2) подвиг           3) сквозняк          4) смеяться

      16. В каком ряду все слова состоят из 7 звуков?

     

  1. воробьи, перешьют, поставь
  2. объедки, уязвить, обжечься
  3. увлечься, мальчонка, съешьте
  4. маячить, разрежьте, бурьян

17. В каком ряду все слова имеют только мягкие согласные звуки?

  1. безмятежность, утешение, комментарий
  2. бюллетень, часики, десятилетие
  3. съешьте, по-щучьему, отличаешься
  4. режьте, сербряный, прищемит

   

 Итоговая работа по «Фонетике» №2

1.Укажите, какие буквы названы верно:

а) с - сэ;               е) ф - эф;

б) в – вэ;              ж) н – нэ;

в) г – гэ;               з) п – пэ;

г) к – кэ;               и) р – рэ;

д) л – лэ;               к) х – хэ.

2.Укажите слова, в которых произношение расходится с написанием:

     а) сходка;               д) чтобы;

     б) дом;                  е) цыган;

     в) круг;                 ж) шутка;

     г) глотка;              з) солнце.

3.Найдите звонкие согласные:

а) [л]; б) [д]; в) [н]; г) [ж]; д) [щ]; е) [ч].

4.Укажите глухие согласные:

а) [м];   б) [х];   в) [й];   г) [т];   д) [з];   е) [б].

5.Найдите слова, в которых буквы  я,ю,е,ё  обозначают два звука:

а) заюшка;            д) ключ;

б) якорь;               е) боеголовка;

в) вьюга;               ж) мерка;

г) сяду;                  з)клён.

6.Укажи слова, в которых букв столько же, сколько и звуков:

а) дочь;                д) разъезд;

б) яр;                    е) рассечь;

в) что;                  ж) солнце;

г) съесть;             з) несчастный.

7.В каком слове произносится звук [з]?

1) сказка;           2) сбить;          3) скользить;          4) скользко.

8.В каком слове произносится гласный [а]?

1) хоккей;         2) рябит;           3) часы;              4) язык.

9.В каких словах количество букв и звуков совпадает?

1) улыбаться        2) съесть         3) подъезд          4) вьюга

10.В каких словах звуков больше, чем букв?

1) мясо          2) язык        3) явление     4) сказка

11.В каких словах букв больше, чем звуков?

1) живёшь         2) влиять        3) кольцо      4) грустная

12.В каком слове произносится звук [т]?

1) футбол       2) смеётся       3) отгородился           4) походка

13. В каком ряду во всех словах нет звука  [з]?

  1. брызжет, зарево, синтез      
  2. зимний, перебежчик, гвоздь
  3. близко, скользить, развитие
  4. зеркало, визжать, сделать

 14. В каких словах при произношении происходит озвончение глухого согласного звука?

      1) экзамен       2) порог           3) верёвка          4) сделать

15. В каких словах при произношении происходит оглушение звонкого согласного звука?

  1. серёжка    2) подвиг   3) пряжка   4) смеяться

     16. В каких словах при произношении происходит смягчение

     твёрдого     согласного звука?

  1. степь    2)  гвоздь     3) сделать     4) вокруг

     17. В каких словах присутствует закон конца слова?

  1. звонок      2) порог      3)  залог    4) лямка

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Готовимся к ЕГЭ

Опыт консультации к ЕГЭ по теме "КУЛЬТУРА". презентация+конспект+дидактические материалы...

Готовимся к ГИА

Варианты диагностической работы 9 класса...

Готовимся к ЕГЭ, 11 класс

2 варианта контрольной работы в форме ЕГЭ для учащихся 11 класса...

Урок-практика: "Создание фотоколлажа с использованием готового шаблона фоторамочки в программе Adobe Photoshop"

Данная цель урока  - научить ребят  использовать возможности графического редактора AdobePotoshop; сформировать  знания, умения и навыки в работе с фоторамочкой, инструментом движения выделенного фраг...

Готовимся к ЕГЭ. Классификация ошибок.

Презентация подробно рассказывает обо всех видах ошибок, которые допускаются в изложениях и сочинениях. Приведены примеры....

Готовимся к ЕГЭ по литературе

Даны материалы для подготовки к ЕГЭ...

Урок русского языка. 10 класс, тема "Комплексный анализ текста. Готовимся к ЕГЭ".

Урок русского языка. 10 класс, тема "Комплексный анализ текста. Готовимся к ЕГЭ". Цели:формирование навыков правильного выделения проблем исходного художественного текста и обучение комментирован...