Урок развития речи
план-конспект занятия по русскому языку (8 класс) по теме
Урок русского языка в 8классе. Подготовка к сочинению по картине Ф. Васильева "Мокрый луг". Дана интеграция с литературой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_razvitiya_rechi.zip | 2.24 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка в 8 классе.
1. | ФИО (полностью) | Селиванова Галина Геннадьевна |
2. | Место работы | МБОУ «Яренская средняя общеобразовательная школа» |
3. | Должность | Учитель русского языка и литературы |
4. | Предмет | Русский язык |
5. | Класс | 8 |
6. | Тема и тип урока | «Природы щедрая душа». ( Урок развития речи) |
7. | Базовый учебник | Русский язык: учебник для 8класса общеобразовательных учреждений /С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов и др. /М. : Просвещение, 2011. |
Цели и задачи урока:
Образовательные:
- пробудить интерес к личности и творчеству художника Ф.Васильева;
- учить художественному видению окружающего мира через чтение картины Ф.Васильева «Мокрый луг»;
- закрепить навыки и умения работы с текстом, выделения и роли изобразительно-выразительных средств языка;
- выявить роль односоставных предложений в тексте;
- закрепить навыки орфографической и пунктуационной зоркости на примере данного текста.
Развивающие:
- способствовать созданию поисково-творческой атмосферы при выполнении заданий по анализу текста;
- развивать устную и письменную речь, исследовательские навыки учащихся при описании картины;
- создать условия для сравнительно-сопоставительного анализа пейзажей И.Шишкина и
Ф. Васильева;
- развивать литературно-творческие способности учащихся.
Воспитательные:
- воспитывать умение учащихся видеть и понимать прекрасное на примере пейзажей Ф.Васильева;
- способствовать становлению нравственных качеств учащихся (любви к природе, к родному краю);
- дать возможность почувствовать единство человека и природы, увидеть в живописи, музыке и слове красоту природы, а значит, и мира; помочь учащимся присоединиться к её божественной гармонии.
Методы и приёмы работы на уроке:
- нетрадиционная и дифференцированная форма опроса учащихся,
- исследовательский метод,
- репродуктивный метод подачи материала,
- метод эвристической беседы;
- создание и решение проблемных ситуаций на уроке.
Формы реализации методов:
- презентация, самостоятельная и групповая работа с текстом, творческая работа.
Технологические особенности:
- урок с применением информационно-компьютерных технологий,
- урок индивидуальной работы группы учащихся (11 человек) на компьютере в программе « Microsoft Word».
Ход урока « Природы щедрая душа».
- Организационный момент. Объявление темы и цели урока.
2. Вступительное слово учителя:
Природа- это зеркало души человека. Тот, кто умеет наблюдать природу, не может не любить её. Но тот, кто живет в гармонии с природой, поистине счастливый человек, потому что только ему природа открывает свои тайны, свою душу. Об этом ярко сказал известный русский поэт Ф. И. Тютчев
(Учитель начинает презентацию урока. Появляются 1-3 слайды) :
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
Природа- неисчерпаемый источник вдохновения для поэтов, композиторов и художников. Нотами, кистью, словом каждый из них создаёт свой пейзаж. Главное - уметь читать его, слышать и видеть.
Сегодня на уроке мы будем учиться этому, чтобы красота природы и поэзии открылась нам.
Удивительно трогательно умел передать душу природы малоизвестный нам русский художник Федор Александрович Васильев. На его пейзажи мы смотрим с особым чувством восхищения, радости и грусти, что из жизни он ушел совсем молодым.
Что бы ни изображал художник, мы всегда чувствуем, что его волнует, чем живет его душа. Давайте убедимся в этом.
3. Подготовительная беседа.
Учащиеся просматривают презентацию о художнике, начиная с 4 по 19 слайд.
Остановим своё внимание на картине « Мокрый луг».
Современники отмечали, что живопись Ф.Васильева близка поэзии Ф. Тютчева.
Перед вами два стихотворения этого поэта.
Неохотно и несмело Солнце смотрит на поля- Чу, за тучей прогремело, Принахмурилась земля. Ветра теплого порывы, Дальний гром и дождь порой… Зеленеющие нивы Зеленее под грозой. Вот пробилась из-за тучи Синей молнии струя- Пламень белый и летучий Окаймил ее края. Чаще капли дождевые, Вихрем пыль летит с полей, И раскаты громовые Все сердитей и смелей. Солнце раз ещё взглянуло Исподлобья на поля, И в сияньи потонула Вся смятенная земля.
| Как весел грохот летних бурь. Когда, взметая прах летучий, Гроза нахлынувшею тучей Смутит небесную лазурь. И опрометчиво- безумно Вдруг на дубраву набежит- И вся дубрава задрожит Широколиственно и шумно… Как под незримою пятой Лесные гнутся исполины. Тревожно ропщут их вершины, Как совещаясь меж собой,- И сквозь внезапную тревогу Немолчно слышен птичий свист, И кой-где первый желтый лист, Крутясь, слетает на дорогу…
|
Прочитаем эти стихотворения вслух.
Какие строки, на ваш взгляд, созвучны пейзажу Ф. Васильева « Мокрый луг»?
А что лично вы, ребята, чувствуете после грозы? Поделитесь своими впечатлениями.
Таким образом, мы с вами убеждаемся, что чувства художника, поэта и наши с вами очень похожи.
4. Работа в группах по картине « Мокрый луг».
( Первая группа учащихся (11 человек) самостоятельно работает на компьютерах в программе «Microsoft Word». Смотри приложение №1 к уроку).
Вторая группа учащихся работает по картине «Мокрый луг» под руководством учителя.
Вернемся к 11 слайду.
Раннее утро. Рассвело. Робкая заря глядится в гладь озерца. За покатыми холмами чуть румянится край неба. Зато ближе клубятся, ползут косматые, тяжелые тучи. С грозной торопливостью несутся они и сталкиваются, ещё слышны раскаты грома- все в картине полно движения, все живет и дышит. Тени облаков скользят по влажной земле, по клочкам травы, кустам мокрого луга, темнеющим кронам деревьев.
Привольно. Свежо. Легкий дымок тумана скрывает дали… Пейзаж живет.
Работа с текстом:
- Прочитайте данный текст.
- Определите тип речи текста.
- Назовите словосочетания, которые помогают увидеть пейзаж Фёдора Васильева.
- Как называется этот троп?
- Придумайте и запишите свои примеры эпитетов, разглядывая картину.
- Понять, что пейзаж живет, нам помогает олицетворение. Что мы называем олицетворением? Найдите в тексте олицетворения и выпишите их в тетрадь.
- Особую стройность тексту придают безличные предложения. Найдите их и прочитайте. Почему эти предложения вы отнесли к безличным?
- Какими безличными предложениями вы передадите своё впечатление от картины? Запишите их в тетрадь.
- Вспомните, что мы называем метафорой? Видите ли вы метафоры в этом тексте? С какой целью автор употребил метафоры?
- Обратите внимание, как красиво звучит лексический повтор в этом тексте ( Всё в картине полно движения, всё живет и дышит). Попробуйте в домашней работе использовать такой приём.
5. Рефлексия. Итог урока:
Итак, мы с вами убедились, что всё в природе красиво и гармонично, а художники и поэты помогают нам увидеть это. Читая любимые поэтические строки, рассматривая полотна художников, слушая музыку, мы представляем свой пейзаж. Мы проникаемся настроением автора, будь то восхищение красотой и радостью ли легкая грусть. Помните слова Ф. Тютчева: Не то, что мните вы, природа,
Не слепок, не бездушный лик-
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
Домашнее задание:
Представьте, что вы побывали в Москве в Третьяковской галерее и увидели настоящую, написанную рукой Ф. Васильева, картину. Вам захотелось рассказать о ней другу, маме, бабушке или ещё кому-нибудь. Передайте свои впечатления от картины Фёдора Васильева
« Мокрый луг», используя разные виды односоставных предложений.
Вы все разные. Каждый из вас думает и чувствует по-своему. В сочинении важно, чтобы вы описали свои мысли и чувства, как вы воспринимаете картину.
Приложение №1 к уроку.
Задание для первой группы.
Прочитайте текст. Вместо пропусков вставьте подходящие по смыслу эпитеты. Попробуйте переделать двусоставные предложения в односоставные.
Выпишите из текста три олицетворения. (Дополнительное задание для тех, кто справится с первыми заданиями).
С первого взгляда "Мокрый луг" располагает к себе зрителя простотой и привычностью мотива. Художник изобразил всего лишь омытый дождем мокрый луг под … небом, несколько деревьев вдали да бегущие по … траве тени гонимых ветром туч.
В глубине широкой низины высятся два … дерева. Далеко за ними, в сизой дымке леса, проступает полоска неба. Вдоль низины тянется обрывистый косогор, а впереди блестит болотистая заводь с топкими берегами.
Уходит… гроза, но небо еще кипит и бурлит. С …. торопливостью несутся и сталкиваются … тучи, еще слышны раскаты …грома. Все в картине полно движения, все живет и дышит: и гнущиеся под порывами ветра деревья, и подернутая рябью вода, и небо. Особенно небо, которое противопоставлено на полотне … тучам, еще низвергающим потоки дождя на лес… .
Ответы ребят первой группы.
С первого взгляда "Мокрый луг" располагает к себе зрителя простотой и привычностью мотива. Художник изобразил всего лишь омытый дождем мокрый луг под огромным небом, несколько деревьев вдали да бегущие по сырой траве тени гонимых ветром туч.
В глубине широкой низины два больших ветвистых дерева. Далеко за ними, в сизой дымке леса, проступает полоска неба. Вдоль низины тянется обрывистый косогор, а впереди блестит болотистая заводь с топкими берегами.
Уходит страшная гроза, но небо еще кипит и бурлит. С суровой торопливостью несутся и сталкиваются косматые тучи, еще слышны раскаты страшного грома. Все в картине полно движения, все живет и дышит: и гнущиеся под порывами ветра деревья, и подернутая рябью вода, и небо... Особенно небо, проникнутое типично Васильевским настроением, которое противопоставлено на полотне злым тучам, еще низвергающим потоки дождя на лес, виднеющийся вдали.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Система работы по развитию речи детей с нарушением интеллекта ( на уроках развития речи).
Матриал могут использовать учителя начальных классов школ всех видов....
Урок развития речи в 6 классе. Стили речи.Официально-деловой стиль речи.
Урок развития речи в 6 классе. Стили речи. Официально-деловой стиль речи. Материал урока позволяет повторить известные учащимся сведения о стилях речи, формировать умения различать стили речи....
Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс
Методическая разработка на заочный районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....
Конспект урока по развитию речи. Тема: "Значение музея художника А. С. Ларионова для проведения уроков развития речи учащихся".
Главная цель данного урока научить писать сочинение-описание на материале картины А. С. Ларионова. Задачи урока:обучающие:– формировать умение строить текст в определённой композиционной форме;–...
"Наш дар бессмертный - речь": русские поэты о языке и речи (урок развития речи в 9 классе)
Жанр урока - урок - исследование. На уроке основным приёмом работы становится многоплановая работа со словом , текстом. Учителем использован коммуникативно- деятельностный подход к обучени...
Конспект урока развития речи в 5 классе по теме «Стили речи. Разговорная и книжная речь»
Урок знакомит учащихся с разговорным и книжным (в частности научным) стилями речи; выявляет признаки разговорной и книжной речи; показывае особенности языковых средств разговорного стиля речи. восспит...
Выступление на методическом объединении. Развитие описательно – повествовательной речи учащихся 5-6 классов II отделения школы для слабослышащих и позднооглохших детей на уроках развития речи.
Выступление на методическом объединении.Развитие описательно – повествовательной речи учащихся 5-6 классов II отделения школы для слабослышащих и позднооглохших детей на уроках разви...