Словообразование. Занятие №1 элективного курса по русскому языку в 11 классе.
презентация к уроку по русскому языку (11 класс) по теме

Борисова Наталья Ивановна

Занятия элективного курса № 1, №2, №3. Словообразование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Словообразование № 1.286.87 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

словообразование Занятие элективного курса № 1 Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 39 г. Брянска Борисова Н.И.

Слайд 2

Что такое словообразование Лексический состав языка постоянно пополняется. И не только за счёт заимствований из других языков, как кому-то может показаться.

Слайд 3

Например, вместе с компьютерами в мир пришло слово компьютер, которое было заимствовано русским языком из английского: computer . Это слово быстро стало широкоупотребительным и уже в русском языке по правилам нашего словообразования от него были образованы другие новые слова: компьютер→компьютерный , →компьютерщик, →компьютеризация Значит, для образования новых слов у языка есть собственые внутренние механизмы. Их изучает словообразование.

Слайд 4

Значит, для образования новых слов у языка есть собственные внутренние механизмы. Их изучает словообразование. Не удивляйся: термин словообразование употребляется в разных значениях: 1) процесс образования слов в языке; 2) раздел языкознания, эти процессы изучающий.

Слайд 5

Производная и производящая основы Производное слово – это слово, основа которого образована от другой основы и мотивирована ею. Мотивирована - значит, связана с ней по смыслу и объясняется, толкуется ею. Домик – это маленький дом (связь по смыслу) Домик ← дом (слово домик образовано от основы дом с помощью суффикса - ик , производная основа: домик ) Следовательно: слово домик производное, а слово дом нет.

Слайд 6

Производящая основа – основа, ближайшая по форме и смыслу к производной основе: весна→весенний , конфет а→ конфетка. При образовании сложных и составных слов у них бывает две производящие основы: вод (вода) и воз (возить)→ водовоз или комбинация производящих основы и слова: жёлт (жёлтый) и красн ый→ жёлто-красный .

Слайд 7

Производная основа образована от производящей. Если в современном языке у слова не определяется производящая основа, то слово непроизводное. Это слова, которые не образованы от других слов: весна, там, около .

Слайд 8

Средства словообразования Средство словообразования - это то, с помощью чего образуются слова. Природа словообразовательных средств различна. К ним относятся: словообразовательные морфемы специальные операции с основой слова Природа средств различна, но предназначение у них схожее: служить для образования одних слов от других.

Слайд 9

Словообразовательные морфемы - это приставки, например: за-, на-, до- пере- в словах записать, написать, дописать, переписать суффиксы, например: - тель -, - ик -, - онок - в словах писатель, садик, медвежонок

Слайд 10

Cпециальные операции с производящей основой или несколькими основами - это особые действия, которые позволяют образовывать слова без участия приставок и суффиксов, к примеру, такими операциями являются: сложение основ: дымоход, водопровод сращение основ: труднодоступный, малопонятный сокращение основы: спец, комп и некоторые другие.

Слайд 11

При образовании слов могут использоваться одно или сразу несколько средств. Например, при образовании слов бездомный, справа, по-нашему использованы одновременно и приставки, и суффиксы.

Слайд 13

Внимание: На иллюстрации видно, что бессуффиксный способ словообразования отличается от других. Во многих учебниках об этом способе не сказано ничего: авторы его не выделяют. Однако в КИМах ЕГЭ этот способ учитывается. Поэтому в нашу схему бессуффиксальный способ включён, но его особое место среди прочих, безоговорочно выделяемых всеми авторами учебников, отмечено пунктиром. И в дальнейшем, на других иллюстрациях такая линия покажет, что элемент содержания вызывает разные интерпретации. У ряда авторов встречается термин бессуффиксальный .

Слайд 14

Способ словообразования – сам процесс образования производной основы от производящей основы. Способ определяется в зависимости от средства словообразования. Возможна комбинация разных способов.

Слайд 15

Понятия: средство и способ словообразования - разные, эти термины следует различать и употреблять правильно. При этом важно понимать, что способ словообразования определяется в зависимости от используемого средства. Например, если средством является суффикс, то способ суффиксальный, если приставка, то приставочный, если суффикс и приставка вместе, то приставочно-суффиксальный. Названия же операциональных средств и способов словообразования совпадают. У слова нефтепровод средство словообразования - сложение основ, способ словообразования - тоже сложение основ. Не удивляйся этому. Таким образом лингвисты подчеркивают своеобразие операциональных средств, их особой природы.

Слайд 16

Для русского языка характерны различные способы словообразования: Приставочный : образование слов с помощью приставок: посмотреть←смотреть , пригород←город , недорого← дорого Суффиксальный : образование слов с помощью суффиксов: вторник←второй , выдумщик←выдумать (усечение основы), заборище←забор Приставочно-суффиксальный : образование слов с помощью приставок и суффиксов: подоконник←окно , втихаря←тихо (усечение основы), затенить←тень Бессуффиксный ( бессуффиксальный ): выход ← выходить, высь ← высокий

Слайд 17

Сложение : соединение частей основ разных слов: лесостепь, диван-кровать Сложение в сочетании с суффиксацией : головоломка, вагоноремонтный Сращение : долгоиграющий, быстрорастворимый Сокращение основы : зав, зам Аббревиация, то есть образование сложносокращённых слов: РФ, МГУ, зарплата, военком Изменение части речи : больной, столовая

Слайд 18

Частотно образование слова сопровождается явлениями, которые облегчают взаимоприспособление производящей основы и словообразующего средства: приставки, суффикса, корня. Чередование гласных и согласных , например: дорога→дороженька (чередование г//ж ) Вставки интерфикса - соединительного элемента, служащего фонетической связкой при сложении основ, например: пар+ ходить (усечение основы)→пар о ход Усечение производящей основы : катать→кат+ок (суффикс глагольной основы –а при образовании нового слова усечен) Эти явления нужно уметь заметить и прокомментировать.

Слайд 19

тест В паре слов осень - осенний основа осень является производной или производящей? Производной Производящей 2

Слайд 20

Как называется основа нового слова, образованного от другой основы? Производной Производящей 1

Слайд 21

Как называется основа слова, от которого образовано новое слово? Производной Производящей 2

Слайд 22

Сколько производящих основ у слов газопровод, нефтепровод ? Одна Две Три 2

Слайд 23

Сколько производящих основ у слов бледно-голубой, темно-серый ? Одна Две Три 2

Слайд 24

Сколько производящих основ у слова серо-буро-малиновый ? Одна Две Три 3

Слайд 25

Сколько производящих основ у слова МГУ ? Одна Две Три 3

Слайд 26

Как называется процесс образования производной основы от производящей? Способ словообразования Средство словообразования 1

Слайд 27

Являются ли средством словообразования словообразовательные морфемы? Да Нет 1

Слайд 28

Являются ли средством словообразования специальные операции с производящей основой ( или производящими основами)? Да Нет 1

Слайд 29

Как называется способ образования слов с помощью приставки и суффикса? Приставочный Суффиксальный Приставочно-суффиксальный 3

Слайд 30

Какое фонетическое явление наблюдается при образовании слова рученька от слова рука ? Вставка интерфикса Усечение основы Чередование согласных 3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «11 класс по подготовке к ЕГЭ» Всего – 17 часов. Автор: Учитель русского языка и литературы СОШ № 23 Лебедкова Любовь Михайловна

  Актуальность проведения данного курса несомненна, так как надо серьёзно подготовиться к новому типу испытаний-ЕГЭ.    Чтобы успешно сдать экзамен, необходимо многокр...

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «9 класс по подготовке к ГИА» Всего – 17 часов. Автор: Учитель русского языка и литературы СОШ № 23 Лебедкова Любовь Михайловна

ГИА – это новая форма итогового контроля,  определенный рубеж в изучении курса русского языка. Актуальна  в связи с переходом учащихся в старшее звено, является объективным основанием ...

Буклет Элективный курс по русскому языку 9 класс "Лабиринты языка"

  Выучить все правила очень трудно, ещё труднее применять их напрактике. Правила должны быть не самоцелью, а своеобразной «нитью Ариадны» в лабиринтах языка. Важно воспринимать языкне как ...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку 11 класс «Ловушки ЕГЭ. Подготовка к сдаче ЕГЭ по русскому языку»

     Авторская программа элективного курса «Ловушки ЕГЭ. Подготовка к сдаче ЕГЭ по русскому языку» построена  на принципах обобщения и систематизации учебного материала...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку 9 класс «Подготовка к ОГЭ по русскому языку»

Программа подготовки к  государственной итоговой аттестации по русскому языку  рассчитана на обучающихся девятых классов, получивших базовые умения владения орфографией и пунктуацией в...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку, 11 класс, 34 часа «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку: Теория и практика написания сочинения»

Программа элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку: Теория и практика написания сочинения» по подготовке к Единому Государственному экзамену по русскому языку  рассчитана...

Элективный курс по русскому языку, 10 класс «ПРАКТИКУМ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ»

Элективный курс по русскому языку, 10 класс «ПРАКТИКУМ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ». Для подготовки к ЕГЭ...