Правописание личных окончаний глаголов.
план-конспект урока по русскому языку на тему

Олейник Марина Вячеславовна

Конспект урока на закрепление знаний по правописанию глаголов с безударными личными окончаниями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon spryazhenie_glagolov_4_klass.doc49 КБ
Office presentation icon sryazhenie_glagolov.ppt708.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Спряжение глаголов. Закрепление.

Цели: 1. Закрепление знаний  учащихся по теме «Правописание  личных  окончаний глаголов в настоящем и будущем времени».

 2. Совершенствовать  умения определять время глагола, изменять глаголы по временам.

3. Развивать орфографическую зоркость, устную и письменную речь, внимание, мышление.

4. Воспитывать интерес к предмету, умение слушать и слышать себя, товарища, учителя.

Оборудование: учебник «Русский язык 4 класс» Климанова, текст на карточках для индивидуальной работы, презентация, Сказка Г.Х.Андерсена « Свечи» для домашней работы .

 

1. Организационный момент.Рефлексия.

Я пришла на  урок с хорошим настроением, т.к урок русского языка – мой любимый урок, и я стараюсь привить эту любовь и вам. К нам пришли  гости поприветствуйте их, поделитесь с ними своей улыбкой.

      Откройте тетради запишите число, классная работа.

Актуализация знаний.

Однажды одной части речи предложили ответить на вопросы анкеты.

Послушайте вопросы и ответы и подумайте о какой части речи идёт разговор.

-Что вы любите больше всего?

Я люблю действовать.

- Что вы больше всего не любите?

Я не люблю предлоги и известную всем частицу.

-Что вы можете сказать о своей роли в речи?

Могу сказать, что без меня предметы лишь названья.

А я приду -  всё в действие придёт.

Какая же часть речи могла так о себе говорить? (глагол)

- Что мы знаем о глаголе?

П. Словарная работа. Слайд 2

- Сейчас  словарная работа, а поможет нам в этом игра «Куча мала».

- Выпишите слово, обозначающее предмет, который каркает, летает, ворует всё блестящее (ворона). 

- Выпишите слово, обозначающее предмет, который носят, марают, стирают, гладят (костюм).

- Выпишите слово, обозначающее предмет, который садят, копают, варят (картофель).

- Выпишите слово, обозначающее предмет, который сторожит, лает, кусает (собака).

- Выпишите слово, обозначающее предмет, который сеет, пашет, боронит (трактор).

- Поставьте ударение, подчеркните непроверяемую безударную гласную.
- Что вам помогло правильно найти слово? (слова действия предметов) Проверьте правильность написания словарных слов.
Слайд 3

Скажите, почему в некоторых глаголах пропущены буквы в окончаниях? (окончания безударные их нужно проверять)

Ш. Сообщение темы урока.

Если вы расшифруете запись, то определите тему нашего урока.

Слайд 4

Спряжение глаголов.

Сегодня мы закрепим свои знания по определению спряжения глаголов.

Слайд 5

- А что такое спряжение? ( изменение глаголов по лицам и числам)

- Зачем нужно знать спряжение глаголов? (чтобы правильно писать безударные личные окончания глаголов)

А сейчас давайте вернёмся к нашим глаголам запишем их и объясним какие гласные пишутся в их окончаниях.

Слайд 6

Карка…т
лета…т  
вору…т
ла…т
куса…т
се…т
паш…т

- Как определить нужную букву? (поставить в неопределённую форму)

Слайд 7

Внимание на экран Портрет Петра первого и картофеля.

- Что вы видите?

Какая между ними связь?

 Картофель привёз в Россию Пётр 1 из Голландии.

А знаете ли вы, что картофель голландцы и французы назвали «земляным яблоком». Итальянцы называли его – Тартуфель, а немцы – картуфель,  но первое его имя было ПАПА. Так называли его на родине в Южной Америке индейцы.

А сейчас прочитайте текст, который лежит у вас на партах. 

Пустой слайд

- О чём он?

- Что интересного вы узнали из этого текста?

- Выпишем из него все глаголы, которые требуют проверки в окончаниях и определим в какой форме они употреблены в тексте.

У детей текст на парте.

Картофель привёз в Россию Пётр 1 из Голландии. Этот овощ является важнейшим источником витамина С. Его используют для лечения разных болезней. Картофельный сок помогает при лечении ангины. Настой из ростков клубней помогает восстанавливать зрение. Горячий картофель в мундире вылечит кашель. Картофель называют вторым хлебом. Из него готовят невероятное количество разнообразных блюд. Это настолько популярный продукт, что его едят практически во всех странах мира.

ЯВЛЯЕТСЯ …- наст.в., ед.ч., 3 лицо, 1 спр.

ПОМОГАЕТ…- наст.в., ед.ч., 3 лицо, 1 спр.

ВЫЛЕЧИТ…- буд.в., ед.ч., 3 лицо, 2 спр.

Вы уже знаете, что картофель называют в народе вторым хлебом. Хотя во времена Петра 1 его сначала выращивали из-за красивых цветов и считали несъедобным. Женщины украшали свои шляпки соцветиями от этого растения. Сейчас же ни один обед не обходится без этого овоща.

Назовите самое любимое ваше блюдо из картофеля.

Давайте попробуем составить алгоритм приготовления картофельного пюре использовать будем только глаголы.

-что нужно сделать сначала, чтобы приготовить пюре?

помыть почистить порезать  посолить отварить растолочь

Работаем в парах. Первый вариант записывает глаголы в неопределённой форме, а 2 вариант в ед. числе, 2 лице, определите спряжение.

Запишите эти глаголы в правильном порядке приготовления.

 Слайд 8 для проверки.

А как будет глагол помыть в форме настоящего времени, 3 лица, ед.числа., выделите окончание .  моет (можно одному ученику записать на доске и объяснить окончание)

- Почему окончание –ЕТ?

Посолить в форме будущего времени, 3 лица, ед.числа. – посолит

- Почему окончание – ИТ?

 Работа с пословицами.

О картофеле или картошке так называют её в народе сложено много пословиц и поговорок.

Слайд 9 Прочитайте. Как понимаете эту пословицу?

Ешь картошку и хлеб - проживёшь до ста лет. (картошка и хлеб это самая здоровая пища и если у тебя есть картошка т хлеб ты никогда не будешь голодным)

Свинье дали картошки, а она просит апельсинов. (когда человек не ценит, то что имеет)

Картошку копать не руками махать. (не лёгкое это дело картошку копать)

Любовь не картошка не выбросишь в окошко.

Назовите пословицы, в которых есть глагол употреблённый в форме

Прошедшего времени, (Свинье дали картошки, а она просит апельсинов)

Будущего времени, (Любовь не картошка не выбросишь в окошко.

Ешь картошку и хлеб - проживёшь до ста лет. )

Неопределённой формы. (Картошку копать -  не руками махать.)

Запишите любую пословицу, которая вам больше понравилась и выделите (подчеркните) все изученные орфограммы над глаголами укажите спряжение.

Физминутка Встаём.Я вам задаю вопросы, а вы показываете движением и отвечаете словами ВОТ ТАК.

- как живёшь?

- как идёшь?

- а бежишь?

-ночью спишь?

-как плывёшь?

Как берёшь?

-а даёшь?

- Как молчишь?

- А грозишь?

- Как сидишь?

Запишите глаголы,  которые мы использовали в физминутке.

- Чем похожи все эти глаголы? (они все употреблены в настоящем времени, во 2 лице, ед.числа)

 Определите спряжения

Уважают и почитают картофель не только в России. Утверждают собственный ежегодный праздник, создают музеи, устанавливают памятники, пишут стихи и песни. Не каждому овощу такая честь.

Частушка.

Ой, спасибо, Петр Первый,
Что картошку нам привез.
А то ели бы доныне
Только репу и овес.

Загадка.

Под землей птица гнездо свила, яиц нанесла.

Запишем загадку в тетрадь. Под диктовку. Какое задание можем выполнить с данным предложением? Выполним синтаксический разбор предложения.

Объясните знаки препинания в предложении.

Что можете сказать о глаголах в этом предложении.?

Ода картошке.

Картошка полезна всем людям на свете:

Больным и здоровым, и взрослым и детям.

Картошка спасала, картошка кормила,

Картошка – доступна: и вкусно, и мило

Картошкой насыщены кушанья наши

Мы любим картошку, не рыбу и каши.

Печёной, варёной бывает картошка,

Её можно много и можно немножко.

Кто любит покушать, кого ждёт диета.

В оладьях и чипсах, пюре и котлетах.

И в борщ, и в солянку, в уху и в жаркое

А если в поход, так картошка святое

В подвале картошка, в стихах и в фольклоре

Поют про картошку и в соло и в хоре.

В застолье семейном, на лоне природы

Картошке - хвала, дифирамбы и оды

 Слайд 10,11 Итоговый тест. А сейчас проверим наши знания.

Выберите правильный ответ и запишите в тетрадь.

 Домашнее задание.

- Дома я вам предлагаю прочитать  сказку Г.Х.Андерсена « Свечи»

Выписать из этого текста 5 глаголов и определить спряжение.

- О чём нужно помнить, при выполнении домашнего задания?

(глаголы должны быть в настоящем или будущем времени)

Итог урока  Слайд 12    Конец Слайд 13


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский язык. 5 класс. Презентация к уроку по теме "Правописание личных окончаний глаголов"

Презентация к уроку "Правописание личных окончаний глаголов"...

Закрепление темы «Правописание личных окончаний глаголов». 5 кл

Урок русского языка в 5 кл.,  воспитывающий культурный аспект олимпизма и паралимпизма...

Тест по теме "Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени"

Тест состоит из 10 заданий с множественным выбором ответа. После выполнения заданий учащийся сразу может  увидеть свои результаты....

Урок-практика. Правописания личных окончаний глаголов.

Тема "Правописание личных окончаний глагола" закрепляется в курсе учебной практики "Трудные вопросы орфографии". На занятии отрабатываются навыки грамотного письма, формируется орфографическая зоркост...

Конспект урока по русскому языку в 7 классе "Правописание личных окончаний глаголов 3 лица единственного и множественного числа"

Правописание личных окончаний глаголов 3 лица единственного и множественного числа...

Открытый урок для обучающихся 1 курса СПО по теме: «Глагол. Правописание личных окончаний глагола».

Открытый урок для обучающихся 1 курса СПО  по теме : "Глагол. Правописание личных окончаний глагола" (технологическая карта)....